NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (октябрь 2018)
Кто человек №2 в Казахстане (сентябрь 2018)








Поиск  
Четверг 22.11.2018 03:09 ast
00:09 msk

Комментарии А.Перуашева пресс-службе ДПК в связи с поручениями Президента по деофшоризации
"По нашему мнению, гораздо эффективнее изначально не давать прятать коррупционные капиталы за рубежом, не плодить новых Аблязовых и Храпуновых, чем потом годами гоняться за ними по всему миру, когда они обложатся армиями лоббистов и адвокатов. Наша фракция неоднократно предлагала правительству внедрять такие превентивные механизмы"
21.12.2017 / политика и общество

Астана, 14 декабря

1. В Казахстане опять разгорелся офшорный скандал: засветились квазигосударственные компании: 18 отечественных компаний удерживают $12,5 млрд. за рубежом. Елбасы призвал владельцев офшорных олигархов вернуть деньги в Казахстан. Если государство озадачилось оффшорным вопросом, значит оно имеет доступ к таким данным, и в идеале, может воздействовать на компании, для которых притягательны оффшоры? Однако пока неизвестно ни одного случая, чтобы попавшие деньги в офшоры возвращались в страну. Или есть какие-то рычаги?
- Рычаги безусловно есть. И дело не только в возврате денег с нынешних офшорных счетов, но и в том, чтобы предотвратить потоки туда в будущем. По нашему мнению, гораздо эффективнее изначально не давать прятать коррупционные капиталы за рубежом, не плодить новых Аблязовых и Храпуновых, чем потом годами гоняться за ними по всему миру, когда они обложатся армиями лоббистов и адвокатов.
Наша фракция неоднократно предлагала правительству внедрять такие превентивные механизмы. В частности, запретить предприятиям, размещающим свои средства в офшорах, пользоваться государственными мерами поддержки - налоговыми льготами, субсидиями, преференциями, участвовать в госзакупках и закупках квазигосударственного сектора. И если уж эти предприятия - например, банки - получают господдержку - то ставить условием возврат их активов в Казахстан. С тем, чтобы государство видело, как этой поддержкой уважаемые господа распоряжаются.
Да, в рамках рыночной экономики, каждый бизнесмен имеет право на свободное перемещение капитала. Но если ты претендуешь на государственную помощь - будь добр, покажи, что эти средства идут туда, куда предназначено, а не разбазариваются на твои личные прихоти.
Если же такое условие не устраивает - никаких проблем, развивайте свой бизнес самостоятельно, но тогда не просите ничего у государства. Ведь это честно.
Параллельно с этим надо обязать национальные компании и госпредприятия не держать деньги за рубежом, как и поручил Президент Назарбаев. Хотя бы потому, что их доходы должны работать в своей стране; а во-вторых потому, что опыт Кипра и Амстердама показал, что такие счета могут быть в любой момент арестованы без всяких пояснений. И это огромные риски как для государственных, так и для частных компаний.
Наконец, важным инструментом могла бы стать отмена банковской тайны в отношении офшорных счетов и участия в зарубежном бизнесе членов правительства и топ-менеджеров нацкомпаний. Это не только дисциплинировало бы их в распоряжении тем миллиардами, которые доверены им по долгу службы; но и могло бы защитить национальные интересы и самих чиновников от дискредитации и попыток шантажа.
Что касается возврата ранее выведенных коррупционерами средств - то и в этом отношении фискальные органы США и европейских стран уже добились от банков по всему миру раскрытия информации о бенифициарах счетов, периодически ими производится и репатриация финансов. Как недавно сообщило руководство Нацбюро по противодействию коррупции, Казахстану также удалось вернуть более 100 преступников. Но о возвращении украденных ими миллиардов пока речи не идет. А это, на мой взгляд, главная задача.
Поэтому очевидно, что усилий только правоохранительных органов недостаточно. Нужны и регулятивные, и дипломатические, и парламентские механизмы по взаимодействию с международным сообществом в этом направлении. Наша фракция уже предлагала создать совместные группы по возврату незаконно выведенных средств с комиссией Европарламента, на встречах с Международным отделом ЦК Компартии КНР, а также на недавнем всемирном форуме лидеров политических партий в Пекине.
2. Вы несколько раз отправляли депутатские запросы о рассекречивании офшорных счетов наших чиновников. Есть ли какие-нибудь результаты? Могли бы вы поделиться данными и назвать имена высокопоставленных госчиновников- офшорных олигархов?
- На наши запросы такого рода ответ был один: данные защищены банковской тайной. Почему мы и ставим вопрос об ее отмене для определенного круга должностных лиц.
С другой стороны, в век информатизации поле для всевозможных тайн будет неумолимо сужаться. Это показали уже и "Панамское досье", и "Райский список". Прозвучавшие в них фамилии всем известны. Единственно, на что я хотел бы обратить внимание: не превращать де-офшоризацию в "охоту на ведьм". Повторюсь: любой человек волен распоряжаться законным имуществом по своему усмотрению. О том же говорили и авторы прошлогоднего "Панамского досье", указав, что наличие в списках той или иной персоны еще не означает незаконности ее состояния. Важно доказать коррупционное происхождение таких денег.
И второй момент: действительные коррупционеры редко оформляют бумаги на себя любимых. Как правило, это делается на подставные лица. Поэтому иногда прямое указание фамилии самого бизнесмена в документах может означать как раз его непричастность к коррупционным схемам. Возможно, речь идет о добросовестном бизнесе, использовавшем оффшоры в рамках оптимизации налогов и управления финансами.
Поэтому важно деофшоризацию вести не "широкозахватным" методом, а исключительно в правовых рамках, пресекая коррупционные схемы, но уважая право частного бизнеса на свободное распоряжение капиталом.
3. Не получится ли так, что вернувшиеся на родину деньги из офшоров снова будут разворованы чиновниками?
- Это больше вопрос бюджетных процедур, включая госзакупки и закупки нацкомпаний. Вы знаете, что фракция "Ак жол" постоянно требует от госорганов чистоты и прозрачности, выдвигает требования о защите интересов казахстанского содержания и отечественных производителей и т.п., с тем, чтобы деньги не уплывали из экономики, а обращались в нашей стране, создавали добавленную стоимость и рабочие места. Так, мы неоднократно предлагали разработать закон, регулирующий закупки в нацкомпаниях и госпредприятиях, буквально неделю назад вели острую дискуссию по законопроекту кодекса "О недрах".
В целом, думаю, что системное решение проблемы возможно в рамках подотчетности исполнительных органов парламенту и маслихатам, так как предусмотрено Планом нации.
И добавлю одно парадоксальное наблюдение: всем известно, что коррупция процветает не только в нашей стране. В Японии и Корее такие скандалы давно стали обыденным делом. Но это не мешает их экономикам успешно развиваться.
Причина в том, что тамошние коррупционеры, как это кощунственно ни звучит, проявляют известную степень патриотизма, что ли. Вкладывают деньги в своей стране, участвуют в местном фондовом рынке, производстве, строительстве, бизнесе в общем. И хотя с точки зрения закона они остаются преступниками, национальная экономика от такой коррупции в макроэкономическом плане не теряет ни объемы, ни темпы развития.
Поэтому у деофшоризации есть не только анти-коррупционный, но и важный консолидирующий посыл: деньги, заработанные на наших ресурсах и труде наших граждан, должны продолжать служить Казахстану, реинвестироваться и приводить к росту экономики. Если учесть, что по оценкам международных экспертов, в офшорные зоны из Казахстана выведены более 138 млрд.долл, а по данным Нацбанка - более 100 млрд, т.е. в любом случае сумма, сопоставимая с ВВП страны - только представьте, какое влияние на благосостояние общества может сыграть возвращение даже какой-то части этих средств.
4. Кажегельдин недавно в одном из интервью предложил вам пошаговую инструкцию, как бороться с тайными счетами за рубежом олигархов. Воспользуетесь ли вы его советом? Как вы расцениваете его чрезмерную активность в интернете по возвращению оффшорных денег высокопоставленных чиновников?
- г-н Кажегельдин действительно хорошо информирован по этой части. В СМИ была информация, что бельгийской полицией были обнаружены оффшорные счета его супруги и миллионные сделки в Антилье, Голландии, Бельгии, Швейцарии. Причем эти сделки совершались в середине 90-х, когда многие отечественные бизнесмены еще и не слышали про оффшоры, а сам Кажегельдин был премьером. В "Панамском досье" также была обнаружена компания в Новой Зеландии, принадлежащая его дочери. И самое главное – происхождение всех этих средств так и не было выяснено.
Поэтому он действительно в теме. Но воспользуюсь ли я этими советами – это другой вопрос. Видите ли, мне нередко случается советоваться с людьми, чье мнение для меня важно и чей опыт вызывает у меня уважение. Это мои старшие коллеги, или просто люди, добившиеся больших результатов. Не обязательно большие руководители, иногда просто родители моих друзей, проработавшие всю жизнь учителями или на производстве. Их советами я действительно дорожу, но г-н Кажегельдин не входит в это число.
А его привычку навязывать "советы постороннего" тем, кто их не просил – отношу к людским слабостям. Обычно так поступают, если хотят казаться значительнее, чем есть на самом деле. Лично мне такие советы не интересны, я их даже не читаю.
С другой стороны, тема возврата средств настолько важна, что любые усилия и любое содействие не будут лишними. И работы тут хватит на всех, в том числе и на г-на Кажегельдина. Возможно, его участие даже окажется полезным, если он будет не сторонним наблюдателем, а непосредственным участником этой работы. Но тогда вместо советов, как вернуть в Казахстан украденные у его народа деньги, - ему надо бы начать с себя.
И главный момент: требования по возврату средств вправе выдвигать только официальные органы или представители Республики Казахстан, к которым он очень давно не имеет отношения.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 29.12.2017
К.Токаев дал высокую оценку деятельности Сената по законодательному обеспечению поставленных Главой государства стратегических задач 29.12.2017
Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года №869 29.12.2017
Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года №870 29.12.2017
Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года №871 29.12.2017
Рейтинг оценки эффективности деятельности акимов регионов Казахстана (по итогам II квартала 2017 года) 29.12.2017
Сроки начала оказания медпомощи населению в рамках ОСМС отложены на 2020 год 29.12.2017
МИР РК презентовал депутатам Мажилиса законопроект "О специальных экономических и индустриальных зонах" 29.12.2017
О совершенствовании оказания государственных услуг в сфере дорожной безопасности 29.12.2017
С 1 января 2018 года существенно упрощаются госзакупки в сфере строительства 29.12.2017

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
22.11.18 Четверг
78. БАЙГАРИН Ойрат
71. ТУЯКБАЙ Жаpмахан
68. ИСКАКОВА Саида
66. БАТАЛОВ Амандык
66. СУРАНЧИНОВ Есенбай
64. СМАГУЛОВ Нурлан
61. ИЗАТОВ Бибол
61. ИСКАЛИЕВ Кадырбек
60. АНАТОЛИЙ
60. ЖАНАБЕРГЕНОВ Елемес
56. ДАУЛБАЕВ Асхат
54. АЯГАНОВ Серик
54. МУСАБЕКОВА Газиза
53. БАЙЗАКОВ Айбек
53. СМАГУЛОВ Сундет
...>>>
23.11.18 Пятница
78. КАДЫРОВА Зауpе
72. БАПАЛАКОВ Абдад
72. НУРПЕИСОВ Еркеш
70. КАРИБЖАНОВ Жаныбек
65. КАСАНОВ Зиятдин
64. ТЕМЕНОВ Талгат
62. ХАМИТОВ Аскар
59. АУЕЗОВ Кайрат
59. ЕСЖАНОВ Канат
58. МУСТАФАЕВ Серик
56. АЛТЫБАЕВА Турсунбобе
56. МЫРЗАКУЛОВ Мухан
56. ТУРАКБАЕВ Дамир
55. ИМАНБАЕВ Бакыт
54. ТАСМАГАМБЕТОВА Рысты
...>>>
24.11.18 Суббота
82. МУХАМЕДЖАНОВ Мурат
73. ЛАВРИНЕНКО Юрий
65. АБДРАХМАНОВ Ержан
65. АЖИБАЕВ Талгат
63. АЛИМОВ Куанткан
62. КАЛДЫГУЛОВА Сания
61. КАППЕЛЬ Егор
61. КОЗЫБАЕВ Ильяс
58. САДЫКОВ Пернехан
57. КУАТБЕКОВ Алихан
57. САЛАГАЕВ Сергей
54. ШЕРЬЯЗДАНОВ Сапар
51. КРУК Олег
51. ЛЮБАРСКАЯ Ирина
48. ОСПАНОВ Даулет
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz

КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050