Пресс-служба Счетного комитета, 20 апреля
Подведены итоги государственного аудита эффективности налогового и таможенного администрирования, полноты и своевременности поступлений в республиканский бюджет налогов и других обязательных платежей, а также доходов от государственной собственности. Отмечено, что по итогам 2017 года показатель фактического исполнения доходов республиканского бюджета составил 9 691,8 млрд. тенге, что на 82,8 млрд. тенге выше планового (уточненного) показателя. Позитивные изменения наблюдаются и в процессе управления государственным имуществом. С 2014 по 2016 год количество убыточных организаций с государственным участием сократилось с 57 до 46, или на 20%, размер общего убытка снизился на 38%. Вместе с тем по итогам государственного аудита выявлен ряд недостатков в реализации налоговой и таможенной политики. Так, в структуре республиканского бюджета с 2013 года наблюдается устойчивая тенденция снижения доли налоговых поступлений с одновременным ростом удельного веса трансфертов из Национального фонда. Если в 2013 году в общей сумме доходов республиканского бюджета доля налоговых поступлений составляла 68%, а доля поступлений трансфертов – 30%, то в 2017 году данные показатели составили 50% и 48% соответственно. При этом в 2017 году не обеспечено исполнение плановых показателей по некоторым видам поступлений в республиканский бюджет, в том числе корпоративному подоходному налогу - на сумму 86,4 млрд. тенге и налогу на добавленную стоимость - на 18,9 млрд. тенге. Также в ходе заседания отмечена необходимость совершенствования действующего бюджетного законодательства и некоторых нормативных актов Министерства финансов с учетом лучшей международной практики. Отдельные показатели измерения эффективности налогового и таможенного администрирования, используемые Минфином, не отвечают критериям полноты и надежности, что повышает риски формализации соответствующих направлений деятельности и упущенных возможностей по улучшению показателей собираемости налогов и других обязательных платежей в бюджет. В этой связи Счетным комитетом рекомендовано дополнить действующее законодательство, а также подзаконные нормативные правовые документы, включая документы Системы государственного планирования, понятиями "налоговый потенциал" и "налоговый разрыв". Кроме того, необходимо установить порядок расчета этих показателей, предельные значения и регламентировать их применение уполномоченными органами по бюджетному планированию и исполнению бюджета. Практика передовых стран, включая страны ОЭСР, внедривших указанные показатели, свидетельствует о том, что их использование позволяет существенно сократить размеры налогового разрыва и удерживать его на низком уровне. Другой вопрос, на который было обращено внимание, это критерии формирования Перечня крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу со стороны органов государственных доходов. Целый ряд крупных предприятий, ежегодно уплачивающих значительные суммы налогов в государственную казну, не соответствуют этим критериям и, соответственно, выпадают из зоны пристального налогового контроля. Это повышает риски упущенных возможностей по собираемости налогов. Ввиду этого Счетным комитетом рекомендовано Министерству финансов пересмотреть методику формирования Перечня крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу. Комитету государственных доходов Министерства финансов также поручено принять меры по совершенствованию налогового и таможенного администрирования. Что касается эффективности использования государственной собственности, то по итогам проведенного аудита отмечено, что Комитетом государственного имущества Министерства финансов контроль эффективного и целевого использования государственного имущества не осуществляется. Для решения этого вопроса необходимо внесение соответствующих дополнений в действующее законодательство. В результате в городе Астане допущено использование республиканского имущества без договоров найма на сумму 73,8 млн. тенге. В ходе принятых мер данная сумма возмещена в республиканский бюджет в полном объеме. Также выявлены недостатки в работе Единой информационной автоматизированной системы учета государственного имущества (на портале www.gosreestr.kz) в части формирования неточных агрегированных данных по имуществу, поступившему в собственность государства по отдельным основаниям. В этой связи Комитету государственного имущества и приватизации Министерства финансов поручено принять меры по обеспечению эффективного функционирования данной системы. Наряду с этим по результатам государственного аудита в уполномоченных госорганах установлены финансовые нарушения на сумму 1 238,7 млн. тенге, из них в ходе аудита в республиканский бюджет возмещено 1 187,6 млн. тенге, или 96%. По итогам заседания Счетного комитета также даны соответствующие поручения Министерству финансов и его ведомствам по устранению выявленных нарушений, рассмотрению ответственности должностных лиц, не обеспечивших соблюдение требований таможенного, налогового и иного законодательства. |