5 ноября 2018 года, пресс-служба ДПК "Ак жол"
В ходе обсуждения республиканского бюджета на 2019-2021 годы, руководитель парламентской фракции "Ак жол" Азат Перуашев раскритиковал налоговую политику. Налоги формируют более 98% бюджета, поэтому было бы логичным ожидать меры по расширению налогооблагаемой базы, с использованием стимулирующей роли налогов, вовлечением новых субъектов предпринимательства. Однако, в реальности продолжает делаться ставка на ужесточение налогового администрирования и усиление прессинга на бизнес – считают во фракции демократов. Так, впечатляющее увеличение поступлений по НДС сразу на 34% ожидается за счет "модернизации экономики, улучшения администрирования и уменьшения сумм возврата по НДС". Однако возврат НДС возникнет у налогоплательщика только при наличии оборотов, облагаемых как по общеустановленной, так и нулевой ставке, а это предприятия, работающие на экспорт. Следовательно, сократить возврат по НДС возможно только путем сокращения экспорта, что противоречит политике экспортоориентированности национальной экономики. "Другой возможный путь - простой невозврат зачетной части НДС, под различными предлогами, т.е. фактическое двойное налогообложение. И этот вариант представляется более вероятным", - выразил опасения депутат. В качестве реального примера он привел ситуацию, когда налоговыми органами исключается зачет НДС при его оплате по приобретенным товарам и услугам участниками СЭЗ. Азат Перуашев напомнил, что 13 июня т.г. фракция "Ак жол" направила запрос Правительству о том, что в результате таких действий в одной только СЭЗ "Астана - новый город" оказались на грани остановки 18 предприятий, которым к ранее уплаченным 16 млрд.тг. налоговики доначислили еще 4 млрд. В ответе Премьер-Министра сообщалось, что "в рамках законопроекта, связанного с налогообложением СЭЗ, госорганами рассматривается предложение депутатов о предоставлении возможности участникам СЭЗ относить суммы НДС по таким товарам в зачет". "Но вместо обещанных изменений мы видим лишь продолжение однобокой налоговой политики, - отметил Перуашев. – Поэтому крайне неоднозначно прогнозировать эффект от выбранного подхода, и его соответствие поручениям Главы государства о дальнейшем стимулировании производительной экономики, включающей как насыщение внутреннего потребительского рынка, так и поддержку экспортных предприятий. О какой поддержке, каком инвестиционном климате можно говорить, когда бизнес сталкивается с двойным налогообложением? Кто, какие инвесторы к нам придут на таких условиях?". Чтобы снять эти вопросы, фракция "Ак жол" предлагает оценивать эффективность самой налоговой системы, через соотношение понесенных государством расходов на налоговые органы к обеспеченным ими дополнительным поступлениям в бюджет. 5 июня фракция "Ак жол" уже приводила примеры, когда день работы налогового инспектора приносит в казну 2 тысячи тенге или 40-45 тыс. в месяц, при зарплате самого инспектора в 2-3 раза выше. "Чем содержать таких фискалов, их проще уволить – и бизнесу спокойнее, и бюджету экономия", - заметил Азат Перуашев. Фракция ДПК "Ак жол" продолжает работу. |