Игорь Малышев, mk.ru, 4 декабря
ГУЛАГ подстерегает нас на каждом шагу. Бросается с лаем сторожевого пса с газетных страниц, скалится с театральных афиш, следит холодным оком сериального НКВДшника с экрана телевизора, цепляет ржавой колючей проволокой со страниц книг. С середины восьмидесятых нам изо дня в день рассказывали про репрессии, аресты, лагеря и расстрелы. Нагромоздили целые горы вранья пополам с правдой, полуправдой, мифами и откровенной чушью. В итоге разобраться в реальном положении дел обычному человеку очень трудно, если вообще возможно. Разброс мнений огромный. Кто-то говорит о сотнях тысяч жертв репрессий, кто-то - о десятках миллионов. Кто-то считает, что все они были в основном невинные, кто-то уверен, что большинство получило по заслугам. У кого-то в роду есть репрессированные и сгинувшие в лагерях, кто-то в праведном негодовании восклицает: "Какие массовые репрессии?! Ни у меня, ни у моих знакомых не было ни друзей, ни родственников, прошедших сталинские тюрьмы!" У каждого свой взгляд и своя правда. Но я хотел бы поговорить не о том, кто прав, а кто нет. Дело в том, что как минимум у двух поколений сформирован некий условный рефлекс. Весь социалистический период жизни страны, все семьдесят лет намертво привязаны к этому короткому, гулкому, как тюремный коридор, слову "ГУЛАГ". Семидесятилетний, очень неоднородный, страшный и прекрасный период жизни огромной страны вогнали, как в гроб, в пять букв. Можно было бы назвать это исторической памятью, если бы это не походило на обычное оболванивание. В результате тридцатилетней массированной атаки у существенного числа людей, как у собак Павлова, выработался рефлекс - при словах "коммунизм" и "социализм" у них на автомате выскакивает ответ: "ГУЛАГ". Не Гагарин, олимпийский мишка, великие стройки, космос и бесплатное образование ассоциируются у них со словом "советский", а аббревиатуры КГБ, ЧК, НКВД. Не БАМ перед глазами встает, а километры колючей проволоки, "опутавшие страну сверху донизу". Не список нобелевских лауреатов от СССР, а расстрельные списки. В общем и целом задача, поставленная в начале перестройки, успешно выполнена. Попробуйте представить себе современную книгу о тридцать седьмом годе, в которой не упомянуты репрессии, и у вас сразу возникнет ощущение "исторической недостоверности". А ведь в тридцатые годы было много очень интересного. Выросло целое поколение, на условные сигналы отвечающее положенным "гав" - простите, "ГУЛАГ". Причем такая ситуация не только у нас, в России. Режимы, обосновавшиеся на обломках Советского Союза, могут лаяться друг с другом по любым поводам, но в отношении к общему прошлому проявляют редкостное единодушие. Наше прошлое - тюрьма, нищета, смерть… В некоторых странах присутствует свой колорит, как, например, "голодомор" на Украине. "Передовые" белорусы тоже не прочь приобщиться к этой "культуре" и охотно тиражируют истории о миллионах погибших от голода в Белоруссии. В Казахстане, кстати, тоже был свой "голодомор", и в последние годы появляются памятники этому событию. В Астане, Павлодаре, Алма-Ате… Повторюсь, я не собираюсь оспаривать ни сам факт голода, ни цифры погибших. Я обращаю внимание на то, как с шулерской ловкостью десятки советских лет привязали к одному-двум трагическим эпизодам. Больше, чем один-два, использовать, кстати, не рекомендуется. Чтобы человек в случае чего не выбирал из множества вариантов, а отвечал четко и с оловянной ясностью в глазах. И дело тут не в сердобольности наших "хозяев жизни", которым принадлежат рупоры, изо дня в день напоминающие нам об "ужасах коммунизма". Не в том, что у них болят некие неизбывные раны. Волны Колымы не стучат в их сердца, отнюдь. И лагерная пыль не ест глаза. "Хозяевам жизни" не интересны ни сотни тысяч, ни гипотетические десятки миллионов жертв ГУЛАГа сами по себе. Зато "господа" кровно заинтересованы в том, чтобы сохранить за собой и потомками все "отжатое" за постсоветские годы. По этой причине слова "социализм" и "советский" вызывают у них реакцию сродни панической атаке, и лучшей гарантией благосостояния наших нуворишей будет, если и мы тоже станем испытывать подобную реакцию. Если в каждую голову посадить виртуальную сторожевую собаку, которая станет взрываться оглушительным лаем, едва заслышав об СССР или Октябрьской революции, это будет лучшей защитой их собственности. И ради такой "святой" цели они не пожалеют ни сил, ни средств. Нужно, чтобы обыватель даже и подумать не мог, будто "заводы-газеты-пароходы" могут быть не частной, а общественной собственностью, что капитализм в принципе не самый лучший строй, а капиталистическая демократия не самая демократическая. И если у кого-то есть сомнения, значит, он собирается вернуть нас обратно в ГУЛАГ. Очень удобно. В основе риторики, с помощью которой разрушали СССР, лежали те же "краеугольные" слова: "тюрьма", "голод", "репрессии"… Сейчас поколение старых антисоветчиков сходит со сцены, но дело их процветает. Новое поколение подхватило эстафету у Солженицына и перестроечного "Огонька" и выдает на-гора книги и сериалы про лагеря, подвалы и забрызганные кровью сапоги НКВДшников. Персоналии из списка "Форбс" благодарны вам, молодая поросль, не сомневайтесь. Даже если вы уверены, что боретесь с тоталитаризмом, вы боретесь за их собственность. Откройте на досуге означенный журнал, познакомьтесь с реальными бенефициарами вашей деятельности. Именно их вы защищаете, когда доказываете, что социализм и коммунизм насквозь преступны. Для обитателей списка эти формации, несомненно, преступны. Поскольку не будь в России капитализма, не было бы у "элиты" ни миллиардов, ни замков, ни яхт… И еще не было бы ситуации, когда Россия по количеству долларовых миллиардеров находится на пятом месте в мире, а по уровню доходов на душу населения расположилась в пятом десятке. И каждый седьмой житель страны живет за чертой бедности. Хотя, мне кажется, народу, который на слова "социализм" и "коммунизм" инстинктивно отвечает "ГУЛАГ", нет смысла жаловаться и ждать поблажек от текущего строя. Ведь олигархи и их СМИ давно все объяснили: капитализму нет альтернативы, так? Значит, капиталу, по большому счету, ничего не угрожает, и он волен вести себя как вздумается. И значит, правильно, что деньги превыше человека. Капитализм ведь, да? Безальтернативен, так? А тот, кто пытается говорить, что человек выше денег, что интересы социума выше интересов капитала, тот зовет нас обратно в тюрьмы и казематы, из которых нас вывели Ельцин и Солженицын. Развитие общества при капитализме определялось и определяется тем, что выгодно капиталу. Куда деньгам выгодно двигаться, где им комфортнее. В шестидесятые годы все были уверены, что сейчас человечество рванет в космос. Люди грезили новыми планетами, световыми скоростями, галактиками… А потом выяснилось, что больших дивидендов капиталу это не принесет, и ему гораздо выгоднее осваивать иные направления, ту же отрасль IT, например. И космос немедленно отошел на второй, а то и на третий план. Ничего принципиально нового в космической отрасли за последние полвека не произошло. А ведь это могло бы стать прорывом. И в первую очередь - прорывом в развитии психологии человека, в его ощущении своего места в мире и Вселенной. Казалось, настал момент, когда распахнется окно в космос, и туда уйдут вся та духота, смрад и ненависть, которую накопили люди за тысячелетия проживания в замкнутом пространстве своей планетки. Люди ждали чуда из космоса. Но быстро выяснилось, что "чудо" капиталу невыгодно. И космический проект притормозили. По большому счету, если бы мировой капитал задался целью, он мог бы уже завтра накормить всех голодных и вылечить почти всех больных на планете. Но это невыгодно. Потому что голодные голодают именно потому, что у них нет денег на еду. И больные часто больны оттого, что не могут найти средств на лечение. А даром, как известно, только дети смеются. Лечиться и есть достойны лишь платежеспособные. Можно было бы дать бесплатное высшее образование каждому, кто обладает достаточным интеллектом и тягой к знаниям. Можно. Но зачем? И кто будет оплачивать этот "пир духа"? Да и кому нужно такое количество развитых и образованных людей? Уж точно не капиталу. Социализм же и коммунизм как идеи важны прежде всего тем, что главной их целью является развитие человека и социума, а не приращение капитала. Когда говорят, что будет хорошо капиталу, будет хорошо и социуму, лукавят, если не сказать - врут. Каждый олигарх понимает, что если будет плохо социуму, частный капитал вообще могут отменить, как это сделали в 1917-м. "Человеческое лицо" капитализма - вынужденная гримаса. Когда к власти в России пришли большевики, капиталистический мир не на шутку испугался и принялся спешно задабривать рабочих: вводить восьмичасовой рабочий день, разрабатывать систему социальной защиты, давать избирательные права женщинам и т.д. Элитам пришлось экстренно сокращать свои аппетиты и делиться правами. Это был вопрос выживания: "Мы же не хотим, чтобы было, как в России?" Так появилось "человеческое лицо". В капитализме нет вообще ничего человеческого - там есть только деньги и их интересы. Мы, люди, всего лишь фактор, один из многих, который надо учитывать, чтобы преумножать капитал. Не мы, люди, тут главные. Вот что надо рассказывать школьникам на обществоведении, а взрослым объяснять в передовице каждой газеты. В любом случае, чем чаще мы вспоминаем о социализме и коммунизме, тем меньше причин для спокойного сна у капитала, тем больше у него поводов не терять "человеческого лица". Если уж у вас не хватает желания понять, что капитализм - это в принципе тупик в развитии человека, поймите хотя бы это. |