Нур-Султан, 21 октября, Дом Мажилиса
При рассмотрении программ акцент должен быть сделан на том, какие цели были поставлены и достигнуты ли они, какая ответственность была предусмотрена в случае недостижения запланированных показателей, и насколько эффективно были использованы бюджетные средства, предусмотренные на реализацию программы. Такая задача была поставлена Елбасы Н.А. Назарбаевым, подчеркнула вице-спикер Мажилиса Гульмира Исимбаева, открывая сегодня "правительственный час" на тему: "О предварительных итогах реализации Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 – 2019 годы". Подводя предварительные итоги Госпрограммы следует отметить, сказала Заместитель Председателя Мажилиса, что на ее реализацию из государственного бюджета в целом выделено более 2 трлн. тенге (2 трлн. 228 млрд 531 млн. тенге). Это 30 % бюджета всей системы образования и науки (7 437,4 млрд. тенге). Но каков социально-экономический эффект от реализации Государственной программы? Насколько было оправдано вложение этих средств? Насколько улучшилось качество образовательных услуг и ее конкурентоспособность? Думается, что эти и другие вопросы будут предметом обсуждения Правительственного часа. В этом ключе прозвучали на заседании депутатские вопросы к Министру образования и науки Асхату Аймагамбетову. Депутат И.Клименко, в частности, задал вопрос о проблеме разрыва уровня образования между сельскими и городскими школами. Депутат С.Симонов поинтересовался: …сегодня и дети, и родители запутались, что же внедряется в казахстанских школах какая система образования в стране: 11-ти летняя или 12-ти летняя? Депутат Н. Жумадильдаева: ... в 2018 году из Государственной программы были исключены показатели "доля аварийных школ" и "доля школ, ведущих занятия в три смены"… в то время как в предвыборной программе партии "NurOtan" стояла четкая задача "по решению проблемы аварийных школ и ликвидации обучения в три смены"? Обращаясь к докладчику и представителю Министерства цифрового развития, оборонной и аэрокосмической промышленности, депутат А.Нуркина спросила соответственно: как и когда решится проблема информатизации системы образования? как решается вопрос недопущения в общеобразовательных школах снижения скоростного режима широкополосного Интернета? В свою очередь, к МОНу и представителю Минюста адресовала вопрос И.Аронова: 1) почему дошкольные организации образования, деятельность которых не лицензируется, оказались вне контроля? 2) может быть для обеспечения качества дошкольного воспитания и обучения, нужно вернуться к лицензированию деятельности дошкольных организаций? 3) (к МЮ) насколько правомочны действия Министра образования и науки по изданию приказов о неоднократном переносе сроков проведения аттестации по норме Закона "Об образовании", обязывающей проведение госаттестации раз в 5 лет? Поскольку на сегодняшний день, превышение срока проведения аттестации достигло от 6 до 8 лет. В Госпрограмме были предусмотрены 2 целевых индикатора "доли выпускников ВУЗов и колледжей, обучившихся по государственному образовательному заказу, трудоустроенных и занятых в первый год после окончания обучения". Почему заменили данные индикаторы? Тогда как они не определяют соответствие рынка образовательных услуг потребностям рынка труда и не способствуют эффективному освоению бюджетных средств? – это вопрос, заданный депутатом Ш.Утемисовым. А депутат Ж.Нурмамбетова поинтерсовалась: каким образом намерены добиться признания и повышения престижа науки на мировом уровне? И предусматривается ли в дальнейшем создание и развитие казахстанской модели наукометрии? На ряд депутатских вопросов дал пояснения вице-премьер Бердибек Сапарбаев и представители некоторых отраслевых министерсв. Отвечая на вопросы парламентариев, министр образования и науки осветил такие аспекты, как дошкольное и среднее образование, трехязычие, система аттестации педагогов,национальный квалификационный тест, повышение качества и обновления механизма экспертизы учебников, уровень знаний городских и сельских школьников, функциональная грамотность, Защита прав детей, дуальное обучение, высшее и послевузовское образование, трансформация ЕНТ, индикатор по QS и др. Мы понимаем, подчеркнула председатель Комитета Мажилиса по социально-культурному развитию Г.Абдыкалыкова, что сегодня необходимо создание новой "архитектуры" всех уровней образования, с использованием новых технологий, непрерывное обновление содержания образования. В связи с этим, парламентарий отметила актуальность ряда вопросов: дошкольное воспитание и обучение, среднее образование, техническое и профессиональное образование, наука. Подытоживая "правительственный час", вице-спикер Гульмира Исимбаева отметила, что анализ исполнения программ нужно проводить и заслушивать не только при завершении реализации Программы, но и промежуточно. При этом парламентарий предложила министру обсудить проект новой Программы в Комитете Мажилиса по социально-культурному развитию. По итогам "правительственного часа" депутатами Мажилиса приняты соответствующие Рекомендации. |