Статистика государственных закупок из года в год показывает улучшение показателей по сокращению сроков закупок, улучшению конкурентной среды, снижение сроков проведения закупок и сроков поставки товаров, работ и услуг. Все это достигнуто, в основном, за счет перехода процесса закупок в электронный формат, что позволяет максимально возможно обеспечить транспарентность тендеров, повысить уровень доверия потенциальных поставщиков. На евразийском пространстве Республика Казахстан, бесспорно, находится на лидирующих позициях по развитию системы государственных закупок. В качестве примера достаточно привести наличие единого веб-портала государственных закупок, единого реестра недобросовестных участников. Обеспечение прозрачности закупок достигается за счет полного доступа потенциальных поставщиков ко всем материалам тендера, включая просмотр заявок своих конкурентов после их вскрытия, а также возможности электронного обжалования результатов закупок. Вместе с тем одновременно с совершенствованием системы электронных закупок требуется пропорциональное развитие уровня самих специалистов в сфере государственных закупок, а также повышение профессионального уровня потенциальных поставщиков. Учитывая позитивный опыт развитых стран, необходимо отметить, что вероятность достижения любой цели (вне зависимости: бизнес-идея, либо процедура регулирования публичных отношений) в полном объеме зависит от профессионализма людей, ее реализующих. В этой связи, как указано выше, для повышения эффективности закупок и профессионального уровня специалистов по закупкам Министерством финансов на постоянной основе проводится методологическая работа, а также проводятся выездные семинары по всем регионам республики. К одному из наиболее важных событий в сфере государственных закупок, безусловно, можно отнести внедрение в 2014 году института единых организаторов государственных закупок, как на республиканском, так и на региональном уровнях. Цель идеи создания таких органов сводилась к централизации закупок наиболее часто (массово) закупаемых товаров. С апреля 2014 года на республиканском уровне функция единого организатора осуществляется Комитетом государственных закупок Министерства финансов Республики Казахстан, на местных уровнях созданы соответствующие управления закупок, либо функция возложена на имеющиеся органы, финансируемые из местных бюджетов. На начальном этапе на единых организаторов, в основном, была возложена задача проведения закупок по наиболее крупным бюджетным инвестиционным проектам, что обуславливалось необходимостью максимального нивелирования рисков по стратегически и социально важным объектам. Комитетом по государственным закупкам за период с момента образования проведено: в 2014 году -50 закупок на сумму 29,5 млрд. тенге, экономия составила 1,3 млрд. тенге; в 2015 году - 222 закупок на сумму 37,8 млрд. тенге, экономия составила 0,4 млрд. тенге; в 2016 году - 1211 закупок на сумму 51,4 млрд. тенге, экономия составила 1,9 млрд. тенге; 2017 году - 2099 закупок на сумму 132,2 млрд. тенге, экономия составила 7,6 млрд. тенге. Также 2017 году в целях поддержки отечественных производителей через единого организатора производился закуп мебели и товаров легкой промышленности. Объемы аналогичных закупок в регионах в совокупности в несколько раз превышают данные показатели. Дальнейшее развитие системы централизации закупок требовало принятие политических решений, позволяющих обеспечить как материальную основу, так и гарантировать своевременную и качественную разработку законодательной базы. Президентом Республики Казахстан Н.А Назарбаевым, уделяется особое внимание сфере закупок и повышению ее эффективности, в Послании народу Казахстана "Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность" дано соответствующее поручение Правительству о внедрении единой системы государственных закупок по принципу централизованной службы. Министерством финансов РК, во исполнение поручения, принято решение о создании централизованных служб на базе созданного Комитета по государственным закупкам МФ РК и имеющихся аналогичных служб в местных исполнительных органах. Уже разработан законопроект, предусматривающий введение централизованных закупок по всей Республике, который внесен в Парламент в декабре 2017 года и в настоящее время проходит стадию обсуждения и доработки. Введение централизованных закупок, на наш взгляд, позволит значительно снизить коррупционные риски в связи с усилением функции контроля и надзора за единым организатором закупок, а также обеспечит экономию бюджетных средств за счет укрупнения объемов закупок товаров для нужд государственного сектора. Таким образом, перед нами, совместно с государственными и представительными органами, неправительственными институтами стоит общая задача по дальнейшему совершенствованию законодательства в сфере государственных закупок и развитию информационных систем. Эта работа начата, и ее поступательное движение должно обеспечить построение прозрачной и справедливой системы государственных закупок, которая позволит Казахстану занять свою достойную нишу в этой области. |