Алексей Нечаев, Никита Коваленко, vz.ru, 22 июня
Знаменитая ракета "Протон", выполнявшая ключевую роль в важнейших для СССР и России космических миссиях, будет отправлена на пенсию. По крайней мере, об этом заявил глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин. Когда произойдет отставка заслуженного ветерана – и какие именно параметры "Протона" больше не устраивают космическое ведомство? Гендиректор Роскосмоса Дмитрий Рогозин поставил задачу прекратить производство ракет-носителей "Протон" после выполнения имеющихся контрактов. "Проект закрыть. Летать исключительно на "Ангаре", – заявил Рогозин. Конкретные сроки прекращения производства "Протонов" станут известны после завершения работ оперативного штаба по Центру Хруничева, "где должны рассчитать сроки перевода основного производства в Омск, что будет означать полную концентрацию на "Ангаре". В интервью РИА "Новости" Рогозин пояснил: "Заканчивается производство того, что выработало свой срок, заслужило огромное уважение, авторитет, выполнило свою историческую задачу". "Теперь надо переходить к ракетам нового поколения", – сказал он. "Поэтому надо концентрироваться на самом важном, а самое важное – это ракета-носитель "Ангара" в легком, среднем, тяжелом, а в перспективе – супертяжелом классе. Крайне важно, чтобы эта ракета начала летать и серийно выпускаться", – добавил глава Роскосмоса. "Протон" – одноразовая универсальная ракета-носитель. Ее разработали в ОКБ-23 (ныне Центр имени Хруничева) в 60-е годы. Первые "Протоны" были двухступенчатыми и относились к средне-тяжелому классу. Версия "Протон-К" – трехступенчатая ракета-носитель тяжелого класса. В 2000-х годах основной модификацией стал "Протон-М", на который установлены более совершенные системы управления. У "Протона" легендарная история, напомнил газете ВЗГЛЯД руководитель Института космической политики Иван Моисеев. Международная космическая станция началась с запусков "Протонов". "Наши луноходы, орбитальные станции – это заслуга "Протонов". Все последние полеты – это тоже "Протоны". "Протон" – это огромное количество рубежных событий", – отметил собеседник. Конкретные планы по замене "Протона" на "Ангару" появились еще пять лет назад, когда состоялся первый запуск "Ангары-5". Против "Протона" играет несколько факторов. Во-первых, пуски этой ракеты возможны только с казахстанского космодрома Байконур, а "Ангару" можно запускать с Плесецка и Восточного. Членкор Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского Андрей Ионин поясняет: отказ от "Протона" "во многом был требованием казахстанской стороны". "Районы падения первой ступени "Протона" находятся на территории Казахстана. Поэтому они требовали от России, чтобы их эксплуатация была быстрее прекращена", – сказал Ионин газете ВЗГЛЯД. Дело в том, что "Протон" заправляется высокотоксичным топливом и после каждого пуска необходимы дорогостоящие очистки территории. Зато одним из основных преимуществ "Ангары" будет ее экологическая чистота. Ракета заправляется топливом на основе керосина. Установленные на ней двигатели – модификации тех, что используются на ракете "Зенит", которую запускают с 1985 года. Более того, основные компоненты ракеты уже отработаны и с ними "нет никаких проблем". Кроме того, при производстве "Протона" Россия зависит от поставок некоторых запчастей из-за рубежа. "Ангара" же полностью изготовляется на отечественных предприятиях. Академик Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского Александр Железняков назвал отказ от "Протонов" решением не сегодняшнего дня – "эта политика имела долгосрочный характер". Он отметил, что характеристики обеих ракет практически одинаковы. "Это логичный шаг", – сказал Железняков газете ВЗГЛЯД. "Ангара" – семейство унифицированных ракет-носителей легкого ("Ангара-1.2"), среднего ("Ангара-А3") и тяжелого ("Ангара-А5", "Ангара-А7") классов грузоподъемностью от 1 до 35 тонн. С их помощью можно выводить на любую орбиту космические аппараты всех типов – спутники, корабли, автоматические межпланетные станции. Технические решения позволят осуществлять с одной пусковой установки запуски всех ракет этого семейства – от легкого до тяжелого. Впервые ракета семейства "Ангара" стартовала 9 июля 2014 года с Плесецка. Железняков указал, что блоки для "Ангары" будут производить в Омске. "Она практически готова. Хотя еще нужно будет провести некоторые подготовительные работы. Когда все это будет сделано, можно говорить о серийном выпуске "Ангары". А пока будут изготавливаться "Протоны", которые уже "оконтрачены". Первые ракеты "Ангара" могут быть собраны уже в 2019 году. А какие-то экземпляры должны быть готовы уже в этом году, потому что есть запланированные пуски на следующий год", – подытожил эксперт. Однако Иван Моисеев придерживается иного мнения. Он уверен, что на данный момент "Ангара" не готова к серийному производству. По его словам, такое производство начинается с пяти штук в год. Он подчеркнул: "В обозримом будущем производить такое количество не то что нельзя, просто не найдется полезных нагрузок". "Кроме того, нужно выполнять существующие зарубежные заказы. Когда создавалась "Ангара", решение о создании которой было принято в 1992 году, то отмечалось, что она готовилась на смену "Протону". Но сроки разработки "Ангары" затянулись. Она летала всего пару раз и без полезной нагрузки. То есть никаких данных о ней нет, а следующий запуск планируется не раньше 2021 года", – сказал эксперт. Моисеев напомнил и о существовании федеральной космической программы до 2025 года, согласно которой остается произвести шесть запусков "Протона". Также возможны пуски в рамках оборонзаказа, но эти данные засекречены. Поэтому в ближайшие годы говорить об отказе от "Протона" не приходится, в противном случае можно будет говорить об отказе от федеральной космической программы. Но в перспективе переход на "Ангару" неизбежен, уверен Андрей Ионин. Эксперт надеется, что с помощью этой ракеты можно будет повысить доходность отрасли. "Протон" в среднем за один пуск приносил 100 млн долларов прибыли. "Ангара" делалась для того, чтобы существенно снизить стоимость выведения", – сказал эксперт. |