NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 16.04.2024 23:02 ast
21:02 msk

Мажилис взял в работу внесенные Президентом конституционные поправки о судебной системе и статусе судей
Спикер Мажилиса Нурлан Нигматулин обратил внимание на то, что вопрос тарифообразования и проведения публичных слушаний о планируемых изменениях тарифов в законопроекте урегулирован не достаточно
29.11.2018 / политика и общество

Астана, 28 ноября, Дом Мажилиса

Сегодня на пленарном заседании Мажилиса под председательством Спикера Палаты Нурлана Нигматулина одобрен проект Закона "О естественных монополиях".
Мажилис взял в работу внесенные Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в порядке законодательной инициативы проект Конституционного закона "О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан", а также проект законодательных поправок по вопросам модернизации судебной системы.
Законопроекты разработаны в целях реализации Послания Главы государства "Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни" и предусматривают поправки, направленные на модернизацию судебной системы, качественное обновление судебных кадров и институциональное укрепление Высшего Судебного Совета.
Мажилис также приступил к работе над новыми ратификационными законопроектами. Это Конвенция о правовом статусе Каспийского моря. Здесь же и Соглашение Казахстана с Беларусью о производственной и научно-технической кооперации организаций оборонных отраслей промышленности.
На пленарном заседании после обсуждения Мажилис одобрил проект Закона "О естественных монополиях".
Важность законопроекта отметил Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на открытии нынешней сессии. Задачу навести порядок в тарифах и в сфере естественных монополий Глава государства поставил также и в своем нынешнем Послании народу Казахстана "Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни".
В ходе рассмотрения законопроекта на пленарном заседании Спикер Мажилиса Нурлан Нигматулин обратил внимание на то, что вопрос тарифообразования и проведения публичных слушаний о планируемых изменениях тарифов в законопроекте урегулирован не достаточно.
По словам Н.Нигматулина, в проекте закона понятие "публичные слушания" используется в основном в контексте регламентации сроков размещения объявлений об их проведении или информации об уже проведенных слушаниях. О правовых же последствиях результатов слушаний, роли общественных слушаний не говорится.
В этой связи Председатель Мажилиса, обращаясь к министру национальной экономики, подчеркнул важность на уровне утверждаемых подзаконных актов детально урегулировать процедуру и регламент проведения слушаний. Их главной целью, по словам Нурлана Нигматулина, должно стать обеспечение состязательности альтернативных мнений: с одной стороны - субъекта естественной монополии, с другой – потребителей услуг, то есть, представителей общественности и бизнеса. Утверждение тарифа должно основываться на решении этих слушаний, где арбитром должен быть уполномоченный орган. Председатель Мажилиса отметил значимость четкой проработки этого вопроса, подчеркнув, что это было прямое поручение Главы государства на заседании Совета Безопасности.
Кроме того, Нурлан Нигматулин акцентировал внимание на необходимости размещения уполномоченным органом доступной и понятной для каждого гражданина информации о механизмах формирования тарифов.
Внесенными депутатами поправками в законопроекте уточняются методы тарифного регулирования сфер естественных монополий, порядок госконтроля в этой сфере. Конкретизируются основания отказа в утверждении инвестиционной программы субъекта естественной монополии. Регламентируется порядок уведомления субъектом естественной монополии уполномоченного органа об осуществлении деятельности, не относящейся к регулируемым услугам. Обеспечивается повышение прозрачности механизма тарифообразования и мониторинга исполнения инвестиционных обязательств субъектами естественных монополий.
В целом законопроект направлен на совершенствование законодательства в сфере естественных монополий; поэтапное внедрение стимулирующих методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий, повышение прозрачности их деятельности и уполномоченного органа, а также сокращение административных барьеров в этой сфере.
"Добро" Мажилиса во втором чтении получил пакет законодательных поправок, направленных на решение социальных вопросов.
Это поправки по вопросам здравоохранения, относительно обращения лекарственных средств и медицинских изделий, а также по вопросам формализации занятости населения.
Так, внесенными депутатами поправками по вопросам обращения лекарственных средств и медицинских изделий, предусматривается, в частности, уточнение некоторых терминов, в том числе по включению редких лекарственных препаратов для госзакупок. Это делается в целях четкого разграничения понимания между предельной ценой на лекарственное средство и медицинское изделие, устанавливаемой для розничной торговли и реализации в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и в системе обязательного социального медицинского страхования. Закрепляется компетенция уполномоченного органа в области здравоохранения по утверждению перечня медицинских изделий, закупаемых единым дистрибьютором по установленным предельным ценам, по приему уведомлений о начале и прекращении осуществления фармацевтической деятельности. Закрепляется ответственность держателя регистрационного удостоверения в части выполнения обязательств по своевременному информированию уполномоченного органа о фактах проявления нежелательных реакций или неблагоприятных событий при применении лекарственного средства. Определяется четкий механизм установления предельной цены на лекарственные средства и медицинские изделия.
Во втором чтении Палата одобрила и проект законодательных поправок по вопросам госзакупок и закупок субъектов квазигоссектора.
В ходе работы над законопроектом депутатами внесены поправки, направленные на недопустимость представления демпинговых цен; исключение оснований заключения договоров по результатам несостоявшихся конкурсных процедур "способом из одного источника". Кроме того, закрепляется правовой статус единого оператора в сфере электронных закупок субъектов квазигосударственного сектора по аналогии с единым оператором госзакупок. Вводится новое понятие "нормирование государственных закупок", позволяющее исключить случаи нерационального расходования бюджетных средств заказчиками. Также вводится новое понятие "электронный кошелек", позволяющее автоматически возвращать обеспечение заявки на счет потенциального поставщика. Предусматривается обязательное проведение повторных закупок в случае признания их несостоявшимся. При этом предлагается упростить проведение таких повторных закупок. Уточняются квалификационные требования, предъявляемые к потенциальному поставщику.
На пленарном заседании Мажилисом рассмотрены также поправки Сената в проект Закона "О республиканском бюджете на 2019-2021 годы".
Депутаты Мажилиса дали "добро" и пакету ратификационных законопроектов. Это Соглашение об обращении семян сельскохозяйственных растений в рамках ЕАЭС.
В этом ряду и поправки к Соглашению о займе между Казахстаном и Международным Банком Реконструкции и Развития для проекта развития автодорог Восток-Запад (участок Алматы-Хоргос). Вносимые поправки в Соглашение включают участок "Балхаш - Бурылбайтал" (297 км) коридора "Центр - Юг".
В завершение пленарного заседания парламентариями сделан ряд депутатских запросов в адрес руководителей центральных госорганов. Их озвучили Б.Дюсембинов, М.Магеррамов, В.Косарев, А.Платонов.

---

Депутатский запрос Дюсембинова Б.С.
министру культуры и спорта Мухамедиулы А.М.
министру образования и науки Сагадиеву Е.К.

Для многих людей с национальным мышлением статья Нурсултана Абишевича "Семь граней Великой Степи" стала настоящим откровением.
В представлении ряда поколений национальная история воспринималась как бесконечная череда трагедий, через которые проходит казахский народ. Это сформировало общее мнение о страданиях, как неизбежной судьбе казахов.
Для такого видения достаточно исторических оснований: это и эпоха Ақтабан шұбырынды, и Великий голод, и политические репрессии 30-х, жертвы лидеров движения "Алаш", Желтоксан и гонения на молодежь в 80-х. Видимо поэтому, мы до сих пор представляем национальную историю как бесконечную борьбу за выживание в концепции исторического мученичества.
Но Глава государства показал нам другое видение прошлого, с точки зрения исторического позитивизма.
Причем Президент обосновывает каждое свое утверждение, опираясь на конкретные исторические данные и поручая провести научные исследования там, где их недостаточно.
Некоторые из этих примеров давно и хорошо известны, но лишь Нурсултан Абишевич свел их вместе и рассмотрел в едином ключе.
Всадническая культура и коневодство, древняя металлургия и ювелирное дело, растениеводство и традиции городского строительства, взаимодействие цивилизаций и технологий на Шелковом пути…
По цельному впечатлению статья Президента заставляет сопоставлять многое, мимо чего мы раньше проходили, не замечая тех граней, на которые обратил внимание Елбасы.
И эти сопоставления поднимают национальный дух и чувство гордости за свой народ, который, оказывается, славен не только кровавыми победами, но и открытостью, силой интеллекта, новшествами, повлиявшими на формирование всей общечеловеческой цивилизации, ее хозяйственных укладов и качества жизни.
Раньше всем нам доводилось слышать в адрес национально-мыслящих людей обвинения в ксенофобии, зацикленности на трагедиях. Но статья Президента меняет национальную тематику: отныне человек, декларирующий национальные интересы, утверждается как прогрессивная и способная к новаторству личность.
Считаем, что своим блестящим исследованием Нурсултан Абишевич отрыл новое направление исторической науки, а именно: изучение не только трагедий, но и позитивных свершений, повлиявших на развитие человечества и происходивших на территории нынешнего Казахстана.
Это потребует большего труда и профессионализма, потому что в отличие от битв и трагедий позитивные новшества накапливаются поколениями, часто воспринимаются как должное и потому не так ярко отпечатываются в памяти современников.
Тем ценнее труд, проделанный Президентом, и тем достойнее его продолжить общими усилиями.
В этой связи, фракция "Ак жол", учитывая важное значение исторического позитивизма для будущих поколений казахстанцев, предлагает организовать ежегодный общенациональный конкурс молодых ученых, посвященный изучению достижений нашего народа и предков в человеческую цивилизацию ("Прогрессивный Казахстан").
В ходе конкурса студенты и молодые специалисты могли бы докладывать о результатах исследований, защищать сделанные выводы в открытой научной дискуссии, отделять историческую истину от вымысла и получать поддержку от государства исключительно в зависимости от своего профессионализма и вклада в развитие позитивной истории Казахстана. Номинации конкурса можно установить согласно указанной статье "Семь граней Великой степи": архив-2025, великие имена, тюркский мир, искусство и технологии.
Фракция "Ак жол" поздравляет коллег с наступающим Днем Первого Президента, желает народу Казахстана добра и процветания!

Депутаты фракции ДПК "Ак жол":
Б. Дюсембинов
А. Перуашев
К. Абсатиров
Е. Барлыбаев
Д. Еспаева
М. Казбекова
Е. Никитинская

---

Депутатский запрос Косарева В.Б.
Премьер-министру Республики Казахстан Сагинтаеву Б.А.

Уважаемый Бакытжан Абдирович!
Благодаря Посланию Президента страны Н.А. Назарбаева "О росте благосостояния казахстанцев, повышение доходов и качества жизни" в части наведения порядка в тарифах на услуги ЖКХ и естественных монополий Правительство принимает некоторые меры по снижению стоимости электроэнергии и угля.
С лицами, виновными в необоснованном завышении цен на электроэнергию, Генеральная прокуратура приняла эффективные меры, назвала причины завышения тарифов и лиц, виновных в этом. Предпринимаются меры их преследования и возврата излишне полученных средств с населения.
Что же касается угля, то здесь все не совсем так. Тарифы на уголь долгие годы завышались, но ни Правительство, ни надзорные органы палец о палец не ударили, чтобы остановить беззаконие.
А ведь цены на уголь, как теперь выясняется, везде завышались на 20-25%. По сути угольный бизнес влезал в карман каждому потребителю, извлекая из бюджета наших граждан до 2 тыс тенге на каждой тонне. Это только официально признанные суммы, которые по стране составляли 14,6 млрд тенге ежегодно.
Мы просим Вас, Бакытжан Абдирович, ответить: что Правительство не видело этих надругательств над нуждами людей, почему не реагировало на многочисленные обращения граждан, в том числе и нашей фракции, других депутатов на ценообразование топлива?
Упиваясь идеологией "свободного рынка", Правительство самоустранилось от решения жизненных запросов граждан страны, способствовало наживе узкому кругу лиц на поборах с населения, вынужденного отдавать последнее, обрекая себя на нищету.
Только теперь госорганы, цитирую: "договорились, чтоб реализаторы снизили маржу до 60-70%" (из статьи в газете "Казахстанская правда" от 27.11.2018 г.).
Это добровольное снижение прибылей, теперь мы ждем, когда Правительство установит реальную и объективную норму прибыли и будет контролировать ее не только у трейдеров, но и у производителей.
А также ответьте, каким образом на потребление населения идет менее 7% добытого угля, а 90% - идет крупным потребителям и на экспорт? А как там с прибылями? Неужели и там такие же "накрутки"?
Богатые недра нашей страны должны служить всему народу, а не избранным. Это давно известно и признается даже теми странами, которые всегда живут в капиталистическом мире.
Пора рынок строить в интересах общества, а не по понятиям безудержной наживы.
Ответ просим предоставить письменно в установленные законом сроки.

Депутаты фракции
"Народные коммунисты"
В. Косарев
Ж. Ахметбеков
Г. Баймаханова
А. Конуров
М. Магеррамов
И. Смирнова
Т. Сыздыков

---

Депутатский запрос Магеррамова М.М.
Премьер-министру Республики Казахстан Сагинтаеву Б.А.

Уважаемый Бакытжан Абдирович!
Данным депутатским запросом мы обращаем внимание Правительства на условия труда библиотекарей, состояние библиотечных фондов и в целом всей библиотечной отрасли.
Уникальность библиотеки, в ее важнейшей роли в системе воспитания, обучения, пропаганде чтения, доступе к духовным ценностям, в развитии и формировании культуры личности.
В свете опубликованной статьи Главы государства Нурсултана Абишевича Назарбаева "Семь граней Великой степи" значимость деятельности библиотек страны возрастает.
В этой связи предлагаем объединить электронные библиотечные информационные ресурсы Казахстана в единую интегрированную систему; провести обновление библиотечного фонда в соответствии с современными требованиями обеспечения информацией населения; пересмотреть происходящую в некоторых регионах оптимизацию библиотечной сети, в результате которой происходит ликвидация и закрытие библиотек; расширить набор услуг предлагаемых библиотеками путем внедрения новых сервисов услуг для пользователей; создать условия библиотечно-информационного обслуживания для людей с инвалидностью включая в эти условия доступность ресурсов и услуг библиотек, оснащение специальным оборудованием и программным обеспечением, обеспечить необходимую компетенцию библиотечного персонала; пересмотреть в сторону увеличения заработную плату библиотечных работников; предпринять необходимые меры для решения проблемы обеспечения библиотечной отрасли квалифицированными специалистами; решить проблемы состояния материально-технической, технологической базы библиотек, приведя их в соответствие требованиям обеспечения комфортности и безопасности функционирования; рассмотреть возможность разработки Закона "О библиотечном деле" и учреждении профессионального праздника "День библиотекаря".
Ответ на депутатский запрос просим предоставить письменно, в установленный законодательством срок.

Депутаты Мажилиса
члены фракции "Народные коммунисты"
М. Магеррамов
Ж. Ахметбеков
Г. Баймаханова
А. Конуров
В. Косарев
И. Смирнова
Т. Сыздыков
члены депутатской группы
Ассамблеи народа Казахстана
Н. Жумадильдаева
Н. Микаелян

---

Депутатский запрос Платонова А.С.
Премьер-министру Республики Казахстан Сагинтаеву Б.А.

Уважаемый Бакытжан Абдирович!
На мое имя обратились состоявшиеся пенсионеры и выходящие на пенсию государственные служащие, представители частных структур, работники ТОО, ИП по вопросу несогласия с методикой расчета базовой пенсии, так как в соответствии с новыми подходами ее теперь определяют в зависимости от стажа участия в пенсионной системе, утвержденной в соответствии с Правилами перерасчета размера государственной базовой пенсионной выплаты, назначенной до 1 июля 2018 года, на основании приказа министра труда и социальной защиты населения от 3 марта 2017 года.
Исходя из чего, стаж участия в пенсионной системе включает трудовой стаж, выработанный до 1 января 1998 года, а также периоды участия в накопительной пенсионной системе после 1 января 1998 года, за которые осуществлялись обязательные пенсионные взносы (ОПВ).
Так, согласно Налоговому кодексу РК (статьи 688,689), в соответствии с введенными изменениями индивидуальный подоходный налог (ИПН), удерживаемый у источника выплаты, и социальные платежи необходимо уплачивать ежемесячно не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была осуществлена выплата, то есть если у вас выплаты были в январе, то до 26 февраля вы обязаны произвести платежи.
Однако, при оформлении базовой пенсии в органах социальной защиты, а также при ее перерасчете указанная категория людей сталкивается со следующей проблемой – стаж в трудовой книжке не соответствует стажу, учитываемому органами соцзащиты, по причине того, что органы соцзащиты включают в стаж только те месяцы, когда поступили обязательные пенсионные взносы.
Как выяснилось, до 1 января 2018 предприятия, работающие по упрощенной форме налогообложения, могли оплачивать налоги, в том числе и обязательные пенсионные взносы, социальные отчисления - раз в полгода, есть случаи и в конце года одной платежкой. Это не возбранялось правилами, согласно которым обязательные профессиональные пенсионные взносы за работников исчислялись не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом. Что и делала основная масса ТОО и ИП, т.к. это экономило время и средства (на комиссии банка за платежные поручения и т.п.).
Оказывается, что согласно их электронной базе, которая в денежном эквиваленте соответствует базе ЕНПФ, есть существенное противоречие - согласно налоговому законодательству ИП, ЧП, по упрощенке делают отчисления раз в квартал и при начислении пенсий в расчет берутся начисления по дате оплаты налогов. В результате четыре года трудового стажа превращаются в 1год 2 месяца. То есть работодатель, не нарушая Закон, делает перечисления за квартал, а 4 квартал вообще оплачивается в 1 квартале следующего года и получается, что за год они учитывают всего три месяца.
Возникает парадокс, в трудовой книжке стоит запись, подтверждающая факт работы, но при начислении ОПВ, согласно новой методике расчета базовой пенсии, получается: если перечисление ОПВ в один месяц осуществлено сразу за несколько месяцев, то период участия в накопительной пенсионной системе составит только как за один раз месяца.
Работники социальных служб, опираясь на это Положение, соответственно предлагают указанной категории пенсионеров доказывать свой стаж через судебные инстанции.
Учитывая вышеизложенное, прошу Вас, Бакытжан Абдирович, поручить соответствующим министерствам и ведомствам пересмотреть методику расчета трудового стажа для исчисления базовой пенсии и усовершенствовать программу ГЦВП, которая должна учитывать весь стаж, указанный в трудовой книжке.
О принятых мерах прошу проинформировать в сроки, установленные законодательством.

Депутат Мажилиса
Парламента Республики Казахстан,
член фракции партии "Нұр Отан"
А. Платонов

---

Мажилис одобрил поправки в законодательство по вопросам здравоохранения
dsm.gov.kz, 28 ноября

В Мажилисе во втором чтении одобрен законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам здравоохранения".
Законопроектом предусматриваются нововведения в 11 законодательных актов, в том числе в Кодекс "О здоровье народа и системе здравоохранения", Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы и Кодекс об административных правонарушениях.
Законопроект включают следующие основные направления:
1) внедрение новой модели государственного объема бесплатной медицинской помощи и пакета обязательного медицинского страхования;
2) совершенствование системы корпоративного управления в медицинских организациях;
3) внедрение единого перспективного плана развития инфраструктуры здравоохранения;
4) совершенствование вопросов охраны общественного здоровья;
5) совершенствование системы медицинского образования и науки, повышение качества подготовки медицинских кадров и другие направления.
Новая модель ГОБМП и ОСМС соответствует принципам ВОЗ по всеобщему охвату населения услугами здравоохранения. Так, в рамках ГОБМП, медицинская помощь будет предоставляться всем гражданам, оралманам, иностранцам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в РК.
Медицинская помощь в системе ОСМС будет включать медуслуги сверх ГОБМП. Это станет существенным стимулом для участия населения в системе ОСМС.
С целью обеспечения эффективного управления и развития конкуренции в сфере здравоохранения законопроектом предусматривается:
1) расширение полномочий наблюдательных советов в государственных предприятиях на праве хозяйственного ведения;
2) внедрение коллегиальных исполнительных органов в государственных предприятиях на праве хозяйственного ведения;
3) внедрение службы внутреннего аудита в государственных предприятиях на праве хозяйственного ведения.
В целях реализации положения госпрограммы "Денсаулық" законопроектом предусматривается наделение компетенцией:
МЗ РК по разработке и утверждению правил формирования единого перспективного плана развития инфраструктуры здравоохранения;
МИО по утверждению перспективных планов развития инфраструктуры здравоохранения по согласованию с МЗ РК.
В результате реализации данных норм ожидается:
1) планирование государственных инвестиций будет рациональным;
2) оптимизируются расходы больничных организаций;
3) будет интегрирована медпомощь;
4) появится привлекательность участия в развитии инфраструктуры для частного бизнеса.
Помимо этого, в мае 2005 года Всемирной Ассамблеей Здравоохранения были приняты поправки по реализации Международных медико-санитарных правил (ММСП).
В целях регламентации полномочий и статуса Национального координатора ММСП законопроектом предусмотрено закрепление компетенции МЗ РК по межотраслевой координации деятельности по внедрению и реализации ММСП, а также по утверждению положения о статусе и деятельности национального координатора по ММСП.
Данные поправки приведут к следующим ожидаемым результатам:
1) оперативное предупреждение, реагирование на риски и ЧС в области общественного здравоохранения;
2) обеспечение межотраслевой координации и международного взаимодействия при реагировании на ЧС в области общественного здравоохранения, в том числе связанным с реагированием на биологические, химические и радиационные риски и угрозы.
Также, Законопроектом предусматривается стратегическое партнерство в сфере медицинского образования и науки и оценки компетенций научно-педагогических кадров научных организаций и организаций образования в области здравоохранения, а также порядка оценки знаний и навыков обучающихся по программам медицинского образования.
Предусматривается также обеспечение условий для триединства науки, практики и образования через механизм создания интегрированных академических медицинских центров и университетских клиник по аналогии Nazarbayev University.
Нововведения предполагают и совершенствование института донорства и оказания медицинской помощи больным туберкулезом; дальнейшее совершенствование ОСМС; внедрение системы национальных счетов здравоохранения; пересмотр состава некоторых административных и уголовных правонарушений; устранение пробелов в действующем законодательстве по вопросам системы здравоохранения.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 30.11.2018
Председатель Сената К.Токаев принял участие в мероприятиях Межпарламентской Ассамблеи СНГ в Санкт-Петербурге 30.11.2018
Б. Сагинтаев принял участие в промежуточном заседании Совета иностранных инвесторов при Президенте РК 30.11.2018
Махмуд Касымбеков: Эффективное государственное управление – веление времени 30.11.2018
В Мажилисе презентовали книгу о Президенте Казахстана 30.11.2018
На пленарном заседании Верховного Суда обсуждены проекты четырех нормативных постановлений 30.11.2018
Состоялось заседание Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан 30.11.2018
Совместное заявление Ирана, России и Турции 30.11.2018
Заседание Республиканской комиссии по подготовке кадров за рубежом под председательством Государственного секретаря РК Гульшары Абдыкаликовой 30.11.2018
Грузинская оппозиция тряхнет революцией 30.11.2018

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
16.04.24 Вторник
82. БАЙМУХАНОВ Амангельды
75. АБУОВ Кадырбек
74. АСАНБАЕВА Роза
74. КИСТ Виктор
73. СИЙРБАЕВ Ерсерик
72. ЛЕНИВЦЕВ Виктор
71. ШАЛАХМЕТОВА Тамара
70. МЫРХАЛЫКОВ Жумахан
69. БАРКИН Эллен
69. ПЫХТИН Владимир
69. ШЕКАЛИН Юрий
68. АРТЮХОВ Николай
66. КАСЫМОВА Карлыгаш
64. АБДИМОЛДАЕВА Найля
64. КАМАЛХАНУЛЫ Бадельхан
...>>>
17.04.24 Среда
74. ТЛЕМИСОВ Нурлан
73. КУДАЙБЕРГЕНОВ Амангали
72. БАЙМАХАНОВА Галина
71. СУЛТАНГАЛИ Серик
70. ЕСЕНБАЕВ Марат
70. САТТАРОВ Исрапул
69. АСЫЛБЕКОВА Гулюм
69. ЖАКЫПОВ Мирбулат
68. БУРИБАЕВ Аскар
68. САГЫНГАЛИ Алма
68. ТЛЕУМУРАТ Шабден
67. БОРИСЕНКО Александр
67. КАИРГЕЛЬДИНОВ Оразгельды
67. КАЛИЕВ Еркин
66. ПОСМАКОВ Петр
...>>>
18.04.24 Четверг
74. ЕРЖАНОВ Мухтар
72. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
71. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
70. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
67. КАЧАЛО Станислав
67. ФИЛИППОВ Федор
65. ДЮСЕМБИНОВ Султан
64. АТЫХАЕВ Султангали
64. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
63. БЕКЕШЕВ Бауржан
62. АМАНБАЕВ Саламат
61. АРИПОВ Ерден
60. ПЕРМЯКОВ Валерий
59. АЛПЫСБАЙ Адилбек
54. СЕКЕНОВ Алгазы
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz