NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 20:27 ast
18:27 msk

Мажилис одобрил законопроект о валютном регулировании, дающий беспрецедентные полномочия Нацбанку - I чтение
В ходе обсуждения у депутатов возник ряд вопросов, касающихся, в частности, сохранения инвестиционной привлекательности Казахстана, обеспечения устойчивости финансового рынка страны, влияния на стоимость банковских продуктов и кредитов, обеспечения сохранности банковской тайны, а также персональной ответственности работников Нацбанка за ошибочные суждения
12.04.2018 / политика и общество

Астана, 11 апреля, Дом Мажилиса

Сегодня на пленарном заседании Мажилиса под председательством Спикера Нурлана Нигматулина Палата одобрила в первом чтении проект закона с сопутствующими поправками "О валютном регулировании и валютном контроле".
Документ направлен на адаптацию валютного законодательства Казахстана к развитию интеграционных процессов с учетом мировой практики.
На законодательном уровне Национальному Банку предоставляются беспрецедентные полномочия, прежде всего, касающиеся усиления его надзорной функции.
Кроме того, предлагается перевести расчеты филиалов иностранных нефинансовых организаций с казахстанскими контрагентами на тенге. По мнению разработчиков, это повысит эффективность валютного контроля, а также противодействия вывода денег из страны. Вводится единая учетная регистрация валютных договоров. Это распространяется также на валютные договоры по экспорту и импорту товаров и услуг.
Для повышения прозрачности операций на валютном рынке расширяется доступ к биржевым торгам валютой для брокерских организаций.
В ходе обсуждения у депутатов возник ряд вопросов, касающихся, в частности, сохранения инвестиционной привлекательности Казахстана, обеспечения устойчивости финансового рынка страны, влияния на стоимость банковских продуктов и кредитов, обеспечения сохранности банковской тайны, а также персональной ответственности работников Нацбанка за ошибочные суждения.
Сегодня на пленарном заседании Мажилис взял в работу поправки в республиканский бюджет на 2018-2020 годы. Данный законопроект будет рассматриваться с учетом Пяти социальных инициатив Президента.
И в этот день Палата назначила профильным комитетам сроки подготовки заключений и по ряду ратификационных законопроектов. Это Соглашение о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с гражданами одного государства-члена Евразийского экономического сообщества при осуществлении трудовой деятельности на территории другого государства-члена Евразийского экономического сообщества. Здесь же и Соглашение Казахстана с Иорданией о сотрудничестве в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В завершение пленарного заседания мажилисменами сделан ряд депутатских запросов в адрес руководителей центральных госорганов. Их озвучили Д.Еспаева, Г.Баймаханова, Т.Сыздыков, А.Сапарова, К.Абсатиров, К.Мусырман, Ш.Нурумов.

---

Депутатский запрос Абсатирова К.Г.
министру образования и науки РК Сагадиеву Е. К

Уважаемый Ерлан Кенжегалиевич!

В ДПК "Ак жол" продолжают поступать обращения об игнорировании госорганами при осуществлении госзакупок интересов отечественного бизнеса.
Последнее из них связанно с внедрением в школах страны небезызвестного всем программного продукта "Күнделік".
Не затрагивая его содержание и востребованность теми, кому адресовано это ПО, нельзя не обратить внимание на его разработчиков.
Из источников в прессе следует, что учредителями образованного в марте 2016 года ТОО "Күнделік (Kundelik)" является, помимо казахстанских юридических и физических лиц, общество с ограниченной ответственностью "Дневник.ру" (Российская федерация). Причем последнему принадлежит 45% доли в казахстанской компании и именно на базе российской платформы функционирует казахстанский вариант электронного дневника.
Фракцией ДПК "Ак жол" в сентябре 2017 года уже поднималась проблема "утечки мозгов" из страны при существующей системе в образования. А теперь, обеспечив доступ иностранной компании к успеваемости казахстанских учеников на протяжении длительного времени, повышается возможность осуществлять уже точечный отбор наиболее успешных выпускников для поступления в ВУЗы соседнего государства без всяких ЕНТ.
В этой связи возникает ряд вопросов:
- почему "Единый электронный дневник", активно пропагандируемый Министерством образования и науки РК, создается на российской платформе, когда у нас на протяжении длительного времени (с 2010 года) имеется успешно апробированный и внедренный в школах страны, не менее качественный программный продукт ("Bilimal"), разработанный ТОО "Центр инновационных технологий" "Өрлеу" со 100 % казахстанским участием?
- почему компании с иностранным участием доверяются персональные данные учеников и их родителей, что несет риски их утечки? А ведь прецедент уже был.
- почему частная компания с иностранным участием использует серверы МОН РК, принадлежащие единому госоператору информационных систем АО "Национальные информационные технологии" (НИТ)?
- почему при отборе исполнителей для реализации проекта ГЧП "Единая система электронных журналов и дневников учащихся общеобразовательных организаций Республики Казахстан" была проигнорирована заявка казахстанского подрядчика?
Ведь именно пренебрежение собственными специалистами и их разработками даже в отраслевом Министерстве, отвечающем за качество и востребованность образования – именно такое отношение и толкает молодежь искать счастья в других странах.
С учетом изложенного, просим дать ответы на вышеприведенные вопросы, а также предоставить информацию:
1. Был ли заключен в рамках вышеуказанного проекта договор государственно-частного партнерства? И если был, то с кем?
2. Почему до настоящего времени не исполнено решение, принятое по итогам совещания в Национальной палате предпринимателей РК "Атамекен", прошедшего 4 марта 2017 года, о рассмотрении проведения повторного конкурса?

