Астана, 12 ноября, Дом Мажилиса
Сегодня в Мажилисе состоялся "правительственный час". По вопросу "О состоянии и мерах по обеспечению пожарной безопасности в стране" выступил перед депутатами Министр внутренних дел Калмуханбет Касымов. Наряду с другими приглашенными в заседании приняли участие представители Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) и Общества Красного Полумесяца в Казахстане. Заседание транслировалось в онлайн-режиме сайтами: bnews.kz, kazinfom, tengrinews, zakon.kz., www.parlam.kz. В областях за проведением Правчаса будут наблюдать областные подразделения КЧС, учебный и научный институты КЧС. В своем вступительном слове вице-спикер Мажилиса Владимир Божко отметил, что в Послании "Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни" Президент поставил задачу войти в 30-ку наиболее развитых стран. Для этого надо в том числе соответствовать их критериям безопасности жизнедеятельности граждан и комфортности условий проживания. Заместитель Председателя Мажилиса сообщил, в частности, что в порядке подготовки к этому правчасу депутаты Олейник Василий Иванович, Смагулов Асылбек Айжарыкович, Дуйсенбинов Берик Салимжанович, Магеррамов Магеррам Мамедович и ряд других депутатов посетили объекты службы пожаротушения и надзора. Как следует из аналитических материалов 19 тысяч сотрудников службы пожаротушения и пожарного надзора ведут напряженную работу по профилактике и ликвидации пожаров по всей стране. в свое время Правительство и Парламент поддержали предложение МЧС о введении в закон о бюджете права местных исполнительных органов за счет областного и районных бюджетов более предметно развивать инфраструктуру пожарных и спасательных служб. Снабжать их современными средствами пожаротушения и спасения - это сейчас хоть как-то поддерживает процесс дооснащения этих подразделений. Хочу обратить внимание на факт опубликования информации в СМИ о присвоении Казахстану в рейтинге Всемирного банка 28 места из числа 190 стран по легкости ведения бизнеса, это на 8 позиций выше чем в прошлом году. Как отмечает В.Божко, у нас повышается ассигнование на силовые структуры, но проблемы пожарных во многом остаются без должного решения со стороны Миннацэкономики и Минфина. Здесь сказывается также то, что департаменту финансов МВД зачастую не до забот о пожарных. Чем можно объяснить, что из республиканского бюджета на приобретение пожарных машин в 2017 году не было выделено ни одного тенге! Кроме удивления такое положение рождает вопрос: "а где государственное отношение к безопасности народа". Выступая в развитие темы Правительственного часа с содокладом, председатель Комитета Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе Нурлан Абдиров отметил, в частности, что имеет место ряд системных вопросов, требующих своего взвешенного решения. ПЕРВОЕ. Необходимость дальнейшего совершенствования законодательства в сфере пожарной безопасности. Принятый в 2014 году Закон "О гражданской защите" объединил и систематизировал шесть законодательных актов в сфере противодействия чрезвычайным ситуациям. Это позволило создать и реализовать новую идеологию противодействия катастрофам, рассчитанную на долгосрочную перспективу. С 2009 года реформировано законодательство Республики в области контроля и надзора. Вместе с тем, население жалуется, что вследствие либерализации предпринимательской деятельности стали возникать и негативные последствия в сфере пожарной безопасности. Сегодня государственному контролю в области пожарной безопасности подлежит только 20% из общего количества почти 142 тысяч состоящих на учете объектов. Действует институт аудита в сфере пожарной безопасности, являющийся добровольной альтернативой государственным проверкам. В то же время, отсутствует механизм перепроверки заключений, выданных в рамках института аудита. Полагаем, что данный институт требует более детальной регламентации и установления контроля за экспертными организациями. Законодательством определено, что сферы строительства, жилого сектора и транспорта не подпадают под государственный пожарный контроль. Между тем, именно в этих сферах увеличилось число пожаров. Поэтому требуется разработка четкого механизма контроля и ответственности уполномоченных органов и собственников. ВТОРОЕ. Важную роль в предупреждении пожаров выполняет государственный пожарный контроль. Статистика показывает, что только в этом году при проверке свыше 31 тыс. объектов выявлено более 107 тыс. нарушений. Обеспечение пожарной безопасности – это прямая обязанность собственников объектов предпринимательства, особенно тех, где имеются места массового пребывания людей. Однако не все собственники принимают надлежащие меры. Здесь важно предусмотреть корректировку полугодовых графиков проверок по согласованию с органами прокуратуры в отношении реорганизованных или изменивших наименование субъектов. ТРЕТЬЕ. Проблемы борьбы с лесными и степными пожарами. Ежегодно в стране происходит около 2 тысяч лесостепных пожаров, ущерб от которых составляет свыше 600 млн. тенге. Одной из причин их распространения на большой территории являются несвоевременная мобилизация и слабое материально-техническое оснащение природоохранных и лесных учреждений. В отдельных из них оснащенность не превышает 50% от положенности. Решение проблемы лесостепных пожаров требует взаимодействия специалистов в различных областях - экологов, лесников, пожарных и других. ЧЕТВЕРТОЕ. Одним из приоритетов противопожарной службы является оснащение их подразделений современной техникой, оборудованием и пожарно-техническим вооружением. В настоящее время, каждая пятая единица техники из-за длительных сроков эксплуатации не готова к ликвидации пожаров. Степень оснащения добровольных противопожарных формирований составляет всего 31%. ПЯТОЕ. Повышение эффективности деятельности органов гражданской защиты. Сегодня создается качественное поле для подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов в сфере государственной противопожарной службы на базе Кокшетауского технического института КЧС МВД (выпущено 463 квалифицированных специалиста, в профильных заведениях МЧС России и Беларуси обучены 166 выпускников). Требует своего решения целый ряд вопросов социального характера, которые поднимали сотрудники подразделений ДЧС во время наших встреч с ними: обеспечение жильем и повышение заработной платы, пересмотр сроков прохождения конкурса при назначении на должность, выплата компенсации за наем жилья и введение надбавок к должностному окладу. Как отмечает глава парламентского Комитета, для обеспечения высокого уровня пожарной безопасности в стране необходимо сконцентрироваться на решении следующих приоритетных задач: 1) дальнейшее совершенствование правовой базы в области пожарной безопасности; 2) акцентированная профилактическая работа с населением, руководителями предприятий и организаций, работниками, которые отвечают за состояние пожарной безопасности объектов; 3) материально-техническое оснащение противопожарных служб и добровольных формирований, а также совершенствование отбора, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; 4) расширение социального пакета для пожарных, профессия которых связана с постоянным высоким риском для жизни и здоровья. Подытоживая прозвучавшие на заседании выступления парламентариев, Заместитель Председателя Мажилиса подчеркнул, что обсуждение еще раз высветило ряд проблем и недостатков в обеспечении пожарной безопасности, которые необходимо решать. Мы не можем стоять на месте, нужно соответствовать современным требованиям, задачи последующего периода значительно возрастают. Хочу акцентировать внимание всех присутствующих, что в основу законодательства о Гражданской защите, заложен принцип "лучше предупредить, чем ликвидировать". Именно по этому принципу, на центральном и местном уровнях должна планироваться и, в дальнейшем, четко выполняться вся работа. Для эффективного реагирования на природные пожары и пожары в сельских населенных пунктах необходимо усилить работу по созданию, обучению и использованию добровольных противопожарных формирований. Надо проникнуться ответственностью за то, что ежегодное количество списанных пожарных автомобилей значительно превышает объемы новых поступлений - все это свидетельствует о высоком уровне изношенности парка пожарной техники, оснащенность техникой пожарных подразделений составляет 32% от нормы положенности. Это не по государственному. По-прежнему имеет место недостаточное финансирование на развитие инфраструктуры пожарных депо в регионах, столице и городе Алматы. Вице-спикер отметил, что Президент неоднократно обращал внимание на объективный рост городских агломераций и появление городов-миллионников, но это же требует увеличения числа пожарных депо в растущих городах. Остаются актуальными проблемы в вопросах организации оперативно-розыскной и следственной работы по фактам умышленных поджогов. Да, количество поджогов сократилось с 1186 в 2015 году до 769 в этом году. Вместе с тем, надо не забывать, что теракты могут быть совершены не только в виде взрывов и расстрелов, но и путем умышленных поджогов. В целях своевременного обнаружения и реагирования на лесные пожары следует принять действенные меры по доведению до норм положенности количества пожарно-химических станций на объектах лесного хозяйства, существующие – доукомплектовать требуемым количеством пожарной и специальной техники. Острым и болезненным вопросом являются заработная плата и социальное обеспечение сотрудников противопожарных служб. По итогам Правительственного часа депутатами Мажилиса выработаны соответствующие Рекомендации. |