Галина Дудина, "Коммерсант", 1 июня
Подведя итоги выборов в Европарламент, страны-члены ЕС вступили в соперничество за руководящие посты в самом влиятельном региональном интеграционном объединении. Согласование кандидатов на пять ключевых позиций будет непростым - придется учитывать интересы всех 28 стран ЕС. При этом времени остается немного: списки кандидатов должны быть готовы к саммиту Евросоюза 20 июня. В Москве за этой "битвой" европейских стран следят отстраненно. Как пояснил постпред РФ при ЕС Владимир Чижов, курс в отношении России как определялся не коллективным Брюсселем, а отдельными странами-членами объединения, так и будет ими определяться. Открывающаяся в Брюсселе ярмарка вакансий - главная политическая тема недели в европейской политике. На кону - пять основных портфелей. Их получат те, кто сменит Жан-Клода Юнкера на посту председателя Еврокомиссии (его можно сравнить с "премьер-министром ЕС"), Дональда Туска во главе Европейского совета (он среди прочего курирует европейские саммиты), председателя Европарламента Антонио Таяни, главу Европейского центрального банка (ЕЦБ) Марио Драги, а также Федерику Могерини - верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности. В 2014 году, перед прошлыми выборами в Европарламент, можно было подумать, что во главе Еврокомиссии - как это бывает после национальных выборов - встанет кандидат от победившей на голосовании партии. В тот раз так и вышло: ключевой пост занял лидер европейских правоцентристов, экс-премьер Люксембурга Жан-Клод Юнкер. По той же логике ему на смену теперь должен был прийти немец Манфред Вебер от Европейской народной партии, сохранившей первенство в Европарламенте по итогам голосования 23–26 мая. Эту схему сейчас поддерживают парламентарии и лично канцлер ФРГ Ангела Меркель. Но в европейском законодательстве формулировки по этому вопросу весьма расплывчаты: Евросовет должен предложить Европарламенту кандидата на пост председателя Еврокомиссии, "принимая во внимание выборы в Европарламент и проведя необходимые консультации". Учитывая, что крупнейшие центристские партии в Европарламенте потеряли контроль над большинством голосов (см. "Ъ" от 28 мая), а позиция Берлина не всем в ЕС кажется убедительной, ясно, что будут рассматриваться и другие варианты. Особенно категорично выступает президент Франции Эмманюэль Макрон, у которого на этот пост есть свой кандидат - главный переговорщик по "Брекситу" от ЕС француз Мишель Барнье. Господин Макрон предлагает сперва прописать политическую программу для руководства ЕС, а потом уже найти людей, готовых ее реализовывать. В результате Дональд Туск на правах "старосты" объявил по итогам прошедшего на этой неделе саммита ЕС: автоматизма в назначении нового главы Еврокомиссии не будет, а список кандидатов нужно будет согласовать и подготовить к следующему саммиту 20 июня. Мы здесь собрались не для того, чтобы выбрать "Мистера Европа" или "Мисс Европа", а чтобы обозначить профиль кандидатов, которых мы хотели бы видеть во главе Еврокомиссии и на других постах",- объяснил по итогам прошедшего саммита премьер Люксембурга Ксавье Беттель. Требования к кандидатам действительно должны учитывать целый ряд параметров. Во-первых, итоги выборов в Европарламент и распределение голосов среди представителей различных политических групп (для утверждения в должности нужно одобрение со стороны депутатов). Во-вторых, вес должности (глава Еврокомиссии важнее, чем глава ЕЦБ или внешнеполитической службы ЕС). В-третьих, пол кандидата: сейчас из пяти портфелей один - у итальянки Федерики Могерини, но все согласны, что хорошо бы наконец увидеть даму и в тройке лидеров ЕС. В-четвертых, география: кандидаты должны устроить как богатые страны севера Европы, так и менее зажиточный юг, а также представлять "старых" западноевропейских членов и "новых" восточноевропейских. В-пятых, на должность руководителя ЕЦБ надо все-таки назначить человека компетентного, имеющего опыт управления финансами, поэтому этот портфель официально не привязывают к пакетному соглашению, но держат в уме. Наконец, торг надо вести с оглядкой на будущий расклад в Еврокомиссии, где каждая страна к ноябрю получит один портфель. При всем этом, по словам Эмманюэля Макрона, Евросоюзу нужны "сильные руководители, лучшие, компетентные, харизматичные, которые будут пользоваться поддержкой большинства". Учитывая многоступенчатую систему принятия решений, в числе вероятных кандидатов на пост главы Еврокомиссии помимо Манфреда Вебера и Мишеля Барнье называют еврокомиссара по конкуренции датчанку Маргрете Вестагер и первого заместителя главы Еврокомиссии социал-демократа Франса Тиммерманса (Нидерланды). Окончательное решение за Европейским советом и Европарламентом: будущий "премьер Евросоюза" должен получить поддержку минимум 15 лидеров стран ЕС, а затем 376 евродепутатов. "Нельзя исключать и того, что на одном из этапов первый кандидат не будет одобрен, и тогда на сцене может появиться политик, не фигурировавший ранее в списке",- отметил в связи с этим один из собеседников "Ъ" в структурах ЕС. От людей, занимающих ключевые посты в ЕС, зависит многое. Но, например, в том, что касается отношений с Россией, эксперты изменений не ждут. Диалог с Москвой не станет кардинально иным раньше, чем качественные изменения произойдут на российско-украинском треке. Напомним, среди уходящих европейских лидеров открытость к диалогу демонстрировал Жан-Клод Юнкер - в 2016 году он даже принял участие в Петербургском международном экономическом форуме. Кроме того, в Восточной Европе критиковали пять лет назад и Федерику Могерини - за якобы активное налаживание контактов с РФ в условиях украинского конфликта. Однако решения по России в конечном счете принимали не они и не глава Евросовета Дональд Туск (бывший премьер Польши, которому было бы что предъявить Москве), а лидеры государств-членов сообща. Эту мысль в четверг высказал постпред РФ при ЕС Владимир Чижов, заявивший: "По большому счету внешнеполитический курс Евросоюза как определялся его странами-членами, так и будет ими определяться. А разделение стран-членов на крупные и влиятельные и некрупные и менее влиятельные никуда не делось". Какие рекомендации по улучшению отношений между Москвой и Брюсселем представила Экспертная группа ЕС-Россия "Пять лет, которые вновь назначенные политики проведут на своих местах,- это значительный промежуток времени, который попадет и на президентские выборы в России 2024 года. И с долгосрочной точки зрения, конечно, важно, кто будет во главе ЕС, насколько они будут готовы разговаривать и искать компромисс, когда для этого откроется возможность,- заявила "Ъ" доцент кафедры европейских исследований СПбГУ Татьяна Романова.- Но пока что назначение того или иного политика на ключевые должности может иметь для диалога с Москвой только тактическое значение: где-то они могли бы смягчить риторику, на что-то закрыть глаза, внести в черный список двоих, а не пятерых новых фигурантов… Глобально в Евросоюзе давно уже сложился некий консенсус по России, который в ближайшее время едва ли изменится". "Никакого долгосрочного плана взаимодействия у Брюсселя с Москвой пока нет - есть требование сперва выполнить минские договоренности,- напомнила эксперт и добавила: - Более того, нет и стремления такой план выработать, потому что в Брюсселе, как и в Москве, считают, что время на их стороне. И поэтому откладывают принятие какого-либо стратегического решения". |