NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (май 2018)
Кто человек №2 в Казахстане (апрель 2018)








Поиск  
Пятница 22.06.2018 07:28 ast
04:28 msk

Желание быть русским - 6
Художественное и научное творчество славянофилов также пронизано протестом против принижения русских в стране, которая носит их имя
31.05.2018 / политика и общество

Поляков Юрий, "Литературная газета", 30 мая

VII. Зеленые мартышки
Возьмем хрестоматийные стихи Лермонтова "Прощай, немытая Россия". Обычно на гигиеническом аспекте разговор об этой инвективе и заканчивается, хотя зарубежные наблюдатели всегда отмечали развитую банную традицию на Руси и удивительную чистоплотность населения, в отличие от европейских грязнуль. Однако попробуем взглянуть на знакомые строки иначе:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
"Мундиры голубые" – это, помним со школы, форма жандармов, которых возглавляли лифляндские немцы Бенкендорф и Дубельт. Свою безопасность царь доверил людям, этнически близким. "Страна рабов" – тоже понятно: крепостное право, ужесточенное в XVIII веке до "рабства дикого", возмущало просвещенные умы. Правда, земледельцы были не свободны тогда не только в России, но и в некоторых европейских странах. Впрочем, такова наша нацио­нальная традиция – особенно остро воспринимать недостатки прежде всего своей Родины. У европейцев иначе: они остро воспринимают недостатки других. Странная "преданность" угнетателям укладывается в нашу метафору "завета русского народа с государством", ибо самая жесткая власть лучше "смуты" или "замятни".
Но вот второе четверостишье всегда вызывало у меня некоторое недоумение:
Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей.
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.
Согласен: человека в действующей армии контролировать и отслеживать труднее. Это хорошо описано во фронтовой прозе. Война делает человека свободнее. Тот же Солженицын так "оторвался" в письмах с фронта, что угодил в лагерь. Я служил в Германии в мирные годы, но знал, о чем можно писать домой, а о чем – нельзя. Но вот читаем дальше: "Сокроюсь от твоих пашей…" Почему – "пашей"? "Пашей – ушей"? Но это плохие поэты ради рифмы загоняют в строку случайные слова. У хороших, а тем более великих – так не бывает. Почему не "сатрапов" или "подручных"? Выскажу гипотезу: Лермонтов проводит параллель с Османской империей, которая славилась своими жестокими политическими нравами и которую называли "больным человеком Европы". Однако подозреваю, поэт имеет в виду не только суровость режима, но и намекает на этническую чуждость правящего слоя народу. Напомню: элита Османской империи была интернациональной, она включала в себя представителей завоеванных народов – болгар, сербов, армян, курдов, греков, арабов, грузин, албанцев, евреев и т.д. Главное – не происхождение, а верная и плодо­творная служба Великой Порте.
Меньше всего в правящем слое было тюрков (они пришли на земли Византии из Туркмении), давших название всей стране. Отношение к ним было пренебрежительным, даже насмешливым, что впоследствии породило движение младотурков и привело к созданию на обломках Османской империи этнократической Турецкой Республики во главе с Ататюрком. Говоря о "пашах", думаю, Лермонтов имеет в виду такую же отчужденность российской верхушки от русского народа – этническую, но в еще большей степени – ментальную и культурную. Возможно, профессиональные лермонтоведы, которые ныне препарируют "Парус одинокий", ссылаясь не на Белинского, а на Фрейда и Хайдеггера, поднимут меня на смех. Но я высказал гипотезу. Возражайте, если можете!
В своих настроениях Лермонтов был не одинок, схожие мотивы звучат у Николая Языкова в стихотворении "К ненашим" (1844):
О вы, которые хотите
Преобразить, испортить нас
И онемечить Русь, внемлите
Простосердечный мой возглас!..
Вам наши лучшие преданья
Смешно, бессмысленно звучат;
Могучих прадедов деянья
Вам ни о чем не говорят;
Их презирает гордость ваша.
Святыня древнего Кремля,
Надежда, сила, крепость наша –
Ничто вам!..
Художественное и научное творчество славянофилов также пронизано протестом против принижения русских в стране, которая носит их имя. В итоге в Москве, как уже сказано, нет ни одного памятника вождям этого крупнейшего течения отечественной мысли. Даже первому барду и певцу столицы Аполлону Григорьеву не удосужились поставить в Первопрестольной хотя бы бюстик. Зато его отдаленному последователю Булату Окуджаве воздвигли саженный кумир на Старом Арбате. Чубайс, говорят, позаботился, денег дал. Хорошие у Окуджавы песни, сам иногда пою, особенно про "виноградную косточку", но слово "русский" в них почти не встретишь. Да и вообще, что касается знаковых для русского самосознания памятников, то тут просто беда! Плисецкой памятник есть – Улановой нет. Мандельштаму есть – Заболоцкому нет. Бродскому есть – Рубцову нет. Ростроповичу есть – Свиридову нет, даже к столетию великого композитора не поставили. Кстати, памятник Ростроповичу на пересечении Брюсова и Елисеевского переулков возвели на том самом месте, где собирались установить бронзового Карамзина: он в этих местах живал. Но проект не состоялся, не нашли денег, даже к 200-летию историографа. А вот на Ростроповича нашли без всяких юбилеев: негоцианты скинулись. Что тут скажешь?! Стыдно за русских богачей, им до Морозова и Третьякова, как зеленым мартышкам до гомо сапиенса.
Но вернемся к славянофилам. Помню, лет пятнадцать назад я завел с одним крупным чиновником, рулившим в сфере культуры, разговор о том, чтобы создать в Переделкине на базе усадьбы Самарина, оказавшейся после закрытия детского санатория бесхозной, музей "Славянофилов и западников". Начальник в ответ лишь посмотрел на меня потомственно-печальным взором: мол, музей западников он бы еще поддержал, а вот славянофилов… В этом смысле чиновники "новой России" продолжают традиции подозрительного отношения к "русскому духу" и царской, и советской администрации. Напомню, что многие активные славянофилы такие, как братья Аксаковы, состояли под негласным надзором полиции и жестко цензурировались. Про настороженное отношение советской власти к самому слову "русский" я писал выше.
И еще одно наблюдение в тему. После Сталина больше всего наши "прогрессисты" не любят императора Александра III, хотя с него вроде бы надо брать пример: миротворец, при нем Россия не воевала, он подавил в стране разгул террора. Но у царя был один серьезный изъян: он не без успеха ввел моду на все русское, и сам всегда подчеркивал свою русскость не по крови, конечно, а по духу. Этого ему до сих пор не простили. Даже в "ЖЗЛ" книга о нем вышла последней, в прошлом году, когда уже обо всех возможных и невозможных царях написали, даже про Лжедмитрия и венценосного младенца Ивана Антоновича. Думаете, издатели не хотели? Мечтали! Просто автора никак не могли сыскать, никто не хотел браться за сей труд, опасаясь получить ярлык черносотенца, с которым потом на зарубежные конференции вряд ли позовут, да и с диссертацией намучишься.
А ведь царь-миротворец, предвидя "неслыханные мятежи", всего лишь хотел поднять самооценку самого многочисленного народа империи, сплотить его вокруг династии и власти, чтобы тот потом помог поддерживать стабильность в многоконфессиональной и многоплеменной державе. Не успел самодержец, как-то странно заболел и умер, а его лейб-лекарь сбежал в Австро-Венгрию. Предчувствия Александра III не обманули: Временное правительство, едва взяв власть, столкнулось с тем, что потом назовут "парадом суверенитетов". По мере ослабления центральной власти просьбы об автономии сменились требованиями немедленной независимости. Напомню, что Гражданская вой­на была не только и не столько формой классовой борьбы, как уверяла нас светская и постсоветская школа. Она вылилась в кровавую цепь межэтнических конфликтов, иногда уходящих корнями во времена аргонавтов. И бились не только "инородцы" с "титульной нацией", почти у всех народов нашлись претензии друг к другу: у грузин к осетинам, у прибалтов к немцам, у таджиков к узбекам, у малороссов к полякам, и почти у всех – к евреям. Неудивительно, если учесть, что 60% купцов первой гильдии составляли иудеи, имевшие тысячелетнюю практику предпринимательства, а православные – всего лишь 34%. Так что длиннополые негоцианты Шагала в жизни встречались едва ли не чаще, нежели тучные купцы Кустодиева. И вот опять повод к размышлению: фамилию замечательного русского художника Кустодиева компьютерная проверка правописания "не узнала", подчеркнув красным, а Шагала "узнала". Опять случайность? Возможно…
Тут необходимо признать: сам Русский мир на историческом переломе тоже не выказал единства и разделился в себе. После отречения монарха участие нижних чинов и особенно офицеров в богослужениях (обязательных в царской армии, как политзанятия в советской) сократилось, по некоторым источникам, в 10 раз! А ведь именно православие стояло первым в знаменитой триаде Уварова: Православие. Самодержавие. Народность. Но в ту пору, кажется, сама Церковь была более озабочена возвращением патриаршества, нежели нашествием богоборцев во власть. Что же до самодержавия, напомню: в контр­разведке Колчака имелся специальный отдел, который выявлял и ликвидировал подпольные монархические организации в рядах Белого движения. Подпольные! Улавливаете? Казачество, грезившее об автономии своих земель, объявило нейтралитет, также сыгравший роковую роль в нарастании новой смуты. Насельники Русского Севера и Зауралья роптали: "Хватит проливать кровь – немец к нам все равно не дойдет…" Интервенция, мятеж чехов, рейды карательных отрядов красных латышей впоследствии оказались для обитателей российской глубинки жестоким сюрпризом.
А вот многие старообрядцы в отличие от никониан восприняли революцию как долгожданное возмездие за поруганное древнее благочестие, за огнепального Аввакума, за столетия гонений, за жизнь на положении "лишенцев": и этот институт большевики не выдумали, а позаимствовали у предшественников. Староверы сочувствовали многим идеям большевизма. Не зря же Николай Клюев писал:
Есть в Ленине керженский дух,
Игуменский окрик в декретах…
Старообрядцы верили, что земля принадлежит Богу, а не людям, предпочитая общинную собственность частной, они
поддерживали идею равенства и справедливости, выдвинутую большевиками, и были готовы строить социализм в России, не дожидаясь мировой революции.
И с железным Верхарном сказитель Рябинин
Воспоет пламенеющий ленинский рай.
Для самого Клюева этот рай обернулся, увы, адом ссылок, лагерей и гибелью. Тем не менее, опираясь на молодых выходцев из староверов, сталинская группа отстраняла от власти упертых интернационалистов, равнодушных к судьбе российской цивилизации. Вспоминается один случай. Будучи в Венгрии, я оказался на будапештском ТВ и сидел, дожидаясь своей очереди. Между тем пегий старичок, некогда, видимо, ярко-рыжий, страстно обличал кого-то в эфире на чуждом русскому уху мадьярском языке. "Кого он так ругает?" – спросил я переводчика. "Россию, русских и социализм…" – "За что?" – "За все!" – "А кто это?" – "Сын Белы Куна…" – "Того самого?" – "Того самого…" Вот так, дорогой читатель! А тех, кого увлекла тема участия староверов в революции и строительстве советского государства, я отсылаю к работам Александра Пыжикова, в частности, к его монографии "Грани русского раскола".
Зачем я увлек читателя в такой дальний и вроде бы необязательный исторический экскурс? А затем, что каждый раз кризис российской государственности был связан с охлаждением русских к тому сакральному завету, о котором мы уже не раз говорили в этих заметках. Я полностью согласен с замечательным ученым, автором уникальной монографии "Кровь и почва русской истории" Валерием Соловьем: Он пишет: "Сочетание сотрудничества и взаимозависимости русского народа и имперского государства с капитальным конфликтом между ними составили стержень русской истории, ее главное диалектическое противоречие… Русский плебс и имперская элита… оказались двумя разными народами не только в метафорическом, но во многих отношениях и в прямом смысле… В своей глубинной основе революционная динамика начала ХХ века была национально-освободительной борьбой русского народа… (и завершилась гибелью Империи. – Ю.П.) …В виде новой трагедии, а не фарса, – продолжает В. Соловей, – история повторилась на исходе ХХ века... Русские больше не могли держать на своих плечах державную ношу, политика коммунистической власти, носившая антирусский характер (сначала – открыто, потом – завуалированно), бесповоротно подорвала русскую мощь. Освобождение от такого государства интуитивно ощущалось русскими единственной возможностью национального спасения…"
Жестко, но зато честно…
А теперь пришло время поговорить о русском (шире – национальном) вопросе в нашей сегодняшней, путинской России.

Продолжение следует


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 31.05.2018
Мажилис одобрил новые законопроекты, направленные на устойчивое развитие страны 31.05.2018
ЕЭК одобрила проекты Соглашения о порядке обмена сведениями, входящими в состав кредитных историй, и проект плана мероприятий на 2018–2020 годы по реализации Меморандума о сотрудничестве между ЕЭК и МКПП 31.05.2018
В Астане прошло заседание Комитета руководителей органов по работе с личным составом министерств обороны государств-участников СНГ 31.05.2018
Встреча Государственного секретаря Республики Казахстан Гульшары Абдыкаликовой с профессором Национального университета Сингапура Лим Сионг Гуаном 31.05.2018
Мораль современного Запада: "детский секс за еду" как стандарт гуманитарной помощи 31.05.2018
Срединные земли 31.05.2018
Желание быть русским - 6 31.05.2018
Рабочий график главы государства 30.05.2018
Казахстан и Китай расширяют межпарламентский диалог 30.05.2018

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
22.06.18 Пятница
77. КРЕПАК Петр
74. КУБАЕВ Казила
71. ИСМАГУЛОВА Батес
70. КЕМЕШОВ Бердихан
62. ГРИБАНОВА Елена
61. ЫСКАК Бинали
58. СЫРГАБЕКОВА Асия
57. СЕИТОВ Галымжан
55. ЗВОЛЬСКИЙ Сергей
52. КИМ Инесса
43. САУРАМБАЕВ Бейбут
39. КИРОВИЧ Александр
36. АБИШЕВ Галым
35. ВЕРОНСКАЯ Майя
33. ВОЛКОВ Кирилл
...>>>
23.06.18 Суббота
78. АБИЛЬСИИТОВ Галым
77. ЖЫЛКАЙДАРОВ Сайлау
77. ОБАЕВ Есмухан
70. СИВРЮКОВА Валентина
69. МОЛОДЦОВ Владимир
67. КАРАБАЛИН Алий
67. КОМРАТОВ Ратмир
65. ФОМИЧЕВ Сергей
63. АХМАТОВ Иван
61. ВОРОНЦОВА Наталья
60. ИРГЕБАЕВ Галым
55. КОНОНЕНКО Олег
54. ЖАНАБИЛОВ Мият
52. КИЗАТОВ Ерлан
51. КАБЕЛЬДИН Ерекбулат
...>>>
24.06.18 Воскресенье
81. ОСТАПЕНКО Юрий
80. ХАДЕЕВ Раис
78. КАСКАБАСОВ Сеит
74. ДОСКАЛОВ Валерий
73. БАКТЫБЕКОВ Казбек
69. ГРИБАНОВА Валентина
62. АЛТЫНБЕКОВА Гульсара
60. ИВАНОВ Виктор
57. ЯСИНСКАЯ Елена
54. ЖУМАБЕКОВ Бейсембай
51. ЧЕРДАБАЕВ Жаксен
50. АЛЬЖАНОВ Нурлан
48. КАЙРЕШЕВА Мира
47. БАЯМБЕТОВ Канат
46. БАТЫРКОЖА Азамат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz

КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050