Депутаты фракции ДПК "Ак жол"

---

Депутатский запрос Баймахановой Г.А.
Премьер-Министру Республики Казахстан Сагинтаеву Б.А.

Уважаемый Бакытжан Абдирович!

Поводом для депутатского запроса послужили многочисленные обращения граждан Актюбинской и Кызылординской областей, специалистов – гидрогеологов, гидрологов, гидротехников, и даже представителей государственных органов, обеспокоенных состоянием самого главного источника жизни – водных ресурсов Казахстана.
Особенно больно, когда загрязняются уникальные месторождения подземных вод, такие как Кокжиде в Актюбинской области, Мынбулак в Кызылординской и многие другие наши хранилища пресных вод. Возможно, в будущем, именно от них будет зависеть жизнеобеспечение многих населенных пунктов страны.
О результатах многолетних наблюдений, проводимых, например, на водозаборах "Кокжиде" и "Кенкияк" с 2009 г. и показывающих, что в пресных подземных водах региона появились нефтепродукты и тяжелые металлы, мы сообщали ранее, однако получили очередную отписку. А между тем ситуация усугубляется. В пределах территорий нефтегазоносных регионов идут активные работы по добыче углеводородного сырья и хозяйственного освоения территорий, которое однозначно приводит к засорению поверхностных и подземных вод. В пределах песчаного массива "пески Кокжиде" расположены более 80 добывающих и разведочных нефтяных скважин, а также 22 мониторинговые, в планах недропользователей пробурить еще 168 скважин. И это при том, что постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 ноября 2010 года №1212 "пески Косжиде" как геологический объект и "подземные воды Кокжиде" как гидрогеологический объект, включены в перечень объектов государственного природно-заповедного фонда республиканского и международного значения.
Учитывая, что одним из наиболее чистых источников питьевого водоснабжения являются подземные воды, образующие с поверхностными сообщающиеся системы, влияющие друг на друга как в плане восполнения объема вод, так и изменения их динамики и состава, необходимо обратить особое внимание на геологическое изучение и мониторинг подземных вод. Передача подземных вод бассейновым хозяйствам должна осуществляться лишь после всестороннего геологического изучения ресурсов подземных вод, а также условий их формирования, количественных и качественных параметров, особенностей месторождений подземных вод и их взаимосвязь с поверхностными ресурсами и климатическими циклами.
Сегодня только констатации результатов мониторинга подземных и поверхностных вод уже недостаточно, пора действовать. С этой целью предлагаем:
1) Разработать и принять комплекс мер по обеспечению сохранности и переоценке запасов подземных вод месторождения "Кокжиде". Запретить деятельность недропользователей по разведке и добыче, промышленной эксплуатации месторождения при превышении нормативов ПДК на содержание вредных веществ в почве и воде.
2) Запретить эксплуатацию горизонтальных скважин, а при проектировании наклонно направленных скважин исключить их взаимодействие с подземными водами месторождений.
3) Определить единого оператора для проведения постоянного мониторинга за состоянием объектов государственного природно-заповедного фонда "пески Кокжиде".
4) Предусмотреть проведение переоценки запасов уникальных месторождений пресных подземных вод Казахстана, особенно включенных в перечень объектов государственного природно-заповедного фонда республиканского и международного значения. Расширить их перечень, включив в него уникальные объекты по всем регионам Казахстана и обеспечив тем самым водную безопасность страны.
В соответствии со статьей 27 Конституционного закона Республики Казахстан "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов" просим дать письменный ответ в установленный законом срок.

Депутаты Мажилиса Парламента
Республики Казахстан Г.А. Баймаханова
Г.А. Щегельский
Ш.А. Утемисов
Ж.А. Ахметбеков
М.М.Магеррамов
С.Т. Сейдуманов
И.В.Смирнова
А.О.Конуров
В.Б.Косарев
Т.И.Сыздыков

---

Депутатский запрос Сапаровой А.С.
Заместителю Премьер-Министра РК Жумагалиеву А.К.

С 1 ноября 2017 года во всех регионах республики осуществлен запуск нового сервиса по переходу на новый формат адресных сведений на основании Регистрационного кода адреса (РКА) посредством Информационной системы "Регистрационный пункт "Документирование и регистрация населения" (далее – ИС "РП ДРН").
Так, в соответствии с Правилами регистрации внутренних мигрантов (утверждены постановлением Правительства РК от 1 декабря 2011 года №1427) регистрация их по месту жительства, постановка на учет (регистрация) по месту временного пребывания (проживания) осуществляются в жилых домах, квартирах, дачных строениях и т.д (садоводческих товариществах, кооперативах, общежитиях, гостиницах, домах отдыха, санаториях, профилакториях, лечебных учреждениях, домах-интернатах, пансионатах, домах престарелых, служебных зданиях и помещениях).
Данная регистрация граждан осуществляются путем внесения сведений в информационные системы "Регистрационный пункт "Документирование и регистрация населения" (далее - ИС РП ДРН).
При этом следует отметить, что в случае обращения граждан, проживающих в домах-интернатах, домах престарелых, общежитиях и т.д. отсутствует возможность внесения факта их регистрации в информационную систему ИС РП ДРН, так как ее настоящий функционал позволяет осуществлять регистрацию объектов, относящихся только к жилому фонду. А категория этих объектов согласно данных Адресного регистра относится либо к "объектам здравоохранения и отдыха", "объектам образования" или к "объектам коммунального обслуживания", то есть не относятся к "жилому фонду".
Так, к примеру, ГУ "Рудненский дом-интернат для престарелых и инвалидов общего типа №1" (г. Рудный, ул. Парковая, дом 45) относится к объектам здравоохранения и отдыха, ГУ "Рудненский специализированный дом ребенка для детей, с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики" к объекту здравоохранения, общежитие (г. Рудный, ул. Ленина 123) к объектам коммунального обслуживания.
Таким образом, указанное обстоятельство не только не позволяет зарегистрироваться по месту жительства, но и назначить лицам, фактически проживающим в домах престарелых, домах-интернатах государственной пенсии, запросить пенсионное дело по месту регистрации, поскольку в этих случаях требуется документ, подтверждающий регистрацию по постоянному месту жительства.
Более того, отсутствие возможности своевременной регистрации по месту жительства своих подопечных влечет за собой административную ответственность руководства юридических лиц.
На основании вышеизложенного, в целях устранения возникшей проблемной ситуации, прошу Вас принять меры по приведению в соответствии ИС РП ДРН (информационную систему регистрационного пункта документирования и регистрации населения), с нормами действующего законодательства.
О результатах рассмотрения и принятых мерах прошу сообщить письменно в установленные законодательством сроки.

Депутат Мажилиса,
член фракции партии "Нур Отан" А. Сапарова

---

Д.Акишев рассказал о целях и задачах законопроекта "О валютном регулировании и валютном контроле в РК"
nationalbank.kz, 11 апреля

Основная цель нового законопроекта "О валютном регулировании и валютном контроле в РК" – плановые изменения валютного законодательства в условиях динамично развивающихся рынков, в том числе с учетом вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию и создания Международного центра приграничного сотрудничества "Хоргос".
Об этом рассказал Председатель Национального Банка Казахстана Данияр Акишев в ходе презентации проекта Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам валютного регулирования и валютного контроля" на пленарном заседании Мажилиса Парламента Республики Казахстан в г. Астана.
Он отметил, что основной задачей законопроекта является расширение охвата статистического мониторинга валютных операций и сокращение использования иностранной валюты в расчетах на территории Казахстана. Реализация предлагаемых норм позволит расширить охват информации о валютных операциях, повысить эффективность валютного контроля, в том числе для противодействия выводу денег из страны.
"В законопроекте определен перечень валютных операций, имеющих признаки вывода денег из страны. Операции, подпадающие под такие признаки, будут осуществляться банками только при представлении резидентом разрешения на передачу информации по ним органам валютного контроля", - рассказал Д.Акишев.
Кроме того, по словам главы Национального Банка, законопроект предусматривает право на передачу информации по валютным операциям, содержащей банковскую тайну, Комитету государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан. Эти поправки позволят принять системные меры по противодействию выводу денег из страны.

Д.Акишев - Поправки, предусмотренные Законопроектом, позволят обеспечить равные условия ведения бизнеса для местных компаний и филиалов иностранных организаций
По действующему законодательству филиалы иностранных организаций являются нерезидентами. Это позволяет им осуществлять валютные операции внутри Казахстана при операциях с резидентами. Для казахстанских компаний это запрещено. Об этом рассказал Председатель Национального Банка Казахстана Данияр Акишев в ходе презентации проекта Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам валютного регулирования и валютного контроля" на пленарном заседании Мажилиса Парламента Республики Казахстан в г. Астана.
"Например, за 2017 год объем операций филиалов иностранных компаний с резидентами в иностранной валюте составил 2,7 млрд. долларов США. В настоящее время зарегистрировано 4,5 тысячи филиалов иностранных организаций. После полного вступления в ВТО ожидается значительное увеличение их количества. Это приведет к увеличению платежей в иностранной валюте внутри страны, что не соответствует национальным интересам", - рассказал Д. Акишев.
Он подчеркнул, что в этой связи, предлагается перевести расчеты филиалов иностранных организаций с казахстанскими компаниями на тенге. Изменения не затрагивают компании, деятельность которых регулируется соглашениями, заключенными от имени государства. Они останутся в статусе нерезидента.
"Также не предусматривается ухудшение условий в отношении договоров, заключенных до введения в действие настоящего закона. Данные поправки позволят обеспечить равные условия ведения бизнеса для местных компаний и филиалов иностранных организаций", - подытожил глава Национального Банка Казахстана.

Д. Акишев - Сократятся сроки обслуживания банками платежей по валютным операциям
Законопроект предусматривает расширение охвата валютных операций мониторингом с одновременным упрощением процедур сбора информации о валютных операциях. Об этом рассказал Председатель Национального Банка Казахстана Данияр Акишев в ходе презентации проекта Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам валютного регулирования и валютного контроля" на пленарном заседании Мажилиса Парламента Республики Казахстан в г. Астана.
Д. Акишев отметил, что сложные режимы регистрации и уведомления будут отменены. Вместо них вводится единая учетная регистрация валютных договоров. Критерием для учетной регистрации будет сумма и предмет договора.
"В этих условиях банкам не потребуется определять какой режим валютного регулирования, регистрация или уведомление, распространяется на валютную операцию. В связи с этим сократятся сроки обслуживания банками платежей по валютным операциям. Согласно законопроекту, процедура учетной регистрации распространится на договоры по экспорту и импорту работ и услуг. Это обеспечит полный охват договоров для повышения эффективности валютного контроля и возврата валютной выручки в страну", - рассказал Д. Акишев.

Д. Акишев - Законопроект предусматривает право на передачу информации по валютным операциям Комитету государственных доходов
Усиление противодействия выводу денег из страны будет проводиться по двум направлениям: введение перечня валютных операций, имеющих признаки вывода денег из страны, а также активное взаимодействие с органом государственных доходов, в том числе информационное. Об этом рассказал Председатель Национального Банка Казахстана Данияр Акишев в ходе презентации проекта Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам валютного регулирования и валютного контроля" на пленарном заседании Мажилиса Парламента Республики Казахстан в г. Астана.
Д. Акишев отметил, что введение перечня валютных операций, имеющих признаки вывода денег из страны подразумевает предоставление резидентом финансового займа нерезиденту, не предусматривающего погашения путем зачисления денег на счета в Казахстане; предоставление нерезидентом финансового займа резиденту, не предусматривающего перевод денег на счета в Казахстане; предоставление резидентом беспроцентного финансового займа неаффилированному нерезиденту на срок свыше 720 дней; операции по оплате экспорта или импорта со сроком репатриации свыше 720 дней.
"Такие операции будут осуществляться банками только при представлении резидентом разрешения на передачу информации органам валютного контроля", - сказал Д. Акишев.
Он подчеркнул, что второе направление в целях противодействия выводу денег – это активное взаимодействие с органом государственных доходов, в том числе информационное.
"Почему особое внимание уделяется вопросам информационного взаимодействия? Потому что невозможно только нормами закона обеспечить контроль за выводом капитала. Вывод капитала может осуществляться нелегальными способами или маскируясь под законные сделки. Прямые ограничительные меры могут ухудшить инвестиционный климат и условия бизнеса для добросовестных предпринимателей. Это также неприемлемо в рыночной экономике", - подчеркнул Д. Акишев.
Глава Национального Банка разъяснил, что постоянно действующий и эффективный информационный обмен между заинтересованными госорганами позволяет выявлять недостоверные сведения по одной и той же сделке, которые поступают в разные госорганы.
"Поэтому законопроект предусматривает право на передачу информации по валютным операциям, содержащей банковскую тайну, Комитету государственных доходов", - подытожил Д. Акишев.

О порядке обращения валютных ценностей на территории Казахстана
Законопроектом предоставляется право небанковским обменным пунктам на покупку и продажу золотых минислитков, выпущенных Национальным Банком. Об этом рассказал Председатель Национального Банка Казахстана Данияр Акишев в ходе презентации проекта Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам валютного регулирования и валютного контроля" на пленарном заседании Мажилиса Парламента Республики Казахстан в г. Астана.
Д. Акишев отметил, что в понятие "валютные операции" включены передача валютных ценностей в доверительное управление либо на основании договора об оказании брокерских услуг, приобретение и погашение резидентом электронных денег, выпущенных нерезидентом, и наоборот.
"Кроме того, профессиональным участникам рынка ценных бумаг предоставлено право покупать и продавать безналичную иностранную валюту на внутреннем валютном рынке. Данные поправки направлены на расширение инвестиционных возможностей физических лиц, а также способствуют развитию конкуренции на внутреннем валютном рынке", - подчеркнул он.
Глава Национального Банка обратил внимание на то, что в случае принятия законопроекта субъектам бизнеса потребуется время на приведение своей деятельности в соответствие с новыми требованиями. Соответственно, срок введения в действие законопроекта – 1 июля 2019 года.
"Кроме того, 16 декабря 2020 года заканчивается переходный период вступления Казахстана в ВТО, когда доступ на внутренний рынок получат филиалы иностранных финансовых организаций. Поэтому для абзаца 7 пункта 3 статьи 1 законопроекта установлен срок введения в действие с 16 декабря 2020 года", - сказал Д. Акишев.
В заключение он отметил, что принятие законопроекта не повлияет на простых граждан, так как либеральные принципы валютного регулирования сохраняются. Изменения касаются только крупных валютных операций.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 30.04.2018
Закон Республики Казахстан от 16 апреля 2018 года №147-VІ ЗРК 30.04.2018
Бюро Мажилиса определило повестку предстоящего пленарного заседания 30.04.2018
В Астане состоялось промежуточное заседание Совета иностранных инвесторов при Президенте РК 30.04.2018
Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 апреля 2018 года №206 30.04.2018
Первый Вице-Премьер Аскар Мамин посетил с рабочей поездкой Таджикистан 30.04.2018
Казахстан-Китай: сотрудничество будет продолжено 30.04.2018
На заседании Счетного комитета рассмотрены итоги внешнего аудита (контроля) исполнения бюджета Евразийского экономического союза в 2016-2017 годах и его формирования на 2018 год (последующий, текущий и предварительный аудит) 30.04.2018
Малик Мурзалин выступил спикером на диалоговой платформе "Development Day" 30.04.2018
На конференции в Астане обсуждены меры по превенции пыток 30.04.2018

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz