Ольга БОГДАНОВИЧ, ritmeurasia.org, 4 апреля
Прошло уже тридцать лет с тех пор как покинул свой пост 40-й президент США Рональд Рейган, а раскрученный под его руководством самый черный миф XX столетия – о "голодоморе" (не путать с "голодом". – О.Б.) на Украине 1932-1933 годов – продолжает расширять свои географические границы. На очереди – Казахстан, опасающийся открыто предъявлять России исторические претензии, но стремящийся осуществить демонтаж своей исторической памяти, навсегда удалив из нее фреймы "коммунизм" и "русский". При таких обстоятельствах "сказ о голодоморе" имеет все шансы прижиться в казахстанских степях. Особенно если помогут "профессионалы" – Украина и ее заокеанский патрон.
Казахстанская сенсация В конце января этого года в одном из престижных алматинских кинотеатров состоялась премьера документального фильма "Зулмат", названного американским информационно-аналитическим порталом Eurasianet сенсацией. Отбывающий условное наказание за отмывание денег БТА-банка оппозиционный журналист Жанболот Мамай, вдруг переквалифицировавшийся в документалисты, показал широкой публике, как "советский режим" в начале 30-х годов XX столетия с помощью голода осуществлял "геноцид казахского народа", "из национального большинства превратившегося в меньшинство на своей собственной земле". По сравнению, конечно, с русскими, которых, по словам режиссера, "в 1926 году на территории современного Казахстана проживало 1 миллион 275 тысяч человек, а в 1939 году – 2 миллиона 636 тысяч". Этого единственно достоверного факта из десятков выдуманных (гипотетических статистических данных о "нерожденных" в результате "голодомора", "тысяч архивных документов", не имеющих архивных шифров, фотографий периода Великой Отечественной войны с изображением якобы подавлявших народные восстания бойцов Красной армии), а также эмоционального эпизода, повествовавшего о том, как женщина отдала на съедение волкам свою младшую дочь во спасение сына, оказалось достаточно, чтобы зрители аплодировали стоя. Задеты были, как и предполагалось, самые тонкие национальные струны душ потомков "жертв геноцида". "Лишь некий мужчина славянской наружности ворчал на показе, что в фильме полно "дезинформации"", – иронично подчеркнул американский журналист Eurasianet Крис Риклтон, образно намекнув, кто в этой истории отрицательный герой. Без художественных прикрас подоплеку показанного фильма описал проживающий в эмиграции казахский политик и общественный деятель Айнур Курманов. По его мнению, "цель данного фильма направлена на возбуждение антирусских настроений. Вместе с Россией, являющейся правопреемником СССР, русский народ также объявляется коллективным и историческим виновником геноцида казахского, украинского и других народов…". Таким образом, по мнению эксперта, в Казахстане фактически осуществляются идеи украинского майдана, но не посредством переворота, а в результате проводимой политики сверху.
Откуда у "голодомора" ноги растут "Пропаганда не обязана быть объективной. Она не должна заниматься поиском истины… Найдя путь к сердцу широких масс, она должна непрестанно служить только собственным интересам", – размышлял Адольф Гитлер, создавая со своими подручными Геббельсами целый комплекс антисоветских мифов, по сей день эксплуатируемых антисоветчиками и русофобами. В том числе о голоде на Украине в начале 30-х годов XX столетия как этноциде украинцев. Так, добиваясь раскола СССР и создания зависимого от нацистской Германии псевдогосударственного образования на Украине, рейхсминистр по делам оккупированных восточных территорий Альфред Розенберг использовал эту тему в качестве инструмента для разжигания межнациональной розни и развития сепаратистских движений в союзной республике. Отчет некого профессора Сосновского под названием "Динамика народонаселения на Украине в период с 1917 по 1941 год", обнаруженный в коллекции документов Оперативного штаба рейхсляйтера Розенберга, обнародованных Центральным государственным архивом высших органов власти и управления Украины (ЦГАВОВУ. Ф. 3676. Оп. 1. Д. 36), – тому свидетельство. А вот тема "геноцида казахов", видно, была еще не в тренде. В этот же период в украинской эмигрантской среде второй волны в качестве альтернативного нейтральному термину "голод" возник оценочный – "голодомор", концептуализированный и введенный в научный оборот в начале 80-х годов XX века американским политологом и историком Джеймсом Мейсом при поддержке президента США Р. Рейгана. Последний озаботился в самый разгар холодной войны тем, чтобы "обеспечить американское общество лучшим пониманием советской системы посредством разоблачения роли Советов в украинском голоде". Тогда, как грибы после дождя, во всех крупных городах США и Канады, где обосновались крупные общины украинцев, стали вырастать памятники "Українцям – жертвам російського комунізму, жертвам голодомору", а со всех американских трибун – как мантра повторяться зады фашистской пропаганды времен Второй мировой войны. В 90-е идеологические наработки Дяди Сэма прочно вошли в украинскую политику в качестве "нациотворческого элемента". Как признался бывший предстоятель Украинской грекокатолической церкви Любомир Гузар – один из главных пропагандистов войны в Донбассе и покровитель праворадикальной украинской националистической организации "Тризуб" им. Степана Бандеры (запрещена в РФ. – Ред.), память о "голодоморе" представляет сегодня собой "фундаментальную ценность, объединяющую общество, связывающую его с прошлым, без которого не может сформироваться единый государственный организм ни сейчас, ни в будущем". Огромную лепту в культивирование этой "ценности" продолжает вносить истеблишмент США, обостренное "чувство сострадания и справедливости" которого заставило в 2003 году признать ""голодомор" на Украине актом террора и массового убийства, направленного против украинского народа", в 2017 году – "осудить попытки отрицать голодомор как исторический факт", а в 2018 году – квалифицировать его как "геноцид", который якобы продолжается по сей день "в результате попыток России разрушить идентичность и прозападные настроения народа Украины". Может быть, пора вспомнить о 7 миллионах американцев, погибших от голода в период "великой депрессии" тех же злополучных 30-х годов XX века, и признать геноцидом, к примеру, уничтожение американцами 100 миллионов индейцев? Нет, такая мысль американской элите в голову не приходит.
Была дана команда "фас" Сегодня уже никто не сомневается в том, что тема "голодомора" в Казахстане – своего рода неформальный идеологический проект, ставший одним из фрагментов официальной государственной кампании по оголтелой декоммунизации и дерусификации страны, обещающий принести куда больше плодов, нежели демонтаж памятников деятелям советской эпохи, переименование географических объектов, латинизация и курс на американизацию образовательной системы. И даже близкая дружба нынешних руководителей Казахстана и РФ, мешавшая, по мнению американского историка Сары Кэмерон, все эти годы включить казахскую трагедию под названием "голодомор" в "ядро национальной памяти казахов" и вынести ее на международную повестку, сегодня, как видно, не помеха. Официальный старт широкомасштабной "голодоморной эпопее", увы, дал лично Нурсултан Назарбаев во время открытия 31 мая 2012 года в Астане (ныне Нур-Султан) монумента жертвам голода в Казахстане в 1932-1933 годах. Назвав причиной трагических страниц в истории казахов "жестокие эксперименты" большевистской системы и призвав хранить в памяти эту "непреходящую, незабываемую боль", искушенный в политических делах Елбасы, безусловно, просчитал последствия своих слов, прозвучавших как команда "фас" для прорыва историков и экспертов, жаждущих вбить клин в его же детище – евразийскую интеграцию. Но даже ею приходится жертвовать, когда на кону территориальная целостность страны, оказывающаяся под угрозой от одной лишь мысли о присутствии в ней русского духа. Речь идет о появлении в апреле 2018 года на зачищенном от оппозиционных организаций партийно-политическом пространстве Казахстана якобы альтернативной общественно-политической организации – форума "Жана Казахстан" ("Новый Казахстан"), заявившего о себе как инспекторе по транзиту власти в стране. Провозгласив в своей политической программе "достижение казахским языком статуса государственного во всех сферах жизни", "реализацию курса на последовательную деколонизацию, десоветизацию и декоммунизацию общественного сознания" и "денонсацию всех международных договоров и соглашений, ущемляющих суверенитет государства и достоинство народа Казахстана, в первую очередь Евразийского экономического союза", оппозиционное объединение стало еще и рупором "казахского геноцида". Причем не только у себя на родине, но и за океаном, куда "жана казахстанцы" уже успели съездить за благословением. Представив в Вашингтоне "Меморандум о признании геноцида в отношении казахов", казахская делегация призвала американских политиков квалифицировать "шовинистическую политику "русского мира", которая прежде была тщательно закамуфлирована под советско-коммунистическую идеологию", "геноцидом против казахского народа", предложив для начала "поднять на мировой уровень казахстанский Ашаршылық ("голодомор". – О.Б.)". На очереди, согласно меморандуму, – "российская экспансия XIX века", "вытеснение казахского языка "советским"" и "Желтоксан 1986-го".
Ты – мне, я – тебе В то время как "Жана Казахстан" пишет новую историю Казахстана, а конгрессмен США Энди Харрис, инициировавший законопроект "О признании украинского голодомора в США", делится с его представителями "стратегиями" (одна из них – создание псевдодокументальных фильмов), все более регулярную основу обретают контакты представителей украинских организаций в Казахстане с представителями казахстанской общественности. Распираемый богатым опытом создания антироссийских исторических профанаций украинский режим, отрабатывая долг перед США, практически полстолетия финансирующими раскрутку мифа о "голодоморе", навязчиво подталкивает Казахстан встать на протоптанную ею "кривую". Об этом во время акции в Астане "Зажги свечу памяти", посвященной "85-летию голодомора", заявил посол Украины в Казахстане Иван Кулеба. Призвав казахстанцев присоединиться к 20 странам, "признавшим голодомор актом геноцида украинского народа", политик предложил сделать этот акт "взаимным". Без лукавства тут, правда, не обошлось – Украина уже давно все за Казахстан решила, о чем свидетельствует опубликованный в 2017 году на сайте ее посольства в РК пост о состоявшемся "почтении памяти жертв насильственного голода в Украине и Казахстане у Монумента жертвам казахского голодомора". Как, впрочем, и режиссер нашумевшего фильма "Зулмат", привлекший в качестве консультантов исключительно украинских специалистов, решившихся на "беспрецедентную справедливость" – признание того, что "больше всего от голодомора в 30-е годы ХХ века пострадал Казахстан. Украина на втором месте". "Еще пару-тройку таких мероприятий и у нас в Казахстане начнут скакать, как четыре года назад в Киеве", – выразил свои опасения директор ИАЦ "Институт евразийской политики" Максим Крамаренко. * * * "С мифом про "голодомор" – то же самое, что и с мифом про "репрессии," и с мифом про бога, – заметил автор книги "Разоблачение клеветы против СССР" публицист Устин Чащихин. – Никто вам никогда не покажет ни бога, ни миллионы скелетов-жертв "голодомора"". И чем дальше мы от тех трагических событий, тем стремительнее растет количество жертв, тем резче и провокационней оценки, появление которых в современном Казахстане все чаще объясняется "стремлением к всенародному примирению и покаянию за прошлое". Объясняется, но в реальности подменяется отнюдь не примирением, а растравливанием исторических язв. А вот Россия без всякого лукавства решительно осудила в 2008 году режим, пренебрегший жизнью людей ради достижения экономических и политических целей, и подтвердила свою приверженность положениям совместного заявления делегаций ряда государств – членов ООН, принятого на 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2003 году, в котором выражено сочувствие миллионам жертв трагедии, независимо от их национальной принадлежности. МИД РФ регулярно вводит в научный и информационный оборот новые архивные документы, "проливающие объективный свет на тему голода в 30-х годах XX века", надеясь на то, что "подтасовками исторических фактов с использованием "националистической карты" не получится сбить с толку братские россиянам народы Центральной Азии". Эта надежда оправдается при одном условии: если ориентация на поиск исторической правды не будет подменена установкой на достижение "политической целесообразности". |