18 сентября 2018 года, пресс-служба ДПК "Ак жол"
Предложения правительства в республиканский бюджет в ряде случаев не соответствуют Концепции бюджетной политики – об этом заявил Азат Перуашев, представляя на заседании Комитета по экономической реформе проект заключения о республиканском бюджете на 2019-21 г.г. Депутат отметил, что Правительством превышаются ранее утвержденные расходы бюджета, что влечет увеличение трансферта из Нацфонда с 6,3 до 6,75 трлн. тенге. В этой связи руководитель фракции "Ак жол" напомнил, что принятой ранее Концепцией бюджетной политики было, напротив, предусмотрено снижение гарантированного трансферта из Нацфонда. Кроме того, в проект бюджета Правительство заложило дефицит бюджета в 2019 году в размере 1,5% к ВВП, тогда как Концепцией бюджетной политики установлен предел в размере 1%. Также нарушается и утвержденный уровень не-нефтяного дефицита, который запланирован в размере 7,7% к ВВП вместо7,1%. "Понятно, что увеличение расходов произошло в связи с реализацией крупных госпрограмм, но Правительству для покрытия этих расходов нужно работать над ростом экономики и увеличением доходов в бюджет, а не идти по самому легкому пути, растрачивая деньги будущих поколений", - сказал Перуашев. Он также отметил, что одновременно с увеличением расходов из Нацфонда, парадоксальным образом нарастает и внешний долг Казахстана. По мнению "акжоловцев", если Правительство и нацкомпании предпочитают брать в долг за рубежом – то нужно сокращать расходы Нацфонда. В этой связи, Азат Перуашев привел данные Счетного комитета: суммарный внешний долг РК в 2017 году достиг 96,2% к валютным активам Нацфонда - фактически, мы должны столько же, сколько накопили. Правда, в июле т.г. были внесены изменения по методике определения внешнего долга, в результате новый показатель составил 66,8%. Однако этот подход не нашел поддержки депутатов: "Вместо принятия реальных мер, госорганы манипулируют цифрами. Но суть проблемы от этого не меняется", - отметили в "Ак жоле". Перуашев остановился и на вопросах эффективности проводимой экономической политики. Так, согласно прогнозам Правительства, в 2019-2023 года ожидается рост кредитования БВУ с 13 590 млрд.тг (2018 г.) - до 15 240,7 млрд.тг (2019 г.) Однако "то, что сегодня нам преподносят как рост, на самом деле может стать лишь восстановлением прошлогоднего уровня, и то неполным" - в начале 2017 г. ссудный портфель БВУ составлял 15 510 млрд, упав затем сразу на 12,4%. Но и в этом случае остается открытым вопрос структуры кредитов: по сведениям НПП, около 40% бизнеса испытывают проблемы с получением кредитов. С этим не спорит и сам Нацбанк, по информации которого 30% предприятий Казахстана находятся в критическом положении; а по данным СМИ в I полугодии 2018 года было ликвидировано 8,2 тыс. компаний – в 2,2 раза больше, чем в прошлом году. Это вызвано недостаточным кредитованием бизнеса, вложением БВУ полученных от государства средств в государственные же ценные бумаги и переносом акцентов в сферу потребительского кредитования. "Получается, мы отказываем в кредитах отечественным предпринимателям, зато через потребительские кредиты финансируем зарубежных производителей", - констатировал депутат и призвал Правительство и Нацбанк решить обозначенные вопросы. Кроме того, А.Перуашев выразил сомнения в "завышенной оптимистичности" ряда показателей, таких как рост собираемости налогов, где немалую роль играют рост цен и искусственное раздувание оборотов предприятий вследствие "ползучей девальвации". |