NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (сентябрь 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (август 2019)








Поиск  
Воскресенье 20.10.2019 08:07 ast
05:07 msk

В Мажилисе подвели итоги работы депутатов в 2018 году
Подводя итоги работы депутатов, Нурлан Нигматулин акцентировал внимание на том, что вся законодательная работа депутатов ведется, прежде всего, с учетом стратегических приоритетов, определенных Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым
27.12.2018 / политика и общество

Астана, 26 декабря, Дом Мажилиса

Сегодня в Мажилисе под председательством Спикера Нурлана Нигматулина состоялось завершающее в 2018 году пленарное заседание.
Подводя итоги работы депутатов, Нурлан Нигматулин акцентировал внимание на том, что вся законодательная работа депутатов ведется, прежде всего, с учетом стратегических приоритетов, определенных Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым.
Как отметил Председатель Мажилиса, с начала этой сессии Мажилис взял в работу 82 законопроекта. Из них 40 уже рассмотрено и одобрено. И на сегодня из принятых Парламентом законопроектов 21 уже подписан Главой государства и обрел силу закона.
- При этом внимание депутатов было сконцентрировано на тех законопроектах, которые направлены, в первую очередь, на улучшение качества жизни всех казахстанцев и повышение благосостояния народа, - подчеркнул Нурлан Нигматулин.
Мажилисмены одобрили законопроекты, касающиеся решения вопросов самозанятых, внедрения новой модели гарантированного объема медпомощи, госзакупок и закупок квазигоссектора. Одобрен и проект закона "О естественных монополиях". Кроме того, одобрен первый отраслевой закон "О кинематографии".
Полноценную финансовую базу для реализации Послания Президента страны закладывает и одобренный депутатами закон "О республиканском бюджете на 2019-2021 годы". Также депутатами внесены изменения, направленные на повышение размера минимальной зарплаты с 1 января 2019 года, защиту бизнеса от неправомерного административного давления и угроз уголовного преследования.
Законодательную поддержку мажилисменов получил и новый статус Шымкента и Туркестана.
Помимо активной законодательной работы мажилисмены с начала работы текущей сессии провели 7 "правительственных часов", 7 выездных заседаний комитетов, Парламентские слушания, которые были посвящены теме занятости. Кроме того, депутаты Палаты провели ряд международных конференций и форумов, посвященных Дню Первого Президента, молодежи, возобновляемым источникам энергии.
За это время мажилисмены направили 95 депутатских запросов.
По словам Нурлана Нигматулина, для мажилисменов очень важно вести работу с избирателями, поддерживать эффективную "обратную связь".
- Поэтому сразу после обнародования нынешнего Послания Президента депутаты Мажилиса выехали в регионы, для того чтобы разъяснить населению ключевые положения этого исторического документа, - напомнил Спикер Мажилиса.
Впереди же у парламентариев значительный объем работы, направленный на законодательное обеспечение реализации поручений Главы государства.
- Уверен, что и в следующем году благодаря слаженной и профессиональной работе всех фракций, всех депутатов, Мажилис Парламента обеспечит эффективную законодательную поддержку стратегического курса Главы государства, - подчеркнул Нурлан Нигматулин.
В настоящее время депутаты Мажилиса работают над законопроектами, касающимися сферы ЖКХ, оказания государственных услуг, регулирования АПК. Законотворческая работа депутатов будет сконцентрирована также на таких направлениях, как внесение изменений в законодательство по снижению нагрузки на ученика и учителя, по вопросам экологии. Кроме того, в центре внимания будут и вопросы развития бизнес среды и регулирования торговой деятельности, туризма.
А на состоявшемся сегодня пленарном заседании "добро" Мажилиса в первом чтении получили законодательные поправки по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности.
Законодательные изменения в этой сфере определены в числе приоритетов Президентом Казахстана на открытии нынешней парламентской сессии.
Законопроект направлен на улучшение налогового администрирования, дальнейшее развитие торговли с государствами-членами ЕАЭС, обеспечение законного оборота товаров на территории Казахстана посредством маркировки и прослеживаемости товаров. Кроме того, законопроектом предлагаются нормы по развитию электронной торговли.
Активное обсуждение на пленарном заседании получила норма, предусматривающая маркировку товаров и их прослеживаемость. Для этих целей предлагается создание Единого оператора, а также внедрение Центров этикетирования и маркирования.
Спикер Мажилиса Нурлан Нигматулин усомнился в необходимости создания такой сложной системы, которая, по его мнению, может привести к созданию лишних звеньев и, в конечном итоге, возможно, станет дополнительной нагрузкой на бизнес.
Акцентировав внимание на непроработанности некоторых норм законопроекта, Председатель Мажилиса обратился к членам рабочей группы, поработать совместно с разработчиками до второго чтения, прописать в законопроекте требования к Единому оператору и убрать ненужных посредников.
В ходе работы над законопроектом депутатами внесены поправки, которыми предусматривается, в частности, предоставление условной скидки при досрочной уплате наложенного административного штрафа, совершенствование механизма долевого участия в жилищном строительстве, дальнейшая модернизация судебной системы во взаимоотношениях между бизнесом и госструктурами, а также усиление контрольных функций уполномоченного органа в сфере естественных монополий в целях защиты прав потребителей при получении услуг естественных монополий.
"Добро" Мажилиса получил и пакет ратификационных законопроектов.
Это Конвенция о правовом статусе Каспийского моря.
Конвенция подписана 12 августа 2018 года в г.Актау президентами Азербайджана, Казахстана, Ирана, России и Туркменистана в рамках пятого Каспийского саммита.
Документом определяются и регулируются права и обязательства Сторон в отношении использования Каспийского моря, включая его воды, дно, недра, природные ресурсы и воздушное пространство над морем.
Среди одобренных и изменения в Договор о ЕАЭС, предусматривающие возможность вхождения в состав Высшего совета не только главы государства-члена, но и главы правительства государства-члена, наделенного в соответствии с законодательством своего государства полномочиями принимать решения по вопросам, входящим в компетенцию Высшего совета.
В этом ряду и Соглашение о международных договорах ЕАЭС с третьими государствами, международными организациями или международными интеграционными объединениями.
На пленарном заседании Мажилисом рассмотрены также поправки Сената в проект Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам рекламы".
И сегодня Палата определила профильным комитетам сроки подготовки заключений по новым проектам законов. Это законодательные поправки по вопросам исполнительного производства. В этом ряду и пакет ратификационных законопроектов. Это изменения в казахстанско-российское Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Казахстан. В числе новых законопроектов и Договор о запрещении ядерного оружия, а также Соглашение о предотвращении инцидентов на Каспийском море.
В завершение пленарного заседания парламентариями сделан ряд депутатских запросов в адрес руководителей центральных госорганов. Их озвучили Д.Нурманбетова, Н.Микаелян, Е.Барлыбаев, В.Косарев.

---

Депутатский запрос Нурманбетовой Д.Н.
Премьер-министру Республики Казахстан Сагинтаеву Б. А.

Уважаемый Бахытжан Абдирович!

Наш депутатский запрос посвящен хронически нерешаемым вопросам в сфере образования, которые подняла в своем недавнем письме в социальных сетях учитель из Усть-Каменогорска Оксана Александрова. В нем педагог отразила обширный круг проблем, актуальных для всего профессионального педагогического сообщества и которые необходимо учесть при разработке законопроекта "О статусе педагога".
Выступая с ежегодным Посланием народу Казахстана, Глава государства поручил разработать проект Закона "О статусе педагога", призванный способствовать реализации прав педагогов, их академических свобод, научного и педагогического творчества.
Остановлюсь лишь на отдельных проблемах, которые поднимает Оксана Александрова:
1. Размеры надбавок учителям за проверку тетрадей и классное руководство абсолютно не соответствуют интеллектуальным и временным затратам учителя. Доплата за классное руководство составляет всего 4 000 тенге в месяц. В эти обязанности входит проверка дневников, проведение мероприятий, классных часов, походы в музеи, театры, подготовка родительских собраний, индивидуальные беседы с родителями и детьми, субботники и много другое. Проверка 50 тетрадей в день формативных работ, карточек, суммативные работы учеников оцениваются в 3 500 тенге. Трудно понять принцип формирования этих доплат.
Кстати, вопросы оплаты труда учителей в школах были обсуждены в ходе Правительственного часа в Мажилисе Парламента в 2017 году, даны рекомендации по пересмотру системы доплат.
Учителю мизерно оплачивается лишь незначительная часть его работы в рамках педагогической нагрузки и вообще не оплачивается внеклассная работа. А каникулярное время заполняется различными мероприятиями, совещаниями, отчетами.
2. Много времени у учителей уходит на подготовку бумажных отчетов наряду с электронными, сбор сведений для вышестоящих органов. Учителя вынуждены заполнять различные табличные материалы, которые не относятся к обязательным документам.
3. Негласные рейтинги школ зачастую не только отнимают продуктивное время учителя, но и способствуют искажению реальных показателей. Каждую четверть завуч и директор сдают отчеты об успеваемости в отделы образования. Педагог задает вполне справедливый вопрос о целесообразности таких рейтингов.
4. В погоне за рейтингами, а также для формирования соответствующего портфолио для прохождения аттестации, администрации школ принуждают учителей к участию во всевозможных платных конкурсах, которые проводятся различными организациями.
5. Продолжается практика принудительной подписки на периодические газеты и журналы. Здесь речь идет о лимитах, спускаемых на школу, когда учитель вынужден подписываться на 2-3 издания, которые не имеют никакого отношения к педагогической деятельности. В то же время в некоторых странах государство доплачивает учителям за подписку на педагогические издания.
"Я написала это письмо искренне. Большинство педагогов подписалось бы под ним. Я в этом уверена.", - пишет учитель. И она права! Честно и открыто раскрыла годами нерешаемые проблемы.
Очень важно в Законе "О статусе педагога" учесть весь круг актуальных вопросов. Ведь перед нами стоит задача создать для педагога такой статус, чтобы профессия была престижной и уважаемой всем обществом.
Ответ просим дать в соответствии с пунктом 4 статьи 27 Конституционного закона Республики Казахстан "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов".

Депутаты Мажилиса
Парламента Республики Казахстан
Нурманбетова Д.Н.
Жумадильдаева Н.В.
Бектурганов А.Е.

---

Депутатский запрос Косарева В.Б.
Премьер-министру Республики Казахстан Сагинтаеву Б.А.

Уважаемый Бакытжан Абдирович!

Наши прежние обращения к Правительству по вопросу рачительного использования сырьевых ресурсов не возымели действия.
Сложившаяся в стране ситуация в области заготовки, сбыта и переработки сырья построена на обмане и гасит у людей веру в правду и волю к жизни, уверенность в будущее.
Согласно статистике, в 2017 году из валового сбора хлопка, а это около 67 тысяч тонн, на экспорт ушло 60 тысяч тонн, что составляет 89%. Традиционно имеющая высокий повседневный спрос шерсть также вывозится в больших объемах за границу (из 38 979 тонн экспортировано 11206 тонн), в стране же остается лишь третья часть этого сырья.
Еще хуже обстоят дела с использованием кожевенного сырья. Из забитых в 2017 году 2, 846 миллионов голов КРС на отечественные перерабатывающие заводы поступило только 305 тысяч шкур или 10,7%. По официальным каналам экспортировано 102,6 тысяч шкур или 3,6%. Остальные это около 2-х миллионов необработанных шкур скота находятся вне отчетности госорганов, основная их часть вывезена из страны по серым схемам минуя таможню. Межведомственная комиссия Правительства знает об этом, но уже около двух лет то ли не может то ли не хочет принять решение о запрете экспорта этого сырья.
Цены на сырье в стране настолько низки, если не сказать, ничтожны, что заниматься заготовкой этого сырья, желающих крайне мало.
Так, 1 кг овечьей шерсти оценивается в 150 тенге, верблюжьей - в 250 тенге, тогда как в овцеводческой Австралии шерсть стоит 8-11 $ или 3000 тенге, то есть в 20 раз дороже. Про каракульское овцеводство забыли совсем, порода исчезает. Одну смушку закупают за 100 тенге, тогда как изделия из 10 шкурок стоит 50-70 тысяч тенге.
Вполне понятно, что это высокодоходный бизнес, но ради него нельзя ущемлять животноводов и хлопкоробов.
Теперь мы уже без сомнения заявляем, что эти серые схемы безжалостно и жестоко бьют и по тем, кто производит сырье и по тем, кто его использует. Производительные предприятия простаивают 2/3 рабочего времени из-за отсутствия сырья. Между тем в страну ежегодно завозится из-за рубежа товаров на 5-6 триллионов тенге, а внутри теряется возможность для производства товаров народного потребления на сотни миллиардов тенге.
Сорок процентов сельского населения нашей страны производит лишь 8% ВВП, а Правительство долго и настойчиво ищет способы создания рабочих мест. Мы видим, что лучший путь отдать сырье тем, кто хочет работать и организовать их труд.
Просим Вас, Бахытжан Абдирович, срочно и неукоснительно принять меры по увеличению производства, созданию ясных и понятных систем заготовок и полному использованию его на отечественных предприятиях.
Ответ просим предоставить письменно в установленные законом сроки.

Депутаты фракции
"Народные коммунисты"
В. Косарев
Ж. Ахметбеков
Г. Баймаханова
А. Конуров
М. Магеррамов
И. Смирнова
Т. Сыздыков

---

Депутатский запрос Микаелян Н.Г.
Премьер-министру Республики Казахстан Сагинтаеву Б.А.

Уважаемый Бакытжан Абдирович!
Мы, группа депутатов Мажилиса Парламента РК, обеспокоены возможным срывом поставок удобрений к посевной 2019 года.
Такие риски обусловлены тем, что приказом министра сельского хозяйства за №310 от 17 июля 2018 года внесены изменения в п.2 приказа от 2015 года, которыми введен новый порядок получения субсидий на удобрения. Это выражается в обязательном представлении с 1 января 2019 года в департаменты сельского хозяйства областей и Министерство сельского хозяйства РК электронных агрохимических картограмм на земельные участки, принадлежащие сельхозтоваропроизводителям на праве землепользования и частной собственности, который вводится в силу с 1 января 2019 года.
Вместе с тем, ранее агрохимические картограммы проводились на каждые 70 га, внесенные же изменения в приказ министра требуют для получения дотаций на удобрения проведения почвенных анализов на каждые 25 Га.
При этом до настоящего момента у аграриев отсутствует полное понимание порядка проведения агрохимического обследования:
- кто будет давать рекомендации по дифференцированному внесению удобрений;
- каким образом результаты агрохимического обследования будут регистрироваться на информационной платформе субсидирования.
По введенному положению агрохимические обследования должны проводить аккредитованные лаборатории. В настоящее время в Республике таких лабораторий всего три: научно-производственный центр зернового хозяйства имени А.И. Бараева, Республиканский научно-методический центр агрохимической службы Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан и Казахский НИИ земледелия и растениеводства. Остальные имеющиеся в Казахстане около 20 организаций в той или иной степени могут проводить анализ почв, но они не сертифицированы.
В связи с новым порядком объем агрохимических обследований увеличится в 2,5 раза, так же в дальнейшем необходимо обеспечивать цикличность обследования 1 раз в 7 лет на богарных, и 1 раз в 5 лет на орошаемых землях.
Ближайшим периодом отбора проб почвы может быть только весна и осень 2019 года, поскольку в зимнее время и в период после посевной невозможно их проведение. При этом около 80% субсидируемых удобрений производятся на отечественных заводах ТОО "КазФосфат" и АО "КазАзот". Их реализация осуществляется по удешевленной стоимости на основании утвержденных заявок. С учетом требований наличия агрохимических анализов на каждые 25 Га земли.
В итоге, к моменту основного периода приобретения удобрений январь-май 2019 года, аграрии не смогут подать заявку на субсидирование по причине отсутствия новых агрохимических картограмм, а заводы соответственно не смогут отгрузить к посевной удешевленные удобрения в связи с тем, что нет утвержденных заявок и нет гарантий выделения субсидий. Данное положение также может привести к неосвоению бюджетных средств 2019 года.
Учитывая вышеизложенное, просим рассмотреть возможность введения требований по агрохимическим картограммам с 1 января 2020 года и обеспечить своевременное перечисление дотаций отечественным производителям удобрений для посевной 2019 года на ранее действовавших условиях.
Одновременно следует создать необходимое количество сертифицированных лабораторий, оснащенных современным оборудованием, утвердить четкий порядок агрохимических обследований в т.ч. за счет бюджетных средств, выделяемых на финансирование структур Некоммерческого акционерного общества "Национальный аграрный научно-образовательный центр" Министерства сельского хозяйства РК или иных источников.

Депутаты, избранные от АНК:
Микаелян Н.
Абдрахманов С.
Божко В.
Жумадильдаева Н.
Ким Р.
Мурадов А.
Нурумов Ш.
Тимощенко Ю.
Хахазов Ш.
От фракции партии "Нур Отан":
Дуйсебаев Ж.
Жаилганова А.
Звольский С.
Омаров С.
Рау А.
Темиржанов М.

---

Депутатский запрос Нурманбетовой Д.Н.
Премьер-министру Республики Казахстан Сагинтаеву Б. А.

Уважаемый Бахытжан Абдирович!

Наш депутатский запрос посвящен хронически нерешаемым вопросам в сфере образования, которые подняла в своем недавнем письме в социальных сетях учитель из Усть-Каменогорска Оксана Александрова. В нем педагог отразила обширный круг проблем, актуальных для всего профессионального педагогического сообщества и которые необходимо учесть при разработке законопроекта "О статусе педагога".
Выступая с ежегодным Посланием народу Казахстана, Глава государства поручил разработать проект Закона "О статусе педагога", призванный способствовать реализации прав педагогов, их академических свобод, научного и педагогического творчества.
Остановлюсь лишь на отдельных проблемах, которые поднимает Оксана Александрова:
1. Размеры надбавок учителям за проверку тетрадей и классное руководство абсолютно не соответствуют интеллектуальным и временным затратам учителя. Доплата за классное руководство составляет всего 4 000 тенге в месяц. В эти обязанности входит проверка дневников, проведение мероприятий, классных часов, походы в музеи, театры, подготовка родительских собраний, индивидуальные беседы с родителями и детьми, субботники и много другое. Проверка 50 тетрадей в день формативных работ, карточек, суммативные работы учеников оцениваются в 3 500 тенге. Трудно понять принцип формирования этих доплат.
Кстати, вопросы оплаты труда учителей в школах были обсуждены в ходе Правительственного часа в Мажилисе Парламента в 2017 году, даны рекомендации по пересмотру системы доплат.
Учителю мизерно оплачивается лишь незначительная часть его работы в рамках педагогической нагрузки и вообще не оплачивается внеклассная работа. А каникулярное время заполняется различными мероприятиями, совещаниями, отчетами.
2. Много времени у учителей уходит на подготовку бумажных отчетов наряду с электронными, сбор сведений для вышестоящих органов. Учителя вынуждены заполнять различные табличные материалы, которые не относятся к обязательным документам.
3. Негласные рейтинги школ зачастую не только отнимают продуктивное время учителя, но и способствуют искажению реальных показателей. Каждую четверть завуч и директор сдают отчеты об успеваемости в отделы образования. Педагог задает вполне справедливый вопрос о целесообразности таких рейтингов.
4. В погоне за рейтингами, а также для формирования соответствующего портфолио для прохождения аттестации, администрации школ принуждают учителей к участию во всевозможных платных конкурсах, которые проводятся различными организациями.
5. Продолжается практика принудительной подписки на периодические газеты и журналы. Здесь речь идет о лимитах, спускаемых на школу, когда учитель вынужден подписываться на 2-3 издания, которые не имеют никакого отношения к педагогической деятельности. В то же время в некоторых странах государство доплачивает учителям за подписку на педагогические издания.
"Я написала это письмо искренне. Большинство педагогов подписалось бы под ним. Я в этом уверена.", - пишет учитель. И она права! Честно и открыто раскрыла годами нерешаемые проблемы.
Очень важно в Законе "О статусе педагога" учесть весь круг актуальных вопросов. Ведь перед нами стоит задача создать для педагога такой статус, чтобы профессия была престижной и уважаемой всем обществом.
Ответ просим дать в соответствии с пунктом 4 статьи 27 Конституционного закона Республики Казахстан "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов".

Депутаты Мажилиса
Парламента Республики Казахстан
Нурманбетова Д.Н.
Жумадильдаева Н.В.
Бектурганов А.Е.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 28.12.2018
Указ Президента Республики Казахстан от 26 декабря 2018 года №815 28.12.2018
К. Токаев: В 2019 году динамика законотворческой работы возрастет 28.12.2018
Вопросы развития электронной торговли рассмотрели на заседании Комиссии по вопросам цифровизации 28.12.2018
Экспертный совет при Омбудсмене обсудил актуальные вопросы защиты прав человека в стране 28.12.2018
Рабочий график главы государства 27.12.2018
Указ Президента Республики Казахстан от 26 декабря 2018 года № 806 27.12.2018
В Мажилисе подвели итоги работы депутатов в 2018 году 27.12.2018
Развитие обрабатывающей промышленности и ход приватизации рассмотрены на заседании Госкомиссии по модернизации экономики 27.12.2018
Постановление Правительства Республики Казахстан от 21 декабря 2018 года № 855 27.12.2018

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.10.19 Воскресенье
83. РАХИМБАЕВ Избасар
79. ПУТИНЦЕВ Владимир
76. РАХМАНБЕРДИЕВ Орынбай
72. ТОЛЕПБАЕВ Бегим
72. ШАРДИНОВ Ахметжан
71. ЗУЕВ Анатолий
70. КАЛМЫКОВ Амангельды
70. УЛЬРИХ Эрих
68. ДЮСЕМБИН Ихсан
67. БЕКЕТАЕВ Бакытжан
65. ДЖУНДИБАЕВ Валерий
65. САДЫКОВ Алмас
64. АБДРАХМАНОВ Булат
64. АБУСЕИТОВ Кайрат
64. ТОХСЕИТОВА Гульнар
...>>>
21.10.19 Понедельник
90. РУДЕНКО Георгий
73. КУНАНБАЕВ Сапарбек
71. НУРЖАНОВ Омарбек
70. НАУРЫЗБАЙ Жумагали
67. ИЗБЕРГЕНОВ Мунал
63. АЛДАШЕВ Рустем
63. ЕРТЛЕСОВА Жаннат
62. БАЙЖАНОВА Дарига
62. ДАРБЕКОВ Булат
61. КОЖАМЖАРОВ Темирболат
61. МЫНЖАНОВ Марат
61. ТАКЕНОВ Болат
56. НУРКЕНОВ Аманбай
50. АКТАЙ Арман
50. МУХАМЕДИЕВА Бибигуль
...>>>
22.10.19 Вторник
95. НУРПЕИСОВ Абдижамил
78. ПРЕЗЕНТ Григорий
77. МУКАШЕВ Болат
76. ЖОТАБАЕВ Женис
73. САЛИМОВ Бекпулат
72. КУРМАНГАЛИЕВ Айтмуханбет
67. МАТЮХИН Анатолий
65. ИСМАИЛОВ Серик
64. АХАТОВ Амангельды
63. АЛТЫНСАКА Нуржами
63. УМБЕТАЛИЕВ Амангельды
61. УСЕМБАЕВА Жибек
59. НУРБАЕВА Шолпан
58. МАДИНОВ Ромин
57. КЕРТЕШЕВ Талгат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz