NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

За кого Вы проголосуете на президентских выборах?
Кто человек №2 в Казахстане (февраль 2019)








Поиск  
Воскресенье 21.04.2019 11:15 ast
08:15 msk

Почему российский ЗРК С-400 оказался для Турции важнее американского самолета F-35
Развязки в истории с поставками Турции американских истребителей F-35, похоже, ждать осталось недолго. На призванном продемонстрировать единство союзников юбилейном съезде министров иностранных дел НАТО Вашингтон и Анкара обменялись взаимными выпадами
11.04.2019 / политика и общество

Александр Ермаков, "Профиль", 10 апреля

Развязки в истории с поставками Турции американских истребителей F-35, похоже, ждать осталось недолго. На призванном продемонстрировать единство союзников юбилейном съезде министров иностранных дел НАТО Вашингтон и Анкара обменялись взаимными выпадами. Турция в очередной раз подтвердила, что контракт на закупку российских зенитных ракетных систем С-400 – дело решенное, а США приостановили поставку наземного оборудования для истребителей.
Замораживание или прекращение поставок оружия по политическим мотивам – дело обычное. Например, после присоединения Крыма к России Париж под давлением "обеспокоенной общественности" не стал передавать Москве вертолетоносцы "Мистраль", предпочтя вернуть деньги, а сами корабли перепродать Египту. США также довольно часто прибегают к этой мере – так, одним из первых покупателей истребителя F-16 в 1976 году стал Иран, подписавший крупный контракт на 160 машин плюс 140 в опционе. К началу революции 1979 года, приведшей к власти резко антиамериканский режим аятоллы Хомейни, США успели поставить в Иран кое-какое наземное оборудование и начать подготовку летного и наземного персонала. После разрыва контракта часть находящихся в постройке машин была продана Израилю (часть оборудования была "пристроена" в Пакистан). Можно еще вспомнить почти случайно обнаруженные любителями авиации на спутниковых снимках авиабазы в Джорджии восемь военно-транспортных С-130 "Геркулес". В свое время они были заказаны, оплачены, но так и не получены Ливией полковника Каддафи, поскольку госдеп заблокировал поставку. С тех пор вот уже 40 лет бесхозные самолеты стоят на пустыре.
Вернемся к Турции. История закупки Анкарой современной системы ПВО достаточно долгая и скандальная. Лучшим турецким комплексом с дальностью выше ближнего рубежа был и остается американский MIM-23 Hawk, который хоть и неоднократно проходил модернизацию, но уже совершенно устарел. Да и вообще "второй армии НАТО", как любят позиционировать себя турки, иметь в качестве основы ПВО ЗРК разработки 1950-х стыдно и смешно. По программе, точнее, комплексу программ HISAR ведется разработка в том числе и ЗРК большой дальности, но очевидно, что результатов придется ждать еще долго.
В 2009 году стартовал конкурс T-LORAMIDS, в котором были представлены европейский SAMP/T, китайский HQ-9, российский "Антей-2500" и, как казалось, очевидный фаворит - американский Patriot. Однако, ко всеобщему удивлению, в 2013-м тендер выиграли китайцы. HQ-9 – "потомок" ЗРК семейства С-300П, в свое время проданных в КНР с правом лицензионного производства. Разумеется, решение вызвало протесты западных союзников Турции, однако неясно, насколько серьезным оно было само по себе. Контракт так и не подписали, и в конце 2015 года турки объявили, что не буду покупать китайские ЗРК. Казалось, что Анкара начала двигаться к приобретению на бесконкурсной основе американского Patriot.
Но все изменила жаркая ночь с 15 на 16 июля 2016 года. Неудачный военный мятеж привел к резкому ухудшению отношений Реджепа Эрдогана с США. Турецкий президент решил, что Вашингтон если и не был причастен к путчу, то уж точно сочувствовал заговорщикам. И это не говоря о том, что главный критик режима Эрдогана, Фетхуллах Гюлен, живет в США и выдавать его турецким властям американцы наотрез отказываются.
Стоит ли удивляться, что у Анкары появилось желание принимать максимально раздражающие США внешнеполитические решения, в том числе и в вопросе военно-технического сотрудничества? Через год после путча, в июле 2017-го, Турция подписала контракт на приобретение четырех дивизионов С-400 за $2,5 млрд. Изначально поставки планировались на весну 2020-го, но по настоятельной просьбе турецкой стороны, озвученной на самом высоком уровне, они были ускорены и ожидаются летом текущего года. Часть стоимости ЗРК Анкара уже оплатила.
Реакция не заставила себя ждать. Покупка С-400 стала символом непокорной и подрывающей "союзное единство" политики Эрдогана. Потенциальных угроз, которые это решение несет всему свободному миру и США в частности, за это время было придумано множество. В качестве основных противопоказаний выдвигались следующие тезисы: 1) нельзя сотрудничать с "ревизионистским и враждебным альянсу московским режимом"; 2) российские комплексы будет невозможно интегрировать в построенную в соответствии с натовскими стандартами ПВО; 3) посредством коварной продажи С-400 русские смогут собрать информацию о поставленных в Турцию F-35 и даже – о ужас! – поделиться этой информацией с Китаем.
Последнее опасение, конечно, имеет определенный смысл, но в этом случае американским военным стоило порекомендовать не появляться на F-35 вблизи российских границ (а во время "евротуров" они уже залетали в Прибалтику и предлагаются к продаже Польше и Финляндии), Китая (уже поставлены Корее и Японии, а также находятся на близлежащих американских базах и десантных кораблях) и вообще мест, где развернуты на дежурстве С-400. Что до вопросов интеграции, Индию, эксплуатирующую собственную, европейскую, израильскую, американскую и российскую технику, при покупке С-400 этот вопрос не смутил.
Очевидно, что Эрдогана просто хотят наказать за крупную сделку с Россией. Особенно возмутительно с точки зрения США, что контракт осуществляется в условиях, когда Вашингтон стремится посредством масштабной программы вторичных санкций (в первую очередь по закону CAATSA) затруднить военно-техническое сотрудничество Москвы с кем-либо. В качестве назидания было решено отказать Анкаре в главной статье американо-турецкого ВТС и важнейшей "общесоюзной" программе - истребителе пятого поколения F-35.
Более масштабного объекта для санкций в военной области действительно не найти. Турция – крупнейший покупатель F-35 в НАТО: для замены F-16 планировалось приобрести 100 истребителей "сухопутной" модификации F-35A, а для достраивающегося десантного корабля Anadolu планировалось купить F-35B с укороченным взлетом и вертикальной посадкой. Кроме того, в Турции ведется производство отдельных узлов самолета в рамках подключения промышленности стран-партнеров к общей программе, и планировалось открытие европейского сервисного центра двигателей F-135.
Несмотря на серьезные убытки (общие траты Анкары на программу F-35 могли бы составить до $25 млрд), Вашингтон твердо настроен заблокировать поставку истребителей, запланированную на конец этого года. Множество резких заявлений американских политиков и высокопоставленных военных вкупе с уже принятыми и находящимися на рассмотрении законодательными инициативами не оставляют пространства для маневра. C 1 апреля официально приостановлены поставки в Турцию связанного с F-35 оборудования и сворачивается совместная работа по производству.
Правда, пока турецкие летчики и техники продолжают обучение в международном учебном центре на авиабазе Люк в США - запреты касаются физической поставки "железа", а выгонять домой студентов, обучение которых оплачено, оснований нет. Впрочем, есть информация, что их подготовка ведется формально, близко к уровню взлет–посадка. Для тренировки они используют четыре F-35A, которые номинально хотя и переданы ВВС Турции, но их просто не дадут вывезти из США – конгресс вполне может принять такое решение. Кроме четырех готовых еще два оплаченных турецких самолета находятся в постройке, и из заводских ворот они, вероятно, отправятся на стоянку в ангар – все же о конфискации пока речи не идет.
США предстоит понести неприятные, но, конечно, терпимые финансовые потери и определенные производственные затруднения. По оценкам главы программы F-35 в Пентагоне вице-адмирала Матиаса Винтера, прекращение поставок турецких узлов вызовет задержку в сдаче 50-75 машин на два-три месяца в течение ближайших двух лет. Учитывая планируемые в этот период темпы производства (140–170 машин в год), негативный эффект не настолько страшный. Несмотря на поощрение партнеров распределением производства, американцы, разумеется, сохраняют возможность выпускать F-35 полностью Made in USA. В каком-то смысле освобождение сотни истребителей в плотном производственном плане открывает и новые возможности, в частности, теперь можно предложить более ранние поставки таким потенциальным покупателям, как Польша, ОАЭ, Сингапур.
Для Турции ситуация куда серьезнее - она лишилась замены станового хребта своих ВВС. В разработке находится собственный истребитель нового поколения, создаваемый при помощи Великобритании по программе TF-X. Однако, во-первых, результата придется ждать еще долго, а во-вторых, США могут затруднить создание этой машины - ВПК западных стран связаны так плотно, что без американских компонентов обойтись трудно. Да и вряд ли Вашингтон откажет себе в удовольствии вставить палки в колеса турецкому проекту. Выхода у Эрдогана, по большому счету, только два - сотрудничество с Китаем или Россией. КНР может предложить находящийся в разработке, как считается, ориентированный на экспорт истребитель J-31. Столь масштабная имиджевая победа очень пойдет ему на пользу. Однако степень готовности машины неизвестна - испытания хоть и идут шесть с половиной лет, но, похоже, очень низкими темпами.
Альтернативой может стать укрепление связей с Москвой. Су-57 "другу Эрдогану" вряд ли продадут, но Су-35 - вполне могут, крупными партиями и в довольно сжатые сроки. А это машина уже без детских болезней и близкая по возможностям к истребителям пятого поколения. Разумеется, подвижки в этом направлении вызовут еще большее раздражение Вашингтона, и тут уже дело может дойти до повторения французского сценария 1966 года с фактическим выходом из альянса (формально Париж тогда не покинул "политические институты" НАТО, но что такое членство в военном союзе без участия в военных его компонентах?).
Но тут все зависит от чисто политических планов склонного к резким маневрам турецкого президента, масштабов разрыва с США, на который он готов пойти, и того факта, что и он невечен. Москва тем временем может спокойно наслаждаться наблюдением за распрями в террариуме единомышленников, да еще и получая с этого прямые финансовые дивиденды.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 19.04.2019
Рабочий график первого президента 19.04.2019
Председатель Сената Д.Назарбаева принимает участие в мероприятиях МПА СНГ 19.04.2019
Н.Нигматулин принял британского министра по делам Европы и Америки А. Данкана 19.04.2019
Встреча с профсоюзами и многодетными семьями: как проходит рабочая поездка Правительственной группы в Карагандинской области 19.04.2019
Азат Перуашев повторно предложил Правительству провести 100-летие Казахской Республики, аргументировав возвращение исторического названия 19.04.2019
В Алматы рассмотрели ход реализации социальных программ Елбасы 19.04.2019
Депутаты-аграрии выработали Рекомендации по повышению доступности финансирования субъектов АПК 19.04.2019
Аскар Жумагалиев: "Опыт проекта "Smart Aqkol" нужно расширять" 19.04.2019
В преддверии съезда "Ак жола" два выдвиженца (из Тараза и Усть-Каменогорска) записали видеообращения к однопартийцам с просьбой поддержать их кандидатуру 19.04.2019

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
21.04.19 Воскресенье
74. РАИСОВ Толеген
71. ПЛЯЦУК Владимир
70. ХАЛИЛА Абдилак
66. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
66. ТОБАЯКОВ Бахытжан
62. БАДАНОВ Мейрам
62. ЖАРКЕНОВ Аскар
62. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
60. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
57. МУКАТОВ Кажгалей
56. ТОТАЕВ Бауржан
56. ЯБРОВ Владимир
55. АБДРАХМАНОВ Кайрат
53. АКУЛОВ Григорий
46. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.19 Понедельник
80. ТАМПАЕВ Ян
73. АДИЛБАЕВ Жумадил
73. ОГАЙ Евгений
71. МОЛДАКЫНОВ Такен
70. ИТПАЕВ Марс
69. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
69. КУЛМАХАНОВ Амир
67. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
66. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
65. СОРОКИН Александр
64. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
61. ДЖАНБУРШИН Ербулан
61. ХАЛИМОВ Мэлсат
59. БИЖАНОВ Керимжан
59. КАРИМОВ Ермек
...>>>
23.04.19 Вторник
83. БАЙМУХАМЕТОВ Сергазы
83. ЖАКИПБЕКОВ Сабет
77. ГИЛЬМАНОВ Мурат
61. БАЛЖАНОВ Аскар
60. ИРСАЛИЕВ Серик
59. УМУРЗАКОВ Берик
58. АЛИАСКАРОВ Турысбек
57. СМАГУЛОВ Мейрам
56. БАБАЕВ Ислам
55. АРИПБАЕВ Нурлан
53. КЕСЕБАЕВА Балаим
53. СУЛТАНКУЛОВ Ерик
48. КАРИМБАЕВ Даулет
47. БЕГИМБЕТОВ Ергали
36. МАХАЕВ Дастан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz