26 февраля 2019 года, пресс-служба ДПК "Ак жол"
После депзапроса "Ак жола" возобновится движение по железнодорожной линии "Шар-Өскемен" - получен официальный ответ Премьер-Министра РК. С какой целью была постороена бездействующая железнодорожная линия "Шар-Өскемен"? – такой вопрос задал Берик Дюсембинов, озвучивая 23 января т.г. на пленарном заседании Мажилиса депзапрос фракции. Речь шла о железнодорожной ветке протяженностью 150 км, введенной в эксплуатацию в 2008 году. По данным открытых источников, эта "стройка века" обошлась в 360 млн.долларов США, из которых: 200 млн. долларов были задействованы из пенсионного фонда, 80 млн. долларов – из нацкомпаний и госбюджета, 4 млн. долларов – от частных компаний. Если раньше железнодорожное сообщение из Астаны в восточный регион проходило через российскую станцию Локоть, то благодаря новой линии, был исключен этот объезд, время пути сократилось с 27 до 17 часов, снизилась и стоимость грузоперевозок. Но уже год, как движение по этой ветке остановлено, а поезда из Астаны в Усть-Каменогорск вновь ходят через Россию по старому маршруту. Чтобы вернуться домой, жители региона вынуждены преодолевать 2 поста пограничного контроля, а чтобы сократить этот путь и время – пересаживаться в такси (нередко - с риском для жизни, в сложных погодных условиях: в лютый мороз и буран). Депутат привел примеры спасения сотен таких пассажиров из снежных заносов, многочисленных ДТП на этой трассе. 5 февраля т.г., через неделю после запроса "Ак жола", NUR.KZ. опубликовал материал "Должностных лиц "дочки" КТЖ осудили в ВКО" (https://www.nur.kz/1776988-dolznostnyh-lic-docki-ktz-osudili-v-vko.html). Согласно статье, перед судом предстали сотрудники АО "Досжан Темир Жолы" и руководители фирм, сотрудничавших с ними в плане поддержания железнодорожных путей в порядке - расследование было инициировано ДГД области, службой экономических расследований. Выяснилось, что еще в 2016 году на 2-километровом участке железнодорожной ветки "Шар-Усть-Каменогорск" было решено провести "лечение" полотна - на работы было выделено 250 млн. тенге. "Должностные лица АО "ДТЖ", грубо нарушая порядок проведения тендера, желая иметь нужного им подрядчика, привлекли к проекту предприятие своего знакомого, несмотря на отсутствие у фирмы нужного опыта и соответствующей лицензии. Без проекта, экспертиз и соответствующего согласования с госорганами было принято решение о строительстве железнодорожного пути в обход больного участка, тем самым необоснованно была изменена сама структура проекта", - утверждается в материалах дела. Подрядчики использовали для отсыпки скальный грунт, находящийся поблизости. Делалось это в нарушение проектно-сметной документации, к тому же скальная порода добывалась без соответствующего разрешения. От незаконного недропользования государству был причинен ущерб на сумму 364 283 325 тенге, были использованы бывшие в употреблении материалы. В результате действий АО "Досжан Темир Жолы" был причинен материальный ущерб в размере 73 575 534 тенге. Кроме того, до сих пор ж/д ветка не функционирует и движение поездов осуществляется через территорию РФ. Суд признал должностных лиц виновными в превышении полномочий и назначил 1 год 9 месяцев ограничения свободы бывшему члену правления АО "Досжан Темир Жолы", а его подельникам 3 года и 2 года 6 месяцев ограничения свободы соответственно. 18 февраля в расширенном заседании фракции принял участие Президент АО "Досжан Темир Жолы" Нурлан Байжанов – он дал необходимые разъяснения по сложившейся ситуации, ответил на вопросы "акжоловцев". В тот же день фракцией был получен официальный ответ Правительства, в котором объясняется, что движение поезда по указанной ветке было остановлено из-за увеличения расходов перевозчика на организацию перевозок (по итогам 2017 года убытки составили 780 млн. тенге) и износа подвижного состава. В ответе также сообщается, что движение по железнодорожной линии "Шар-Өскемен" будет возобновлено со 2 квартала т.г. ДПК "Ак жол" и ее парламентская фракция отслеживают ситуацию и продолжают работу по реализации предвыборной программы и защите интересов своих избирателей. |