minfin.gov.kz, 15 июня
Уважаемые председатели Палат Парламента ! Уважаемые депутаты! Основные цели исполнения республиканского бюджета за 2017 год - сохранение положительной динамики роста экономики и социального благосостояния, создание условий для посткризисного развития. В результате, рост экономики составил 4%. Устойчивому росту ВВП, за исключением внешних факторов, способствовал рост промышленности на 7,1% и сектора услуг на 2,7%. Поступления бюджета достигли 9,7 трлн.тенге. Из них, 48% приходятся на трансферты. Ваши замечания о зависимости доходной части бюджета по-прежнему от сырьевого сектора и трансфертов, привлекаемых из Национального фонда, а также о некоторых недостатках налогового администрирования уместны. Новый Налоговый кодекс, принятый в прошлом году, направлен на устойчивое развитие бизнеса, стимулирование инвестиций и повышение конкурентоспособности страны путем совершенствования налогового администрирования. В текущем году путем внедрения этих изменений планируется увеличить сбор налогов за счет невмешательства в предпринимательскую деятельность и цифровизации бизнес-процессов. Их объем в этом году достигнет 17% к Валовому внутреннему продукту. В последующем, до 2025 года будут приняты меры по повышению этого показателя до 25%. В результате, с одной стороны в налогах увеличится объем поступлений доходов от малого и среднего бизнеса, с другой стороны снизится зависимость бюджета от нефтяного и других сырьевых секторов. Благоприятные условия для ведения бизнеса в 2017 году привели к увеличению числа малых и средних предприятий в отчетном году на 6,4%, т.е. на 12 117 юридических лиц (в 2016г. - 188 377, в 2017г. - 200 494). В этом году был запущен ряд важных информационных систем, некоторые из которых были запущены в пилотном режиме. К примеру, для совершенствования процесса администрирования налога на добавленную стоимость были запущены "Электронные счета-фактуры" и системы отслеживания импортируемых товаров. Эти системы будут способствовать прозрачности операций и устранению различных схем. Если налогоплательщик при реализации товаров будет выписывать 100% электронные счета-фактуры, то с 1 января этого года им сокращены сроки возврата НДС до 30 рабочих дней. Со второй половины прошлого года для объективного рассмотрения жалоб налогоплательщиков и обеспечения их защиты при Министерстве финансов начала работу Апелляционная комиссия. Хочу Вас заверить, что вышеупомянутые меры по цифровизации налогово-таможенных бизнес-процессов улучшат эффективность администрирования в этой области. *** Теперь по вопросам, касающихся расходов. Они исполнены на 99,8% и освоены на 11 трлн. 156 млрд.тенге. Все социальные обязательства выполнены. В отчетном году 5 млн. 86 тысяч человек получили пенсии и пособия из бюджета. На это потрачено 1,9 трлн.тенге. Поддержка материнства и детства является одной из ключевых направлений социальной политики. Средств на пособие по рождению ребенка было выделено 35,2 млрд.тенге, которые выплачены 392,7 тыс.человекам. Обеспечены пособиями 539,6 тыс. детей из малообеспеченных семей в возрасте до 18 лет. При проведении анализа отчета было сказано о повторяющихся из года в год недостатках, допущенных при освоении средств бюджета. Предстоящая перед нами главная задача – это совместная работа с государственными органами по минимизации этих недостатков. В отчетном году мы уже приняли ряд мер по совершенствованию бюджетных процедур. К примеру, государственные закупки и камеральный контроль процедур полностью автоматизированы. Однако, в этой области все еще существуют актуальные проблемы. Для их решения был подготовлен и представлен на рассмотрение Парламента соответствующий законопроект. Цель документа - облегчение процедур закупок, повышение качества и усиление ответственности. С целью повышения эффективности реализации инвестиционных проектов в области строительства с прошлого года был введен пилотный проект по казначейскому сопровождению государственных закупок. Со стороны государства особое внимание уделяется на недопущение чрезмерного роста принимаемых долгосрочных обязательств. С прошлого года казначейством ведется регистрация обязательств по проектам государственно-частного партнерства. В целях сокращения дебиторской задолженности при реализации инвестиционных проектов было ограничено авансирование при строительстве новых объектов, а также реконструкции объектов. Рабочей группой, созданной в Министерстве национальной экономики, будут рассмотрены вопросы устранения несогласованности между собой документов системы государственного планирования, повышение качества их индикаторов и нормы возврата средств, образовавшихся на счетах квазигосударственных субъектов в доход бюджета. *** Следующий вопрос – это государственный и квазигосударственный долг. В рабочих группах и на заседаниях Комитетов Вы обратили на эти вопросы особое внимание. Государственный долг по отношению к ВВП составил 26%. Согласно последнему отчету Всемирного экономического форума, Казахстан занимает 11-е место из 137 стран по показателю "Государственный долг". По сравнению с предыдущим годом, улучшив свой рейтинг на 6 позиций. В дальнейшем, политика финансирования дефицита бюджета будет нацелена на национальную валюту и внутренние ресурсы, чтобы избежать зависимости от колебаний обменных курсов валют. На контроль взят внешний долг квазигосударственного сектора. Начиная с текущего года мониторинг их долга будет проводить Министерство финансов.
Уважаемые депутаты! Затронутые в работе рабочих группах обеих Палат такие системные вопросы, как обеспечение пополнения доходов бюджета, эффективное использование расходов, контроль внешнего долга будут для нас направлением и окажет помощь для дальнейшего совершенствования своей работы. Выражаем огромную благодарность за проявленную активность при рассмотрении результатов исполнения бюджета за 2017 год. Прошу поддержать Отчет Правительства. Спасибо за внимание! |