NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто должен стать новым премьер-министром?
Кто человек №2 в Казахстане (июль 2018)








Поиск  
Среда 22.08.2018 04:21 ast
01:21 msk

Обсуждены Отчеты Правительства и Счетного Комитета об исполнении республиканского бюджета за 2017 год
Под председательством Касым-Жомарта Токаева состоялось заседание Сената Парламента. Сенаторы обсудили Отчеты Правительства и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2017 год
12.06.2018 / политика и общество

parlam.kz, 11 июня

Под председательством Касым-Жомарта Токаева состоялось заседание Сената Парламента.
Сенаторы обсудили Отчеты Правительства и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2017 год.
Как отмечено в отчете Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2017 год, представленном министром финансов Бахытом Султановым, рост ВВП составил 4,0% к соответствующему периоду 2016 года при целевом индикаторе 3,4%, за счет уверенного роста промышленности (на 7,1%) и сферы услуг (на 2,7%). Расходы на выполнение социальных обязательств государства выполнены в полном объеме, сохранен принцип увеличения пенсионных выплат с опережением прогнозируемого уровня инфляции на 2%. В течение 2017 года проведено два уточнения и три корректировки республиканского бюджета, приняты 3 проекта постановления о реализации республиканского бюджета. Основные параметры республиканского бюджета за 2017 год таковы. Поступления составили 9 799 млрд.тенге или 101,1%. Доходов поступило в сумме 9 692 млрд.тенге. Доля налоговых поступлений в чистых доходах увеличились на 3,4 процентных пункта по сравнению с 2016 годом и на 0,2 процентных пункта относительно к ВВП. Расходы исполнены на уровне 11 156 млрд.тенге или 99,8%. По сравнению с 2016 годом расходы выросли на 2 655,5 млрд.тенге. Средства были направлены для достижения показателей 11 государственных и правительственных программ, 47-ми индикаторов стратегических направлений чрез реализацию 336 бюджетных программ.
Заключение Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета об отчете Правительства представила руководитель ведомства Наталья Годунова. Она подчеркнула, что анализ исполнения республиканского бюджета свидетельствует о сохранении несбалансированности экономического и бюджетного планирования.
Имеет место регулярное снижение значений показателей результатов государственных и правительственных программ без корректировок целевых индикаторов. Например, такая ситуация складывается по программе "Нурлы жер". "По некоторым секторам экономики и направлениям развития социальной сферы отсутствует последовательность и преемственность целей и задач. Это касается 20% всех целевых индикаторов. То есть в течение определенного периода времени, иногда это несколько лет, тратятся бюджетные ресурсы. До конца вопрос не решен. Но госорган придумывает новый приоритет и начинает финансировать его", - отметила Н.Годунова.
Также Глава Счетного комитета отметила, что несмотря на рост объемов трансфертов местным бюджетам, между регионами имеет место большой разрыв в среднемесячных доходах на душу населения (в 4 раза). "То есть, не реализуется функция бюджета по выравниванию условий жизни населения в разных регионах. А зависимость регионов от финансирования из центра обуславливает отсутствие мотивации местных исполнительных органов в повышении своего налогового потенциала. Доля ресурсов, выделяемых регионам из республиканского бюджета, в их бюджетах составила 54%", - отметила она.
Об итогах реализации денежно-кредитной политики в 2017 году депутатов проинформировал заместитель председателя Национального банка Алпысбай Ахметов.
Выступивший с содокладом секретарь Комитета по финансам и бюджету Сената Ерболат Мукаев высказал ряд замечаний по дальнейшему улучшению бюджетного процесса. Сенатор отметил, что на фоне общего исполнения прогноза по поступлениям налогов, на 86,4 млрд. тенге не исполнен прогноз по корпоративному подоходному налогу не нефтяного сектора и на 18,9 млрд. тенге не исполнен прогноз по налогу на добавленную стоимость на товары внутреннего производства. "Несмотря на то, что Глава государства неоднократно призывал к переходу от сырьевого сектора экономики, ситуация остается на прежнем уровне. Так, если в 2016 году прирост поступлений в консолидированный бюджет от несырьевого сектора составлял более 40%, в 2017 году при росте мировых цен на нефть этот показатель достиг только 2,6%", - подчеркнул он.
Беспокоит сенатора и уровень государственного и гарантированного государством долга. По состоянию на 1 января текущего года он составил порядка 14,0 трлн. тенге, что на 19% больше прошлогоднего уровня. Рост валового внешнего долга Казахстана на 1 января 2018 года достиг 167,5 млрд долларов.
Среди проблемных вопросов сенатор назвал отсутствие взаимоувязки экономического и бюджетного планирования, стабильности целевых индикаторов и показателей результатов государственных и правительственных программ, что напрямую оказывает влияние на неисполнение ключевых стратегических приоритетов. "Несмотря на неоднократные уточнения и корректировки бюджета сумма неосвоенных центральными госорганами средств, выделенных из республиканского бюджета, составила 15 млрд. тенге по причине неэффективного управления бюджетной программой, невыполнения договорных обязательств поставщиками и другие. При этом сумма неэффективно использованных бюджетных средств, выделенных на решение социально-экономических задач в 2017 году достигла 507,9 млрд. тенге, что больше на 240 млрд. тенге в сравнении с 2016 годом", - отметил сенатор.
Кроме того, продолжается изъятие государственных средств из оборота посредством их длительного резервирования на контрольных счетах наличности субъектов квазигосударственного сектора. Так, в 2017 году субъектам квазигосударственного сектора перечислено 644,7 млрд. тенге, при этом по состоянию на 1 января 2018 года на контрольном счете квазигосударственного сектора зафиксировано неиспользованных остатков средств в размере 74,2 млрд. тенге, что в два раза больше на 1 января 2017 года.
Сенатор также отметил увеличение роста нарушений по неэффективному бюджетному планированию на 2696,2%. Счетному комитету необходимо уделять больше внимания именно профилактике нарушений, данная работа проводится не на должном уровне, считает Е.Мукаев.
С учетом замечаний и предложений сенаторов, высказанных в ходе обсуждения, будет подготовлен содоклад, с которым секретарь Комитета по финансам и бюджету выступит на совместном заседании Палат.
Рассмотрен во втором чтении и принят закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования законодательства в сфере интеллектуальной собственности".
Целями документа являются: дальнейшее совершенствование законодательства в сфере интеллектуальной собственности, упрощение процедуры регистрации ее объектов, устранение правовых пробелов, а также исключение норм, создающих административные барьеры в сфере охраны интеллектуальной собственности.
Документом вносятся изменения и дополнения в ряд законодательных актов.
Вводится институт компенсации вместо возмещения ущерба при нарушении прав на товарные знаки. Предлагается определять размер устанавливаемой судом компенсации, которую правообладатель вправе требовать взамен возмещения ущерба в случаях нарушения его прав, исходя из характера нарушения, рыночной стоимости однородных товаров.
Вводится новая норма об обязательном опубликовании заявок на товарные знаки с момента их поступления в экспертную организацию.
Бырганым Айтимова от группы сенаторов обратилась с депутатским запросом к премьер-министру Бакытжану Сагинтаеву. Поводом запроса послужила ситуация, связанная со вспышкой заболевания населения менингитом. "Судя по сообщениям в социальных сетях и обращениям к депутатам, состояние у населения – близкое к панике. Врачи, наоборот, продолжают уверять, что происходящее не выходит за рамки нормативов. Однако, даже поверхностный анализ информации министерства здравоохранения, говорит об обратном", - отметила сенатор.
По статистике в 2013 году в стране было зарегистрировано 117 случаев заболевания менингитом, летальных исходов было - 23, в 2014 году – из 119 заболевших умерло 29, в 2015 году заболело 424 человека, скончалось – 26, в 2016 году – из 120 случаев летальных исходов – 15, в 2017 году – 62 случая, умерло – 11. В этом году, по состоянию на 5 июня 2018 года в стране зарегистрировано 58 случаев менингококковой инфекции, умерло 13 казахстанцев. "В прошедшие годы процент умерших от менингита к числу заболевших колебался от 5 до 17%, тогда как в этом году он достиг почти 22,5%. Это ли не повод понять, что ситуация внештатная и необходимы срочные и экстраординарные меры реагирования со стороны Уполномоченного органа", - сказала Б.Айтимова. Критику вызывает и слабая информационно-разъяснительная работа. Вызванный общественный резонанс по менингиту был обусловлен недостаточным контролем и непринятием своевременных и соответствующих мер со стороны министерства здравоохранения и его территориальных подразделений, подчеркнула сенатор: "Особая критическая ситуация сложилась в связи с тем, что у населения нет понимания куда звонить и что предпринять в связи с распространением данной болезни. Имеются факты по неготовности лечебных учреждений к приему больных с симптомами болезни". Правительству необходимо утвердить ежегодный комплекс мер по недопущению распространения менингококкового менингита в РК, активизировать информационно-разъяснительную работу во всех регионах и предпринять все меры для недопущения распространения менингококкового менингита.
Сарсенбай Енсегенов поднял вопрос законодательного регулирования использования артистами эстрады фонограммы в закрытых помещениях. Дулат Кусдавлетов обратил внимание на необходимость совершенствования национальной системы интеллектуальной собственности.

---

Выступление министра финансов РК Б. Султанова на пленарном заседании Сената Парламента РК об исполнении республиканского бюджета за 2017 год
г.Астана, Сенат Парламента, 2018 г. 11 июня, 15ч.

Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич!
Уважаемые депутаты!
По итогам 2017 года обеспечен рост экономики на 4%. В первую очередь, на рост экономики повлияли внешнеэкономические факторы, такие, как высокая конъюнктура на нефть, металлы, увеличение объема импорта.
Во-вторых, налогово-бюджетная политика, направленная на создание благоприятных условий для развития экономики республики.
Исполненный в условиях постепенного оживления экономики, республиканский бюджет характеризуется следующими показателями.
Поступления бюджета в отчетном периоде составили 9 трлн. 799 млрд.тенге, или с перевыполнением на 101,1%. Налоги, в сравнении с 2016 годом, выросли на 13%, соответственно, в бюджет поступило 4 трлн.848 млрд.тенге
По расходам достигнуто наивысшее исполнение 99,8%, или составило 11 трлн. 156 млрд.тенге.
Рост их объема, по сравнению с 2016 годом, на 31,2% связан с реализацией мероприятий, направленных на ускоренную технологическую модернизацию экономики и поддержание макроэкономической стабильности.
Источником финансирования этих мер стали средства из Национального фонда, привлеченные в виде целевых трансфертов.
На социальную сферу выделено порядка 4 трлн.тенге. В общем объеме расходов республиканского бюджета их доля составила 33,7%. Доля социальных расходов без учета разовых расходов на поддержание банковской сферы, в сравнении с прошлым годом, выросла с 39% до 41,4%.
Дефицит бюджета составил 1 трлн. 357 млрд.тенге. Это 2,6% к ВВП и ниже плана на 129 млрд.тенге.
***
Теперь более подробно остановлюсь на вопросах, обсужденных во время рассмотрения отчета.

ПЕРВЫЙ БЛОК - ДОХОДЫ
Во время рассмотрения отчета Правительства были подняты системные вопросы, такие, как зависимость доходной части бюджета от сырьевого сектора, расширение налоговой базы, эффективность налоговых проверок и совершенствование налогового администрирования
Уменьшение зависимости доходной части бюджета от поступлений налогов от недропользователей - одна из главных задач в работе Правительства. Это реализовывается с помощью различных программных документов: диверсификация экономики, создание инфраструктуры, развитие регионов, поддержка малого и среднего бизнеса.
Созданные благоприятные условия для ведения бизнеса в 2017 году позволили вовлечь в экономический оборот дополнительно порядка 72 тысяч налогоплательщиков (В 2016 году количество работающих налогоплательщиков – 1 448 414, в 2017 году – 1 520 101). Количество малого и среднего бизнеса возросло на 6,4%, т.е на 12 117 юридических лиц (в 2016 году – 188 377, в 2017 году – 200 494).
В прошлом году в Правительстве был принят план "Повышение собираемости налогов". В результате, наконец-то, удалось переломить тренд снижения налоговых поступлений относительно ВВП. Если в 2016 году этот показатель снизился до 15,2%, то в отчетном году он превысил 16% против запланированных 15,8%.
Достаточно работы было сделано в рамках борьбы с теневой экономикой по улучшению администрирования косвенных налогов. К примеру, в таможенной сфере для сокращения времени при импорте запущена информационная система "АСТАНА-1".
Для мониторинга товарооборота и контроля роста добавленной стоимости в пилотном режиме осуществляется проект по маркировке товаров.
В августе текущего года планируется презентация прототипа информационной системы сбора НДС с использованием технологии Blockchain, обеспечивающей прозрачность его исполнения. Цель проекта - мгновенно отслеживать цепочки финансовых транзакций налогоплательщиков и производить им гарантированный возврат суммы налога.
В пилотном режиме проходит тестирование система полного мониторинга цепочки добавленной стоимости товаров. Это позволит проследить передвижение товаров, начиная от границы или производителя до конечного потребителя.
Еще одна важная задача – это эффективность управления субъектами квазигосударственного сектора.
Следует отметить, что число компаний, получивших отрицательный результат, уменьшается. Их число уменьшилось с 57 в 2014 году до 35 в 2016 году.
Основные причины убыточности деятельности этих компаний следующие.
Во-первых, ряд компаний находятся в стадии становления их основной деятельности, то есть при реализации инвестиционных проектов еще не вышли на производственные мощности.
Во-вторых, многие предприятия являются некоммерческими и не преследуют цель извлечение чистой прибыли, некоторые оказывают услуги по сниженным тарифам.
В-третьих, это определенные общества, которые находились в стадии, предшествующей ликвидации или реорганизации.
В настоящее время ведется работа с соответствующими государственными органами по изучению причин убытков через анализ показателей программ развития этих компаний. Эта работа находится под контролем Правительства.

ВТОРОЙ БЛОК - РАСХОДЫ
При рассмотрении отчета было задано немало системных вопросов по использованию бюджетных средств.
В отчетном периоде сумма неэффективного исполнения, по сравнению с 2016 годом, выросла в два раза. Если одни составляющие этой суммы уменьшились (сумма неосвоения в два раза уменьшилась), напротив, вторые увеличились (нарушения, выявленные по результатам внешнего и внутреннего аудита). 86% финансовых нарушений приходятся на нарушение законодательства по ведению бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Решение данной проблемы представляется нам, с одной стороны, путем повышения квалификации специалистов, с другой стороны, введением их обязательной профессиональной сертификации.
Эффективность государственных и правительственных программ, на реализацию которых затрачены значительные средства, несогласованность между собой стратегического и бюджетного планирования, некачественное планирование их индикаторов.
При реализации программных документов имеются некоторые недостатки. Однако немало и хороших достижений. К примеру, по разным направлениям предпринимателям на 145 млрд.тенге предоставлены субсидии. По итогам года от них поступило налогов 132 млрд.тенге.
В рамках программы "Нұрлы жол" в прошлом году было создано 105 577 рабочих мест.
Имеет место несогласованность между собой (стратегического и бюджетного планирования) документов государственного планирования. Государственные органы сначала пытаются получить средства для бюджетных программ, потом в рамках полученных средств планируют стратегические направления.
Поэтому в процессе формирования проекта бюджета на трехлетний период, в первую очередь, планируется анализ стратегических направлений, индикаторов государственных органов. Только после этого будут доведены лимиты на одобренные стратегические направления.
Как было сказано ранее, в Министерстве национальной экономики создана рабочая группа. Данная группа также рассматривает эти вопросы.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
Уровень государственного долга, в том числе внешний долг субъектов квазигосударственного сектора, один из актуальных вопросов.
Государственный долг по отношению к ВВП составил 26%. На долю внешнего долга приходится 34%, то есть только 1/3 часть государственного долга подвержена изменениям обменных курсов валюты.
Дальнейшая политика финансирования дефицита бюджета будет также направлена на внутренние ресурсы.
Для эффективного управления государственным долгом будут приняты меры по диверсификации его инструментов. Это - выпуск исламских облигаций сукук на бирже Международного финансового центра Астаны и размещение наших ценных бумаг в тенге для международных инвесторов.
Кроме того, управление долга квазигосударственного сектора было взято Правительством под контроль законодательно.

Уважаемые депутаты!
Я озвучил основные результаты исполнения республиканского бюджета за 2017 год и задачи на предстоящий период.
Прошу поддержать отчет Правительства.
Спасибо за внимание!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 29.06.2018
К.Токаев: С целью выполнения масштабных задач, вытекающих из Послания Елбасы и его Пяти социальных инициатив, предусматривающих повышение благосостояния населения, Парламентом приняты 84 закона 29.06.2018
Конституционный Совет рассмотрел обращение Президента Республики на предмет соответствия Закона "О Совете безопасности Республики Казахстан" Основному Закону страны 29.06.2018
28 июня 2018 года состоялось очередное заседание Счетного комитета 29.06.2018
В Алматы еще один земельный участок вернется в собственность государства 29.06.2018
О результатах работы по рассмотрению государственными органами представлений, внесенных в порядке статьи 200УПК РК 29.06.2018
Заседание республиканской комиссии по подготовке кадров за рубежом под председательством Государственного секретаря Г.Абдыкаликовой 29.06.2018
Почему Ротшильды финансируют войны? 29.06.2018
Эдуард Лимонов о мигрантах, национальном эгоизме и нетолерантности в Европе 29.06.2018
Указ Президента Республики Казахстан от 13 июня 2018 года №701 28.06.2018

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
22.08.18 Среда
97. КАЛИКОВ Аманжол
72. БАКЕНОВ Халель
71. НУРГАЛИЕВ Турар
70. АСАУБАЕВ Канат
70. БАЙГАРИН Бекбулат
70. МЫРЗАЛИЕВ Болат
67. БАЙЖАНОВА Надежда
65. МАШКЕНОВ Мурат
63. АМАНГЕЛДИ Аширбек
63. ДОНБАЕВ Калдыбек
62. СЕЙФУЛЛИН Амандык
61. ДОНСЕБАЕВ Калмухамет
61. ПЯ Юрий
60. ДЖЕРЕМБАЕВА Найля
60. КУЖИЕВ Болат
...>>>
23.08.18 Четверг
96. БРАГИН Александр
80. ШИРЯЕВ Анатолий
77. СМАИЛ Нусіп
70. ЗЕЙНЕЛЬГАБДИН Алтай
70. ТЕЛЬНОВ Владимир
69. БИЖАНОВ Ахан
68. НАБИЕВ Нурлан
65. РУСТАМБАЕВ Абдуазим
64. КУАНЫШЕВ Толеген
64. ТУЛЕКБАЕВ Марат
62. ТРУСОВ Евгений
61. БОШАНОВ Алтай
61. ИСИМБАЕВА Гульмира
61. КИШКАШБАЕВ Тлеугали
60. МАМБЕТОВ Алматбек
...>>>
24.08.18 Пятница
72. ТИЕСОВ Суиншилик
70. ШЕРИМКУЛОВ Досыбай
69. САРСЕМБЕКОВ Тулеген
68. ГАБДИЛЬАШИМОВ Толымбек
66. ЕРМЕКБАЕВ Жарас
64. ЖАРКИНБАЕВ Гайнулла
60. ЖУМАГУЛОВ Марат
60. ТУТЕНОВ Байкаpим
59. КАЛБЕРГЕНОВ Шахизад
54. АБИДОВ Нурмухаммат
53. АКСАКАЛОВ Кумар
52. КУШЕНОВ Ахметжан
52. МАЛИКОВ Нуржан
50. АШИМОВ Галым
50. УМЕРБЕКОВА Сауле
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz

КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050