Астана, Үкімет үйі, 14 августа 2018 года
Уважаемый Бахытжан Абдирович! По итогам семи месяцев текущего года основные параметры государственного бюджета исполнены лучше, чем по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Поступления составили 6 трлн.264 млрд.тенге, или 101,9% к плану на отчетный период. Расходы произведены на сумму 6 трлн. 466 млрд.тенге, или 98%. Дефицит госбюджета сложился в сумме 203 млрд.тенге. Это в два раза ниже, чем было запланировано (454 млрд.тенге).
ДОХОДЫ В государственный бюджет доходов (без учета трансфертов) поступило 4 трлн.351 млрд.тенге, или 104,4% к плану. Доходы республиканского бюджета исполнены на 104,2%, или в бюджет поступило 3 053 млрд.тенге. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года темп роста составил 116,2%. Налогов поступило в бюджет на 432 млрд.тенге больше, чем год назад. Такой рост, в основном, обеспечен за счет налога на добавленную стоимость - 207 млрд.тенге, экспортной таможенной пошлины - 107 млрд.тенге. Здесь хочу отметить, что количество налоговых и таможенных проверок сокращено на 52,6%. При значительном снижении количества направленных уведомлений в 2,8 раз достигнуто увеличение удельного веса взыскания на 17,3%. Вместе с тем, несмотря на рост поступлений по корпоративному подоходному налогу на 34 млрд.тенге (на 4%), в сравнении с аналогичным периодом 2017 года, имеет место неисполнение плана на сумму 29,2 млрд.тенге. Основная причина - это снижение поступлений от банковского сектора При этом отмечаем улучшение макроэкономических показателей во всех отраслях экономики (за январь-июнь 2018 года темп роста объема торговли составил 105,9%, связь-105,9%, промышленность-105,2%, транспорт-104,9%, сельское хозяйство-104%, строительства-103,8%). Вследствие чего налогоплательщики представили декларации по увеличению своих доходов и в результате в бюджет поступило 37 млрд.тенге (за 7 месяцев 2017г. - 624 595,8 млн. тенге, за 7 месяцев 2018г. - 661 275,7 млн. тенге). На перевыполнение и рост объема налоговых поступлений повлияло также планомерная реализация проекта "Повышение собираемости налогов". За счет проекта в бюджет поступило 56,5 млрд.тенге (план 45 млрд.тенге). Из них за счет внедрения электронных счетов-фактур - 28 млрд.тенге, ИС АСТАНА-1 - 2,6 млрд.тенге, создание базы данных 3-х лиц для целей налогового администрирования - 2,5 млрд.тенге. Собственные доходы местных бюджетов исполнены на 104,9%, или 1 298,3 млрд.тенге. Сверх плана в доходы местных бюджетов поступило 60,9 млрд.тенге. Темп роста доходов составил 108,8%. План по доходам перевыполнен по всем регионам, за исключением Мангистауской, СКО и г.Астана.
РАСХОДЫ Расходы республиканского бюджета освоены на 98,6%, или 5 461,5 млрд.тенге. Не исполнено - 75,6 млрд.тенге, из них экономия бюджетных средств - 9,8 млрд.тенге. Не освоено 66 млрд.тенге. Данная сумма сложилась у следующих госорганов: Минобороны - 12,5 млрд.тенге; МКС - 9,7 млрд.тенге; КНБ - 7,7 млрд.тенге; МСХ - 6,6 млрд.тенге; МИК - 5,1 млрд.тенге и МВД - 3,4 млрд.тенге. Факторы, повлиявшие на неосвоение, следующие. Первое, несостоявшиеся конкурсы - 9,7 млрд.тенге, в том числе по Министерству обороны на сумму 3,2 млрд.тенге по вещевому имуществу, по Министерству информации и коммуникаций - 4,4 млрд.тенге по оказанию услуг связи сельской местности (Казактелеком, Казпочта), по Верховному Суду - 0,8 млрд.тенге на охранную пожарную сигнализацию, систему контроля управления доступам и на обеспечение жильем судей. Второе, неготовность необходимых документов для реализации бюджетной программы - 6,1 млрд.тенге, в том числе на сумму 3,4 млрд.тенге внесением изменений в Государственный оборонный заказ, 2,7 млрд.тенге по МСХ в связи с необходимостью экспертизы научных исследований (документы направлены в Министерство образования и науки Республики Казахстан 16 мая срок рассмотрения 90 дней). Третье, отставание от графика работ (непредставление актов выполненных работ, документов подтверждающих обоснованность платежа, оплата по факту оказания работ и услуг согласно договору, длительное согласование договоров) и особые затраты - 50,2 млрд.тенге. Бахытжан Абдирович! Недавно в соответствии с Вашим поручением была проведена корректировка республиканского бюджета по перераспределению 10% от годовой суммы бюджетных программ, где имеются риски неосвоения. Вместе с тем Министерство финансов продолжает ежедневно отслеживать ход освоения средств бюджета. По состоянию на 1 августа т.г., в зоне риска находятся расходы на сумму 33,2 млрд.тенге. По ним необходимо уточнение бюджета. Расходы местных бюджетов исполнены в сумме 2 628,2 млрд.тенге, или 97,9%. Это на 1,1 процентных пункта лучше, чем год назад. Сума неисполнения также уменьшилась на 28 млрд.тенге по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В республиканском бюджете на текущий год предусмотрены целевые трансферты в сумме 742,9 млрд.тенге. На 1 августа выделено регионам 360,3 млрд.тенге. На местном уровне освоено 346 млрд.тенге, из них 0,9 млрд.тенге экономия. Не освоено 13,6 млрд.тенге, что в 2,5 раза меньше суммы неосвоения за аналогичный период прошлого года (в 2017 году - 33,4 млрд.тенге). Наибольшее неосвоение сложилось по: Карагандинской и Кызылординской областям по 2,1 млрд.тенге, г.Астана и Акмолинской области по 1,8 млрд.тенге, г.Алматы - 1,2 млрд.тенге, Атырауской - 0,9 млрд.тенге. Основными причинами явились позднее проведение конкурсных процедур, несостоявшиеся конкурсы - 1,9 млрд.тенге, судебные разбирательства - 2,3 млрд.тенге, невыполнение подрядчиками договорных обязательств, отставание от графика производства работ - 8,2 млрд.тенге, реорганизация государственных учреждений - 0,6 млрд.тенге.
АУДИТ И КОНТРОЛЬ В отчетном периоде подверглись аудированию 814 млрд.тенге бюджетных средств. По результатам аудита установлены финансовые нарушения на общую сумму 79 млрд.тенге, из них нарушения бухучета 48 млрд.тенге. Наибольшие суммы нарушений имеют место в г.Алматы и г.Астана - по 19 млрд.тенге и Алматинской области - 18 млрд.тенге. В ходе проведения аудита устранены нарушения на сумму 53 млрд.тенге, в том числе восстановлено - 22,7 млрд.тенге и отражено по учету - 28,3 млрд.тенге. В структуре выявленных нарушений преобладают нарушения по бухгалтерскому учету и законодательства по государственным закупкам. В этой связи считаем необходимым центральным и местным исполнительным органам в первоочередном порядке осуществлять повышение квалификации бухгалтеров, специалистов по закупкам. Теперь о задачах на предстоящий период. Во-первых, своевременное внесение проекта республиканского бюджета на 2019-2021 годы в Парламент. Во-вторых, достижение целевых показателей проекта "Повышение собираемости доходов". В-третьих, мониторинг доходной и расходной части бюджета для сбалансированного его исполнения. Благодарю за внимание! |