NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (август 2019)
Вам какой президент больше нравится?








Поиск  
Суббота 21.09.2019 07:38 ast
04:38 msk

Мажилис приступил к работе над новыми законопроектами в соответствии с задачами Послания Президента
Предваряя вопросы повестки дня, Н.Нигматулин акцентировал внимание депутатского корпуса на приоритетах, обозначенных Главой государства Касым-Жомартом Токаевым в Послании народу Казахстана, с которым Президент страны выступил на открытии сессии
05.09.2019 / политика и общество

Нур-Султан, 4 сентября, Дом Мажилиса

Сегодня под председательством Спикера Палаты Нурлана Нигматулина состоялось первое в пятой парламентской сессии пленарное заседание Мажилиса.
Предваряя вопросы повестки дня, Н.Нигматулин акцентировал внимание депутатского корпуса на приоритетах, обозначенных Главой государства Касым-Жомартом Токаевым в Послании народу Казахстана, с которым Президент страны выступил на открытии сессии.
- Конкретные задачи, поставленные в Послании Президента страны Касым-Жомарта Кемелевича Токаева, определяют основные акценты работы и в законодательном поле. В новой сессии нам, депутатам Мажилиса, предстоит усилить свою работу для качественного законодательного обеспечения практической реализации положений Послания. И все это, безусловно, станет эффективной основой для дальнейшего осуществления Стратегии развития страны, разработанной Первым Президентом Казахстана-Елбасы Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым, - подчеркнул Председатель Мажилиса.
Как напомнил Нурлан Нигматулин, депутатам предстоит законодательно поддержать модернизацию бюджетной и налоговой систем, вместе с Правительством и Счетным комитетом обеспечить эффективность использования бюджетных средств.
По словам Спикера Мажилиса, депутатский корпус обратит особое внимание на упорядочение процесса государственных закупок, окажет законодательную поддержку реформе судебной и правоохранительной систем.
Необходимо будет принять поправки в законодательство по ужесточению наказания за сексуальное насилие, педофилию, распространение наркотиков, торговлю людьми и другие тяжкие преступления против личности, в особенности, детей, а также за браконьерство.
- Президент поставил перед нами задачу совместно с Правительством разработать механизм эффективного использования земельных ресурсов. Мы должны будем принять законы, направленные на развитие "цифровой экономики", развитие инфокоммуникационной инфраструктуры нашей страны. Впереди у нас работа над новой редакцией Экологического кодекса, - сказал Нурлан Нигматулин.
Кроме того, Председатель Мажилиса подчеркнул, что, как и прежде, вся законотворческая работа Палаты будет проходить в режиме открытости, при конструктивном взаимодействии как с представителями гражданского общества, так и со средствами массовой информации.
Нурлан Нигматулин также акцентировал внимание и на том, что с этой сессии на сайте Мажилиса в режиме онлайн будут вестись прямые трансляции не только всех пленарных заседаний, но и заседаний рабочих групп, комитетов и презентаций по обсуждению общественно значимых законопроектов.
- Как видите, перед нами стоят большие, серьезные задачи, и мы должны оперативно ими заняться, - отметил Спикер Мажилиса.
Повестка дня первого пленарного заседания Палаты созвучна новым президентским приоритетам.
Сегодня депутаты Мажилиса взяли в работу проект конституционных поправок в Конституционный закон "О Международном финансовом центре "Астана".
В Мажилис поступили и подготовленные Правительством проекты главных финансовых документов страны. Это проекты законов: "О республиканском бюджете на 2020-2022 годы", "О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2020-2022 годы" и "Об объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами городов республиканского значения, столицы на 2020 – 2022 годы".
В пакете поступивших в Мажилис проект закона с сопутствующими поправками "О статусе педагога", законодательные новшества по вопросам труда, туристской деятельности, а также противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Среди новых законопроектов и блок ратификационных актов, касающихся, в частности, аренды комплекса "Байконур", его газоснабжения, а также сотрудничества по противодействию экстремизму, в борьбе с незаконной миграцией и др.
На пленарном заседании после обсуждения Палата одобрила ратификационный законопроект – Соглашение Казахстана с Арменией о сотрудничестве в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В завершение пленарного заседания парламентариями сделан ряд депутатских запросов в адрес государственных органов. Их озвучили К.Султанов, Б.Оспанов, М.Казбекова, М.Магеррамов, Т.Сыздыков, А.Конуров.
Новая сессия в Мажилисе ознаменовалась еще одним важным событием: Мажилис переходит на латинский шрифт. Все надписи в здании и фамилии депутатов, выступающих на пленарном заседании, написаны на латинице.
***
Сегодня на пленарном заседании Мажилис по докладу ЦИКа принял постановления о досрочном прекращении полномочий депутатов Палаты Гульнар Иксановой и Бактияра Макена.
На пленарном заседании новые депутаты Мажилиса Гульшара Абдыкаликова, Нуржан Ашимбетов и Жулдыз Омарбекова принесли присягу.
И в этот день Палата избрала депутатов Мажилиса: Гульшару Абдыкаликову - председателем Комитета по социально-культурному развитию, Нуржана Ашимбетова – членом Комитета по аграрным вопросам, а Жулдыз Омарбекову – в состав Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе.

---

Депутатский запрос Казбековой М.А.
министру национальной экономики РК Даленову Р.Е.

Уважаемый Руслан Ерболатович!
На открытии 5 сессии Парламента РК 2 сентября 2019 года Глава государства Касым-Жомарт Токаев в озвученном Послании народу Казахстана подчеркнул о необходимости "Правительству системно и предметно заниматься вопросами ценообразования и тарифов… услуг естественных монополий"
В этой связи напомним, что 19 июня 2019 года фракцией "Ак жол" был оглашен депутатский запрос о незаконной деятельности АО "Астанаэнергосервис". В данном запросе мы акцентировали внимание, что многие годы деятельность данного АО ложилась необоснованной нагрузкой на потребителей. Ничего не производя, оно якобы "управляет" другими энергетическими предприятиями столицы.
Между тем, только фонд оплаты труда в этой компании составляет 600 млн.тг, оклады нескольких руководителей – до 1,5 млн тг (без учета премий и бонусов), а также офисы, служебные автомобили и т.п. И этот, с позволения сказать, "банкет" шел за счет тысяч горожан, которым через скрытые тарифы выставляли необоснованные расходы на паразитирующую структуру, вынуждая людей экономить на собственных семьях, включая расходы на детей.
Ответ на тот наш запрос был направлен 5 июля вашим заместителем с нарушениями закона "О парламенте и статусе его депутатов", т.к. согласно закону, отвечать должно лицо, которому адресован запрос.
Кроме того, в нем не содержалось конкретной информации на поставленные депутатами фракции "Ак жол" прямые вопросы.
И только сегодня, 4 сентября, в СМИ опубликована информация, что решением акима города Нур-Султан, указанное АО ликвидируется, и одно это решение сэкономит городу один миллиард тенге в год!
Именно этого, т.е. ликвидации данного посредника требовали депутаты фракции "Ак жол" в своем запросе от 19 июня т.г.
Тем самым подтверждена наша позиция о бесполезности этого АО, с 1999 года - т.е. 20 лет сидевшего на шее потребителей.
А значит, и все платежи, собиравшиеся с населения эти годы, были удержаны необоснованно и без реальной необходимости.
На основании вышеизложенного, депутаты фракции "Ак жол" повторно просят Вас:
1) Провести анализ аналогичной ситуации во всех регионах, на предмет наличия подобных компаний, ничего не производящих, но "сидящих на шее" у населения. В случае выявления таковых – ликвидировать их тоже.
2) Рассмотреть вопрос о возмещении потребителям части коммунальных платежей, шедших на содержание подобных посредников.
3) Привлечь к ответственности сотрудников вашего министерства, направивших некорректный ответ на запрос депутатов.

Депутаты фракции ДПК "Ак жол"
М. Казбекова
А. Перуашев
Е. Барлыбаев
Е. Никитинская
К. Абсатиров
Б. Дюсембинов
Д. Еспаева

---

Депутатский запрос Конурова А.О.
Премьер-министру Республики Казахстан Мамину А.У.

Уважаемый Аскар Узакпаевич!
Правительством объявлено о пересмотре национальной экспортной стратегии, рассчитанной на 2018-2022 годы. Необходимость корректировки объясняется "нынешней ситуацией на мировых рынках". Хотя эта ситуация за минувший год принципиально не изменилась.
Коммунисты отмечают, что принимаемые меры по увеличению не сырьевого экспорта пока не приносят ощутимого эффекта. В стратегии поставлена цель к 2022 году выйти на объем экспорта несырьевых товаров и услуг 31,8 миллиарда долларов. Это амбициозный план, учитывая, что по итогам прошлого года данный показатель составил 23 миллиарда долларов.
Между тем, в самой экспортной стратегии признается, что в общей массе такой продукции свыше 90% составляют промежуточные товары, преимущественно низкого передела: нефтепродукты, черные металлы, цветные металлы, уран.
Экономический эффект от такого экспорта мало чем отличается от поставок сырья и слабо работает на повышение устойчивости национальной экономики. Нарастить за три года экспорт несырьевых товаров еще на 9 миллиардов долларов вполне возможно, если за это время увеличатся производство и цены в металлургии, добыче урана и грузовой транзит. Экспортная выручка, безусловно, вырастет, также, как и отчисления в бюджет. Но повлияет ли это на увеличение устойчивости национальной экономики и новых рабочих мест? Очень ограниченно.
Обращаем внимание Правительства на то, что цель национальной экспортной политики должна заключаться не в том, чтобы нарастить общий вал поставок, а улучшить их структуру, сформировать новые источники экспортной выручки, независимые от скачков мировых цен на нефть и металлы, повысить занятость населения.
По нашим данным, за прошлый год экспорт по товарной группе "машины, оборудование, транспортные средства, приборы и аппараты" составил 719 миллионов долларов. В общем объеме отечественного экспорта данный показатель едва превышает 1%.
Для продвижения казахстанского экспорта государство выделяет на трехлетний период 500 миллиардов тенге. Между тем, весь объем экспорта товаров высокого передела составляет порядка 842 миллиарда тенге. Если сопоставить, то на поддержку ассигнуется, мягко говоря, немало. При этом правительство еще намеревается открыть за рубежом сеть торговых представительств, но нет гарантиии, что эти квазигосударственные структуры смогут найти ниши для казахстанской продукции высоких переделов.
Коммунисты призывают Правительство пересмотреть цели и задачи национальной экспортной стратегии. Оптимальный вариант – сосредоточиться конкретно на экспорте продукции средних, высоких переделов и высокотехнологичных товаров.
Нужно осознать, что реальные объемы экспорта, нуждающегося в поддержке, гораздо скромнее, и составляют не десятки миллиардов долларов, а пока что сотни миллионов. Поэтому логично было бы не "размазывать" бюджетные средства по поддержке всего экспорта, а выбрать 2-3 отрасли, где есть перспективные зарубежные рынки, мультипликативный эффект для экономики, и вывести их на качественно новый уровень. При этом помогать нужно не на стадии продаж, а еще на стадии организации производства. Если эта модель окажется рабочей, затем можно ее применять к другим отраслям, шаг за шагом расширяя круг экспорториентированных направлений. Стратегия "медленная", но это лучше, чем продолжать тратить средства на "общую" поддержку и погоню за цифрами.
Ответ на депутатский запрос просим предоставить в установленные законодательством Республики Казахстан сроки.

Депутаты фракции
"Народные коммунисты":
А. Конуров
Ж. Ахметбеков
Г. Баймаханова
В. Косарев
М. Магеррамов
И. Смирнова
Т. Сыздыков

---

Депутатский запрос Магеррамова М.М.
Премьер–министру Республики Казахстан Мамину А.У.

Уважаемый Аскар Узакпаевич!
Выступая на открытии пятой сессии Парламента Республики Казахстан Президент страны Касым-Жомарт Токаев обратил внимание на важность работы службы гражданской защиты и поручил Правительству повысить ее сотрудникам оклады в рамках средств, выделяемых на реформу МВД.
Предлагаем к поручению Президента страны рассмотреть ряд предложений, направленных на повышение деятельности структур гражданской защиты:
1) по примеру Республики Беларусь предоставить законодательное право рядовым сотрудникам государственной противопожарной службы в свободное от основной работы время трудиться на второй дополнительной работе. В настоящее время в Казахстане это законодательно запрещено;
2) сократить сроки приема на государственную противопожарную службу с шести месяцев до трех недель;
3) предусмотреть обязательным участие специалиста противопожарной службы на этапе составления проектно-сметной документации при строительстве многоквартирных жилых домов, промышленных и социальных объектов и иных зданий, предусматривающих массовое пребывание в них людей;
4) провести поэтапное обновление автопарка и зданий государственной пожарной службы, а также предметов защиты гражданской обороны;
5) снизить возраст выхода на пенсию для сотрудников спасательной службы по примеру сотрудников полиции и государственной противопожарной службы. На сегодня спасатели выходят на пенсию на общих основаниях в 63 года. Трудно представить спасателя-водолаза в 60-летнем возрасте, ныряющего кого-то спасать.
В связи с вышеизложенным, просим дать ответ на депутатский запрос письменно в установленные законодательством сроки.

Депутаты фракции
"Народные коммунисты"
М. Магеррамов
Ж. Ахметбеков
Г. Баймаханова
А. Конуров
В. Косарев
И. Смирнова
Т. Сыздыков

---

Депутатский запрос Оспанова Б.С.
министру сельского хозяйства РК Омарову С.К.

Уважаемый Сапархан Кесикбаевич!
Поводом нашего запроса послужило обращение хлопкоробов Туркестанской области по сложившейся ситуации с субсидированием хлопка-сырца.
В приказе министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 12 июля 2018 года №297 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан" говорится:
8. Выплата субсидий осуществляется при соблюдении следующих условий:
8) по хлопчатнику – 100% на 1 тонну хлопка-сырца, сданного на переработку на хлопкоперерабатывающий завод.
При этом факт реализации должен быть подтвержден в результате информационного взаимодействия информационной системы субсидирования с информационной системой электронных счетов-фактур. При этом не допускается отзыв, аннулирование и корректировка электронных счетов-фактур для получения субсидий.
По всей видимости Министерство ставило целью обеспечить загруженность отечественных хлопкоперерабатывающих предприятий сырьем, что, конечно же, очень правильно, так как большую часть казахстанского хлопка-сырца покупают компании-трейдеры. Отечественные хлопкоперерабатывающие предприятия не могут "освоить" весь объем казахстанского хлопка.
Практика 2018 года показала, что из произведенных 225 тыс. тонн хлопка-сырца наши заводы купили у крестьян напрямую около 25 тыс. тонн. Поэтому из заложенных в бюджете 2,7 млрд. тенге на субсидирование производства хлопка-сырца было освоено лишь 300 млн. тенге, т.е. просубсидированы 25 тыс. тонн.
До того, как попасть на переработку хлопок проходит сортировку и подготовку на хлопкоприемном пункте, что оптимально и с учетом логистики. Кроме того, необходимо учесть, что большинство крестьян имеют маленький объем производства, им выгоднее сдавать хлопок на хлопкоприемный пункт, который расположен в непосредственной близости к его полю. Вместе с тем, надо отметить, что компании-трейдеры, покупая хлопок-сырец, полностью перерабатывают его на казахстанских хлопкоперерабатывающих предприятиях. Так, как вести хлопок сырец на экспорт экономически нецелесообразно. Как мы видим, вся логистическая цепь "производство-транспортировка-переработка" хлопка-сырца находится в Казахстане и потому рисков, что хлопок-сырец вывезут на переработку за пределы нашей страны, не существует совсем.
Таким образом, весь казахстанский хлопок-сырец будет переработан на казахстанских хлопкоперерабатывающих предприятиях.
Учитывая вышеизложенное, предлагаем изложить абзац 8) пункта 8 приказа министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 12 июля 2018 года №297 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан" в следующей редакции: "по хлопчатнику – 100% на 1 тонну хлопка-сырца, сданного на хлопкозаготовительный пункт или хлопкоперерабатывающий завод".

Депутаты Мажилиса Парламента
члены Фракции партии "Nur Otan"
Б. Оспанов
Б. Жилкишиев

---

Депутатский запрос Сыздыкова Т.И.
Премьер-министру Республики Казахстан Мамину А.У.

Уважаемый Аскар Узакпаевич!
Мы всецело поддерживаем курс Главы государства Касым-Жомарта Кемеловича Токаева, озвученный в Послании народу Казахстана, на гармонизацию экономических, политических, социальных процессов в ходе движения к Обществу Всеобщего Труда, духовного возрождения общества. Пришло время, опираясь на реальные достижения в экономике, высокий международный рейтинг страны, предметно заняться решением внутри политических задач, вырабатывать системные меры по повышению качества жизни населения, расширять участие гражданских институтов, представляющих различные слои общества в принятии управленческих решений и реализации их, что, в полной мере, отвечает интересам дальнейшего развития и процветания страны, утверждению атмосферы высокого доверия между населением и властью.
Возглавляемое Вами Правительство проводит серьезную работу по преодолению инерции мышления и действий, сложившихся в трудные годы становления нашей государственности, исправлению ошибок и перекосов, допущенных в ходе трудного процесса становления, как по объективным, так и по субъективным причинам.
Конечно, это еще начало пути. Многие проблемы ждут своего решения.
В связи с этим, коммунисты видят необходимость возврата к проблемам обустройства переселенцев, возвратившихся на историческую Родину из стран ближнего и дальнего зарубежья, особенно на заре перестройки, по приглашению государства.
Знакомство с положением дел в ходе летней встречи с населением в поселке Красный Яр Акмолинской области подтверждают эту мысль.
Во-первых, "потемкинская деревня" с красивым названием "Нурлы Кош" не отвечает элементарным строительным стандартам, даже с учетом самых "южных" вариантов проекта, каким-то образом "прописавшихся" на самом севере страны. Во многих строениях тонкие стены, искусно замаскированные гипсокартонном и другими материалами, посажены на грубую имитацию фундаментов. Трещины вдоль и поперек стен не только не хранят тепло семь холодных северных месяцев, но и опасны для проживания. Под завалами могут оказаться целые семьи. Ежегодные косметические ремонты самих жителей – "Сизифов труд". По большому счету, эти "скворечники" не пригодны для жилья. Жители возмущены тем, что за такие, с позволения сказать "удобства", с них требуют, помимо высоких коммунальных услуг, не малые средства за аренду. До сих пор не найдены варианты передачи их в собственность вместе с земельными участками, что позволило бы вкладывать собственные средства на строительство, ремонт, обустройство домов.
Кроме того, существуют не менее важные, сопутствующие проблемы инфраструктурного характера: в поселке нет детского сада, школы, состояние дорог не всегда позволяет своевременно доставлять детей в с. Красный Яр, большая часть поселка не подключена к центральным отоплению и канализации.
Среди населения активно муссируются слухи, что средства, выделенные на строительство этого поселка из республиканского бюджета, элементарно "отмыты" недобросовестными строителями и коррумпированными чиновниками. Для опровержения трудно найти аргументы, потому что деревня, в котором жить невозможно, но надо, 20 лет назад принята, надо полагать, правительственной комиссией, вполне возможно, под фанфары вручены ключи и ордера жильцам.
Уважаемый Аскар Узакпаевич! По имеющейся у нас информации, такие проблемы имеют место и в других регионах. Поэтому считаем уместным предложить создать специальную Правительственную комиссию по рассмотрению этого вопроса и выработки мер для кардинального их решения. Согласны принять участие в ее работе.
Виновных найти сейчас, наверное, будет не легко. Как говорил поэт: "Иных уж нет, а те далече…".
Но, на наш взгляд, в контексте развернувшейся серьезной борьбы с коррупцией, крайне важно определить и обнародовать тех чиновников, которые утвердили и разрешили заведомо непригодный для северных зон проекты поселков, контролировали ход строительства и приняли эти объекты, установить их ответственность в соответствии с действующим законодательством.
При этом, необходимо учесть, что ими, помимо серьезных внутренних проблем, нанесен серьезный политический ущерб стране, приглашающей соотечественников, оказавшихся за рубежом по различным причинам, вернуться на историческую родину.
Ответ о принятых мерах просим представить в письменном виде в сроки, определенные законодательством.

Члены фракции "Народные коммунисты":
Сыздыков Т. И.
Ахметбеков Ж. А.
Баймаханова Г. А.
Конуров А. О.
Косарев В. Б.
Магеррамов М. М.
Смирнова И. А.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Токаев предложил отказаться от понятия "оралман" 20.09.2019
В Правительстве подвели промежуточные итоги реализации Плана нации "100 конкретных шагов" 20.09.2019
Премьер-Министр РК Аскар Мамин провел заседание совета директоров АО "НУХ "Байтерек" 20.09.2019
В Мажилисе презентован законопроект "О статусе педагога" 20.09.2019
Дарига Назарбаева провела ряд двусторонних встреч с представителями лидеров мировых и традиционных религий 20.09.2019
Алматы должен стать полноценным метрорегионом на 5 млн человек 20.09.2019
Почему граждане Казахстана не хотят изучать казахский язык? 20.09.2019
Указ Президента Республики Казахстан от 10 сентября 2019 года №151 19.09.2019
Указ Президента Республики Казахстан от 10 сентября 2019 года № 152 19.09.2019
Нурсултан Назарбаев принял заместителя Председателя Ассамблеи народа Казахстана Жансеита Туймебаева 19.09.2019

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
21.09.19 Суббота
82. ФЕДОРОВ Анатолий
78. САЗАНОВ Сатыбалды
74. ДОСМАНБЕТОВ Бакберген
73. КОБЦЕВ Алексей
71. УРМУРЗИНА Кама
69. СЕИТОВ Айтбай
68. ТАЛАСПЕКОВ Жомарт
68. ТАЛАСПЕКОВ Кадыл
68. ТАСБУЛАТОВ Абай
65. САТТЫБАЕВ Каир
64. ЕНСЕГЕНОВ Амангельды
64. КОЖАКОВ Асан
64. ТУРДАХУНОВ Мухамеджан
62. НУРПЕИСОВ Кайрат
61. АУБАКИРОВ Савет
...>>>
22.09.19 Воскресенье
91. УРУМОВ Тамерлан
67. КАРАГОЙШИН Калиулла
66. АБДРАХИМОВ Урал
66. НИКИТИНСКИЙ Евгений
63. АХМЕТОВ Жасулан
63. СОЛТАНБАЕВ Хасен
62. НУРИМАНОВ Максут
60. АМИРБЕКОВ Шарипбек
56. НУРМУХАНОВ Жуматай
54. ДЖУМАДИЛЬДАЕВ Ануар
53. БОРАНБАЕВ Кайрат
51. КАЛАНОВ Алишер
49. ТУЛЕПБАЕВ Самат
48. ШАЙМЕРДЕНОВ Асылхан
47. АКТАНОВ Канат
...>>>
23.09.19 Понедельник
77. КОПАБАЕВ Омрали
73. БЕКМАГАМБЕТОВ Мурат
71. СКРЫЛЬ Анатолий
70. ЖАНТЫЛЕУОВ Нурбай
69. ДЕЙХИН Николай
69. ПАКИРДИНОВ Мухамеджан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Насиполла
65. ПОЛИТКИН Николай
62. ДЕМЕУОВ Марат
60. АБДИКУЛОВ Таугазы
58. АРЫН Ерлан
58. АРЫН Нурлан
57. ЕРЕЖЕПОВ Болат
57. МОЛДАБАЕВ Саркытбек
57. ШАЛГИМБАЕВ Камбар
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz