NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (сентябрь 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (август 2019)








Поиск  
Четверг 17.10.2019 22:56 ast
19:56 msk

Мажилис одобрил проекты новых законов
На пленарном заседании Мажилиса под председательством Спикера Палаты Нурлана Нигматулина одобрен ряд новых законопроектов. В I чтении "добро" депутатов получили законодательные поправки по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации
03.10.2019 / политика и общество

Нур-Султан, 2 октября, Дом Мажилиса

Сегодня на пленарном заседании Мажилиса под председательством Спикера Палаты Нурлана Нигматулина одобрен ряд новых законопроектов.
В I чтении "добро" депутатов получили законодательные поправки по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации.
Широкое обсуждение получили вопросы, предусматривающие, в частности, повышение контроля за исполнением мобилизационного задания и заказа государственными органами и предприятиями частного сектора.
По мнению Председателя Мажилиса Нурлана Нигматулина не правильно то, что механизмы контроля за госорганами и предприятиями подробно прописаны, тогда как в отношении частного сектора четкие механизмы не предусматриваются.
- Должен быть не просто профилактический, а полноценный, действенный контроль. И каждый предприниматель, который идет в сферу мобилизационной подготовки (а это равно национальной безопасности), должен понимать, что очень серьезная зона ответственности. Да, наверное, можно согласиться с тем, что порядок контроля должен быть расписан в договоре между государственным органом и конкретным исполнителем заказа. Но здесь должен быть подход по-армейски четкий – все должны, что называется, шагать в ногу, когда касается вопроса исполнения обязательств по мобилизационному заданию или заказу, и государственные, и частные организации, - сказал Нурлан Нигматулин.
Как отметил Председатель Мажилиса, говоря о разработке типового договора, в документе должен быть подробно расписан порядок контроля. Разрабатываться и утверждаться этот договор должен уполномоченным органом, то есть Министерством национальной экономики.
- Эту компетенцию нужно закрепить в рассматриваемом законопроекте, - резюмировал Нурлан Нигматулин, обратив внимание на необходимости доработать этот вопрос до второго чтения.
Законопроектом предусматривается внедрение новых подходов к обеспечению своевременного освежения государственного материального резерва. В частности, вводится освежение материальных ценностей пунктами хранения и передача материальных ценностей на баланс других госорганов на безвозмездной основе.
Функции по поставке, хранению и освежению лекарственных средств и изделий медицинского назначения предлагается передать уполномоченному органу в области здравоохранения и единому дистрибьютору.
На пленарном заседании депутаты одобрили ратификационный законопроект – Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий.
Как отметил Спикер Мажилиса, для обеспечения информационной безопасности необходимо международное сотрудничество.
- Буквально на прошлой неделе на заседании Совета Безопасности под председательством Первого Президента Казахстана-Елбасы Нурсултана Абишевича Назарбаева были рассмотрены вопросы обеспечения информационной безопасности нашей страны. И Елбасы особо подчеркнул важность международного сотрудничества в этой сфере. Действительно, характерной особенностью преступлений, совершаемых с применением информационных технологий, является то, что они зачастую носят транснациональный характер и совершаются они преступными группами, состоящими из граждан различных стран. Поэтому и борьба с этим злом требует согласованных усилий не только в рамках одного государства, но и между разными странами, - сказал Нурлан Нигматулин.
Реализация одобренного Палатой Соглашения будет способствовать укреплению сотрудничества в целях обеспечения предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений в сфере информационных технологий.
В завершение пленарного заседания парламентариями сделан ряд депутатских запросов в адрес руководителей центральных госорганов. Их озвучили Ж.Ахметбеков, Р.Ким, К.Мусырман, Т.Сыздыков, А.Бектурганов, А.Перуашев.

---

Депутатский запрос Ахметбекова Ж.А.
министру труда и социальной защиты населения РК Нурымбетову Б.Б.

Уважаемый Биржан Бидайбекулы!
Изучив и проанализировав поступающие во фракцию "Народные коммунисты" жалобы, можно заметить, что неэффективная работа государственного аппарата на местах вместо решения социальных конфликтов зачастую усугубляют их в дальнейшем. К примеру, многие достигшие пенсионного возраста граждане при оформлении пенсий в Государственных центрах по выплате пенсий не могут получить необходимую им соответствующую помощь со стороны государственных служащих. В результате при назначении пенсии они теряют часть своего законного дохода, ущемляются их конституционные права. В такие ситуации особенно часто попадаются люди с низкой правовой грамотностью, простые люди труда. И в таких случаях халатное отношение к работе одного чиновника напрямую влияет на жизнь одной целой семьи, т.е. на уровень жизни многих таких семей в обществе.
Ситуация, произошедшая с недавно обратившейся за помощью в нашу фракцию "Народные коммунисты" гражданкой, показывает, что обстановка в центрах по назначению пенсии на местах оставляет желать лучшего. Гражданка Ардак Жумашева, приехавшая из Шетского района Карагандинской области, всю жизнь проработала в местном хозяйстве (совхозе) "Конырат", но при выходе на пенсию не смогла доказать свой трудовой стаж, вышла на пенсию с минимальным размером в 23 000 тенге. Потому что не было ее данных в архиве. Также не учтены записи в трудовой книжке.
Как же тогда быть, почему граждане должны страдать из-за вины недобросовестных в прошлом руководителей хозяйств? Почему при назначении пенсии этой гражданке не была оказана необходимая юридическая помощь? Таким образом, сколько граждан Шетского района, которые многие годы трудились в данном хозяйстве, потеряли свои законные доходы? Учитывая, что в свое время в этих совхозах работали не менее 500-1000 человек, а может и больше людей, то трудно себе представить последствия, т.е. сколько попавших в такую ситуацию людей всего по Карагандинской области? Возникает уместный вопрос: "А какова ситуация в целом по республике?".
Если бы со стороны Центра по выплате пенсий было уделено хоть какое-то внимание к этой гражданке и была оказана ей юридическая помощь, то она могла получать свою пенсию полностью. Все соседи знают, что она в эти годы трудилась в совхозе, а многие живут там до сих пор. Почему не проконсультировали ее и не была оказана помощь по восстановлению трудового стажа на законных основаниях по засвидетельствованию тех же соседей, через ветеранские организации, и при необходимости даже путем судебного решения?
Мы считаем, что проведение разъяснительной работы по выходу на пенсии ответственными государственными служащими данной сферы с населением, должно быть в центре внимания Министерства. Кроме того, просим провести служебное расследование для устранения погрешностей, допущенных при расчете пенсии гражданки Ардак Жумашевой, и принять соответствующие решения, верим, что справедливость будет восстановлена.
Просим рассмотреть депутатский запрос и дать ответ в порядке, предусмотренном действующим законодательством Республики Казахстан.
Приложение: на 5 л.

Члены фракции "Народные коммунисты"
КНПК в Мажилисе
Ж.Ахметбеков
Г.Баймаханова
В.Косарев
А.Конуров
М. Магеррамов
И.Смирнова
Т.Сыздыков

---

Депутаский запрос Бектурганова А.Е.
Премьер-министру Республики Казахстан Мамину А.У.

Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Кемелевич Токаев на августовской конференции педагогов республики 2019 года говорил о "необходимости обеспечения высокого качества образования в вузах".
Без повышения престижа, социальной поддержки и повышения заработной платы преподавателей высшее образование не будет отвечать требованиям времени.
В настоящее время государственное финансирование высшего образования в основном осуществляется через государственный образовательный заказ.
За последние 5-6 лет инфляционные процессы практически в два раза снизили доходы вузов. Это отразилось на заработной плате преподавателей и сотрудников, и, следовательно, повлияло в целом на развитие университетов.
Все затраты высшего образования делятся на две группы:
1) затраты, непосредственно связанные с образовательным процессом, то есть прямые затраты;
2) затраты, обеспечивающие образовательную деятельность, то есть формирующие образовательную среду.
В контексте подушевого финансирования это имеет важное значение. Студент на конкурсной основе выигрывает государственный образовательный грант на получение высшего образования в одном из вузов республики. В этом случае государственная поддержка на получение высшего образования оказывается непосредственно конкретному лицу, поэтому в стоимость гранта следует включать лишь расходы, связанные с образовательным процессом (то есть получение образовательной услуги).
В то же время создание образовательной среды, то есть условий для получения образования является задачей лица, оказывающего данную услугу. Поэтому эти расходы должен нести субъект, оказывающий образовательную услугу (за счет собственных доходов или средств учредителей). В действующей системе формирования стоимости образовательного гранта учитываются абсолютно все расходы, связанные как с образовательным процессом, так и с образовательной средой.
В республике 31 вуз из 132 является государственным, где учредителем выступает МОН РК. Учредитель, как правило, принимает меры по надлежащему содержанию и развитию материально-технической базы. Однако существующая система выделения бюджетных средств в высшем образовании на инвестиционные проекты, связанные с капитальными затратами, не имеет системного характера. Кроме того, в последние годы Министерством практически не выделяются средства на развитие материально-технической базы региональных государственных вузов.
Разделение затрат на высшее образование, на расходы, связанные с получением образовательной услуги, и на расходы, направленные на формирование образовательной среды, обусловлено тем, что обучающийся должен оплачивать лишь сам процесс получения образования, а не факторы ее.
Во-первых, расходы, связанные с получением образовательной услуги, носят краткосрочный характер, услуга оказана, и все затраты использованы. А расходы, связанные с формированием образовательной среды, носят долговременный характер, и эти затраты используются в ряде процессах оказания услуг. То есть природа и характер этих расходов различны.
Во-вторых, разделение этих расходов позволит более устойчиво финансировать затраты, связанные с оплатой труда, ежегодно планировать повышение заработной платы ППС.
На основании вышеизложенного, просим Вас рассмотреть вопрос о необходимости пересмотра методики формирования структуры образовательного гранта в контексте кредитно-подушевого финансирования высшего образования.
По результатам рассмотрения депутатского запроса и по принятым мерам прошу дать письменный ответ в установленный законодательством срок.

Депутат, член фракции
партии "NurOtan"
А. Бектурганов

---

Депутатский запрос Перуашева А.Т.
Премьер-министру Республики Казахстан Мамину А. У.

Уважаемый Аскар Узакпаевич!
Как известно, избрание Касым-Жомарта Токаева Президентом Республики и его деятельность на этом посту уже в первые месяцы стимулировали гражданскую активность и актуализировали многие накопившиеся вопросы и ожидания.
Но если политическая и социальная направленность деятельности нового руководства страны справедливо широко обсуждаются в обществе, то экономические инициативы, на мой взгляд, незаслуженно остаются в тени.
Между тем, уже в своем первом Послании народу Казахстана Президент Касым-Жомарт Токаев уделил особое внимание экономическим вопросам, и в частности – совершенствованию налоговой системы.
О назревшей необходимости коренного пересмотра этой сферы говорит тот факт, что в Послании Касым-Жомарт Кемелулы возвращался к ней трижды, цитирую:
- "…Разработать комплекс мер по поддержке высокопроизводительного среднего бизнеса, включая налоговое… стимулирование";
- "Необходимо модернизировать налоговую систему с фокусом на более справедливое распределение национального дохода…";
- "Отдельная проблема – повышение качества текущей налоговой системы. Она должна стимулировать компании…" - цитаты окончены.
Все эти инициативы Президента Токаева партия "Ак жол" расценивает не иначе, как требование глубокой налоговой реформы (с использованием ее стимулирующей роли), либерализации налогового регулирования и экономической политики в целом.
В то же время, мы видим, что фискальные органы не предлагают реальных шагов в своей сфере, способных повлиять на уклад национальной экономики, а предпочитают двигаться по накатанной колее, порой игнорируя самые очевидные вещи.
А те инициативы, о которых мы слышим (вроде предоставления права налоговикам по собственному усмотрению аннулировать счета-фактуры, т.е. фактически возродить ранее де-криминализированную статью за лжепредпринимательство и т.д.), уже сейчас можно назвать контр-продуктивными и толкающими бизнес в теневую экономику.
Отечественный бизнес на горьком опыте убеждается, что при нынешней системе налогообложения, привозить и просто перепродавать зарубежные товары гораздо спокойнее и выгоднее, чем производить свои. Но для продажи импортного товара достаточно одного "челнока", а в его производстве могли бы участвовать тысячи занятых. Вот где скрыты резервы занятости, повышения доходов населения и роста экономики!
Дошло до того, что по нашей просьбе не при департаменте госдоходов Минфина, а при председателе Верховного Суда создана рабочая группа для решения проблем двойного налогообложения по сделкам.
В этой связи партия "Ак жол" во исполнении поручений Главы государства по коренному реформированию налоговой системы в очередной раз предлагает ввести пониженные отраслевые ставки НДС для приоритетных отраслей экономики.
Данный механизм широко применяется странами ОЭСР и Европейского союза. Официальные ответы на запросы фракции "Ак жол", полученные от 19 европейских посольств, включая Испанию, Швецию, Великобританию, Германию, Австрию, Нидерланды, Литву и т.д., гласят, что общая ставка НДС в этих странах может быть 20-25%, а отраслевая ставка для продукции сельского хозяйства – 0%, пищевой и легкой промышленности – 3-5%, машиностроения, жилищного строительства и стройматериалов, IT-технологий - 6-8%.
Начиная с 2013 года, партия "Ак жол" в депутатских запросах трижды предлагала Правительству ввести аналогичные пониженные стимулирующие ставки налогообложения и в нашей стране. В Казахстане, как известно, одну и ту же ставку платят и вывозящие наши недра иностранные сырьевые гиганты (которым этот НДС, кстати говоря, возвращается из бюджета), и отечественные средние перерабатывающие предприятия, о необходимости целевой поддержки которых твердо сказал Президент в своем Послании.
Однако в своих ответах в предыдущие годы Правительство заявляло то о необходимости дополнительной проработки вопроса, то о трудностях с администрированием таких ставок.
Но налоговым службам в Европе никакие сложности администрирования почему-то не мешают решительно поддерживать своих производителей и свои рабочие места. Просто потому что там налоговые органы служат бизнесу, а у нас бизнес – налоговым органам.
При этом нужно учитывать и тот факт, что снижение НДС на товары и услуги народного потребления (ТНП) в рамках инициированной Елбасы Нурсултаном Назарбаевым "Экономики простых вещей", могли бы снизить их себестоимость и смягчать социальные последствия инфляции и ставших регулярными девальваций.
Кроме того, данный механизм мог бы стать серьезным инструментом защиты национальных интересов Казахстана в рамках ЕАЭС, о проблемах во взаимной торговле которого говорил президент Токаев на вчерашнем заседании Высшего Евразийского экономического совета. По данным СМИ, со вчерашнего дня Россия уже ввела пониженные ставки НДС для некоторых видов сельхозпродукции, в очередной раз опередив наших неповоротливых чиновников, хотя в нашей стране, повторюсь, этот вопрос ставится партией "Ак жол" с 2013 года.
Уважаемый Аскар Узакпаевич! Полагаем, что переход к пониженным отраслевым ставкам НДС мог бы стать началом реальной налоговой и экономической реформы, о необходимости которых в своем Послании заявил Глава государства.
В связи с вышеизложенным, депутатская фракция ДПК "Ак жол" в очередной раз предлагает рассмотреть указанный вопрос в рамках ожидаемых изменений в налоговое законодательство.

Депутаты фракции ДПК "Ак жол"

---

Депутатский запрос Сыздыкова Т.И.
Премьер-Министру Республики Казахстан Мамину А. У.

Уважаемый Аскар Узакпаевич!
Вопросы повышения качества принимаемых законов были всегда объектом внимания парламентариев и Правительства. Благодаря этому законодательная база в целом отвечает высоким требованиям.
Вместе с тем, эволюционный переход на следующий этап развития нашей государственности, гармонизация экономических, политических, социальных процессов в обществе, признание триединства их предполагает дальнейшее совершенствование законотворческой работы, устранение имеющихся недостатков. На это обращает наше внимание Глава государства Касым-Жомарт Кемелевич Токаев.
Осознавая солидарную ответственность за качество принимаемых законов, считаем своим долгом изложить некоторые предложения, возникшие в ходе нашей совместной работы.
Во-первых, мы считаем, что качество закона имеет прямую связь с качеством предоставляемых в Парламент разработчиками проектов. Вопрос этот неоднократно озвучивался официально.
Обратимся к свежим примерам. Так, законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации" вызвал ряд вопросов.
Во-первых, нам не понятно почему из Закона "О зерне" в 2015 году, из перечня государственного резерва исключили зерно на мобилизационные нужды. Может быть поторопились? Ведь зерно, помимо того, что самый важный, еще, к сожалению, и единственный отечественный продукт, на который мы можем рассчитывать и в сложных ситуациях, и в повседневной жизни. На утрату были поставлены подзаконные акты, регулирующие деятельность агента по формированию, хранению, освежению, перемещению и использованию госресурсов. "Продкорпорация", которая до этого управляла этим в пределах своей компетенции, в том числе и по мобилизационным нуждам, была лишена этих полномочий. На сегодня нет исполнителей, определенных законом по этому вопросу. Наше предложение включить в перечень работы закон "О зерне" не нашло поддержки. Мы считаем, что этот вопрос требует серьезного осмысления и проработки до второго чтения.
Не мало замечаний у депутатов к качеству проектов бюджета. Не избежал их и проект бюджета 2020-2022 годов в ходе недавней презентации. Многочисленные уточнения, недофинансирование плановых проектов, планирование миллиардных сумм на еще не существующие проекты, серьезные сбои в реализации Государственных программ подтверждают объективность критики. Этот перечень, к сожалению, можно продолжить.
Во-вторых, на авторитет среди населения ряда принятых, вполне приличных законов влияют уточняющие постановления и правила государственных органов.
Так, Правительство постановлением от 21 ноября 2016 года вынужденно было исключить "Продкорпорацию" из перечня объектов, подлежащих передаче в конкурентную среду. Логика понятна, кто-то должен заниматься государственным резервом зерна, в том числе и для мобилизационных нужд, но остаются серьезные нестыковки с законом "О зерне".
Можно привести и другие примеры. Сельские товаропроизводители устали надеяться на прописанные законами и нормативно-правовыми актами субсидии. Профильное Министерство своими правилами подорвало доверие сельчан к этой важной норме господдержки отечественных производителей, создало проблемы на пути развития сельскохозяйственного производства и сельских территорий.
Принятый в 2016 году Закон "О сельскохозяйственной кооперации" был неплохо воспринят населением. Задача, поставленная Нурсултан Абишевичем Назарбаевым, создать условия, чтобы к 2020 году объединить более 500 тысяч частных подворий и мелких крестьянских хозяйств в кооперативы, то есть обеспечить их продуктивную занятость, просматривалась реально. Но, к сожалению, многие кооперативы, созданные по горячим следам после принятия Закона, образно говоря, "почили в бозе", потому что не дождались поддержек, прописанных в законе и других организационных мер. Создается впечатление, что продолжается политика отработки схем сохранения, выработавшего свой потенциал олигархического землевладения. Суть не меняется – меняются хозяева. И делается это правилами и постановлениями, в ущерб принятому Закону.
В-третьих, при работе с законопроектами предложения депутатов нередко упираются в ссылки на возможности бюджета. Причина очень серьезная. Но уроки трагедии г. Арысь подсказывают нам, что экономия не всегда бывает экономной. Вина военных определена, но в ряду с ними должны бы быть, на наш взгляд, и те, кто не обеспечил, хотя бы поэтапного финансирования сверх опасного участка работы. Практика показывает, что нередко такая экономия выливается в затраты не сопоставимые с первоначальными запросами, моральными издержками и, даже человеческими жертвами. Такая системная проблема особенно остра в службе чрезвычайных ситуаций. Экономя средства, уже многие годы "латают" безуспешно дамбы в г. Атбасар, многие пожарные расчеты не укомплектованы, зарплата их не привлекательна, оборудования своевременно не закупаются и не обновляются. Когда-то эти проблемы могут заявить о себе гораздо радикальнее и затратнее.
В-четвертых, нередко предложения депутатов в проекты законов отклоняются заключением правительства, как не вписывающиеся в рамки концепций, хотя признается их важность. Безусловно, концепция нужна, объять необъятное невозможно. Качество законов, на наш взгляд, гораздо выиграло бы, если бы демократизировать процесс определения приоритетов концепций с участием депутатов и компетентных представителей общественности.
В-пятых, качество принимаемых законов имеет прямую связь с качеством статистических данных. Реальная информация является надежной базой для принятия реального бюджета, других законов и подзаконных актов, которые обеспечат поступательное развитие страны.
Просим рассмотреть, поднятые нами вопросы и дать ответ о принимаемых мерах в соответствии с законодательством.

Члены фракции "Народные коммунисты":
Сыздыков Т. И.
Ахметбеков Ж. А.
Баймаханова Г. А.
Конуров А. О.
Косарев В. Б.
Магеррамов М. М.
Смирнова И. А.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 17.10.2019
Указ Президента Республики Казахстан от 9 октября 2019 года №184 17.10.2019
Мажилис одобрил поправки в Соглашение Казахстана с Кыргызстаном о пунктах пропуска через госграницу 17.10.2019
Казахстан и Иордания намерены расширять сотрудничество в сфере исследования проблем онкологии 17.10.2019
Постановление Правительства Республики Казахстан от 11 октября 2019 года №752 17.10.2019
XXI заседание казахстанско-российской Межправительственной комиссии состоялось в Нур-Султане 17.10.2019
"Ак жол": Внедрение мобильной версии госзакупок приведет к снижению издержек бизнеса и сделают процедуры максимально конкурентными и прозрачными 17.10.2019
В Казахстане реализуется Комплексный план по борьбе с онкологическими заболеваниями на 2018-2022 годы - Б. Сапарбаев 17.10.2019
В Казахстане впервые прошел на Министерском уровне Форум "Центральная Азия – Республика Корея" 17.10.2019
Комитет Сената рассмотрел изменения в республиканский бюджет на 2019–2021 годы 17.10.2019

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
17.10.19 Четверг
87. ЕРГАЛИЕВ Гаппар
81. САБИТ Мурат
71. МАЛЫШЕВА Валентина
70. ЖУСУПОВА Роза
68. МУХТАРОВ Нуртас
65. ТИЛЬ Виктор
63. ДЮСЕМБАЕВ Гумар
63. КОЖАН Толебай
62. УСЕНОВА Нурила
60. РАЙМБЕКОВ Каналбек
58. БАТТАЛОВА Зауреш
52. БОРАНБАЕВ Анвар
51. БЕРДЕНБЕКОВ Марат
51. ЕЛЕМЕСОВ Аскар
50. КАЙНАРБЕКОВ Талгат
...>>>
18.10.19 Пятница
84. ШАКИРИМОВ Кабидолла
82. ДЮСЕНБЕКОВ Зайролла
73. РАКИШЕВ Рафаил
73. СМАИЛОВ Есмуханбет
68. ДЖАНТЕМИРОВ Бауржан
63. ЛЬЯНОВ Хаджи-Мурат
62. РАХМАНОВ Айвар
61. ЖАРИЛКАГАНОВ Алимжан
61. ЖУМЖАЕВ Галым
59. КИКИМОВ Сакен
55. ТУБЕКБАЕВ Жомарт
53. САГИНОВ Замир
50. ОГАЙ Эдуард
49. МЕШИМБАЕВА Анар
48. БИРТАНОВ Елжан
...>>>
19.10.19 Суббота
89. ШАРМАНОВ Турегельды
86. МАШКЕЕВ Аукен
72. ГАРКАВЕЦ Александр
72. ШАРИПОВА Найля
69. АКАЖАНОВА Гульмая
66. ШАТАЕВ Мурат
64. КОСУБАЕВ Есетжан
64. ХАЙРАЛИЕВ Серик
63. КЕНШИМОВ Жумабек
63. ОТАРБАЕВ Рахимжан
57. КОШЕКОВ Мурат
57. ТУЯКБАЕВ Ерлан
54. БОТАКАНОВА Толганай
51. ЛЕПСКАЯ Елена
49. МЫНШАРИПОВА Сая
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz