parlam.kz, 7 декабря
В Сенате состоялись Парламентские слушания на тему "Дальнейшая модернизация процессуальных основ правоохранительной деятельности" с участием руководства МВД, Верховного суда, Генеральной прокуратуры, других правоохранительных органов, а также адвокатского и научного сообщества, слушателей Академии правоохранительных органов. С вступительным словом к участникам мероприятия обратился Председатель Сената Касым-Жомарт Токаев. Он подчеркнул, что системная и последовательная реализация мер по укреплению гарантий конституционных прав граждан и обеспечению верховенства права – это одна из приоритетных задач в достижении определенной Президентом страны Н.А. Назарбаевым долгосрочной стратегической цели по вхождению Казахстана в тридцатку развитых стран мира. Спикер Сената отметил, что принятые Парламентом поправки по модернизации основ уголовно-процессуального права придали импульс новому этапу судебно-правовой реформы, проводится активная законодательная работа по совершенствованию процессуальных норм деятельности судов и введению альтернативных способов разрешения споров. Подводя первые итоги реформ, К. Токаев напомнил, что гуманизация уголовного законодательства позволила сократить тюремное население страны втрое: от 100 тысяч осужденных в 1990-х годах до 35 тысяч − в 2018 году. Улучшились позиции Казахстана в Индексе верховенства права, в котором по итогам 2017 года наша страна заняла 64-е место из 113 стран, поднявшись на 9 пунктов. Вместе с тем Председатель Сената высказал мнение, что нынешний уровень взаимодействия правоохранительных органов с институтами гражданского общества не отвечает задачам современного правового государства. "Остро стоят вопросы защиты прав человека от необоснованного вовлечения в орбиту уголовного преследования и снижения репрессивности уголовного судопроизводства, необоснованного ограничения прав и свобод. Неисполнение или несвоевременное исполнение судебных решений способствует зарождению сомнений в торжестве справедливости, подрывает авторитет и доверие как к судебной ветви власти, так и к государству в целом", – сказал К. Токаев. В своем выступлении руководитель верхней Палаты Парламента обозначил задачи, которые предстоит решить в процессе дальнейшей модернизации правоохранительной деятельности. В частности, предстоит сформировать новый стиль работы правоохранительных органов с населением. За основу должна быть взята сервисная модель оказания услуг. К. Токаев считает, что следует шире цифровизировать рассмотрение уголовных дел на всех стадиях: от регистрации заявления до вынесения судебного решения. Цифровизация играет главную роль в процессе уменьшения коррупции, а также создании доступной обратной связи в онлайн-режиме. Спикер призвал вовлекать широкие слои населения в оценку деятельности полиции и судов через цифровые технологии. "Доверие населения - это прямой показатель эффективности государственной политики. Ее оценка должна включать в себя качество и своевременность рассмотрения дел, а также насколько граждане удовлетворены этой работой", – подчеркнул К. Токаев. Кроме того, Спикер обратил внимание на важность повышения объективности при принятии процессуальных решений по уголовному делу, усиления оперативности и прозрачности судопроизводства в стране. Среди перспективных направлений К. Токаев назвал новые форматы восстановительного правосудия, основанные на примирении сторон и возмещении причиненного вреда, а также внедрение ускоренного производства по отдельным видам уголовных дел, что обеспечит экономность процесса. "Недопустимо, когда люди живут с чувством недоверия к правоохранительным органам и не уверены в справедливости суда, это, разумеется, негативно влияет на благополучие и качество жизни казахстанцев", – заявил Председатель Сената. Министр внутренних дел Калмуханбет Касымов выступил с докладом "Борьба с преступностью: анализ, структура, динамика". В частности, он заявил о том, что штат МВД уменьшится на 10 процентов, и в целом предполагается снизить численность органов внутренних дел с нынешнего уровня в 471 полицейский на 100 тысяч населения до 424 полицейских. В дальнейшем, при передаче функций охраны ряда объектов в негосударственные структуры, в Казахстане останется 373 полицейских на 100 тысяч граждан, что соответствует европейским нормам. Комментируя его выступление, К. Токаев призвал правоохранительные органы продуманно подойти к решению вопроса о сокращении их штатной численности. По мнению Спикера Сената, погоня за рейтингами может поставить под угрозу безопасность населения, как это происходило в ряде европейских стран, например, во Франции, столкнувшихся с резким ростом криминала на фоне усиления миграционных потоков. Мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг, рассказал К. Токаев, смог значительно улучшить криминогенную ситуацию в городе, увеличив численность полиции и улучшив ее оснащение. Такие же меры были приняты в Швейцарии. В ходе слушаний выступили председатель судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда А. Рахметулин, заместитель генерального прокурора М. Ахметжанов, заместитель председателя Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции О. Бектенов, представитель Республиканской коллегии адвокатов А. Кулубекова, ученые-правоведы А. Ахпанов и М. Когамов.
---
Вступительное слово Председателя Сената Парламента К. Токаева на Парламентских слушаниях на тему "Дальнейшая модернизация процессуальных основ правоохранительной деятельности" (7 декабря 2018 г.)
Уважаемые депутаты, Члены Правительства и приглашенные! Позвольте приветствовать вас в стенах Сената Парламента. Системная и последовательная реализация мер по укреплению гарантий конституционных прав граждан и обеспечению верховенства права – это одна из приоритетных задач в достижении определенной Президентом страны Н.А. Назарбаевым долгосрочной стратегической цели – вхождение Казахстана в тридцатку развитых стран мира. Глава государства не случайно постоянно акцентирует внимание на деятельности правоохранительных органов как ключевой фактор повышения уровня доверия со стороны общества и чувства безопасности граждан. Принятые Парламентом поправки по модернизации уголовно-процессуальных основ придали импульс новому этапу судебно-правовой реформы. Благодаря внедряемым в правоохранительную систему техническим инновациям, удалось добиться существенного повышения открытости отправления правосудия. С начала года осуществляется последовательный переход в электронное производство уголовных дел, которое обеспечило возможность дистанционного отправления правосудия. В результате сроки рассмотрения дел сократились наполовину. Проводится активная законодательная работа по совершенствованию процессуальных норм деятельности судов и введению альтернативных способов разрешения споров. Гуманизация уголовного законодательства позволила сократить тюремное население страны втрое, от 100 тысяч осужденных в 1990-х годах до 35 тысяч − в 2018 году. Положительные изменения способствовали улучшению позиции Казахстана в Индексе верховенства права. Так, по итогам 2017 года наша страна заняла 64-е место из 113 стран, поднявшись на 9 пунктов. Тем не менее, взаимодействие правоохранительных органов с институтами гражданского общества оставляет желать лучшего, поскольку не отвечает задачам современного правового государства, что приводит к снижению уровня доверия населения к правоохранительной системе в целом. Отсюда вытекает насущная, срочная задача обеспечения взаимосвязи и взаимного доверия между обществом и правоохранительными органами. Остро стоят вопросы защиты прав человека от необоснованного вовлечения в орбиту уголовного преследования и снижения репрессивности уголовного судопроизводства, необоснованного ограничения прав и свобод. Неисполнение или несвоевременное исполнение судебных решений также способствует зарождению сомнений в торжестве справедливости, подрывает авторитет и доверие как к судебной ветви власти, так и к государству в целом. Развитие информационно-коммуникационных технологий и общественного сознания не стоит на месте. В процессуальной деятельности возникла необходимость решения вопросов перехода на новый уровень взаимодействия с населением. Первое, перед Правительством стоит ключевая задача скорейшего формирования нового стиля и современного формата работы правоохранительных органов с населением. За основу должна быть взята сервисная модель оказания услуг. Второе, следует шире цифровизировать рассмотрение уголовных дел на всех стадиях: от регистрации заявления до вынесения судебного решения. Цифровизация играет главную роль в процессе уменьшения коррупции, а также создании доступной обратной связи в онлайн-режиме. Третье, в оценку деятельности полиции и судов должны быть вовлечены широкие слои населения через цифровые технологии. Доверие населения - это прямой показатель эффективности государственной политики. Ее оценка должна включать в себя качество и своевременность рассмотрения дел, а также насколько граждане удовлетворены этой работой. Четвертое, необходимо продолжить формирование независимой и беспристрастной судебной системы путем повышения объективности при принятии процессуальных решений по уголовному делу, усиления оперативности и прозрачности судопроизводства в стране. Пятое, следует и далее принимать продуманные меры по дальнейшему внедрению принципа состязательности сторон обвинения и защиты в уголовном процессе, прежде всего за счет расширения процессуальных возможностей адвокатов. Шестое, внедрить минимальные стандарты оказания бесплатной юридической помощи и объективной системы оценки оказанных услуг, что дало бы сильный импульс развитию конкурентности и качества этого рынка. Седьмое, обратить внимание на развитие новых форматов восстановительного правосудия, основанных на примирении сторон и возмещении причиненного вреда, а также постепенно расширять круг уголовных дел, по которым возможно ускоренное производство и обеспечение экономности процесса. Восьмое, исключить дублирование полномочий и несвойственных функций, обеспечить четкое распределение между органами досудебного расследования, надзора и судом. Оперативное и прозрачное правосудие, основанное на строгом соблюдении законодательства, отвечает основным интересам общества и стратегическому курсу развития страны. Уважаемые участники! Уголовный процесс – это особая зона повышенного риска, где власть больше всего вторгается в права и свободы человека. Поэтому в развитых странах исторически укрепились базовые принципы гуманизма, неприкосновенности личности, уважения его чести и достоинства, неприкосновенности собственности, основанные на презумпции невиновности. Недопустимо, когда люди живут с чувством недоверия к правоохранительным органам и не уверены в справедливости суда, это, разумеется, негативно влияет на благополучие и качество жизни казахстанцев. Уголовно-процессуальное законодательство должно быть сориентировано на правозащитный контекст конституционных прав и свобод человека и гражданина. Создание эффективного уголовного процесса является сложной задачей. Поскольку каждое государство решает ее индивидуально с учетом особенностей национальных традиций, социальных реалий и действующего права. Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года послужила отправной точкой кардинальных реформ в правоохранительной системе государства. Задачи, отраженные в Концепции, в основном выполнены, и это подтверждает правильность начатых реформ: обеспечивается высокий уровень общественно-политической стабильности и безопасности, сокращается уровень преступности в стране, повышается правовая культура граждан. Надеюсь, участники сегодняшних Парламентских слушаний сумеют выработать новые направления дальнейшей модернизации процессуальных основ по ряду наиболее актуальных вопросов, определят методы и пути решения имеющихся проблем. Спасибо за внимание! |