NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 16:29 ast
14:29 msk

"Казашки только для казахов": новые грани уят-революции
В Казахстане развернулась широкая общественная дискуссия относительно права казашек на межнациональный брак
15.02.2018 / политика и общество

Жанар Тулиндинова, press-unity.com, 14 февраля

В Казахстане развернулась широкая общественная дискуссия относительно права казашек на межнациональный брак. С одной стороны – в СМИ множатся материалы с заголовками в духе "Казашка рассказала о счастливом браке с иностранцем (русским)", с другой – самопровозглашенный "последний экологически чистый казах" некто Жанибек Иманмазир организовал в Алматы некое подобие "полиции нравов", приставая на улицах города к интернациональным парочкам "казашка + не казах" и выкладывая порицающие видео в YouTube под лозунгом "Казашки только для казахов".
Казалось бы, сама постановка вопроса – оспаривание права совершеннолетнего дееспособного гражданина на заключение брака с лицом противоположного пола в соответствие с законами Республики Казахстан, а также тезис "Казашки только для казахов", нелепа для демократического, светского и правового государства, коим является Казахстан.
Однако не все так просто. Видео "последнего экологически чистого казаха" пользуются успехом в соцсетях, а в многочисленных комментариях высказывается одобрение и поддержка действиям "хранителя генофонда казахского народа".
Взгляды "блюстителей целомудрия" казахских девушек находят поддержку и среди элиты. Напомним, что когда несколько лет назад в прокат вышел фильм "Ирония любви", в котором главная героиня, сыгранная казахстанской актрисой Асель Сагатовой, влюбляется в персонажа известного российского актера Алексея Чадова, депутат Мажилиса Парламента Бекболат Тлеухан высказал в запросе на имя министра культуры возмущение в связи с такой сюжетной коллизией, которая "задевает честь и достоинство казахской девушки". Коллегу поддержал депутат Нуртай Сабильянов. Кстати, оба до сих пор заседают в нижней палате парламента, так что экологически чистые казахи имеют свое лобби даже в законодательном органе страны.
Поддержку уятменам оказывают и представители творческой, если так можно выразиться, интеллигенции. Известный певец Сакен Майгазиев, к примеру, предложил "избавляться от казахских девушек, готовых выйти за муж за иностранцев". Что имел в виду певец под этим "избавляться" – остается только догадываться, вероятно, лишать их гражданства. Его коллега по цеху Токтар Сериков приравнял казашек, собирающихся замуж за китайцев, к "девушкам с пониженной социальной ответственностью".
Очевидно, что если бы воззрения "экологически чистого казаха" не имели бы административную поддержку, то "блюстителя целомудрия", пристающего к парочкам среди бела дня и не скрывающего своей личности, давно бы привлекли по статье 174 УК РК "Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни". Уголовные дела по этой статье в Казахстане возбуждались и по куда менее громким и значимым поводам. Однако ни Жанибек Иманмазир, ни имам Ризабек Батталулы, считающий, что в профилактических целях можно охаживать жен камчой, до сих не понесли даже административной ответственности. Вероятно, это свидетельствует о том, что консерватизм, гендерные предрассудки и ксенофобия не чужды и некоторым представителям правоохранительных органов.
Казалось бы, при таком напоре "риторики ненависти" со стороны уятменов казашки, вышедшие замуж за представителей других национальностей, должны были бы испытывать постоянный моральный прессинг и подвергаться дискриминации. Однако, к счастью, в действительности дела обстоят куда лучше – часть казахстанского общества поддерживает их право на свободный выбор партнера. Репортажи, повествующие о счастливой семейной жизни казашек, вступивших в интернациональный брак, набирают десятки тысяч просмотров на популярных Интернет-ресурсах, и сопровождаются комментариями, в которых озвучиваются самоочевидные вещи: "Любовь не имеет национальности", "Главное, чтобы молодые были счастливы", "Каждый человек хозяин своей жизни" и т.д.
Действия "экологически чистого казаха" помимо одобрительных получают и массу негативных комментариев, а то и вовсе поднимаются на смех. Колумнист Интернет-журнала "Власть" Мади Мамбетов написал целый памфлет, адресованный гетеросексуальным мужчинам титульной нации (аналогу straight white male), возомнившим себя хранителями национальных ценностей и общественной морали.
Мамбетов в сатирических красках рисует собирательный образ "гетеросексуального мужчины титульной национальности". "Это совершеннолетний, иногда довольно молодой, иногда приближающийся к зрелости, гетеросексуальный мужчина титульной нации, самопровозглашенный мусульманин, не сильно обремененный образованием, из заграниц видевший Турцию и Египет в формате отеля all-inclusive. Несколько наивно полагающий, что знает "все народные традиции и устои", и владеющий казахским языком (часто в рудиментарной, бытовой его форме)".
Очевидно, что мы наблюдаем столкновение двух миров и двух систем ценностей в рамках одного общества, где аргументы одной стороны – грубая архаичная сила, другой – пренебрежение и снобизм.
Пожалуй, самую взвешенную позицию в этой полемике "правых сил за сохранение прежней гендерной системы и новых левых за права женщин" высказывает культуролог Зира Наурзбаева в статье "Слово в защиту гетеросексуального мужчины титульной национальности". Наурзбаева призывает не делать жупел из словосочетания "гетеросексуальный мужчина титульной национальности", не навешивать ярлыки.
"В нашей культуре и нашей истории есть много позитивного, не позволяющего автоматически принять феминизм. Хочу, чтобы казахские мужчины нашли себя в этом новом мире и чтобы в их идентичности присутствовали лучшие черты казахской традиционной культуры, в том числе казахское, совсем особенное уважение к женщине, к казашке, о котором я писала в статьях "Архетип женщины-медиатора между мирами в казахской традиционной и современной литературе" и "Искусство воинской касты". Мне выпало счастье общаться, сотрудничать с лучшими, по-настоящему традиционными, умными и талантливыми казахами. И ни один из них не болел мужским шовинизмом. Лишь уважение и полное приятие, желание, чтобы казахские женщины могли полнее раскрыть свой потенциал, реализовались на благо нашего народа", - пишет Наурзбаева.
Примечательно, что культуролог констатирует историческую неизбежность процесса эмансипации казахской женщины. "Распад органического единства нашего народа неизбежен, точнее, он уже произошел. И возможно не так много осталось до того времени, когда глобализация сотрет национальные языки, границы, черты, особенности", - считает Наурзбаева.
Возможно, активизация "экологически чистых казахов", самоорганизующихся в "полиции нравов", и выбросы агрессии со стороны уятменов связаны отнюдь не с тем, что казахстанское общество сползает в архаику. Напротив, это реакция – по сути, беспомощная и заранее обреченная на неудачу – на эмансипацию казахских женщин, вышедшую на совершенно новый виток. Если еще 50 лет назад они удовлетворялись возможностью получения образования и выбора профессии, то теперь заговорили о праве строить свою жизнь вне рамок национальной культуры, о возможности покинуть сакральный "казахский мир" – ведь именно так в патриархальном обществе расценивается замужество за представителя другой национальности. То есть "посягнули" на ранее неприкосновенное – представление о целостности и "органическом единстве" нации, которое, как отмечает Зира Наурзбаева, "прошито в казахское бессознательное".
Впрочем, конечно, это преувеличение, и казашка остается казашкой и в Норвегии, и в Великобритании, и будучи замужем за русским. По сути, это такой же полноценный носитель национальной культуры, как и мужчина, а может быть, и куда более последовательный, если учитывать более активную роль матери в воспитании детей и передаче культуры. Не зря в русском языке есть устойчивая идиома "материнская культура", а в казахском – "материнский язык" - "ана тілі".
Пока можно предположить, что общественная дискуссия вокруг прав и возможностей "женщин титуальной национальности" в Казахстане при всей своей маргинальности и балансировании на грани бытовухи и хайпа имеет крайне важное значение для процесса, ныне так громко именуемого "модернизацией общественного сознания". Возможно, именно на этом участке развернулась ключевая борьба за то, какие ценности возобладают в казахстанском социуме – индивидуальные или коллективные, право человека на свободу выбора или диктат общественных норм – что в конечном счете может повлиять на общественное сознание куда больше, чем внедрение латиницы и другие проекты, спущенные сверху.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 28.02.2018
Указ Президента Республики Казахстан от 21 февраля 2018 года №642 28.02.2018
В Казахстане реализуются 145 инвестиционных проектов на общую сумму $47,8 млрд 28.02.2018
Состоялось расширенное заседание Центризбиркома по итогам деятельности в 2017 году 28.02.2018
В Санкт-Петербурге состоялась встреча Министра энергетики К. Бозумбаева с Председателем Правления ПАО "Газпром" А. Миллером 28.02.2018
Сенатор Д.Назарбаева провела встречу с Председателем Совета Федерации В. Матвиенко 28.02.2018
Рабочий график главы государства 27.02.2018
Б. Сагинтаев провел совещание по вопросам послевыставочного использования объектов "Экспо-2017" 27.02.2018
Н.Нигматулин принял представителей Всемирного банка 27.02.2018
Логистическая инфраструктура на Каспии обеспечивает реализацию транзитного потенциала Казахстана 27.02.2018

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz