NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 15:15 ast
13:15 msk

Шымкентская история "X"
На Шымкент и Юг Казахстана оказывает экономическое влияние город Ташкент. От того, как мы его используем, зависит то, будет ли развиваться Шымкент, или превратится в периферию узбекской столицы
19.11.2018 / политика и общество

Аскар Машаев, "Эксперт-Казахстан", 12 ноября

В мировой экономике будут конкурировать не страны, а крупные города - производители инновационного продукта. Этот тезис находит все больше сторонников среди казахстанского экспертного сообщества. Почему экономическое будущее за крупными городами? Все просто - чем больше людей живет в городе, тем больше рынок, соответственно, бизнес снижает производственные издержки за счет эффекта от масштаба. В комфортные, безопасные и экологически чистые города стремятся таланты, и только они создают инновации - это четвертый фактор экономического роста наряду с трудом, ресурсами и капиталом.
Повышение статуса Шымкента, нового миллионника, до республиканского уровня продиктовано этой логикой. Что дает новый статус Шымкенту? У города теперь отдельное финансирование из республиканского бюджета, Шымкент может напрямую лоббировать свои программы развития в Астане, не оглядываясь на областную администрацию. Тем самым упрощается и ускоряется процесс принятия решений.
Это, конечно, не значит, что у нового миллионника исключительно светлое будущее. У Шымкента, как и у любого крупного города, который разрастался без должного планирования, целый набор возможных проблем. Это и риск ложной урбанизации, и высокая вероятность наплыва внутренних переселенцев, а также мигрантов из Узбекистана (РУ), и влияние сильных неформальных институтов (кланов), что стимулирует коррупцию и мешает работе формальных институтов, например, налоговых органов - это, кстати, одна из причин низкой собираемости налогов в Южном регионе.
Перечисленное выше - не самое опасное, что ждет Шымкент на пути от просто крупного города к современному мегаполису. Шымкент расположен от Ташкента в двух часах езды, поэтому городским властям прежде всего нужно выработать экономическую стратегию с учетом влияния узбекской столицы. Тут два пути: либо открыто соперничать за умы и таланты региона, либо закрыться от экономического влияния Ташкента. Не исключен и третий вариант, пожалуй, самый реалистичный - не мешать образованию конурбации Шымкент-Ташкент, так сказать, ради симбиоза для взаимной пользы.
Важно не ошибиться с выбором стратегии, иначе Шымкент рискует, как минимум, превратиться в экономическую периферию Ташкента, как максимум - ориентироваться и экономически, и политически на столицу нашего южного соседа.

Кто останется на периферии?
Прошло совсем короткое время между официальной регистрацией миллионного жителя Шымкента и закреплением за ним статуса города республиканского значения. Администрация тогда еще Южно-Казахстанской области в начале июня сообщила о том, что население Шымкента достигло миллиона человека, а через три недели президент РК Нурсултан Назарбаев подписал указ о повышении статуса города и образовании Туркестанской области с административным центром в Туркестане.
Обычно государственный аппарат из-за бюрократических проволочек, лоббирования и конфликта интересов работает достаточно медленно. Поэтому столь молниеносную реакцию властей на демографический рост нельзя объяснить ничем иным, кроме как тем, что ждали лишь подходящего повода, чтобы объявить о давно принятом решении. Тут угадывается логика Акорды - в Узбекистане новый президент, который взял курс на модернизацию страны и открытость ее экономики, более того, узбекские власти жаждут превратить Ташкент в лучший город Центральной Азии. Мы не против, но узбекская столица географически находится очень близко к Шымкенту. Если Ташкент превратится в магнит для капитала и талантов региона, есть вероятность, что под это влияние попадет Шымкент, откуда, собственно, будут утекать таланты и капитал.
Эту опасность видит и руководство Казахстана. Г-н Назарбаев в своем недавнем заявлении отвел Шымкенту роль "нового центра притяжения инвестиций, технологий и интеллектуальных ресурсов" не только Казахстана, но и "всего Центрально-Азиатского региона". Понятно, что повышение статуса само по себе не делает город успешным. Да, у Шымкента есть конкурентные преимущества: низкие зарплаты, миллионный рынок, чтобы снижать производственные издержки, есть все шансы стимулировать креативную экономику, ведь таланты предпочитают комфортные города с благоприятным климатом. С климатом у южного мегаполиса все отлично, но над обеспечением жителей комфортом предстоит еще поработать.
Эти преимущества могут раствориться из-за близкого соседства со столицей Узбекистана. Ташкент может сыграть как положительную, так и отрицательную роль в судьбе Шымкента. Поскольку модель экономической географии "центр - периферия" работает жестко. Говоря простыми словами, эта модель выглядит так: центр обладает свойством вытягивать из периферии финансовые и человеческие ресурсы, концентрация ресурсов, в свою очередь, позволяет ему быстрее создавать инновации. В идеале такая модель имеет обратный эффект: за ростом центра следует развитие периферии за счет так называемой "диффузии инноваций", то есть обмена информацией, капиталом, товарами и рабочей силой.
Но это в теории. В жизни обычно происходит иначе: периферия остается источником ресурсов, а центр практически не распространяет положительные импульсы на периферийную территорию. Со временем неравенство между центром и периферией будет углубляться, но только до того момента, пока бизнесу не станет выгодно вкладываться в периферию, благодаря более дешевым там факторам производства.

Затягивает тот, кто сильнее
Сейчас в ташкентской агломерации живет 3 млн человек, в самой столице - почти 2,4 млн. Численность шымкентской агломерации на конец 2017 года составила 1,7 млн человек. Что это значит? В гравитационной модели, описывающей социальное и экономическое взаимодействие двух городов, учитываются две переменных: размер города и расстояние между ними. Проще говоря, чем меньше расстояние и больше размер города, тем выше взаимодействие. Поскольку Ташкент больше и ближе к Шымкенту, чем Алматы, соответственно, их взаимодействие будет выше.
Шымкенту присвоили статус республиканского значения совсем недавно, поэтому открытой статистики по городу немного. Впрочем, есть данные по ЮКО, в которой главную экономическую роль, бесспорно, играл этот мегаполис. Товарооборот ЮКО и Узбекистана больше, чем у Алматы с нашим южным соседом, в 2,2 раза (см. график 1). Более того, Узбекистан находится на третьей строчке среди стран-партнеров ЮКО (см. график 2). Возможно, доля РУ еще выше, поскольку между Узбекистаном и Южным регионом Казахстана высока доля теневой торговли. Об этом свидетельствует структура налоговых сборов: расчеты форсайтингового агентства Eximar показывают, что в 2017 году доля налогов от международной торговли по ЮКО составила всего 7,4%, в целом по стране этот показатель выше на 10%.
"Ташкентская агломерация на самом деле серьезный вызов для Туркестанской области и Шымкента. Тут надо учитывать и экономический, и социальный, и информационно-идеологический, и демографический, и культурный факторы. В первую очередь приграничные районы - Мактааральский, Сарыагашский, Шардаринский, Казыгуртский - активно торгуют, в том числе по серым схемам, с ташкентской агломерацией", - говорит Тимур Айсаутов, гендиректор DAMU Research Group. По его словам, приграничные районы смотрят телевизионную сетку вещания РУ, слушают узбекскую музыку и смотрят узбекские фильмы. "Приграничные районы общаются с ташкентской агломерацией намного теснее, чем с Алматы, Астаной, даже, может быть, с Шымкентом", - отмечает г-н Айсаутов.
Собеседник предлагает через экономическое развитие этих районов увеличить самодостаточность региона. Откровенно говоря, ничего плохого в крепких торговых связях нет, но Тимур Айсаутов предлагает оценивать ситуацию с точки зрения государственных рисков. "Стратегически не хотелось бы, чтобы какие-то регионы, будь то южные или северные, в экономическом плане больше зависели от соседа. Конечно, можно позволить, чтобы какой-то регион зависел от соседа, но должна быть обратная связь", - утверждает спикер. И уточняет: "Экономика Узбекистана остается закрытой. Узбекские предприниматели легко могут завозить к нам свою продукцию, а мы - нет. Отсутствует встречный торговый поток. Не создано равных условий".

Когда откроют границы…
Ошибка нашего правительства в том, что оно не учитывает в различных стратегических планах и программах развития потенциальное влияние интеграционных объединений, в которых состоит РК. С приходом к власти Шавката Мирзиеева Узбекистан взял курс на либерализацию экономики, более того, узбекские эксперты (например, Бахтиер Эргашев) не скрывают, что "действующая экономическая политика - это не какая-то конъюнктура со стороны нового президента, а системная работа по переводу экономики страны на новые рельсы экспортно-ориентированного развития", об этом, кстати, год назад писал Expert Kazakhstan (см. "Вперед и с экспортом", 2017).
Узбекистан относится к double landlocked country, то есть наш сосед не только не имеет выхода к морю, но и граничит с государствами, которые также не имеют морских портов. РУ может выйти к морю через территорию Кыргызстана в Китай и далее к китайским портам; через Афганистан и Пакистан к Аравийскому морю. Есть и третий вариант - через Казахстан и Россию. Почему ЕАЭС предпочтительнее для РУ? Наши страны связаны автомобильными и железнодорожными дорогами еще с советских времен; более того, РК и РФ - в едином таможенном пространстве, что исключает двойную таможенную процедуру, плюс общее прошлое, лингва франка, наконец, знание менталитетов.
Если Узбекистан войдет в ЕАЭС и границы откроются, нельзя исключить усиления притяжения, оттока талантов и капитала, в том случае когда условия в Ташкенте будут лучше, чем в Шымкенте или Алматы.
Навскидку можно предположить несколько стратегий для нас. Первая - попытаться изолировать экономическое влияние нашего южного соседа. Отличный вариант, но трудно выполнимый на практике.
Вторая стратегия - выиграть конкуренцию у Ташкента. Для этого мы должны эффективно использовать экономические факторы первой природы - ресурсы и землю. А также развивать экономические факторы второй природы, например, человеческий капитал, который не возникает на пустом месте: нужны качественные системы образования и медицины. Нужно строить инфраструктуру и создавать инклюзивные институты. Впрочем, все перечисленные факторы нужно развивать и без соперничества за региональное лидерство.
Есть третий вариант - соединить Шымкент, Туркестан и Ташкент автобаном и скоростной железной дорогой, сократить не только время на дорогу, но и снизить транспортные издержки. Тогда само собой сложится конурбация - полицентричная агломерация, у которой нет какого-либо одного ядра, тут несколько равнозначных центров. Но это, конечно, вопрос межправительственных договоренностей. Президент Назарбаев в конце сентября заявил, что надо рассмотреть вопрос создания международной торговой зоны Центральной Азии. Детали не прозвучали, да и власти РУ не отреагировали на это предложение.
Зачем создавать конурбацию, когда можно оставить все как есть? ООН прогнозирует рост населения Шымкента к 2035 году до 1,4 млн, по другим прогнозам, в шымкентской агломерации к 2030 году будут проживать свыше 2,3 млн людей. Население Ташкента к 2035 году, согласно прогнозу ООН, вырастет до 3 млн, и это по самым консервативным оценкам. Цифры могут быть намного выше, поскольку сейчас в Ташкенте действует система прописки, которая тормозит миграционные процессы. Как только ее отменят, население узбекской столицы однозначно увеличится. Учитывая население близлежащих населенных пунктов Шымкента и Ташкента, когда мы говорим о конурбации, то речь идет об огромном рынке. Это позволит и казахстанским, и узбекским производителям расти на эффекте от масштаба, обмениваться знаниями, растить высококлассных специалистов, другими словами, получить все выгоды от агломерационного эффекта.
У Шымкента есть преимущества, которые в географическом и экономическом плане выгодно отличают его от других городов Казахстана. Советский госплан неспроста развивал именно этот город как промышленный центр Южного региона Казахской ССР, а не Джамбул или Кызылорду. Трасса "Западная Европа - Западный Китай" делает этот мегаполис ближе к российскому рынку, чем, например, Алматы. Еще один плюс - возле Шымкента расположена основанная более 100 лет назад узловая станция Арысь, которая связывает линию Оренбург - Ташкент с алматинским направлением. Ну и, наконец, есть газопровод Бейнеу - Бозой - Шымкент, построенный уже в годы независимости.
Другими словами, есть все шансы стать равноправным участником конурбации. Пока наш сосед не вошел в ЕАЭС, вряд ли кто-то будет переписывать программу развития Шымкента, Туркестанской области и Прогнозную схему территориально-пространственного развития страны с учетом потенциального влияния Узбекистана. Хотя, конечно же, нелишне иметь "про запас" стратегический план на тот случай, если Узбекистан все-таки решит вступить в ЕАЭС.

Дальние соседи
Возникает вопрос о политическом риске. Политическая трактовка модели центр - периферия звучит так: в центре принимаются решения, там сосредоточены соответствующие институты и элиты, а периферия, следовательно, зависит от этих решений. Мы отчетливо понимаем, что распространять эту модель на Шымкент и Ташкент в политологической трактовке - очень большое допущение и смелая теоретизация. Но нельзя пренебрегать прогнозами, пусть даже излишне теоретизированными, поскольку доля узбекского этноса в Шымкенте (см. график 4) растет; более того, исторически юг Казахстана был всегда тесно связан со среднеазиатскими государствами, а в советские годы наш южный регион и Узбекская ССР входили в отдельный Среднеазиатский территориально-производственный комплекс.
Какова вероятность, что при условии превращения Ташкента в экономическое ядро региона, шымкентская элита, шире - туркестанская, начнет больше учитывать интересы Ок Сарая, чем Акорды? Исследователь современной истории казахстанской власти и элитолог Данияр Ашимбаев считает такой вопрос надуманным. "Поскольку много противоречий, старых обид и исторических вопросов, - объясняет г-н Ашимбаев. - Шымкент, конечно, будет учитывать мнение Ташкента, но не станет жестко ориентироваться на него".
В качестве примера политолог приводит историю взаимоотношений с другим южным соседом: "Считается, что мы ближе к киргизам, чем к узбекам. На политическом уровне и Казахстан, и Кыргызстан входят в ЕАЭС. Но мы же видим, какая вакханалия творится в рамках ЕАЭС! При желании стороны спокойно устраивают торговую войну, политическую свистопляску - этими возможностями обе стороны пользуются с удовольствием. А с Ташкентом у нас намного больше сильных противоречий, чем с Бишкеком".
К этим противоречиям собеседник относит раздел приграничных районов, водные и пограничные вопросы, старые родовые факторы. "В советское время, тем более после обретения независимости, активно шел процесс казахизации Казахстана и узбекизации Узбекистана, новая национальная политика последовательно проводилась Кунаевым и Рашидовым, затем Назарбаевым и Каримовым, - объясняет политолог. - Хотя Шымкент и Ташкент находятся близко, они разъехались далеко".
Да, Южный Казахстан некогда входил в Мавераннахр, в Среднеазиатский территориально-производственный комплекс, соглашается Данияр Ашимбаев, но, соседство и родство не являются факторами исторической предопределенности. "Мы соседи с киргизами, но все время выясняем отношения, с узбеками выясняем, узбеки много лет выясняют отношения с таджиками, киргизы с узбеками, - продолжает собеседник. - Спорим о том, чьи предки древнее, чья экономика круче, у кого больше инвестиции, пытаемся приватизировать исторические персоны - Аль-Фараби, Томирис. Идут исторические дискуссии, но, понимаете, эти исторические дискуссии - бессмысленные. Простой пример: когда-то хотели отметить историческую оборону Отрара. Но вышел казус - героическую оборону от монголов или героическое освобождение Отрара от хорезмских захватчиков?"
Из вышеперечисленного становится ясно, что в рамках любого союза Шымкент не рванет в объятия Узбекистана, резюмирует Данияр Ашимбаев.

Насущные дела
Попытка заглянуть за горизонт событий хороша для разминки ума, но какие конкретные меры нужно предпринимать Шымкенту и Туркестанской области уже сейчас? Самая очевидная проблема - низкая собираемость налогов, и этот фактор сильнее всего бьет по области. "До разделения ЮКО экономическим локомотивом выступал Шымкент, - говорит Тимур Айсаутов. - В региональном разрезе на Шымкент, по результатам 2017 года, приходилось более половины промышленности, 75,9 процента розничной торговли, 85,5 процента оптовой торговли, понятное дело, основная доля услуг также приходилась на мегаполис. Единственное в чем опережала область - это сельское хозяйство".
Не надо забывать, что ЮКО всегда была дотационным регионом. Почти 80% бюджета области формировалось за счет трансферта из госбюджета. Несмотря на требование президента исправить ситуацию, ни один аким так и не решил эту проблему. Причина не только в недостаточной эффективности госуправления, но и в менталитете местного населения. Там очень сильны неформальные институты - клановость, основанная на родоплеменной идентичности. Условно говоря, ответственный за сборы налогов чиновник не всегда может прийти к крупному предпринимателю и заставить того платить. И эту проблему невозможно решить с наскока, нужно время, чтобы перестроить неформальные институты. Хотя, конечно, непотизм и коррупция - больное место не только юга, а всего Казахстана, но там они приняли просто чудовищные формы.
Следующая проблема - слабая экономическая база. Это еще одна причина, почему регион живет за счет дотаций. Нет якорных проектов, чтобы Шымкент и Туркестанская область начали реализовывать экономический потенциал, который основывается главным образом на низкой стоимости труда. "Ключевая причина, почему регион не может раскрыть экономический потенциал, - нет конкретных мастер-планов", - говорит Тимур Айсаутов. И это проблема всех областей Казахстана, добавляет он.
"Астана требует у областей исполнения государственных программ. Таких программ около 20 - это и ГПИИР, и Агробизнес, и госпрограммы по развитию образования, здравоохранения, занятости населения и так далее. Исполнение этих госпрограмм контролирует центр, но для развития регионов недостаточно работать только с ними. У каждого региона должны быть свои детализированные мастер-планы и проектный офис, должны использоваться методы проектного менеджмента. Ведь каждая область РК сопоставима с такими республиками, как Литва или Латвия. Местная власть знает ситуацию лучше центра, и поэтому она должна готовить мастер-план самостоятельно", - говорит гендиректор DAMU Research Group.
Спикер советует разрабатывать детальные мастер-планы в разных направлениях. Если взять сельское хозяйство, то отдельные региональные мастер-планы по животноводству, растениеводству, а для Туркестанской области - по строительству теплиц, по развитию виноградарства и т.д. Эти мастер-планы, подчеркивает г-н Айсаутов, должны утверждаться маслихатом, публиковаться в интернете, то есть быть доступными для общественного обсуждения и контроля. А администраторы этих мастер-планов должны периодически отчитываться.
"Приведу в пример попытки развить туризм в Туркестанской области. Извините меня за пикантную деталь, но туризм начинается с отхожих мест. Нынешний аким области потребовал от подчиненных построить нормальные туалеты. Но они не будут построены, пока нет детального плана, поскольку есть общее поручение акима области, а районные власти рапортуют о 30 новых туалетах. И все. А что такое 30 туалетов для большой области?
Поскольку нет детального плана, аким области не может применить санкции к исполнителям, ведь они все-таки исполнили поручение, хотя все понимают, что формально", - заключает Тимур Айсаутов.
Без повышения собираемости налога, как за счет формализации отношений в Южном регионе, так и за счет экономического развития, Шымкент и Туркестан рискуют стать яростными конкурентами за бюджетные дотации. "Пока что конфликт незаметен, поскольку областная власть занята переездом в Туркестан, заново формируются властные структуры, местная элита перегруппировывается из-за разделения области. Но со временем, понятное дело, конфликтное поле вокруг бюджета будет обостряться", - прогнозирует Данияр Ашимбаев. Другими словами, внутренние проблемы и противоречия могут стать серьезным тормозом для развития Шымкента как равноправного центра в конурбации с Ташкентом.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 30.11.2018
Председатель Сената К.Токаев принял участие в мероприятиях Межпарламентской Ассамблеи СНГ в Санкт-Петербурге 30.11.2018
Б. Сагинтаев принял участие в промежуточном заседании Совета иностранных инвесторов при Президенте РК 30.11.2018
Махмуд Касымбеков: Эффективное государственное управление – веление времени 30.11.2018
В Мажилисе презентовали книгу о Президенте Казахстана 30.11.2018
На пленарном заседании Верховного Суда обсуждены проекты четырех нормативных постановлений 30.11.2018
Состоялось заседание Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан 30.11.2018
Совместное заявление Ирана, России и Турции 30.11.2018
Заседание Республиканской комиссии по подготовке кадров за рубежом под председательством Государственного секретаря РК Гульшары Абдыкаликовой 30.11.2018
Грузинская оппозиция тряхнет революцией 30.11.2018

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz