NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (август 2019)
Вам какой президент больше нравится?








Поиск  
Вторник 17.09.2019 15:22 ast
12:22 msk

Цифровизация в сфере образования: Рекомендации Мажилиса
Г.Иксанова: Процессы происходят не системно, целостно не охватывают основные образовательные направления и пока не соответствуют стратегическим целям и задачам экономики
20.03.2018 / политика и общество

Астана, 19 марта, Дом Мажилиса

Сегодня в Мажилисе под председательством вице-спикера Палаты Гульмиры Исимбаевой состоялся "правительственный час" на тему - "Цифровизация в сфере образования".
Открывая заседание Заместитель Председателя Мажилиса отметила, что в Послании Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева "Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции" процесс цифровизации общества определен как важнейший механизм формирования конкурентоспособности национальной экономики.
В прошлом году Главой Государства была инициирована и принята программа "Цифровой Казахстан", одним из главных направлений которой является система образования.
С докладом по теме Правительственного часа выступил перед депутатами министр образования и науки Ерлан Сагадиев.
Выступившая с содокладом председатель Комитета Мажилиса по социально-культурному развитию Гульнара Иксанова отметила, в частности, что процессы происходят не системно, целостно не охватывают основные образовательные направления и пока не соответствуют стратегическим целям и задачам экономики.
Из республиканского бюджета в 2018 г. на обеспечение контентом, широкополосный интернет, техническое обеспечение информационных систем выделено более 15,7 млрд. тенге.
Парламентарий отметила, что актуальны проблемы с техническим оснащением. Хотя на 1 компьютер приходится 11 учащихся, и эта цифра считается приемлемой, компьютерный парк школ устарел почти на 28%. Плюс еще 22,3% компьютеров необходимы для дооснащения кабинетов информатики и предметных кабинетов.
О проблемах обеспечения организаций образования интернетом сказал министр. К широкополосному интернету подключено 62% школ, но 88 школ вообще не подключены к интернету. Между тем, основной функционал ИС и использование цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе практически бесполезны без высокоскоростного интернета.
Председатель Комитета Мажилиса подчеркивает, что к тому же и освоение средств на подключение к интернету, не достаточно эффективно. В 2017 году на закуп услуг по подключению школ к сети в рамках трансфертов общего характера из республиканского бюджета в МИО было выделено 3,6 млрд. тенге. По итогам года 700 млн. тенге не было освоено. Выборочные проверки качества подключения школ к сети Интернет показали не соответствие заявленной и реально оказываемой ширины канала подключения. В текущем году на эти цели выделено более 3 млрд. тенге. Вследствие этого необходимо проведение аудита по всем регионам на предмет реального исполнения договоров.
По информации министерства функционирует 82 информационные системы. Из них 12 баз данных используются под задачи отдельных подведомственных организаций. 29 ИС используются для внутренних функций. Только 5 ИС собственно представляют образовательные ресурсы.
Такое многообразие, с одной стороны, объяснимо – технологии развиваются разными путями. Но привело ли к оптимизации административных и содержательных процессов внедрение такого количества ИС не известно, так как анализ их эффективности не проводился. Нет и систематизации по предметному функционалу. Без этого очень трудно определить предпочтительные программы для включения в единую систему.
Необходимо проведение анализа существующих статистических форм отчетности, модификации функционала, объединение функционала отдельных ИС на общих платформах.
Интеграция ИС МОН с ИС других государственных органов необходима. И работы здесь более, чем достаточно. Поэтому возникает вопрос реальности сроков, намеченных МОН по реализации проекта цифровизации.
Как заявила депутат, один из важнейших вопросов, требующих системного решения - это автоматизация государственных услуг. В сфере образования и науки оказываются 73 госуслуги,из которых в электронном виде 25 услуг. Из них только 13 предоставляют рабочий функционал, остальные 12 не работают. Цифровизация госуслуг сократит сроки оказания услуг, снизит коррупционные риски, обеспечит прозрачность решений, повысит доступность к образовательным услугам.
Задача ЦОРов - реализация интерактивного, интеллектуального обучения. Доля интерактивности, предусматриваемая ЦОРами - не более 40%, а доля интеллектуальных ЦОРов сведена к 10%.
В период с 2013 по 2017 гг. в общем количестве выпускников колледжей и высших учебных заведений только 8,5% составили - IT специальности. Бесспорно, увеличивать выпуск специалистов надо. Но в каком количестве и по каким программам?
Парламентарий обратила внимание на то, что проведенный в 2017 г. анализ рейтинга образовательных программ НПП "Атамекен" показал следующее. Эксперты отметили, что в них имеются ненужные для изучения предметы, темы, отнимающие время у студентов, есть факты применения в обучении устаревших языков программирования.
Как считает глава профильного Комитета Мажилиса, для развития образования необходимо менять саму образовательную среду, не просто механически наращивая численность трудовых ресурсов. Направления подготовки специалистов требуют системной проработки с оценкой занятости (в том числе, трудоустройства выпускников) и прогнозов потребности рынка труда в среднесрочной и долгосрочной перспективе по востребованным технологиям и направлениям.
После ответов министра на депутатские вопросы и выступлений парламентариев заседание подытожила вкратце вице-спикер Мажилиса Гульмира Исимбаева. В целом по итогам заседания депутатами приняты соответствующие Рекомендации.

---

Доклад Министра образования и науки РК Сагадиева Е.К на Правительственном часе в Мажилисе Парламента РК
edu.gov.kz, 19 марта

Уважаемая Гульмира Истайбековна!
Уважаемые депутаты, коллеги!
Министерство образования и науки по развитию цифровизации образования и науки ведет работу по трем направлениям.
Первое – это развитие информатизации в системе среднего образования, второе – автоматизация процесса управления образованием и наукой и третье это подготовка ИТ специалистов.
По первому направлению. Информатизация среднего образования
В странах ОЭСР основам программирования обучают с 1 класса.
У нас предмет "Информатика" в школе изучается с 5 класса. А в этом году с 3 класса.
Параллельно будут актуализированы программы 5-11 классов, в части пересмотра языков программирования. Языки программирования меняются, поэтому нам нужно чтобы наши дети учились по самым современным программам.
Параллельно активно работаем с экспертами по возможности внедрения обучения с 1 класса.
Сейчас готовится проект, далее начнется широкое обсуждение.
Сейчас уже в более 3000 школах и дворцах школьников введен элективный курс по робототехнике. Но нам необходимо довести охват до 100%. Задача на сегодня это оснащать кабинеты робототехники комплектами. В прошлом году за счет МИО и вузов куплено 800 новых полных кабинетов, работу будем продолжать.
5400 педагогов прошли курсы повышения квалификации, в том числе 730 по робототехнике.
В 2018 году планируется обучить еще 2,5 тыс. учителей. Также более 100 тыс. учителей-предметников прошли курсы по применению информационно-коммуникационных технологий.
Теперь все учителя, направленные на все курсы повышения квалификации, пройдут курсы по ІТ применению.
Также осуществляется инфраструктурное развитие школ. Сейчас 99% школ (6 960) подключены к интернету, из них к скоростному интернету (скорость не менее 4 Мбит/c) подключено уже 62% школ. На сегодняшний день 2,5 тыс. или 35% школ подключено к Wi-Fi.
В школах внедряется интерактивный, инновационный контент на трех языках bilimland.kz. Мы подключили 40 тыс. видео-лекций и интерактивных уроков к каждой школе РК. Там, где нет интернета, мы разместили их на серверах самой школы. Теперь нужно распространять wi-fi или прокладывать кабели до каждого класса, покупать видео оборудование.
В 2016-2017 годах приобретено более 14 тыс. ед. комплектов мультимедийного оборудования. В этом году из РБ выделено еще 6 млрд. тенге трансферта, это уже третий год подряд, акиматы должны приобрести более 10 тыс. ед. У нас заем Всемирного Банка, тоже, в основном, около 70%, пойдет на видеооборудование. Задача – довести оснащение классов, что в ауле, что в городе до 80%. Учителя оно не заменит, но это огромная помощь и учителю, и ученику. Там собраны лучшие видео со всего мира по физике, химии, биологии и т.д.
Также, согласно послании Главы государства народу Казахстана начата работа по созданию во всех регионах на базе дворцов школьников сети детских технопарков и бизнес-инкубаторов со всей необходимой инфраструктурой, включая компьютеры, лаборатории, 3D-принтеры.
В более 4 тыс. школах внедрен электронный дневник "Күнделік". Также существуют электронные журналы компании "Bilimal", "Mektep" в 600 школах.
Это около 3,5 млн. пользователей.
Как я говорил ранее стоит задача в самом отдаленном селе обеспечить доступ к электронному дневнику, лучшим видеоурокам по всем предметам. Сейчас в данном направлении ведется работа. Это тоже был достаточно трудоемкий процесс, но главное – он стартовал.
Мы приравнили электронный журнал к бумажной отчетности. Классный журнал при подключении организации образования к электронной системе и широкополосному интернету заполняется только в электронном формате. Заполнение его в бумажном варианте не допускается.
Второе направление. Автоматизация процесса управления образованием и наукой.
Автоматизация госуслуг должно охватить все уровни образования, начиная с направлений в детские сады и заканчивая дипломами PhD. Все должно быть автоматизировано.
В дошкольном образовании мы внедрили систему автоматического распределения в детсады. Утвержден новый стандарт автоматизации процесса формирования и функционирования очереди выдачи направлений в детсады. Автоматизация процесса исключает прямые контакты и коррупционные риски, обеспечивает прозрачность процедуры и повышает качество.
На сегодня постановка на очередь и выдача направлений в детсады полностью автоматизирована в городах Астана, Алматы, Шымкент и Западно-Казахстанской области. В остальных областях на стадии завершения. Системная работа по автоматизации и внедрению единой электронной очереди в детские сады продолжается. И мы планируем завершить работу до конца этого года.
В среднем образовании. Учитель заполнял очень много отчетов - для министерства, акиматов, пожарных, СЭС, полицейских, минздрава, минтруда и т.д. Бесконечное дублирование информации.
Министерство поставило цель оставить три системы: Национальная образовательная база данных (НОБД), электронный журнал (Күнделік) и "облачную" бухгалтерию. Больше школа ничего не должна заполнять.
НОБД заполняется 2 раза в год, Күнделік – это журнал текущей успеваемости, "облачная" бухгалтерия – только для бухгалтеров.
Что нужно:
а) ввести абсолютно необходимую для всех служб информацию в НОБД, что в прошлом году, в принципе, уже сделано.
б) запретить запрашивать информацию у школ вне этих систем, а для этого надо менять законы, что тоже делается;
в) опять же – повсеместный Интернет. Все это задачи этого года.
Не отвлекать учителей на несвойственные им функции, улучшать для детей условия в школах.
Параллельный процесс – это запретить заставлять учителей выполнять несвойственные функции.
Сегодня они собирают медицинские анализы, распространяют карточки "Оңай", осуществляют подворовые обходы, собирают статистику и т.д. Хотя закон это запрещает.
Для начала вопрос нужно поднять на межведомственный уровень, что уже сделано, начат поиск системного решения.
Мы проделали большую работу. В этой работе участвовали директора школ, родительские комитеты нескольких регионов. Им большое спасибо!
На сегодня нами определен перечень документов, рекомендуемых для ведения отдельными категориями педагогических работников организаций среднего образования (Приказ МОН РК от 26 января 2018 года №32).
Также, предусмотрено обеспечение исполнения пункта 4 статьи 51 Закона РК "Об образовании", в части недопущения привлечения педагогических работников к несвойственным видам работ, не связанных с выполнением ими своих профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных законами РК.
Раньше учителя в пределах закрепленной территории проводили подворный (поквартирного) обход для учета детей дошкольного и школьного возраста.
Теперь учет детей осуществляется посредством выгрузки данных из информационной системы управления образования и информационных систем государственных органов.
В техническом и профессиональном образовании, цифровизация находится на стадии тестирования информационной системы управления, и разработки электронной библиотеки. Мы ожидаем уже к концу 2018 года цифровизировать: конкурсное зачисление и предоставление места в общежитии, зачетную книжку, электронный паспорт студента, расписание уроков и домашние задания.
В высшем образовании уже цифровизированы услуги зачетной книжки, расписание уроков и домашние задания. К концу 2018 года планируется цифровизация услуг: приема в ВУЗы, предоставления места в общежитии, электронный паспорт.
В науке цифровизированы подачи заявок на все научные гранты, прием отчетов, учет статьей, база электронных адресов.
Предпринимаемые меры по автоматизации процесса управления образованием и наукой позволят решить ряд проблемных вопросов системы образования и науки. В их числе, разрыв в качестве образования между сельскими и городскими школами, тяжелый рюкзак, большое количество бумажной отчетности, отсутствие компьютеров и интернета, недостаточный контроль образовательного процесса ребенка и его успеваемости.
Третье направление. Подготовка ИТ специалистов.
Сегодня в 84 вузах страны обучаются 33 тыс. человек и 24 тысячи в 300 колледжах.
Ежегодно из вузов выпускаются более 10 тысяч студентов, из колледжей 8 тысяч.
Мы ежегодно увеличиваем гранты в высшем образовании на ІT-специальности. В этом году по поручению Главы государства дополнительно выделено 20 тыс. грантов, из них на технические специальности - 11 тыс. грантов.
Справочно. "Информатика", "Информационные системы", "Автоматизация и управление", "Вычислительная техника и программное обеспечение", "Математическое и компьютерное моделирование", "Радиотехника, электроника и телекоммуникации"
В рамках нового закона об академической свободы, с созданием реестра и ранжира ІТ образовательных программ вместе с ІТ ассоциациями планируется резкое обновление ІТ образовательных программ в вузах страны.
Регулирование будет происходить через рейтинг образовательных программ, подготовленный НПП "Атамекен". Первый рейтинг, ограниченный 30-ю вузами по IT, мы подготовили.
Он состоит из 4-х критериев. Первый – это заработная плата выпускника по ГЦВП.
Второй – НПП опросило 200 крупных компаний, у которых есть IT специальности и 200 ІТ компаний отдельно, из каких университетов вы берете студентов.
Третий – НПП "Атамекен" проводит опрос самих студентов на предмет пригодности полученных в вузах знаний.
Четвертый – заслушивание ІТ ассоциациями деканов или заведующих кафедр, где они презентуют свои образовательные программы.
Мы презентовали рейтинг ІТ ректорам, что вызвало, во-первых, понимание со стороны ректоров, и, во-вторых, невероятный дух соперничества. Он будет доработан и совершенствован.
Теперь мы убеждены, что это абсолютно правильный путь, который приведет к быстрому обновлению и качественному подъему образовательных программ всех вузов.
Главой государства поставлена задача подготовки высококвалифицированных кадров в сфере кибербезопасности в рамках Международной стипендии Президента "Болашак".
На сегодня по стипендии "Болашак" по направлению "Информационные технологии и системы" завершили обучение около 1000 студентов, или 10%.
Они все обучались в лучших университетах Великобритании, США, Малайзии, Канады, Сингапура и т.д. Многие из них работают в вузах, но основная масса в ІТ-секторе.
Мы также начали обучать студентов по направлению "Кибербезопасность". Это новое направление. Мы ежегодно будем увеличивать гранты.
С прошлого года студенты всех специальностей в объеме 3-х кредитов изучают дисциплину "Информационно-коммуникационные технологии" на английском языке во всех вузах страны.
Это нам даст повышение ІТ компетенций всех отраслей. Возможно количество кредитов надо будет увеличивать.
Вся эта начатая работа будет продолжена
Уважаемые депутаты!
Мир движется очень быстро. Мы сами это видим.
Нашим детям жить в современном конкурентном мире, который просто летит вперед.
Мы постоянно анализируем опыт других стран - как позитивный, так и негативный.
В работу вовлечено очень много умных людей, глубоких, инициативных и преданных делу. Всем им еще раз спасибо.
Вся работа по цифровизации образования и науки будут выверены, согласованы, понятны педагогам, родителям, детям, ими поддержаны. И только потом внедрены.
Значит, что мы получим и результаты, которые мы должны достичь?
Первое, это тотальная доступность и мобильность. Что это значит? Это значит – мы должны создать условия, когда любой человек (ребенок, учитель, директор школы, родитель) войдя в свой мобильный телефон может двигаться внутри цифрового мира, получает необходимую информацию и делает то, что ему необходимо. Он может видеть свои оценки, д/з, лучшие цифровые образовательные ресурсы всего мира, он может поступать в школу, переводиться в другую школу, он может поступать в ВУЗ, он должен видеть расписание, портфолио, д/з, архив дипломов – все это в своем мобильном телефоне, в единой базе данных. Вот это то, что получится.
Второе, что нам должна дать цифровизация – это прозрачность и справедливость. Необходимо, чтобы вся информация всегда должна быть в свободном доступе (в конкурсе ректоров вузов, распределении грантов, очередность в детские сады, школы). Все должно находиться в свободном доступе. Все люди должны это видеть и одновременно любое изменение, в очередности и т.д. оно должно отслеживаться и ни у кого не должно быть возможности менять без того, что население это не видело.
Третье, что мы должны получить – это улучшение качества знаний и усвоение качества знаний, т.е. у нас должны быть лучшие учебники всего мира, переведенные на казахский язык, русский язык; лучшие цифровые лекции. Лучшие учебники всегда под рукой. Мы должны уметь использовать лучшие методики преподавания для усвоения этих материалов. Министерство должно видеть, иметь четкий контроль за тем как ребенок усваивает эту информацию и самое главное, мы тогда сможем сделать каждому ребенку индивидуальную траекторию обучения, как вы знаете, это очень большая проблема для системы образования по всему миру.
Четвертое – это тотальный контроль, мы называем это интеграция всех баз данных и соединение всех баз данных в едином хранилище, создание системы "Big Date", анализ и тогда Министерство будет видеть все и вся, и управлять процессом из центра, так называемого ситуационного центра.
Министерство разложило все эти 4 направления и проблемы непосредственно которые решения работы над этими 4-мя направлениями решит, конечно не все. Мы выбрали не все, мы выбрали первоочередное, но в целом у нас хорошее понимание того, какие проблемы решатся в первую очередь работа над этими 4-мя направлениями.
Что мешает нам начать двигаться и какие вопросы в первую очередь надо решить?
Первое, это оснащение компьютерами, ноутбуками, смартфонами и учителей, и детей, и население в целом, чтобы у нас все дети могли быть онлайн.
Второе, доступ к сети интернет. Как вы видите у нас 62% школ к интернет подключены, с необходимой нам скоростью, 37% школ – неподключены. В Правительстве имеется комплексный план подключения всех школ, согласно программе "Цифрового Казахстана". Охват информационными ресурсами, т.е. все ли программы во всех школах присутствуют как НОБД, как электронный журнал, как цифровые образовательные ресурсы. Как вы видите, сейчас нам еще кое-какая работа предстоит.
Третье, любая программа должна иметь мобильную версию для того что, чтобы родители и дети не выходя из комнаты в любое мобильное приложение могли входить, будь то архив дневников, архив дипломов, постановка в очередь и т.д. Вот это тоже большая работа. Надо будет ее делать. Еще она только на старте.
Четвертое, нам нужна интеграция баз данных, чтобы мы могли в одном месте всю информацию собрать, брать ее и интегрировать, и анализировать.
Теперь мы разложили каждое направление, у нас есть четкий план оснащения компьютеров по областям.
Уважаемые депутаты! Мы думаем, что будут кое-какие вопросы вынесены на ваш уровень, в том числе, и то что нам нужно новые термины в законодательной инициативе, такие как электронное образование, электронный паспорт, система Blockchain, дистанционное обучение, а также это должно быть где-то законодательно закреплено и вполне возможно что придется вносить изменения в Закон "Об образовании" и ряд других законов. А также мы должны будем провести новый цикл нового регулирования по условию хранения электронных данных, также разделение компетенций управлений организаций образования, внедрение электронного документооборота, ответственность учителя за сохранение данных, достоверность информации и т.д. Поэтому эта работа сейчас будет делаться, мы будем надеяться на совместное с вами сотрудничество!
Благодарю за внимание!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Сенат принял поправки в законодательство по вопросам занятости и миграции населения 30.03.2018
Рабочая поездка в Кызылординскую область: Б. Сагинтаев обсудил с активом и бизнесом вопросы развития региона 30.03.2018
Нурлан Нигматулин принял посла Польши 30.03.2018
Алик Шпекбаев взял на контроль вопросы перевода ряда госуслуг для социально-уязвимой категории граждан в электронный формат 30.03.2018
Бауыржан Байбек поручил повысить контроль и оптимизировать сроки ремонта дорог в Алматы 30.03.2018
О подписании Договора между Республикой Казахстан и Монголией о передаче осужденных лиц 30.03.2018
Подписан Протокол межправительственной казахстанско-монгольской комиссии 30.03.2018
Казахстан и Монголия подписали Меморандум о сотрудничестве в области конкурентной политики 30.03.2018
Коллегия МИД Казахстана обозначила приоритетные задачи ведомства 30.03.2018
Участие Государственного секретаря Республики Казахстан Гульшары Абдыкаликовой в гала-форуме "Мы меняем мир" в рамках IV съезда молодежного крыла "Жас Отан" 30.03.2018

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
17.09.19 Вторник
88. ЕРЕМЕНКО Анатолий
80. ТОКПАКБАЕВ Сат
75. БАЙНАЗАРОВ Галым
73. БЕРДИНОВА Жакен
71. ЛУКПАНОВ Таумурат
71. ПРИМБЕТОВ Сеpик
71. СКАКОВ Амангельды
69. ТАСМАГАМБЕТОВА Нурсулу
66. ЕЛЕВФЕРИЙ
64. АШИРБАЕВ Бауржан
62. ЖЫЛКЫШИЕВ Болат
62. ЧУДРОВ Яхия
60. АПСАЛИКОВ Серик
58. КОРОЛЬ Андрей
55. АЙДАРБЕКОВ Зейнабил
...>>>
18.09.19 Среда
79. ДАВЛЕТОВА Людмила
71. ШНЕЙДМЮЛЛЕР Владимир
67. НАКАНОВ Болат
65. КАСЫМОВ Алибек
64. САГАЛИЕВА Наслизат
63. АБИЛЬДИН Танжарык
62. АРТЫКБАЕВ Марат
59. БЕКБАСАРОВ Шакир
55. АЛИПБЕРГЕНОВ Махмут
54. БЕКТАНОВ Мурат
52. ТОРТАЕВ Бауржан
49. АЙСАРИЕВА Мадина
48. АБДЫГАЛИЕВ Берик
48. КАЗИЕВ Ильяс
45. АЗИРБАЕВ Мухит
...>>>
19.09.19 Четверг
82. БЕЛЯКОВ Владимир
69. АКИЯНОВА Фарида
66. ТОРТАЕВ Ильяс
65. ЛОБАНОВ Александр
62. ДЕМИН Иван
62. ОТЕМУРАТОВ Акимжан
62. СЕЙДУАЛИЕВ Нурмухан
59. САЙДЕНОВ Анвар
57. САГДИЕВА Раушан
56. ДИЛЬМУХАМБЕТОВ Туремурат
54. ЯШИН Сергей
51. АЛДОНГАРОВ Куаныш
51. БЕК Арыс
48. ТУРГАНОВ Тимур
46. БАЛЛО Елена
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz