NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (май 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (апрель 2019)








Поиск  
Вторник 25.06.2019 17:08 ast
14:08 msk

Мажилис взял в работу проект правительственных поправок в республиканский бюджет на 2019-2021 годы
На пленарном заседании Мажилиса под председательством Спикера Палаты Нурлана Нигматулина депутаты одобрили ряд новых законопроектов
14.03.2019 / политика и общество

Астана, 13 марта, Дом Мажилиса

Сегодня на пленарном заседании Мажилиса под председательством Спикера Палаты Нурлана Нигматулина депутаты одобрили ряд новых законопроектов.
Наряду с этим Мажилис взял в работу пакет финансовых законопроектов. В их числе проекты правительственных поправок в законы "О республиканском бюджете на 2019-2021 годы" и "О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2019-2021 годы". Проекты законов направлены на обеспечение реализации поручений Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, данных на XVIII съезде партии "Nur Otan".
"Добро" Мажилиса после обсуждения получил и ряд ратификационных законопроектов.
Среди них Соглашение о порядке управления авторскими и смежными правами на коллективной основе
Отметив, что сфера авторских и смежных прав и те изменения в законодательство, которые сейчас вносятся, позволят снять основную массу проблем, Спикер Мажилиса Нурлан Нигматулин выразил мнение, что рассмотренный документ закладывает основу для успешного и интеллектуального, и экономического использования объектов интеллектуальной собственности, а также защиты прав правообладателей от противоправных действий.
- Данный законопроект очень четко согласовывает порядок управления авторскими правами на Евразийском пространстве. Мы же с вами понимаем, что права интеллектуальные, в том числе и в музыкальной сфере, и другой, не могут замыкаться только на одной стране, только на Казахстане. Поэтому очень важно, что на основе Евразийского пространства это поможет обеспечить контроль, в том числе и за авторскими правами, в том числе и вознаграждением, и повысить прозрачность функционирования всех организаций по коллективному управлению, - сказал Н.Нигматулин.
В целом Соглашение устанавливает порядок управления авторскими и смежными правами на коллективной основе на территориях государств-членов в случаях, когда практическое осуществление авторских и (или) смежных прав в индивидуальном порядке авторами, исполнителями, изготовителями (производителями) фонограмм и иными обладателями авторских и (или) смежных прав затруднено или законодательством государств-членов допускается использование объектов этих прав без согласия правообладателей, но с выплатой вознаграждения.
Соглашение позволит упростить реализацию имущественных прав в индивидуальном порядке при росте объемов массового использования объектов авторского права и смежных прав.
Депутаты Мажилиса одобрили и Временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли между государствами-членами ЕАЭС и Ираном.
Соглашением предусматривается установление преференциального торгового режима и снижение импортных таможенных пошлин во взаимной торговле между государствами-членами ЕАЭС и Ираном в отношении ограниченной номенклатуры товаров: 502 кода товарной номенклатуры со стороны ЕАЭС и 360 кодов товарной номенклатуры Ирана.
Мажилис одобрил во втором чтении и проект закона с сопутствующими поправками о специальных экономических и индустриальных зонах.
В частности, закрепляется на законодательном уровне особенности функционирования СЭЗ "Международный центр приграничного сотрудничества "Хоргос".
В целях исполнения поручений Главы государства, озвученных на XVIII съезде партии "Nur Otan", внесены поправки в законы о государственной адресной социальной помощи, о госпособиях семьям, имеющим детей, об обязательном социальном медицинском страховании по расширению мер государственной поддержки социально-уязвимых слоев населения.
В завершение пленарного заседания парламентариями сделан ряд депутатских запросов в адрес государственных органов. Их озвучили Д.Еспаева, К.Абсатиров, В.Косарев, А.Конуров, Г.Баймаханова, А.Платонов.

---

Депутатский запрос Абсатирова К.Г.
Премьер-министру Республики Казахстан Мамину А.У.

Уважаемый Аскар Узакпаевич!
Всем известно, какое огромное внимание уделяет Глава государства привлечению инвестиций и активизации вклада частного бизнеса в экономику.
Для этих целей по поручениям Президента государством предусмотрены и законодательно закреплены в Предпринимательском кодексе преференции и меры по защите инвестиций, Правительством постоянно разрабатываются новые стимулы, вплоть до создания нацкомпании "Казахинвест" и Фонда прямых инвестиций.
В то же время, в партию "Ак жол" обращаются отраслевые ассоциации и частные инвесторы по поводу бездействия чиновников, прямо отвечающих за данное направление государственной экономической политики.
Так, ТОО "Казахстанская Агро Инновационная Корпорация" в 2015 года заключило с Комитетом по инвестициям инвестиционный контракт ("Казахстанско-Белорусский индустриально-технологический парк сельскохозяйственной и коммунальной техники") и в 2018 году Специальный инвестиционный контракт ("Производство и сборка сельскохозяйственной и коммунальной техники") на производство сельскохозяйственной и коммунальной техники.
Данное ТОО – производитель востребованного сельхозоборудования (плугов, борон, косилок, пресс-подборщиков, посевных комплексов и т.д.) различных модификаций, с официально подтвержденным уровнем локализации производства от 30 до 80%.
За период действия контракта компания инвестировала в проект 2 млрд. тг, выпустила продукции на сумму 2 млрд. 800 млн. тг., выплатила в бюджет 500 млн. тг. налогов.
На 2019 г. был запланирован выпуск товаров на сумму 5 млрд. тг.
Но после того, как срок специнвестконтракта истек 31 декабря прошлого года и подлежал продлению, начались мытарства, дискредитирующие всю инвестиционную политику.
Заблаговременно обратившись в Комитет по инвестициям 19 декабря 2018 г., ТОО вместо пролонгации Специнвестконтракта столкнулось с требованием о заключении нового контракта, с повторным прохождением всех согласительных процедур в различных министерствах и ведомствах.
В результате, наложившись на передачу Комитета по инвестициям в ведение МИДа, бюрократический "футбол" тянется до сих пор, даже несмотря на официальные положительные заключения МинСельхоза, МинНацэкономики и МинИндустрии.
Теперь Комитет инвестиций пытается ограничить срок нового контакта лишь сроками текущего года.
Между тем, Соглашение о промышленной сборке, которое является базовым документом контракта, подписывается как минимум на 8 лет. Кроме того, в текущем году вступит в силу норма Евразийского экономического союза о запрете на заключение новых Соглашений.
А значит, перезаключить данный контракт в следующем году уже не получится и проект потеряет все преференции, которые и делали его привлекательным.
Такая позиция уполномоченного органа ведет предприятие к просрочкам по кредитам, отвлечению оборотных средств, а главное - к срыву договоров по поставке сельхозтехники накануне весенне-полевых работ.
Скоро апрель, а столь нужная на селе техника простаивает на складе, а ее производитель теряет рынок и покупателей, поскольку без понятных перспектив невозможно планировать себестоимость и ценообразование.
Мы привели ситуацию с ТОО "Аграрно-Инвестиционная корпорация" как пример, но он, к сожалению, не единичен.
В похожей ситуации находится ТОО "Комбайновый завод "Вектор", которому тот же Комитет инвестиций отказывает в заключении аналогичного Специнвестконтракта, ссылаясь на решения ЕАЭС.
При этом, в официальном разъяснении, МинНацЭкономики уведомляет МИД о все еще существующей на сегодня возможности предоставления преференций в порядке, установленном национальным законодательством, т.е. через заключение Специнвестконтракта.
В этой связи, уважаемый Аскар Узакпаевич, фракция ДПК "Ак жол" предлагает:
1. Обязать соответствующие госорганы в срочном порядке заключить специнвестконтракты (или их пролонгацию), на сроки, указанные в Соглашениях по промышленной сборке.
2. Провести служебное расследование причин препятствования инвестиционной деятельности предприятий с устранением таковых.

Депутаты фракции ДПК "Ак жол"
К.Абсатиров
А.Перуашев
Е.Барлыбаев
Е.Никитинская
Б.Дюсенбинов
Д.Еспаева
М.Казбекова

---

Депутатский запрос Баймахановой Г.А.
Премьер-министру Республики Казахстан Мамину А.У.

Уважаемый Аскар Узакпаевич!
Президентом нашей страны перед Правительством поставлена задача реализации второй очереди госпрограммы "Нұрлы Жол" до 2025 года, которая позволит сделать существенный рывок в инфраструктурном развитии страны и улучшении качества жизни казахстанцев. До 2020 г. предстоит сдать в эксплуатацию 5 тыс. км новых дорог и реконструировать более 4 тыс. дорог республиканского значения. Предстоит огромная работа по строительству и ремонту местных дорог, что потребует большого объема природных каменных строительных материалов, называемых общераспространенными полезными ископаемыми (ОПИ). Они являются основой развития местной промышленности, создают большое количество рабочих мест, отличаются повышенным спросом и, как социальные продукты, необходимые в хозяйстве практически ежедневно, ОПИ должны иметь низкую стоимость.
В основе цены любого продукта лежит его себестоимость и транспортные расходы. Учитывая высокую потребность в ОПИ, их важную роль в индустриальном и инфраструктурном развитии регионов и малого бизнеса, а также их значительную социальную нагрузку и большое количество объектов, они должны быть под юрисдикцией областных компетентных органов (МИО) и пользоваться максимальными преференциями.
К сожалению, с момента вступления в действие 29 июня 2018 г. Кодекса Республики Казахстан "О недрах и недропользовании" многие компании пытаются оформить лицензии на недропользование для разведки или добычи ОПИ, однако практически это ни у кого не получается. Даже горнорудные предприятия, работающие на определенной территории, не могут получить лицензии на добычу для использования ОПИ на отсыпки своих дорог и плотин.
Декларируемый разработчиками кодекса принцип быстрого доступа к недрам потенциальных инвесторов на практике оказался трудным и длинным бюрократическим путем медленного движения по спирали с без конца изменяющейся нормативной подзаконной базой и ничем необоснованными затратами времени и ресурсов.
Конечно, хорошо иметь полную базу данных и все процедуры выполнять в электронном формате, но пока этого нет, надо срочно упрощать режим недропользования по ОПИ и дать возможность быстрого доступа для проведения разведки и последующей добычи ОПИ через МИО областной уровень.
С этой целью рекомендуем:
1) Лицензию на разведку ОПИ выдавать на конкретные участки в течение 1 месяца с момента подачи в МИО заявления, составленного в соответствии с утвержденными правилами и проверенного в Департаменте недропользования МИИР РК на соответствие территории участка разведки ОПИ п.1 статьи 25 Кодекса РКоНиН.
2) Учитывая, что объекты ОПИ, ТПИ и НГ размещены в недрах на разных глубинах в соответствии с их генезисом, историей формирования и условиями дислокации в разных структурно-формационных зонах, шире использовать совмещение лицензионных территорий разных недропользователей, особенно на территориях геологического изучения недр без соглашения сторон. Это позволит более эффективно использовать имеющуюся инфраструктуру регионов и каждый конкретный участок недр.
3) Урегулировать вопросы налогообложения ОПИ. По-хорошему, надо освободить их от НДПИ, учитывая их важную социальную роль в развитии регионов и малого бизнеса, в крайнем случае, для всех их видов сделать единую ставку на уровне 0,01 МРП за единицу объема.
В соответствии со статьей 27 Конституционного закона Республики Казахстан "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов" просим дать письменный ответ на поставленные вопросы в установленный законом срок.

Депутаты Мажилиса Парламента
Республики Казахстан
Г.А. Щегельский
Г.А. Баймаханова
А.Т. Кожахметов
Ж.А. Ахметбеков
А.О. Конуров
В.Б. Косарев
М.М. Магеррамов
И.В. Смирнова
Т.И. Сыздыков

---

Депутатский запрос Конурова А.О.
Премьер-министру Республики Казахстан Мамину А.У.

Уважаемый Аскар Узакбаевич.
По инициативе Министерства энергетики в августе 2018 года произошло дерегулирование цен на летнее дизтопливо. Стоимость на этот вид социально-значимого топлива была отпущена в свободное плавание. Основной причиной для такого шага Правительства стала разница в ценах с соседними государствами где его стоимость выше на 25- 40%, чем в Казахстане, что приводило к вывозу "дизеля" в страны ЕАЭС.
По официальным данным в 2018 году Казахстан закончил модернизацию трех нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и теперь полностью обеспечивает себя нефтепродуктами класса К4, К5. Обеспеченность внутреннего рынка в 2018 году составила: по бензину всех марок - 93,2%, по дизтопливу - 91,1%, по авиакеросину - 62%.
Существенно сократилась зависимость поставки нефтепродуктов из России. Представителем Министерства энергетики заявлено о снижении импорта дизтоплива до 40 тыс. тонн, авиационного керосина до 0. Несомненно, проведена большая работа по насыщению рынка моторного топлива отечественной продукцией и сегодня можно говорить о почти полном закрытии потребности.
В то же время, фракция "Народные коммунисты" отмечает, что если с увеличением производства топлива и различными мерами по защите внутреннего рынка за 2018 год цены на бензин АИ 95/96 и АИ 92 сократились до 5%, то цены на летнее дизельное топливо поднялись на 21.9%, на зимний дизель на 26.2%. Как правило, большая часть перевозок грузов и пассажиров производится транспортом на дизельном топливе, это сразу же сказалось на росте стоимости услуг и в 2018 году тарифы на перевозки всеми видами транспорта выросли сразу на 31,8%.
Фракция "Народные коммунисты", учитывая негативное воздействие стоимости дизельного топлива на конечные цены для казахстанцев и развитие реального сектора экономики, считает, что в снижении цен на "дизель" нуждается более широкий круг потребителей и предлагает Правительству уменьшить размер акцизов, а также ввести полный запрет на вывоз дизельного топлива за рубеж.
Просим рассмотреть и о принятых мерах предоставить ответ в письменной форме в установленные законом сроки.

Депутаты Мажилиса,
члены фракции
"Народные коммунисты"
А. Конуров
Ж. Ахметбеков
Г. Баймаханова
М. Магеррамов
В. Косарев
И. Смирнова
Т. Сыздыков

---

Депутатский запрос Косарева В.Б.
Премьер-министру Республики Казахстан Мамину А.У.

Уважаемый Аскар Узакпаевич!
Учитывая неоднократные требования Главы государства об увеличении производства отечественных товаров народного потребления, находим возможным напомнить о том, что Фракция "Народных коммунистов" неоднократно обращалась с запросами по поводу прекращения экспорта хлопка, шерсти, кожевенного сырья и других компонентов необходимых для увеличения производства товаров для населения.
Мы установили, что имеющаяся у профильного министерства программа не нацелена на развитие легкой промышленности. В бюджете на 2019-2021 годы на эти цели предусмотрено крайне мало средств. Похоже на то, что развивать отечественное производство у Правительства нет намерений, а местные исполнительные органы этому вопросу совсем не уделяют внимания.
Как нами установлено в 2018 году зарегистрировано 1650 предприятий легкой промышленности, а работало только 989, из них 949 малых, 28 средних и 12 крупных предприятий. Объем их производства составлял 71,5 млн тенге в 2015 году, 79,4 млн тенге в 2016 году и 96,7 млн тенге в 2017 году. Выпуск продукции на одно предприятие составлял менее 100 тысяч тенге в год.
В 2019 году на поддержку, создание новых, модернизацию действующих производств предусмотрено 4,1 млрд тенге, на 2020 год – 3,6 млрд тенге, на 2021 – 3,3 млрд тенге. Что же касается капитальных вложений из бюджета на развитие легкой промышленности последние пять лет средства вообще не предусматривались.
В структуре Министерства индустрии и инфраструктурного развития всего 3 работника, которые занимаются сбором информации, а развитием отрасли не занимался никто ни ранее, ни теперь.
Следует специально разобраться с ценообразованием. Килограмм овечьей шерсти стоит 150 тенге, макулатура оценивается в 3 тенге за килограмм. Ясно, что за такие цены мало кто станет заниматься сбором этого сырья.
Мы дошли до такого состояния, что шерсть используется для утепления сараев, макулатура идет на мусорную свалку, а кожа исчезает из поля зрения как местных, так и центральных ведомств, так как воровскими способами вывозится за рубеж. Созданные для переработки шерсти предприятия осваивают не более 10-12% снятой шерсти в своих регионах.
Не ведется контроля за развитием тонкорунных и каракульских овец, бывших когда-то гордостью страны. Тогда как надо сочетать инвестиции на развитие необходимых пород овец с увеличением объемов тонкой шерсти и смушек каракуля. Потеряно внимание пушно-меховым животным, сбору пера и пуха птиц, коз, верблюжьей шерсти.
Пора пересмотреть такое пренебрежительное отношение к легкой промышленности. Поддерживая установки Президента страны Н.А. Назарбаева, мы настоятельно требуем восстановить работу фабрик и цехов по изготовлению товаров народного потребления.
Мы находим необходимым напомнить о приватизации таких комбинатов как Алматинский и Шымкенсткий хлопчатобумажные, Костанайский камвольно-суконный, Джамбульской обувной фабрики и многих других предприятий, ранее работавших на отечественном сырье и выпускавших сотни видов изделий. Считаем, что настало время привлечь средства тех компаний и фирм, которые в свое время приватизировав предприятия легкой промышленности заморозили их работу, перепродали, а кое-где и вовсе разобрали на стройматериалы.
Сейчас важно наладить производство товаров на дому, доставлять им товары и ткани, заготавливать через них пух, щетину, волос.
Какими бы ни были устремления частных предпринимателей, им всегда нужны базовые предприятия: промартели, быткомбинаты, фабрики надомного труда, сервисные центры. Данные предприятия в недавнем прошлом играли большую роль в обеспечении населения работой и товарами отечественного производства.
Считаем возможным в ближайшие полтора-два года открыть в городах и райцентрах промартели, фабрики надомного труда, возложить на них закуп шерсти, хлопка, пера, пуха, кожсырья. Наладить ткацкое производство, переработку шерсти и кожи.
За опытом ходить далеко не стоит, Кокшетауская фабрика надомного труда давала работу для 1300 сельских жителей, а отработанные латексом голицы обеспечивали полную потребность нефтяников и рыбаков всего СССР.
Переориентация легкой промышленности на расширение производства непременно станет условием для повышения благосостояния наших граждан, улучшится занятость и возрастут доходы. А главное мы восстановим базу отечественного сырья, расширим возможности удовлетворения спроса населения и уйдем от импортной зависимости в товарах потребления.
Просим рассмотреть и о принятых мерах предоставить ответ в письменной форме в установленный законом срок.

Депутаты Мажилиса,
члены фракции "Народные коммунисты"
В. Косарев
Ж. Ахметбеков
Г. Баймаханова
А. Конуров
М. Магеррамов
И. Смирнова
Т. Сыздыков

---

Депутатский запрос Платонова А.С.
Генеральному Прокурору Республики Казахстан Кожамжарову К.П.

Уважаемый Кайрат Пернешович!
Наш депутатский запрос касательно неоднократных случаев массовой гибели более ста тонн рыбы осетровой породы в Атырауской области на водоемах Урало-Каспийского бассейна.
По данной проблеме депутаты Парламента обращались в Правительство Республики Казахстан, но до сих пор нет точной информации о причинах сложившейся опасной ситуации и принятых в отношении допустивших ее лиц, мерах.
Актуальным остается вопрос и о необходимости тщательной очистки реки от погибшей рыбы. Во избежании нанесения еще большего ущерба экологической системе, что может привести к катастрофическим последствиям.
Кроме того, нет гарантий, что население не пострадает от употребления рыбы реализованной "недобросовестными" продавцами.
На основе результатов лабораторных исследований Комитетом ветеринарного контроля и надзора Минсельхоза дано заключение: фактором гибели рыб послужило токсическое воздействие аммиака, что подтверждается и патологоанатомическим вскрытием, но это лишь одно из предположений….
Как известно, Атырауской областной территориальной инспекцией возбуждено два уголовных дела по статьям "Загрязнение, засорение или истощение вод" и "Нарушение правил охраны рыбных запасов" УК РК, а также, до сих пор продолжаются проверки на предприятиях, и, так называемых, бесхозных и аварийных нефтяных месторождениях.
Однако никаких официальных результатов, как и причин, столь затянувшегося расследования, компетентные органы до сих пор не предоставили, что позволило бы донести населению достоверную информацию и не допускать распространение различных слухов.
До сих остается открытым наиважнейший вопрос: насколько безопасно использование местным населением воды, в которой погибло более сотни тонн?
С потеплением на поверхность реки всплыли тушки мертвой рыбы. Только за два дня вытащили из воды около полтонны мертвой рыбы.
Как отмечают специалисты неправительственных организаций, на момент пика отравления воды в реке должны были отбирать пробы каждые три часа с разных участков водоемов, учитывать видовой состав ихтио¬фауны, возраст и состояние популяции. Но ничего этого сделано не было.
За каждой проблемой стоят конкретные люди, у которых есть фамилии и должности.
На основании вышеизложенного просим Вас, Кайрат Пернешович, взять под личный контроль ход расследования с целью выяснения настоящей причины отравления вод реки Урал и ее протоков, в результате чего нанесен невосполнимый урон популяции ценных осетровых пород рыб и огромный материальный ущерб.
О принятых мерах просим проинформировать в сроки, установленные законодательством.

Депутаты Мажилиса,
члены фракции партии "Нұр Отан"
А. Платонов
Б. Хаменова


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 29.03.2019
Сенат принял Закон "О специальных экономических и индустриальных зонах" 29.03.2019
Премьер-Министр РК А. Мамин провел совещание по вопросам развития оборонно-промышленного комплекса 29.03.2019
Рабочий график первого президента 29.03.2019
Еспаева, "Ак жол": Высокие банковские комиссии на оплату товаров по картам вдвойне увеличивают нагрузку на малый бизнес 29.03.2019
Вице-премьер РК Г. Абдыкаликова проинспектировала реализацию социальных мер "Әлеуметтік қамқорлық" в Акмолинской области 29.03.2019
В Мажилисе обсудили вопросы газотранспортной инфраструктуры страны 29.03.2019
Казахстан и Китай подтвердили неизменность курса стратегического партнерства 29.03.2019
Аким столицы и президент фонда "Отандастар" подписали меморандум о сотрудничестве 29.03.2019
Посол Китайской Народной Республики в МВД выразил благодарность за спасение бизнесмена из Китая 29.03.2019

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.06.19 Вторник
83. БЕЛОЗЕРОВ Евгений
81. АВЕРЬЯЧКИНА Надежда
80. БАТАЛОВ Юрий
77. НУРБЕКОВ Марат
72. ЧОРМАКОВ Аманжол
68. ДЮСЕКЕНОВ Ерганат
67. ЕРТАЕВ Бахытжан
66. ЖУМАДИЛОВ Жаксыбай
66. ШЕВЕЛЕВ Валерий
63. КЕЛЕМАНОВ Серик
62. АЖИМЕТОВ Нуржан
61. АХМЕТОВ Серик
61. БИСЕКЕН Багиткали
61. ЛЕБЕДЕВА Асия
60. АКЫЛБЕКОВ Серик
...>>>
26.06.19 Среда
93. БАЛАХМЕТОВ Кажахмет
73. МАНСУРОВ Зулхаир
71. АШИКБАЕВ Булат
69. СЕРИКБАЕВ Аманкул
68. УАЙС Ержан
63. КЫДЫРБЕКОВ Адил
60. БЫКЫБАЕВ Ермек
58. АТАГАЗИЕВА Бактыгуль
58. ТЕМИРХАНОВА Карлыгаш
56. КАРКИНБАЕВ Галым
55. МАЛДЫБАЕВ Сабит
52. АХМЕТЖАНОВ Саян
52. ТУЛЕПОВ Нариман
50. АКЧУРИН Айсултан
50. АШИМБЕТОВ Нуржан
...>>>
27.06.19 Четверг
66. ИБРАЕВ Камза
61. СЕРКЕБАЕВ Байгали
58. ЧЕЛЬПЕКОВ Балабай
52. АХМЕТОВ Аскар
52. САБИТОВ Идель
51. РЕШЕТНЕВ Андрей
50. АСАМБАЕВ Валихан
50. КУШЕГОВ Сергей
48. БАКАУОВ Булат
47. КАЛАБАЕВ Батырбек
42. ХОДЖАЕВ Рустам
41. ЖУРЕБЕКОВ Мурат
39. ЖЫЛКАЙДАРОВ Биржан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz