archvestnik.ru, 16 апреля
В прошлом году вышла книга Р.Флориды "Новый урбанистический кризис", в которой он свергает с пьедестала самого себя, безжалостно расправляясь с собственными же идеями о роли креативного класса в росте благосостояния городов. Его новые и старые воззрения подробно разбирает Е.Ижицкая в статье "Взлеты и падения Ричарда Флориды". В начале 2000-х гг. американский исследователь полагал, что рост благосостояния городов связан с увеличением креативного класса. Чтобы реанимировать умирающие промышленные города, представлялось необходимым вдохнуть в них новую жизнь, превратив их в места, где бы хотела оставаться молодежь - с барами, арт-галереями, сменяющими друг друга различными ивентами. Флорида выдвинут слоган "трех Т": технологии - таланты - толерантность. В книге, вышедшей спустя полтора десятилетия, он вынужден признать, что бенефициарами политики, направленной на рост креативной экономики, стал сам креативный класс - и только. То есть те, кто уже и так был богат. Креативный класс продуцирует тотальный рост неравенства - от динамики цен на недвижимость до повышения стоимости жизни. Вывод промышленности и попытка ее замены сервисной экономикой привели к лавинообразному нарастанию проблем. Флорида вынужден фиксировать увеличение экономического разрыва между городами и экономического разрыва внутри городов. Задается вопросом, что перспективнее - помогать пребывающим в кризисе территориям или помогать населению покинуть эти территории? Ответ: и то, и другое. Несмотря на интеллектуальное фиаско, Флорида ничтоже сумнящеся вновь выдает рецепт за рецептом. Строительство доступного жилья. Строительство новых дорог - как внутригородских, так и межрегиональных. Речь идет в том числе и о высокоскоростных ж/д магистралях. Повышение уровня оплаты труда, что способствовало бы увеличению среднего класса, который динамично съеживается и там - в цитадели капитализма. Благими намерениями… Возвращаясь к 2000-м: пространственной проекцией концепции креативного класса стало преобразование исторических центров городов - от возникновения новых фокусов социокультурной жизни на бывших промышленных и портовых территориях до благоустройства общественных пространств. Бильбао, города Рура, Манчестер… У нас этот подвиг тщилась повторить Пермь - не вышло, хотя натырили порядком, после чего смотались зарубеж - кто в Швейцарию, кто в Черногорию. Далее была Москва с Крымской набережной и многочисленными парками, теперь психопандемия обрела федеральный масштаб и многомиллиардные вливания. Е.Ижицкая принадлежит к научной школе Неокономики, возглавляемой известным экономистом О.Григорьевым. Они ставят сверхзадачей поиск драйверов экономического роста в условиях мирового кризиса существующей модели капитализма. С их слов, фундаментальной ошибкой Флориды являлось отсутствие описания экономической модели функционирования креативного класса, то есть - как и на чем он зарабатывает в качестве элемента экономической системы. Как пишет Е.Ижицкая, креативный класс может существовать в рамках инвестиционного взаимодействия между богатыми странами, или рынками, типа Америки или Европы, и сравнительно бедными - развивающимися - странами. Этот самый креативный класс обеспечивает коммуникацию и сбыт товаров из бедных стран на их собственном богатом рынке, "выступая качестве некой прослойки между рынками, потоками товаров, денег и рабочей силы". При этом новых источников роста не создается. "Ресторанный бизнес, культура и искусство, строительство жилья, туризм сами по себе не являются теми направлениями и отраслями, которые способны генерировать новые возможности для повышения производительности труда, - а это и является необходимым источником экономического роста", - указывает автор. Заметим, что насчет строительства, которое связано еще как минимум с тремя десятками отраслей - от производства металлоконструкций до изготовления мебели, она ошибается. Именно строительство - прежде всего объектов инфраструктуры и жилья - на многих исторических этапах выступало в качестве локомотива стагнирующей экономики. И все же главный вывод имеет архитектурное измерение. Мы уже неоднократно писали о том, что нынешняя общегосударственная истерия вокруг общественных пространств имеет ряд мотиваций - от привычного обезьянничанья и рабского слизывания с Запада чего ни попадя до консервации реакционной псевдолиберальной социально-экономической модели. При том что остаются нерешенными структурные проблемы современного города, связанные с его фронтальной модернизацией - транспорт, инженерные сети, социальное жилье; в конце прошлого - начале этого века через этот этап прошли сначала города Запада, а затем и Востока. Так вот, появление книги Флориды - это еще один железобетонный аргумент в пику творящемуся идиотизму, санкционированному сверху. Однако похоже, что это система с положительно обратной связью - и завалится она тогда, когда завалится все… |