Астана, 27 июня, Дом Мажилиса
Председатель Мажилиса Нурлан Нигматулин на завершающем в третьей сессии пленарном заседании депутатов вкратце подвел итоги деятельности Палаты. Отметив, что в своей работе мажилисмены руководствовались, прежде всего, стратегическими приоритетами, которые были определены Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым на открытии сессии в сентябре прошлого года, а также в Послании народу Казахстана, Н.Нигматулин привел ряд конкретных цифр. Спикер Мажилиса, в частности, рассказал, что в течение сессии было проведено 38 пленарных заседаний Мажилиса, на которых обсуждено 263 вопроса. На рассмотрении Палаты находилось 128 законопроектов, из которых 91 одобрен и направлен в Сенат. - Именно в период третьей сессии Глава государства на совместном заседании Палат Парламента обнародовал свои Пять новых социальных инициатив. И нами были рассмотрены и приняты законы, направленные на реализацию этих масштабных инициатив. То есть, третья сессия, можно сказать, стала сессией социальной модернизации. В целом, нами было одобрено много важных законопроектов, направленных на реализацию стратегического курса Главы государства, - подчеркнул Нурлан Нигматулин. Председатель Палаты также отметил, что кроме законотворческой работы проведено 18 "правительственных часов", 2 парламентских слушания, 13 "круглых столов", 21 выездное заседание профильных комитетов Мажилиса и 3 международные конференции. Депутаты Мажилиса активно развивали международное и межпарламентское сотрудничество, выступали на диалоговых площадках различных международных организаций, отстаивая принципиальную позицию страны по тем или иным вопросам. - Сессия завершается. Но впереди у нас выезды в регионы для встреч с избирателями. И предложения, которые прозвучат в ходе этих встреч, мы должны учесть в нашей с вами дальнейшей законотворческой деятельности, - сказал Н.Нигматулин. На сегодняшнем пленарном заседании "добро" Мажилиса получил проект Закона "О ратификации Соглашения о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с гражданами одного государства-члена Евразийского экономического сообщества при осуществлении трудовой деятельности на территории другого государства-члена Евразийского экономического сообщества". Законопроект подготовлен для реализации Концепции согласованной социальной политики государств в части укрепления сотрудничества в области безопасности и охраны труда, а также защиты прав граждан, пострадавших в результате несчастного случая. Палата одобрила также ратификационный законопроект - поправки в Соглашение Казахстана с Узбекистаном об избежании двойного налогообложения доходов и имущества. Поправки гарантируют стабильность налоговых отношений, способствуют развитию более тесных экономических связей между двумя государствами. Во втором чтении Мажилис одобрил поправки по вопросам рекламы. И сегодня на пленарном заседании депутаты взяли в работу ратификационный законопроект - Соглашение об обращении семян сельскохозяйственных растений в рамках ЕАЭС. Реализация Соглашения позволит Казахстану усовершенствовать законодательство в сфере испытания сортов и семеноводства, расширить доступ на рынок семян в рамках ЕАЭС, обеспечить развитие селекции и семеноводства. Это скажется на повышении конкурентоспособности отечественной сельхозпродукции. В завершение пленарного заседания мажилисменами сделан ряд депутатских запросов в адрес руководителей центральных госорганов. Их озвучили А.Перуашев, М.Магеррамов, К.Ержан. А в пятницу, 29 июня, депутаты соберутся на совместное заседание обеих палат Парламента.
---
Депутатский запрос Магеррамова М.М. Премьер-Министру Республики Казахстан Сагинтаеву Б.А.
Уважаемый Бакытжан Абдирович! Фракция "Народные коммунисты" данным депутатским запросом хотела бы обратить внимание Правительства на ситуацию, сложившуюся с участниками кредитных товариществ, получивших кредиты в рамках программ "Дорожная карта занятости-2020" и "Развитие моногородов", направленных на помощь людям, развитие экономики регионов, предпринимательства и ликвидацию безработицы. Основная проблема заключается в том, что участники кредитного товарищества несут солидарную ответственность по выплате кредита. На сегодня среди участников кредитных товариществ сложилась ситуация, при которой задолженности недобросовестных заемщиков по кредитам вынуждены оплачивать те, кто в полной мере исполняет свои обязательства по кредиту и это становится острой социальной проблемой. В этой связи депутатская фракция "Народные коммунисты" просит Правительство разобраться с проблемой кредитных товариществ по вышеуказанным государственным программам в части исключения солидарной ответственности по кредитам недобросовестных заемщиков. Решение вышеназванной проблемы благоприятно отразится на развитии малого и среднего предпринимательства, а также на социальном самочувствии наших граждан. На основании вышеизложенного просим рассмотреть наш депутатский запрос и дать письменный ответ в установленные законодательством сроки.
Депутаты фракции "Народные коммунисты" М. Магеррамов Ж. Ахметбеков Г. Баймаханова А. Конуров В. Косарев И. Смирнова Т. Сыздыков
---
Депутатский запрос Перуашева А.Т. Премьер-Министру Республики Казахстан Сагинтаеву Б. А., Председателю Национального банка РК Акишеву Д. Т.
Уважаемый Бакытжан Абдирович! Уважаемый Данияр Талгатович! Золотовалютные резервы являются важнейшим фактором обеспечения стабильности национальной финансовой системы и национальной валюты - тенге. Поэтому вопрос поддержания их сохранности и ликвидности всегда остается одним из приоритетов экономической политики государства. Согласно официальному сайту Национального банка, ЗВР состоят из международных резервов Национального банка и средств Национального фонда, общая сумма которых на сегодняшний день превышает 90 млрд. долларов США, в том числе активы Национального фонда – 59 млрд. долларов, резервы Национального банка – 31 млрд. долларов. В то же время, на фоне происходящих в мировой экономике процессов, вопрос гарантий их сохранности становится все более актуальным. Фактически, сегодня можно говорить о появлении целого ряда глобальных геополитических и экономических конфликтов по линиям Запад-Россия, США-Евросоюз, и других, создающих угрозу международной финансовой системе и риски высокой волатильности валют и международных финансовых обязательств. При этом основная часть и накоплений Нацфонда, и резервов Нацбанка состоит из иностранной валюты и иностранных ценных бумаг. Так, в резервах Национального банка иностранная валюта и ценные бумаги составляют 57% (17,8 млрд. долларов); в активах Национального фонда этот показатель еще выше. При этом в страновом выражении (по данным за 2016 г.) средства Нацфонда почти на 40% состояли из валюты и бумаг США, на 22% - еврозоны, 10% - Японии. Примечательно, что валюта и ценные бумаги такого важного партнера и инвестора нашей страны, как КНР в этом портфеле особо даже не представлена. Между тем, активная протекционистская политика США имеет своим следствием ответное стремление некоторых стран и над-национальных объединений ограничивать торговые отношения с первой экономикой мира и изыскивать альтернативу американскому доллару в качестве платежного средства и резервной валюты. В частности, говорится о переходе к взаиморасчетам в национальных валютах второй экономики мира в лице КНР с Российской Федерацией, России с Ираном и т.д. В случае расширения такого противостояния становится достаточно малопредсказуемым не только поведение доллара, но и ликвидная ценность американских бумаг, как, впрочем, валюты и обязательств других стран. Не случайно ряд государств, включая тот же Китай, в последние годы снижают вложения в казначейские обязательства США и переносят акцент в формировании ЗВР на накопление золотых запасов. Эти тенденции пока локальны, но та скорость, с которой развиваются события и коллизии в современном мире - заставляет делать определенные выводы и искать заблаговременные решения. Наверное, есть и вероятность усиления позиций валюты США и их финансовых институтов. Но в отношении золотовалютного резерва страны правильным было бы придерживаться консервативных подходов, оценивая любые изменения прежде всего с точки зрения рисков. Специфика финансовой системы такова, что иногда нефундаментальных, спекулятивных причин оказывается достаточно для нарастающего обрушения валютных и фондовых рынков. Кроме того, широкое распространение получает практика применения юрисдикции судов западных стран в отношении банковских счетов других государств. Лишним напоминанием тому служит вчерашние сообщения СМИ – сначала об отказе британского суда разблокировать ранее арестованные средства Нацфонда в Bank of New York Mellon в сумме 22,6 млрд. долл., и оперативно последовавшее заявление Минюста РК о недостоверности этой информации и состоявшемся выводе из указанного банка основных средств, за исключением 530 млн, в отношении которых судебные процедуры продолжаются. В контексте нашего запроса здесь показательно, что если бы указанные средства оставались замороженными на неопределенный срок, то в случае снижения стоимости формы их вложения (например, ценных бумаг США) резко возрастут риски убытков, связанные с невозможностью смены структуры таких резервов. С учетом вышеизложенного, фракция "Ак жол" считает необходимым выработку и принятие мер защиты золотовалютных резервов Казахстана в условиях наблюдаемых геополитических и макроэкономических рисков, в частности – путем дальнейшей диверсификации валютного портфеля, отхода от доминирования одной валюты и увеличения доли в национальных накоплениях - золотых запасов Республики Казахстан. Просим Правительство и Национальный банк предоставить информацию о ведущейся работе в этом направлении.
Депутаты фракции ДПК "Ак жол" |