Дмитрий Юрьев, vz.ru, 20 июля
20 июля, День Человека на Луне – вторая величайшая дата в истории человечества после 12 апреля, Дня Человека в Космосе. 50-летний юбилей Прилунения пролетел, почти не замеченный на просторах этих наших интернетов. Да и в офлайне как-то все прошло незаметно. Если спросить сейчас диванных экспертов, почему забыли о таком эпохальном событии, то ответят, скорее всего, двояко: "какое нам дело до этих америкосов" (вариант 1) и "никто никуда не летал" (вариант 2). Я лично так думаю: это событие (два таких ответа на вопрос о полете человека на Луну) сравнимо по важности и эпохальности с самим полетом на Луну, а также с полетами в космос и со всем мировым прогрессом. Начнем с "этих америкосов". Устойчивая в определенных кругах формула "советская власть ничего не сообщила советскому народу о великом успехе США" не соответствует действительности вообще никак. Через год после подавления "Пражской весны", в разгар противостояния с "империалистическим режимом Никсона", на фоне очевидного для всех (в том числе для советских людей) поражения СССР в "лунной гонке" центральная печать информировала о ходе полета "Аполлона-11" ежедневно, не упуская подробностей (в том числе на первых полосах). Не было прямой трансляции высадки – но по телевизору ее показывали. Интонация комментариев об американцах на Луне в советских газетах (в 1969 году я еще за этим не следил, но года с 1971-го наблюдал внимательно) была вполне определенной: смелые (мужественные, храбрые) американские астронавты; общий успех человечества; слишком опасно, непонятно, чем все закончится; а вот какие были неполадки (большой перечень – потому что режим секретности у американцев тогда был несравнимо меньшим, чем у нас). В общем, к США как-то не очень, а отдельно взятым парням в скафандрах – респект, оценка события – всечеловеческая, "продолжатели подвига Гагарина". Совершенно не случайно всего лишь через шесть лет со дня Прилунения Алексей Леонов и Том Стаффорд пожали друг другу руки в переходном отсеке между "Союзом-19" и "Аполлоном": в символическом плане протянуть друг другу руки в космосе было проще всего, потому что именно в космосе два "потенциальных противника" относились друг к другу наиболее уважительно, а к успехам друг друга – с наибольшим доверием (кстати, совершенно не случайно и то, что сегодня, в ситуации краха российско-американских отношений, космос пока еще остается для двух стран единственной заповедной территорией партнерства). Не случайно – потому что 60-е годы XX века стали высшей точкой того "прогресса Человечества", о котором мечтали утописты и фантасты предшествующих веков и десятилетий, обожествившие знание, науку и, собственно, прогресс. В "прогрессоцентричной" картине мира, как выяснилось позже (и о чем предупреждали раньше), зияли колоссальные прорехи – и потому ожидания оказались чрезмерно завышенными. Но результаты научно-технического прогресса тоже были совершенно колоссальными – и реальными. И все они – прорывы в науке, в технике, в стремлении к звездам – были бы невозможны без доверия к Слову. К информации – как научно-технической, так и к массовой. Без общественного договора, подразумевавшего взаимное признание правды (с допустимыми отклонениями политического и иного характера), здание человеческой цивилизации нельзя было бы построить. Маргиналы становились на пути прогресса всегда. "Картофельные бунты", восстания против обязательного оспопрививания, непризнание результатов палеонтологических исследований, фанатичный буквализм в понимании "шести дней Творения", равно как и антирелигиозный фанатизм революционеров – все это наносило ущерб, иногда сокрушительный, но по ходу прогресса все дальше вытеснялось за скобки человеческой истории. Просвещение сметало невежество на своем пути. Объяснять, что случилось потом – после отказа США от продолжения лунной программы, после отказа СССР от космической экспансии, а вскоре – и от своего существования, а главное – после того, как идея прогресса окончательно извратилась и превратилась в идею комфорта/потребления, – можно долго. Здесь давайте просто констатируем: человечество постепенно идет к окончательному отказу от общественного договора о признании правды (пусть даже и с поправками). Смешная и диковинная секта "налунунелетальщиков", первоначально возникшая "по месту старта", в США, долго проходила по разряду уродцев из кунсткамеры – всяких там "плоскоземельщиков", "шестидневщиков" и "антипрививочников". Но сегодня налунунелетальные идеи распространяют с экранов российского телевидения вполне себе легальные политологи, публицисты и даже один председатель комиссии Совета Федерации по информационной политике и средствам массовой информации. Самое дикое – что в "интеллектуальной" соцсети Facebook этот бред истово и массово поддерживают совершенно вменяемые, образованные люди, в том числе гордые собой физики шестидесяти (примерно) годов от роду. Их совершенно фантасмагорические доводы (а где теперь технологии полета на Луну? – да, блин, там же, где технологии строительства флота Чжэн Хе в Китае начала 1400-х годов, этих корабликов с водоизмещением не менее 20000 тонн!) ничем не отличаются от доводов в пользу плоской Земли (посмотрите, если сесть на землю, то никуда не покатишься, значит, она плоская!), полой Земли (а эта идея самому Гитлеру нравилась!) или приоритетной нормальности сексуальных извращений. И – что самое страшное – иммунитет к зубодробительному невежеству тает с огромной скоростью не только в общероссийских, но и в планетарных масштабах. Это и всемирный бескрестовый поход гендерастов (гендорасов?), размалывающий в щепки биологическую природу человечества. Это и наш российский неосоветизм, с небывалым бесстыдством отказывающий в признании вопиющей к небу правды миллионов жертв тиранического сталинского режима. Это и либеральная ползучая реабилитация нацизма, отрицающая неопровержимый подвиг нашего воинства, роль народа (и руководства) СССР в сокрушении армии сил зла. Поэтому давайте вспомним трех американцев. Трех землян. Вот они – Нил Армстронг. Вообще-то он не совсем похож, но на этой фотографии очень похож на Гагарина. Его нет с нами уже семь лет. Он тогда загадал наблюдателям загадку: почему в своей самой знаменитой фразе – "That’s one small step for [a] man" (Это один маленький шаг для человека) – он пропустил артикль "а" (оказалось, что именно в этот момент он спрыгнул (задом) с лесенки, не доходящей до поверхности на 25 сантиметров, и артикль попросту проглотил). А вот – Майкл Коллинз, он жив. И до Луны он не долетел – ждал коллег на орбите. А вот – Эдвин Базз Олдрин, пилот лунного модуля. Так получилось, что в основном снимки на Луне запечатлели его (фотографировал Армстронг). Он, кстати, будучи пастором (или чем-то вроде этого) своей баптистской общины, первым делом – после прилунения – отслужил на Луне мессу. Тоже еще с нами. Вот они, эти парни. Настоящие, живые люди. Посланцы человечества. Свидетели того, что земляне на Луну летали. И еще слетают – если безумие невежества не поглотит их. |