NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 21:17 ast
19:17 msk

Защемленное достоинство
Пропаганда порнографии, голый министр и всемирный заговор
29.01.2019 / политика и общество

Назгуль Абжекенова, "Караван", 28 января

Почему в Казахстане обнаженная девушка в национальных украшениях вызывает скандал, а разоблачение коррупционеров или очевидные социальные проблемы принимаются как должное?

Черные одежды
Пока художники предлагают "Одеяния для Ширин", сама 18-летняя девушка решила полностью покрыться. На этот раз вместо обнаженного тела блогер, постигающая устройство электронных приборов, явила миру хиджаб на своей голове. Видео вызвало очередную волну критику. Напомним: ранее на юную жительницу Тараза подали в суд. Мусир Курмангазы, представлявший интересы изнасилованного в Южном Казахстане 7-летнего мальчика, обратился с заявлением в прокуратуру и полицию.
– Унизительное отношение к истории и культуре нашей страны не должно оставаться безнаказанным. Плюс ко всему это пища для размышлений. В первую очередь – для министерства культуры... Во вторую очередь – для депутатов парламента. Они должны в срочном порядке внести поправки в действующее законодательство, чтобы защитить нашу национальную культуру и историю, – заявил юрист.
Правда, ни парламентарии, ни главный по культуре темой Ширин пока не озаботились.

И пропел: "Камчой ее, камчой!"
Коллеги юриста ранее предложили ввести в законодательство понятие "уят" и наказывать бесстыдников общественными работами. Более радикально настроенные уятмены усмотрели в действиях Ширин пропаганду порнографии и потребовали для юной особы сурового наказания.
– Дайте нам свободу, и мы в два счета решим эту проблему! – написал Жан Ахмадиев, именующий себя певцом, но больше известный постановочным избиением проституток Алматы камчой. – Это не девушка – это проститутка. Нормальная казахская девушка не стала бы показывать свою грудь. У нас распространение порнографии запрещено, за это можно закрыть.
Закрыть в Казахстане, к слову, можно и за оскорбление…
Глас другого поборника национальной морали – Талгата Шолтаева, накрывшего в Астане статую девушки платком (высоконравственный дух мужчины не выдержал наготы искусства, точнее, сосков героини) на этот раз не был слышан.
Зато жители поселка в Алматинской области не поленились и устроили митинг против Ширин (взяли ли они соответствующее разрешение на это в компетентных органах, не сообщалось).
– Раньше наши женщины были настоящими хранительницами очага и не показывали даже кончиков своих волос, не то что сейчас! Мы против такого! – негодовали мужчины.
Сама Ширин в ответ хейтерам заявила: легко обидеть 18-летнюю девушку, а вот высказать претензии в лицо тем, кто, например, ворует у народа, духа не хватит.
– Чиновники, которые воруют у нашего народа, не позорят страну? А безграмотные люди, которые говорят о чести и воспитанности, при этом делая в каждом слове ошибку, используя лишь одни маты, – они не позорят нашу страну? – задалась риторическими вопросами Ширин. – Я не хотела делать фотографии с таким посылом: посмотрите на меня, я решила хайпануть. (В русском языке слова "хайп" и "хайпить" являются сленговыми. "Хайп" означает "ажиотаж" и "шумиха" – в медиа, в СМИ, в Интернете или еще где-то – вокруг какого-либо события или какой-либо личности. "Хайпить" – это, соответственно, разводить эту самую шумиху, поднимать ажиотаж вокруг кого-то/чего-то. – Прим. ред.)
Больше у меня контент идет не на то, чтобы продемонстрировать, какая я плохая, а на то, чтобы показать наш менталитет и насколько наши люди не хотят меняться.

Страсти Геростратовы
Независимый политолог, историк Жаксылык САБИТОВ рассматривает фотосессии и видео Ширин как мелкие провокации, нацеленные на увеличение базы подписчиков в социальных сетях.
– В этом она похожа на персонажа древней Греции – Герострата, который захотел стать знаменитым за счет сожжения храма Артемиды в Эфесе. Только вот масштабы уже не те – как личности, так и событий. Герострат стал именем нарицательным, а Ширин будет определенный короткий отрезок времени на волне, а потом информационные потоки пойдут в другую сторону, – прогнозирует эксперт. – Что касается саукеле: хотя он и является узнаваемой частью казахской материальной культуры, я не считаю его сакральным объектом. Поэтому реагировать на провокации "геростратовских эпигонов" не стоит.
Запоминая имена "новых Геростратов", вы мотивируете новые неокрепшие умы идти по этой протоптанной дороге.

Всех в дурку!
Политолог, автор энциклопедии "Кто есть кто в Казахстане" Данияр АШИМБАЕВ уверен: по-хорошему всех надо в дурку сажать – и тех, кто делает такую (само)рекламу, и тех, кто их критикует.
– Если кто-то хочет в национальном костюме нагишом бегать – ничего страшного нет, закон он не нарушает. Если родители выпорют за это – тоже ничего страшного не произойдет. Но утверждать, что нарушаются моральные нормы нравственности, устраивать из этого национальную трагедию, привлекать экспертов?! При желании и определенном складе ума кейс Ширин и ему подобные можно, конечно, расценить как геноцид, всемирный заговор против нашего славного народа.
Тем более, напоминает эксперт, инстазвезды – это отдельная категория соцсетей, не связанная с категориями морали, нравственности и логики. Есть маркетинг, капитализация, личные продажи. А подобная реакция общества их только увеличивает.
– Но считать Ширин долгосрочным проектом, тем более политическим… побойтесь бога!.. На днях я просматривал каналы на ТВ, на одном из них 40 человек обсуждали Ширин, в их числе были имамы и старики. Это отдает патологией!
На мой взгляд, национальное достоинство оскорбляют не красивые обнаженные девушки, а работа нашего правительства, уровень экономического развития, инфляция, курсовая политика, качество госуправления, коррупция, ситуация в образовании, уровень преступности.
Но я не припомню, чтобы толпа негодовала от политики минтруда или требовала расправы над министром образования, хотя поводов они дают не меньше, чем Ширин или Байзакова, – подчеркнул Данияр Ашимбаев.

Раньше – академики, сейчас – баяны
При этом собеседник не призывает чинить судилище над министрами – здесь ситуации бывают неоднозначными.
– Впрочем, если бы в знак протеста министр разделся, было бы, конечно, веселее. Вот те протестуют (правда, против чего, непонятно), у меня тоже есть своя форма протеста, решает министр, и оголяется. И пусть развлекаются все вместе, – представил картину собеседник.
А подключение разговоров о традициях в случае с Ширин – это анормальность, заявил политолог.
– Сами традиции толком не сформулированы, а те, кто считает себя их носителем, мягко говоря, не соответствуют морально-этическим нормам. В свое время людей называли по именам: Магжан, Мухтар, Ильяс, Олжас, Тохтар. И было понятно, что речь идет о классиках, академиках: Жумабаеве, Ауэзове, Есенберлине, Сулейменове, Аубакирове.
А теперь все говорят о каких-то Ширин, Баян, и, видимо, это лучшее, на что способно наше общество.
Физиков нет, инженеров нет, героев труда нет, героев-полицейских тоже нет (в хорошем смысле этого слова), а есть персональные светские хроники, если можно так вежливо сказать, – заключил автор энциклопедии "Кто есть кто в Казахстане".

Большая политика для маленькой девочки
Политолог Талгат КАЛИЕВ считает кейс Ширин классической информационной интервенцией.
– Ширин повторяет успешную модель интервенции, апробированной Айжан Байзаковой. А поскольку в одну реку войти дважды нельзя, были использованы дополнительные провоцирующие факторы – тот же самый саукеле. Нельзя исключать, что с ней работали профессиональные технологи, – 18-летний ребенок не способен сконструировать такую модель интервенции.
Если проанализировать риторику девушки, то ее рассуждения о коррупции не соответствуют уровню образования (он выше, чем у студентки колледжа), это позволяет предположить, что над текстом работали другие люди. Третье – режиссура: текст в видео Ширин явно заучен, она говорит без достаточных на то эмоций.
Над Ширин работают, и, судя по всему, в режиме цейтнота, чтобы завтра использовать в конкретных ситуациях, прогнозирует эксперт.
– Этот кейс заложен на будущее, в котором на нашем обществе будут апробироваться совершенно разные технологические форматы. Для начала я бы использовал Ширин в коммерческих целях – для увеличения продаж, рекламы. Если брать шире – то даже в политических целях: она высмеивала бы определенных кандидатов или, на­оборот, помогала бы их продвижению как якобы свободных и отвечающих интересам казахстанских женщин с позиции модернизации отношения к ним, – поделился с нами Талгат Калиев.

И с тяпкой в поле выйдет
Руководитель научно-исследовательского центра "Сакральный Казахстан" Берик АБДЫГАЛИУЛЫ не считает нужным обращать внимание на Ширин:
– Нельзя быть заложниками хайповой психологии. Я не одобряю, но и не осуждаю девушку. Есть картины Николая Хлудова, на которых изображены казашки с открытой грудью. Они меня не оскорбляют, так почему должна оскорблять девушка в саукеле, пусть и обнаженная?.. У нас масса других вопросов важных есть.
Чувства политолога, публициста Айдоса САРЫМА нагая девушка в саукеле также не задевает.
– Это ее оскорбляет больше, наверное. Не вижу причин так бурно реагировать на Ширин, для которой худшим сценарием было бы, если бы на второй день все забыли о ней. Девочка активно раскручивает себя, она либо сама настолько умна (тогда я снимаю шляпу), либо команда, которая ее ведет, настолько талантлива.
Ширин "окучивает" максимально большие группы населения: после казахов она переключилась на салафитов, надев хиджаб.
Если в поле внимания будут фермеры – она и в огород с тяпкой выйдет, – полагает Айдос Сарым.
А говорить о гибели национального кода и традиций в этом случае не нужно, размышляет публицист:
– Мы живем в новой медиакультуре, Интернет-культура – это совершенно новое для нас явление, и даже гуру Сети пока не знают, как жить в этом пространстве. Они только пытаются нащупать какие-то основы, кодексы, этику. И нашему обществу еще предстоит научиться с этим жить и, в конце концов, правильно реагировать.

Бывает хуже
Мусульманский общественный деятель Мурат ТЕЛИБЕКОВ в снимках Ширин видит обычное женское тело, не более:
– Чтобы увидеть нечто большее, нужно обладать пылким воображением и богатой фантазией. И потом – что значит оскорбить национальные чувства через надевание саукеле, пусть и на обнаженное тело? Послушайте, господа, возможно ли это? Представил себе на мгновение реакцию россиян, если вдруг москвичка Маша Иванова сделает обнаженную фотосессию с русской шапкой-ушанкой на голове и валенками на ногах. А что скажет ташкентская интеллигенция, если вдруг Гульчатай Каримова прикроет нагую грудь узбекской тюбетейкой? Начнутся массовые волнения, демонстрации протеста?..
В Соединенных Штатах национальный флаг носят даже на трусах… и без трусов – никто и ухом не ведет.
Для Телибекова позор и оскорбление национальных святынь видятся в ином.
– Когда я вижу в тюрьме осужденного за коррупцию бывшего председателя Комитета национальной безопасности Нартая Дутбаева или экс-министра национальной экономики Куандыка Бишимбаева, вот тогда мне по-настоящему становится стыдно. Меня даже Саша Барон Коэн так не трогает, честное слово, – признался нам Мурат-ага. – Но мне бесконечно стыдно, когда я вижу, как казахстанская женщина обращается через СМИ к людям с просьбой помочь ей деньгами, чтобы вылечить тяжелобольного ребенка.
Я воспринимаю как оскорбление нации, когда молодой врач с высшим образованием получает зарплату в 50 тысяч тенге, а студентка университета занимается проституцией, чтобы оплатить учебу.
Перечислять можно бесконечно, поэтому Телибеков устал стыдиться:
– Чувства притупляются, атрофируются, исчезают. Вместо стыда приходит нечто другое – равнодушие, подобострастность, озлобленность, низменные инстинкты. Возможно, одно из этих чувств вызвала обнаженная девушка в национальных украшениях и головном уборе. Однако по незнанию своему люди спутали их с моралью, нравственностью, национальной гордостью и чувством собственного достоинства. Ничего страшного. Бывает и хуже.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 31.01.2019
Мажилис одобрил поправки по вопросам транспорта – I чтение 31.01.2019
Перед казахами снова встал выбор: мракобесие или просвещение? 31.01.2019
"Ак жол" добивается спасения сельхозпроизводителей и предпринимателей внутреннего туризма от вынужденного банкротства в связи с абсурдными действиями чиновников 31.01.2019
Сенаторы рассмотрели вопросы реализации Закона "О Фонде компенсации потерпевшим" 31.01.2019
Кенес Абсатиров, "Ак жол": Почему взимается плата за "Күнделік" вопреки заявлениям министерства о бесплатности базового функционала системы? 31.01.2019
Ученые Казахстан впервые получают финансирование по грантовому и программно-целевому финансированию в январе 2019 года 31.01.2019
Бум переименований в Казахстане 31.01.2019
Серый носорог, известный как Китай 31.01.2019
"Зеленая плесень" зовет детей в крестовый поход 31.01.2019

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz