NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

За кого Вы проголосуете на президентских выборах?
Кто человек №2 в Казахстане (февраль 2019)








Поиск  
Четверг 25.04.2019 09:02 ast
06:02 msk

"Пять социальных инициатив": снижение налоговой нагрузки позволит 2 млн гражданам получать дополнительные доходы
На заседании Правительства под председательством Премьер-Министра Республики Казахстан Бакытжана Сагинтаева был рассмотрен ход реализации Пяти социальных инициатив Президента
23.01.2019 / политика и общество

primeminister.kz, 22 января

Сегодня на заседании Правительства под председательством Премьер-Министра Республики Казахстан Бакытжана Сагинтаева был рассмотрен ход реализации Пяти социальных инициатив Президента.
О ходе реализации Программы "7-20-25" доложил председатель Национального банка Данияр Акишев. Данная программа направлена на улучшение жилищных условий казахстанцев. Условия участия были утверждены в середине прошлого года. Для развития рынка ипотеки были внедрены законодательные изменения, создан оператор программы - организация "Баспана". Программа была запущена в июле 2018 г. В реализации программы участвуют 8 банков.
По состоянию на 17 января т. г., в рамках программы "7-20-25" одобрено 4350 заявок на получение займа на сумму 52 млрд тг.
"Ход проводимой работы регулярно освещается в СМИ, соцсетях, действует круглосуточный колл-центр. Территориальные филиалы Нацбанка и ипотечной организации "Баспана" проводят встречи с населением и трудовыми коллективами во всех регионах. Охват населения разъяснительными работами составил 6 млн граждан", - сказал Д. Акишев.
Для актуализации Программы Нацбанк РК предлагает ряд мер:
строительство жилья по Программе в перспективных регионах с учетом спроса на жилье, демографического роста, миграции населения;
предоставление МИО права по привлечению финансирования для строительства жилья за счет средств ИО "Баспана";
реализация жилья, построенного по Госпрограмме "Нұрлы жер", в равной степени как вкладчикам и очередникам через Жилстройсбербанк, так и всем гражданам через ипотечные займы по Программе "7-20-25";
выдача жилищных сертификатов должна носить точечный характер и допустима только на старте Программы;
изучение Правительством возможности предоставления права участвовать в Программе гражданам, имеющим жилье на праве собственности.
О проводимой работе по обеспечению снижения налоговой нагрузки для повышения заработных плат низкооплачиваемых работников в рамках реализации второго направления Пяти социальных инициатив доложил первый вице-министр национальной экономики Руслан Даленов.
"Вся подготовительная работа проведена и завершена. Законодательные изменения вступили в силу с 1 января 2019 года, среди налогоплательщиков проведена разъяснительная работа, компенсация местным бюджетам предусмотрена, нормы уже применяются", - сказал Р. Даленов.
Касательно законодательных изменений первый вице-министр сообщил, что в Налоговом кодексе изменен порядок для тех, у кого заработная плата ниже 63 125 тенге. По ним налоговая нагрузка уже снижена в 10 раз и порядка 2 млн работников получат дополнительные доходы до 15 тыс. тг в год.
Относительно компенсации местным бюджетам отмечено, что изменения повлекут потери местных бюджетов. В этой связи, данные потери рассмотрены и поддержаны на заседании республиканской бюджетной комиссии. В Республиканском бюджете заложены трансферты. Таким образом, доходы местных бюджетов из-за льготы не снижаются.
Р. Даленов также сообщил, что все работодатели ознакомлены с изменениями, проведена разъяснительная работа среди населения.
Во второй инициативе также поручено изучить возможность введения прогрессивной шкалы индивидуального подоходного налога. По словам первого вице-министра, был изучен международный опыт и проведен детальный анализ текущей ситуации в оплате наемного труда.
В целом, по данным МНЭ РК, поручение по снижению налоговой нагрузки на низкооплачиваемых работников исполнено.

---

Поручение Главы государства по выделению грантов выполнено в полном объеме - Минобразования и науки РК
Сегодня на заседании под председательством Премьер-Министра РК Бакытжана Сагинтаева в рамках рассмотрения хода реализации Пяти социальных инициатив Президента о проводимой работе по повышению доступности и качества высшего образования, а также улучшении условий проживания студенческой молодежи доложил министр образования и науки Ерлан Сагадиев.
По словам министра, в 2018 г. количество грантов увеличено на 20 тыс. мест. Общее количество грантов, выделяемых ежегодно, по республике достигло 69 тыс.: 53 тыс. студентов обучаются на бакалавриате, 13 тыс. - на магистратуре, свыше 2 тыс. - по программам PhD.
Е. Сагадиев отметил, что 50% всех грантополучателей обучаются по техническим специальностям (34 тысячи). Среди них актуальные для рынка труда направления как информационно-коммуникационные технологии, кибербезопасность, радиотехника и электроника. 5 тысяч грантов предусмотрены для сельской молодежи по программе "Серпін". Около 20% грантов направлены на подготовку учителей, в том числе с усиленными языковыми компетенциями.
Во всех вузах стоимость грантов по техническим и сельскохозяйственным специальностям стала равна стоимости грантов в национальных вузах и достигла 635 тыс. тг. Так, по словам министра образования и науки, поручение Главы государства по выделению грантов и увеличению стоимости выполнено в полном объеме.
Для обеспечения доступности высшего образования принимаются ряд дополнительных мер.
Во-первых, ЕНТ проводится 4 раза в год. Первое тестирование было проведено в январе 2019 г. В нем приняли участие свыше 35 тыс. выпускников школ. Им дана возможность уже в феврале зачислиться в вуз для обучения на платной основе.
Во-вторых, согласно принятым изменениям в Закон "Об образовании" внедряется новая модель приема в магистратуру аналогично бакалавриату. Присуждение образовательного гранта будет осуществляться на основе результатов комплексного тестирования с предоставлением возможности выбора вуза для обучения самим претендентам.
Е. Сагадиев также доложил, что Министерством продолжается работа по вводу новых мест в общежитиях. В 2019 году запланирован ввод 5000 мест.
"На сегодняшний день за 3,5 месяца нам поступило 20 заявлений на 11 144 места. Мы заключили 12 договоров на 6556 мест. Большинство из них уже строится. Дополнительно к этому до конца текущего месяца мы планируем заключить еще 8 договоров на 4 588 мест. Это объекты, которые будут сданы в следующем году", - сообщил Е. Сагадиев.
Министр образования и науки РК отметил, что с момента реализации проекта организациями образования за счет собственных средств и без использования механизма государственного заказа было введено 10 объектов на 2780 мест.
В целом для ввода 75 тыс. новых мест до конца 2022 года имеются все условия. В частности, определен 170 земельный участок, 121 из которых принадлежат организациям образования, 49 участков выделены акиматами. 27 организаций разработали проектно-сметную документацию (ПСД), 62 разрабатывают. Создан банк уже разработанных и типовых ПСД, которые могут быть использованы новыми участниками проекта.
По 107 проектам определены источники финансирования: 50 - за счет собственных средств, 57 - с привлечением средств инвесторов. Вопрос привлечения частного сектора к участию в механизме является наиболее актуальным и требует дополнительных мер стимулирования. В частности, МОН РК предлагает субсидирование кредитных ставок застройщиков в рамках продления реализации Дорожной карты бизнеса до 2025 года. Вместе с тем, со стороны местных исполнительных органов важно ускорить работу по выделению земельных участков.
"В целом реализация Третьей инициативы Главы государства реализуется в рамках запланированных сроков, находится на постоянном контроле и будет продолжена", - резюмировал Е. Сагадиев.

---

Реализация четвертой социальной инициативы Президента: получатели микрокредитов дополнительно создали более 12,6 тыс. рабочих мест
Сегодня на заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Бакытжана Сагинтаева был рассмотрен ход реализации Пяти социальных инициатив Президента. По исполнению четвертого направления "Расширение микрокредитования" доложили министр труда и социальной защиты населения М. Абылкасымова и первые вице-министры сельского хозяйства А. Евниев, национальной экономики Р. Даленов.
По поручению Главы государства в рамках Четвертой социальной инициативы для обеспечения роста доходов населения через развитие предпринимательства Министерством труда и социальной защиты населения реализуется микрокредитование самозанятых и безработных граждан. Так, в 2018 г. финансирование на программу было увеличено на 20 млрд тг, в том числе на микрокредитование в городах - 6 млрд тг, в селах - 14 млрд тг.
"С учетом дополнительно выделенных средств общая сумма на микрокредитование составила 62 млрд тг. Из них 45 млрд тг (73%) были направлены на микрокредитование в сельской местности и 17 млрд тг (27%) в городской местности. За счет выделенных средств план охвата микрокредитованием по сравнению с 2017 годом был увеличен в два раза и составил 14 тыс. человек", - сообщила министр М. Абылкасымова.
Согласно условиям Программы микрокредиты предоставляются с целью открытия микробизнеса, расширения существующего бизнеса и развития якорных кооперации. Микрокредиты выдаются со сроком - до 5 лет, а для проектов в сфере животноводства и создания сельскохозяйственных кооперативов - до 7 лет. Номинальная ставка вознаграждения по кредитам составляет- не более 6% годовых. Также для начинающих предпринимателей предоставляются гарантии не выше 85% от суммы кредита.
В 2018 г. в целях эффективной реализации Четвертой социальной инициативы в Программу были внесены изменения, предусматривающие:
дифференциацию лимитов выдачи микрокредитов на селе и в городах,
увеличение размера микрокредитов в сельских населенных пунктах для развития якорной кооперации - от 5 до 8 тысяч МРП;
развитие якорной кооперации вокруг перерабатывающих сельхозпредприятий и упрощение процедур выдачи микрокредитов;
дополнение числа участников Программы действующими предпринимателями;
снижение требований по созданию не менее одного нового постоянного рабочего места для действующих предпринимателей, участников якорной кооперации и сельскохозяйственных кооперативов;
включение нормы по гарантированию предпринимателей - участников якорной кооперации, срок государственной регистрации которых в налоговых органах более трех лет.
Как сообщила М. Абылкасымова, по итогам 2018 г. всего по программе микрокредитования освоено 59,5 млрд тг, из них на селе - 45,4 млрд тг, в городской местности - 14,1 млрд тг. Всего в 2018 году выдано 14 053 микрокредитов, из них на селе - 12 760 или 116% от годового плана, в городах - 1 293. Средний размер микрокредитов на селе составил 3,5 млн тенге, а в городах - 11 млн тг.
Вместе с тем, из числа выданных микрокредитов на поддержку Start-up проектов пришлось 9 772 микрокредитов, на развитие нового направления якорной кооперации - 1 024 микрокредита, на расширение собственного дела - 3 257 микрокредита.
В разрезе отраслей экономики микрокредиты выданы на развитие животноводства - 76%, растениеводства - 2,7%, птицеводства - 2,2%, транспорта и складирования - 6%, обрабатывающую промышленность - 2% и предоставление прочих видов услуг - 5,6%.
Как отметила М. Абылкасымова, в рамках программы микрокредитования 13 367 человек из числа самозанятых и 1 686 безработных получили возможность заняться предпринимательством, а также формализовать свою деятельность. Таким образом, в рамках реализации данной инициативы получен важный социальный эффект в виде создания рабочих мест. Всего получателями микрокредитов дополнительно создано 12 613 рабочих мест.
Следует отметить, что одним из условий получения микрокредитов в рамках Программы является обучение основам предпринимательства по проекту "Бастау-Бизнес". Данный проект реализуется совместно с Национальной палатой предпринимателей "Атамекен". В 2018 году обучением охвачено 28,3 тыс. человек или 100% от годового плана, из которых 19,4 тыс. участников защитили свои бизнес проекты, из них микрокредиты получили 7,7 тыс. человек. По итогам обучения в 2018 году 95% из числа участников, запустивших бизнес, стали перечислять налоги в бюджет.
По словам М. Абылкасымовой, в текущем году за счет выделенных средств поставлена задача охватить микрокредитованием 14 тыс. человек, из них в сельской местности 12 тыс. человек, в городской местности 2 тыс. человек. В текущем году объем финансирования на программу микрокредитования составляет 62 млрд тг.
Согласно данным МТСЗН РК, в текущем году для выполнения показателей по микрокредитованию операторам программы микрокредитования совместно с акиматами регионов необходимо ускорить подписание трехсторонних кредитных соглашений и обеспечить целевое использование выделенных средств и доведение до конечных заемщиков.
В направлении "Развитие микрокредитования" особое внимание уделяется работе в сельской местности. Первый вице-министр сельского хозяйства А. Евниев доложил, что предоставление микрокредитов на реализацию бизнес-проектов в сельских населенных пунктах и малых городах реализуется в рамках Государственной программы "Еңбек". На данные цели в 2018 г. выделен бюджетный кредит в размере 44,7 млрд тг, в том числе 13,9 млрд тг дополнительных средств, выделенных в рамках "Пяти социальных инициатив Президента". Кроме того, предусмотрен механизм гарантирования микрокредитов выдаваемых через микрофинансовые организации и кредитные товарищества. Оператором является АО "КазАгроГарант". Так, в 2018 г. выдано 553 гарантий на сумму 1,6 млрд тг. В 2019 году планируется выдать 12 тыс. микрокредитов, в том числе 2 400 - на стартовый бизнес.
В свою очередь, первый вице-министр национальной экономики Р. Даленов доложил, что в 2018 г. на микрокредитование в городах выделено 13,9 млрд тг, в том числе 6,1 млрд тг дополнительно выделены из республиканского бюджета в рамках Пяти социальных инициатив. В городах и моногородах профинансировано 1 311 проектов на сумму 14,4 млрд тг.
При недостаточности залогов, предпринимателям предоставляется гарантирование микрокредитов до 85%. В 2018 г. заключено 484 договоров гарантий на сумму 2,8 млрд тг. Практически по каждому третьему займу предоставлены гарантии. В 2019 г. из республиканского бюджета выделено 9,3 млрд тг, а также из местного бюджета планируется выделить 7 млрд тг.
Кроме того, ранее в Программе не могли участвовать действующие предприниматели. Теперь, в связи со снятием ограничений количество выданных микрокредитов значительно увеличится. Также проводится работа по созданию микрофинансовых организаций (МФО) во всех регионах Казахстана.

---

К. Бозумбаев доложил о ходе реализации проекта строительства магистрального газопровода "Сарыарка"
На заседании Правительства под председательством Премьер-Министра Республики Казахстан Бакытжана Сагинтаева о текущей ситуации по проекту строительства магистрального газопровода "Сарыарка" в рамках реализации "Пяти социальных инициатив Президента" доложил министр энергетики К. Бозумбаев.
Напомним, проект строительства магистрального газопровода "Сарыарка" нацелен на обеспечение энергетической безопасности страны, надежное и бесперебойное газоснабжение центрального и северного регионов, а также улучшение экологической обстановки в целом.
Социально-экономический эффект:
поэтапное обеспечение 171 населенного пункта вдоль трассы первого этапа магистрального газопровода;
развитие инфраструктуры вдоль трассы магистрального газопровода;
создание в период строительства более 1 690 рабочих мест, а в период эксплуатации порядка 200 рабочих мест;
улучшение экологического состояния города Астаны и других населенных пунктов вдоль трассы магистрального газопровода.
По данным Минэнерго РК, 19 ноября 2018 года между АО "АстанаГаз КМГ" и АО "НГСК "КазСтройСервис" подписан договор о строительстве магистрального газопровода "Сарыарка". Согласно графика работ, строительство планируется осуществить одновременно пяти линейными потоками. Так, завершение строительства линейной части магистрального газопровода с монтажом и проведением гидроиспытаний трубопровода намечено на конец 2019 г.
Мобилизация техники, оборудования и персонала подрядчика начнется в конце января т. г. Подготовка трассы стартует с 27 февраля. При этом, поставка первой партии линейной трубы намечена на начало марта с завершением в августе т. г. Сварочные работы линейных труб начнутся 21 марта т. г.
Что касается газораспределительных сетей, то по словам К. Бозумбаева, в настоящее время акиматами г. Астаны, Акмолинской и Карагандинской областей на стадии завершения проектно-сметная документация (ПСД) строительства первых очередей газораспределительных сетей.
По информации акиматов, в I квартале 2019 г. ожидается получение заключения государственной экспертизы по ПСД.
После получения положительного заключения комплексной вневедомственной экспертизы РГП "Госэкспертиза" на ПСД по вышеуказанным проектам Министерствами энергетики, финансов совместно с заинтересованными госорганами и организациями в установленном законодательством порядке будет проработан вопрос финансирования строительства газораспределительных сетей населенных пунктов вдоль трассы магистрального газопровода "Сарыарка".
По словам К. Бозумбаева, данное поручение находится на постоянном контроле.

---

Бакытжан Сагинтаев дал ряд конкретных поручений по дальнейшей реализации "Пяти социальных инициатив Президента"
Сегодня на заседании Правительства по итогам рассмотрения вопроса о реализации "Пяти социальных инициатив Президента" Премьер-Министр РК Бакытжан Сагинтаев поручил держать на контроле исполнение поручений Главы государства. Данные инициативы затрагивают интересы практически всего населения страны.
Заслушав доклады министров образования и науки Е. Сагадиева, труда и социальной защиты населения М. Абылкасымовой, энергетики К. Бозумбаева, первых вице-министров национальной экономики Р. Даленова и сельского хозяйства А. Евниева, а также акимов Восточно-Казахстанской области Д. Ахметова, г. Астаны - Б. Султанова, г. Шымкент - Г. Абдрахимова, Премьер-Министр отметил, что "Пять социальных инициатив Президента" - это масштабная программа Главы государства, которая затрагивает интересы практически всего населения страны. В этой связи, необходимо обеспечить качественную реализацию каждой инициативы.
По первой инициативе поручено продолжить работу, а также рассмотреть озвученные на заседании предложения Национального банка. В текущем году необходимо устранить имеющиеся препятствия и ускорить ход реализации программы "7-20-25".
Вторая инициатива, касающаяся снижения налоговой нагрузки, исполнена.
Реализация третьей инициативы завершена в части выделения дополнительных грантов. Остается вопрос строительства общежитий. Согласно данным МОН РК, в текущем году будут построены первые общежития. Премьер-Министр подчеркнул, что в текущем году необходимо осуществить ввод 5 тыс. запланированных мест. Кроме того, Министерству образования и науки совместно с акиматами поручено поработать озвученные в ходе заседания предложения.
По четвертой инициативе отмечено достижение плановых показателей по микрокредитам. Вместе с тем, особое внимание необходимо уделить повышению качества исполнения данного вопроса, особенно в городах. Поручено усилить координацию со стороны министерств национальной экономики, труда и социальной защиты населения. Кроме того, в целях обеспечения освоения выданных микрокредитов в регионах поручено проанализировать причины и устранить имеющиеся барьеры. В данном вопросе обозначена особая роль Национальной палаты предпринимателей "Атамекен" в части вовлечения в программу выпускников проекта "Бастау-Бизнес".
В части исполнения пятого направления необходимо обеспечить своевременное строительство и запуск газопровода "Сарыарка". Министру энергетики К. Бозумбаеву поручено держать данный вопрос на особом контроле.

---

Б. Сагинтаев: новые законодательные изменения в сфере госзакупок будут способствовать улучшению бизнес-климата в стране
Сегодня на заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Бакытжана Сагинтаева был рассмотрен вопрос государственных закупок и закупок субъектов квазигосударственного сектора. О реализации данного направления доложил министр финансов РК Алихан Смаилов.
По данным Министерства финансов РК, общий объем государственных закупок и закупок квазигосударственного сектора в 2018 году составил 9,2 трлн тг. Из них: госзакупки - 3,6 трлн тг, Фонд "Самрук-Қазына" - около 5 трлн тг и другие национальные компании - около 600 млрд тг. Таким образом, объемы госзакупок и закупок квазигоссектора в 2018 года, в сравнении с показателями 2017 года, выросли на 3,4%.
В целях совершенствования сферы государственных закупок и закупок в квазигосударственного сектора 26 декабря 2018 года Главой государства подписан закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственных закупок и закупок квазигосударственного сектора", который вступил в действие с 1 января 2019 года. В реализацию закона Министерством финансов внесены изменения в Правила осуществления госзакупок.
По словам министра финансов, в соответствии с поправками в закон и новыми изменениями в правила доработан веб-портал госзакупок. Таким образом, с 1 января 2019 года все государственные закупки осуществляются на веб-портале в соответствии с новыми поправками в законодательство о госзакупках.
В целом, нововведения закона можно условно разделить на 3 блока.
Первое - упрощение процедур госзакупок
"Увеличивается пороговая сумма закупок из одного источника по работам и услугам со 100 МРП до 500 МРП. Это существенно упрощает закупки по малозначительным работам и услугам. В основном, эта норма коснется заказчиков с небольшими бюджетами (детские сады, школы, поликлиники, больницы, дома культуры, интернаты, дома престарелых)", - сообщил А. Смаилов.
При этом, согласно закону, данная норма будет действовать до 2021 года, на период формирования навыков работников сельских акиматов по проведению госзакупок. Также в закупках способом запроса ценовых предложений заказчикам дается право указывать в документации на фирменные наименования товаров. Это позволит закупать более качественные товары
Второе - повышение квалификации потенциальных поставщиков.
"Устанавливается новое квалификационное требование в виде финансовой устойчивости потенциального поставщика. Оно будет определяться по таким параметрам, как уплаченные налоги, наличие оборотных и основных средств, фонд оплаты труда. Данная информация будет извлекаться автоматически из информационных систем Комитета государственных доходов. Это также позволит повысить поступление налогов", - отметил А. Смаилов.
Закон направлен на широкое применение закупок способом конкурса с использованием предварительного квалификационного отбора. Для этого введена компетенция Минфина по определению способа закупок, что позволит осуществлять закупки в сфере строительства только способом конкурса с предварительным квалификационным отбором.
Такой подход ускорит и повысит качество строительства, так как в закупках будут участвовать только квалифицированные и зарекомендовавшие себя поставщики.
Также вводится обязательное внесение обеспечения заявки и исполнение договора по закупкам способом запроса ценовых предложений. Ранее запрос ценовых предложений осуществлялся без каких-либо финансовых обязательств (это привело к уклонению от заключения договора ввиду несостоятельности потенциальных поставщиков).
В целях сокращения фактов необоснованного обжалования закупок законом устанавливаются следующие нормы:
1) потенциальным поставщикам, не внесшим обеспечение заявки, устанавливается запрет на просмотр документов других участников;
2) не подлежат рассмотрению жалобы потенциальных поставщиков на требования конкурсной документации, не принимавших участие в его предварительном обсуждении;
3) жалобы третьих лиц, не принимавших участие в закупках, не приостанавливают срок заключения договора.
Кроме того, дается четкое понятие "демпинговая цена" и ее недопущение. Так, в Правилах осуществления государственных закупок установлены следующие пороговые значения, ниже которых снижение цены не допускается:
по строительно-монтажным работам порог установлен в размере 10%;
по проектированию технико-экономического обоснования, проектно-сметной документации в размере 15%;
по услугам технадзора в размере 15%.
В условиях установления порогов, ниже которых снижение цены не допускается, все участники закупок в целях победы на конкурсах будут снижать цены до допустимых порогов. Это приведет к равенству ценовых предложений с учетом применения условных скидок. В этой связи Правилами установлено, что при равенстве условных цен приоритет будет отдаваться компаниям, имеющим больший опыт работы и больший показатель по сумме уплаченных налогов. При этом следует отметить, что критерий по выбору поставщика по сумме уплаченных налогов вводится впервые.
"Полагаем, что такой критерий выбора поставщика при равенстве условных цен является справедливым и будет стимулировать предпринимателей добросовестно платить налоги. Также это не позволит выигрывать конкурса компаниям, которые передают все объемы на субподряд. Тем самым не платят налоги, не развивают и не оснащают свою материально-техническую базу. Ранее при равенстве условных цен победителем признавался потенциальный поставщик, заявка которого поступала ранее заявок других участников закупок. Между тем такой подход выбора поставщика был подвержен коррупционным проявлениям, имел риски сговора между заказчиком и потенциальным поставщиком", - разъяснил А. Смаилов.
Третье - снижение доли закупок из одного источника
"Из 53 оснований закупок из одного источника исключаются 5 случаев. В целях сокращения закупок из одного источника устанавливается обязанность заказчиков проводить повторные закупки в случае признания их несостоявшимся. Это позволит сократить закупки из одного источника", - сообщил А. Смаилов. Также устанавливается запрет на привлечение субподрядчиков предприятиями "Енбек" уголовно-исполнительной системы в рамках закупок из одного источника.
Кроме того, законом предусматриваются нормы по поддержке отечественных товаропроизводителей в соответствии с международной практикой.
Так, по аналогии с Российской Федерацией законодательно устанавливается перечень случаев, при которых Правительство Республики Казахстан вправе установить изъятия из национального режима. Закрепляется компетенция Министерства финансов РК по установлению дополнительных требований к потенциальным поставщикам. Например, будут установлены такие требования, как наличие производственной базы в районе проведения работ, местных трудовых ресурсов и т. д.
Между тем, по закупкам квазигоссектора законом предусмотрены следующие нормы:
устанавливается административная ответственность работников квазигоссектора за нарушения правил закупок;
закупки квазигоссектора должны проводиться в электронном формате;
введена компетенция Минфина по утверждению единых правил закупок субъектов квазигоссектора, за исключением Фонда "Самрук-Қазына".
При этом Правила "Самрук-Қазына" будут утверждаться решением Совета директоров Фонда по согласованию с Министерством финансов.
Следует отметить, что указанные нормы закона по вопросам закупок квазигоссектора вводятся в действие с 1 января 2020 года. Как подчеркнул А. Смаилов, это обусловлено необходимостью разработки подзаконных актов и их технической реализации.
В рамках централизации государственных закупок, для Единых организаторов закупок на республиканском, областном и районном уровнях Минфином утверждены соответствующие Перечни товаров, работ и услуг. Приказ Минфина об утверждении Перечней вводится в действие с 1 марта 2019 года.
В ходе заседания Правительства также выступил Председатель Правления НПП "Атамекен" А. Мырзахметов. По его словам, закон по вопросам госзакупок и закупок квазигоссектора окажет положительное влияние на защиту прав отечественных предпринимателей, повышение их квалификации.
В свою очередь, управляющий директор - руководитель секретариата АО "ФНБ "Самрук-Қазына" А. Пирметов доложил о работе, проведенной по совершенствованию системы закупок в 2018 г. Так, были разработаны новые меры поддержки отечественных перерабатывающих производств, оптимизированы закупки внутри Фонда, сокращены сроки проведения закупок, улучшен процесс предварительного квалификационного отбора, внедрена новая электронная площадка по закупкам.
По итогам рассмотрения вопроса Премьер-Министр РК Бакытжан Сагинтаев отметил, что в данном направлении проделана большая работа. Внесены поправки, направленные на решение основных вопросов в сфере государственных закупок, которые могут способствовать улучшению бизнес-климата в стране. В этой связи, все государственные органы, акиматы регионов должны принять меры по соблюдению требований поддержки отечественных товаропроизводителей в части указания национальных стандартов, недопущении роста объема закупок из одного источника. Министерству финансов поручено провести широкомасштабную информационно-разъяснительную работу по данному Закону и принять необходимые подзаконные акты.

---

Доклад министра финансов РК А. Смаилова на заседании Правительства "О вопросах госзакупок и закупок квазигоссектора"
г.Астана, 22 января 2019 года, в 10.00 час.

Общий объем государственных закупок и закупок квазигосударственного сектора в 2018 году составил 9,2 трлн. тенге. Из них: госзакупки - 3,6 трлн., Фонд "Самрук-Казына"- около 5 трлн. и другие национальные компании (Байтерек, КазАгро и др.) - около 600 млрд. тенге.
Таким образом, объемы госзакупок и закупок квазигоссектора в 2018 года, в отличие от 2017 года, больше на 3,4%.
26 декабря 2018 года Главой государства подписан закон по вопросам госзакупок и закупок квазигоссектора.
Закон вступил в действие с 1 января 2019 года.
В реализацию закона приказом Минфина от 29 декабря 2018 года внесены изменения в Правила осуществления госзакупок.
Изменения в Правила введены в действие одновременно с законом с 1 января 2019 года.
В соответствии с поправками в закон "О государственных закупках" и новыми изменениями в Правила осуществления госзакупок доработан веб-портал госзакупок.
Таким образом, с 1 января 2019 года все государственные закупки осуществляются на веб-портале в соответствии с новыми поправками в законодательство о госзакупках.
В целом, нововведения закона можно условно разделить на 3 блока:
Первое - это поправки, направленные на упрощение процедур государственных закупок;
Второе - это нормы, направленные на повышение квалификации потенциальных поставщиков;
Третье - поправки, направленные на снижение доли закупок из одного источника.
I. К нормам, направленным на упрощение процедур, относятся следующие положения закона.
Первое - увеличивается пороговая сумма закупок из одного источника по работам и услугам со 100 МРП до 500 МРП (с 252 500 тг. до 1 262 500тг.).
Это существенно упрощает закупки по малозначительным работам и услугам.
В основном, эта норма коснется заказчиков с небольшими бюджетами (детские сады, школы, поликлиники, больницы, дома культуры, интернаты, дома престарелых).
В рамках введения четвертого уровня бюджета для сельских акиматов данный порог увеличен до 3-х тыс. МРП (7 575 000 тг.).
При этом, согласно закону, данная норма будет действовать до 2021 года, на период формирования навыков работников сельских акиматов по проведению госзакупок.
Второе - в закупках способом запроса ценовых предложений (в закупках до 1 000 МРП или до 2,5 млн.) заказчикам дается право указывать в документации на фирменные наименования товаров.
Это позволит закупать более качественные товары.
II. К поправкам, направленным на повышение квалификации потенциальных поставщиков, относятся следующие нормы.
Первое - устанавливается новое квалификационное требование в виде финансовой устойчивости потенциального поставщика.
Оно будет определяться по таким параметрам, как уплаченные налоги, наличие оборотных и основных средств, фонд оплаты труда.
Данная информация будет извлекаться автоматически из информационных систем Комитета государственных доходов.
Это также позволит повысить поступление налогов.
Второе - закон направлен на широкое применение закупок способом конкурса с использованием предварительного квалификационного отбора.
Для этого введена компетенция Минфина по определению способа закупок.
Это позволит осуществлять закупки в сфере строительства только способом конкурса с предварительным квалификационным отбором.
Такой подход ускорит и повысит качество строительства, так как в закупках будут участвовать только квалифицированные и зарекомендовавшие себя поставщики.
Третье - вводится обязательное внесение обеспечения заявки и исполнение договора по закупкам способом запроса ценовых предложений.
Ранее запрос ценовых предложений осуществлялся без каких-либо финансовых обязательств.
Это привело к уклонению от заключения договора ввиду несостоятельности потенциальных поставщиков.
Четвертое - в целях сокращения фактов необоснованного обжалования закупок законом устанавливаются следующие нормы:
1) потенциальным поставщикам, не внесшим обеспечение заявки, устанавливается запрет на просмотр документов других участников;
2) не подлежат рассмотрению жалобы потенциальных поставщиков на требования конкурсной документации, не принимавших участие в его предварительном обсуждении;
3) жалобы третьих лиц, не принимавших участие в закупках, не приостанавливают срок заключения договора.
Пятое - дается четкое понятие "демпинговая цена" и ее недопущение.
В реализацию указанной нормы закона в Правилах осуществления государственных закупок установлены следующие пороговые значения, ниже которых снижение цены не допускается:
- по строительно-монтажным работам порог установлен в размере 10%;
- по проектированию ТЭО, ПСД в размере 15%;
- по услугам тех.надзора в размере 15%.
В условиях установления порогов, ниже которых снижение цены не допускается, все участники закупок в целях победы на конкурсах будут снижать цены до допустимых порогов.
Это приведет к равенству ценовых предложений с учетом применения условных скидок.
В этой связи Правилами установлено, что при равенстве условных цен приоритет будет отдаваться компаниям, имеющим больший опыт работы и больший показатель по сумме уплаченных налогов.
При этом следует отметить, что критерий по выбору поставщика по сумме уплаченных налогов вводится впервые.
Полагаем, что такой критерий выбора поставщика при равенстве условных цен является справедливым и будет стимулировать предпринимателей добросовестно платить налоги.
Также это не позволит выигрывать конкурса компаниям, которые передают все объемы на субподряд. Тем самым не платят налоги, не развивают и не оснащают свою материально-техническую базу.
Ранее при равенстве условных цен победителем признавался потенциальный поставщик, заявка которого поступала ранее заявок других участников закупок.
Между тем такой подход выбора поставщика был подвержен коррупционным проявлениям, имел риски сговора между заказчиком и потенциальным поставщиком.
III. К поправкам, направленным на снижение доли закупок из одного источника, относятся следующие нормы.
Первое - из 53 оснований закупок из одного источника исключаются 5 случаев.
Второе - в целях сокращения закупок из одного источника устанавливается обязанность заказчиков проводить повторные закупки в случае признания их несостоявшимся.
Это позволит сократить закупки из одного источника.
Третье - устанавливается запрет на привлечение субподрядчиков предприятиями "Енбек" уголовно-исполнительной системы в рамках закупок из одного источника.
Это обусловлено тем, что предприятия "Енбек", получая напрямую госзаказ, вместо трудоустройства осужденных передавали все объемы на субподряд.
Кроме того, законом предусматриваются нормы по поддержке отечественных товаропроизводителей в соответствии с международной практикой.
Первое - по аналогии с Российской Федерацией законодательно устанавливается перечень случаев, при которых Правительство Республики Казахстан вправе установить изъятия из национального режима.
Второе - закрепляется компетенция Министерства финансов по установлению дополнительных требований к потенциальным поставщикам.
Например, будут установлены такие требования, как наличие производственной базы в районе проведения работ, местных трудовых ресурсов и т.д.
По закупкам квазигоссектора законом предусмотрены следующие нормы:
Первое - устанавливается административная ответственность работников квазигоссектора за нарушения правил закупок;
Второе - закупки квазигоссектора должны проводиться в электронном формате;
Третье - введена компетенция Минфина по утверждению единых правил закупок субъектов квазигоссектора, за исключением Фонда "Самрук-Казына".
При этом Правила "Самрук-Казына" будут утверждаться решением Совета директоров Фонда по согласованию с Министерством финансов.
Следует отметить, что указанные нормы закона по вопросам закупок квазигоссектора вводятся в действие с 1 января 2020 года.
Это обусловлено с сжатостью сроков принятия закона, а также необходимостью разработки подзаконных актов и их технической реализации (создание и интеграция информсистем и т.д.)
Хотел бы отдельно остановиться на нормах, направленных на централизацию государственных закупок.
Для Единых организаторов закупок на республиканском, областном и районном уровнях Минфином утверждены соответствующие Перечни товаров, работ и услуг.
Приказ Минфина об утверждении Перечней вводится в действие с 1 марта 2019 года.
Это обусловлено необходимостью принятия местными исполнительными органами организационных мер по созданию на районном уровне Единых организаторов.
При этом некоторые акиматы областей указывают на неготовность районных Единых организаторов к проведению централизованных закупок ввиду их неопытности и недостаточной квалификации.
В этой связи Минфином совместно с акиматами будет дополнительно проработан Перечень закупок, проводимых Едиными организаторами на районном уровне.
Законом предусмотрен ряд других норм, направленных на совершенствование законодательства о государственных закупках.
В связи с принятием закона Минфином проводится большая информационно-разъяснительная работа.
С участием СМИ проводятся брифинги, семинары, даются разъяснения посредством республиканских телеканалов, газет и интернет-ресурсов.
В городах Астана и Алматы для центральных и южных областей проведены кустовые совещания, в котором приняли участие представители госорганов, бизнес-сообщества и общественности.
25 января и 1 февраля соответственно аналогичные кустовые совещания запланированы в городах Уральск и Усть-Каменогорск (для западного и восточного региона).
Учитывая существенные изменения в сфере государственных закупок, работа по разъяснению нововведений будет продолжена.
В заключение хотелось бы отметить, что принятым законом акцент сделан на качество, которое, в первую очередь, зависит от квалификации участников закупок, поэтому основная часть поправок направлена на повышение их квалификации путем усиления требований к ним.
Полагаю, что принятый закон улучшит ситуацию в сфере госзакупок и позволит снизить коррупционные риски.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 31.01.2019
Мажилис одобрил поправки по вопросам транспорта – I чтение 31.01.2019
Перед казахами снова встал выбор: мракобесие или просвещение? 31.01.2019
"Ак жол" добивается спасения сельхозпроизводителей и предпринимателей внутреннего туризма от вынужденного банкротства в связи с абсурдными действиями чиновников 31.01.2019
Сенаторы рассмотрели вопросы реализации Закона "О Фонде компенсации потерпевшим" 31.01.2019
Кенес Абсатиров, "Ак жол": Почему взимается плата за "Күнделік" вопреки заявлениям министерства о бесплатности базового функционала системы? 31.01.2019
Ученые Казахстан впервые получают финансирование по грантовому и программно-целевому финансированию в январе 2019 года 31.01.2019
Бум переименований в Казахстане 31.01.2019
Серый носорог, известный как Китай 31.01.2019
"Зеленая плесень" зовет детей в крестовый поход 31.01.2019

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.19 Четверг
78. НОВИКОВ Никита
77. АЯПОВ Калкаман
74. КУРАКБАЕВ Куралбай
74. ШВАЙЧЕНКО Юрий
71. ДОСАЕВ Тасбулат
70. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
64. ДЖУРГЕНОВ Биржан
63. УТЕПОВ Болат
61. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
59. УТЕУЛИНА Хафиза
58. КУЗЯКОВ Евгений
53. АУБАКИРОВ Каныш
51. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
50. КОЖАМКУЛОВ Мурат
50. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.19 Пятница
87. ВАЛИХАНОВ Шота
78. САРСЕКЕНОВ Тулен
76. АГИБАЕВА Мая
73. БАЕШОВ Абдуали
71. ОМАРОВ Кадыр
69. МАНКЕЕВА Жамал
68. ТАТАЕВ Бахыт
67. АТШАБАР Бакыт
65. АК-КУОВА Галия
63. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
61. АБДЫГУЛОВА Найля
61. СЕРИКБАЕВ Ержан
61. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
61. ХАЙРУШЕВ Серик
59. САКТАГАНОВ Максат
...>>>
27.04.19 Суббота
82. РОГОВ Евгений
72. ИСИН Нурлан
67. ЖАПАРОВ Жаксылык
66. ВЕРБНЯК Александр
66. КОЗЛОВ Александр
64. ОМАРОВ Жанай
63. ДОЛГИХ Сергей
62. КОШКИМБАЕВ Сапар
60. МАКСИМОНЬКО Василий
60. УРИНБАСАРОВ Тулеп
60. ХАМИТОВ Азат
58. ГУМАРОВА Майра
57. ДЕРЕВЯНКО Аида
57. ДУСИПОВ Еркин
56. КЛЕБАНОВ Александр
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz