NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 16:42 ast
14:42 msk

Урбанизация и безработица
Считается, что рост городов является источником экономического роста для страны и благосостояния для граждан. Однако, не всегда рост ВВП влияет на доходы населения, поэтому необходимо учитывать факторы, вызывающие урбанизацию стран
06.11.2019 / политика и общество

Елена Костюк, zen.yandex.ru, 5 ноября

Считается, что рост городов является источником экономического роста для страны и благосостояния для граждан. Однако, не всегда рост ВВП влияет на доходы населения, поэтому необходимо учитывать факторы, вызывающие урбанизацию стран.
Латинская Америка, Юго-Восточная и Восточная Азия являются регионами стандартной урбанизации, т.е. с параллельно идущей индустриализацией. Некоторые из этих стран экспортируют и промышленную продукцию, и сырье (Чили, Индонезия, Малайзия, Перу).
Напротив, история развития городов Африки и Ближнего Востока происходила, в большинстве случаев, без индустриализации. Промышленный сектор экономики относительно мал, имеет низкую производительность и создает мало возможностей для трудоустройства. Добывающий сектор очень капиталоемкий, поэтому занимает малое число работников, связанных непосредственно с отраслью.
Если упростить экономику страны до трех секторов, в которых занято трудоспособное население, то мы получим:
· торгуемый – включает производство и услуги (финансовые, банковские, маркетинговые), которые экспортируются на мировой рынок;
· неторгуемый – включает государственные (социальная поддержка, ЖКХ, налоги) и прочие услуги (строительство, розничная и оптовая торговля, транспорт) оказываемые внутри страны;
· сырьевой – добыча и продажа полезных ископаемых.
Рост производительности в торгуемом секторе привлекает работников из неторгуемого, увеличивая уровень индустриализации и урбанизации одновременно. При этом происходит увеличение доходов населения, которое вызывает спрос на товары и услуги, действуя драйвером дальнейшей индустриализации и урбанизации. Назовем такой тип городов "производительными" (production cities).
Альтернативный путь роста городов - увеличение производительности в сырьевом секторе (открытие новых источников полезных ископаемых, рост мировых цен на сырье). Эффект относительной производительности вызывает отток работников из торгуемого сектора в сырьевой. Наряду с этим, доход, полученный от экспорта сырья, создает спрос на товары и услуги неторгуемого сектора, что дает толчок дальнейшему росту города. Данный тип городов можно назвать "потребительскими" (consumer cities). В таких городах процветает неторгуемый сектор экономики, а продукция с высокой добавленной стоимостью импортируется. Крупные города в этом случае служат распределительными центрами, откуда импортный товар расходится по всей стране. Поскольку производительность неторгуемого сектора низка, расширение предложения товаров и услуг возможно только при увеличении количества людей, занятых в нем.
Секторы государственных услуг и услуг, потребляемых на внутреннем рынке больше у экспортирующих ресурсы, чем индустриальных стран.
В большинстве случаев самый высокий уровень безработицы наблюдается у стран, в которых экономика зависит от сельского хозяйства или экспорта природных ресурсов и имеет слабо развитое промышленное производство.
Поэтому среди европейских и американских фондов развития очень популярна тема создания и поддержки малого и среднего бизнеса (МСБ) как источника занятости населения и экономического роста страны. Опыт Западной Европы, США и Японии является образцом для политики в сфере преодоления бедности в развивающихся странах.
Однако не все субъекты МСБ способны вести деятельность эффективно и создавать рабочие места, пока одни остаются малыми весь период своего существования, другие, более успешные, растут и расширяют штат работников.
МСБ, состоящие из 1-2 человек, редко имеют достаточно прибыли для расширения своей деятельности. У таких предприятий очень высока конкуренция, они нанимают низкоквалифицированных работников или мигрантов за минимальную заработную плату, чтобы свести концы с концами и работают в "тени".
Основные факторы, препятствующие развитию МСБ:
Кадровые ресурсы. Недостаток соответствующих компетенций у работодателей и сотрудников и плохое управление бизнесом.
Маркетинг. Успех продвижения продукции МСБ зависит от масштаба деятельности. У малых предприятий недостаточно средств на маркетинговые услуги, что не позволяет узнать о них широкому кругу потребителей.
Капитал. Для расширения деятельности, продвижения товаров, найма сотрудников, МСБ необходимо дополнительное финансирование. Но МСБ часто сталкиваются с отказом в банковском кредитовании из-за отсутствия ликвидного залога и низкой кредитоспособности.
Кооперация. Нехватка взаимодействия с другими МСБ для работы над общими проектами и усиления конкурентных позиций друг друга.
Конкуренция. Большое количество производителей в одно рыночной нише, давление со стороны глобальных международных компаний, создающих барьеры для входа.
Заказчики. Отсутствие доступа к крупным потребителям - государственным учреждениям и частным компаниям.
Отсутствие технологий на внутреннем рынке. Проблемы внедрения новых технологий связаны с высокой стоимостью приобретения, экономического риска и длительными сроками окупаемости.
Способы преодоления ограничений развития МСБ:
Нишевая стратегия. Узкая специализация на определенных видах деятельности и сбыт продукции как внутри страны, так и зарубеж. Несмотря на малый масштаб деятельности и узкую направленность, в случае получения достаточной прибыли, фирма сможет инвестировать в технологические разработки, чтобы быть первой и лучшей в своем сегменте рынка.
Кластерная стратегия. Кластер - совокупность взаимосвязанных организаций (компаний, корпораций, университетов, банков и проч.), взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом, посредством глубокого разделения труда, внедрения и распространения инноваций внутри кластера.
Взаимодействие нескольких МСБ может происходить в рамках:
· горизонтальной интеграции (общие рекламные кампании продукции, общие закупки сырья и использование оборудования, обмен опытом и рыночной информацией и т.д.);
· вертикальной интеграции (экономические связи назад по технологической цепи - backward linkages – с поставщиками и подрядчиками и экономические связи вперед по технологической цепи – forward linkages – с оптовыми торговцами и конечными потребителями).
Глобальные цепочки создания стоимости (global value chains). Суть данной стратегии заключается в том, чтобы производить добавочную стоимость на каждом этапе создания продукции. Очень редко одна фирма занимается разработкой, производством и продвижением на рынке товара или услуги. Чаще над этим работают отдельные фирмы, находящиеся в разных городах или странах.
Существует три типа координации и управления между МСБ:
· сетевое – кооперация равноправных фирм;
· квазииерархическое – сотрудничество юридически независимых фирм, одна из которых является лидером и определяет общее направление производства;
· иерархическое – фирма является филиалом крупной международной компании.
Участие МСБ из развивающихся стран в глобальной цепочке создания стоимости означает получение информации о спросе на мировом рынке и доступ к ним, а также помощь компаний-лидеров рынка в обновлении оборудования, внедрения технологий и получение новых компетенций.
Как показывает история, со временем, страны-экспортеры природных ресурсов могут преодолеть зависимость от сырьевого сектора и превратить потребительские города в производительные. Например, в США 10 из 25 крупнейших городов изначально были потребительскими. Золотые копи привели к росту таких городов как Сан-Франциско, Денвер, Сиэтл. В течение ХХ века города штата Техас быстро росли благодаря открытию месторождений нефти. Эти города развили индустрию в ХХ веке, а сейчас они заняты в сфере высокотехнологичных услуг торгуемого сектора.
К сожалению, только немногие богатые ресурсами страны смогли развить индустрию. Среди исследователей нет однозначного ответа на вопрос, почему потребительским городам не удается диверсифицировать экономику. Одни акцентируют внимание на качестве институтов, другие – на человеческом капитале, ограничивающий рост производительности труда, третьи – на жесткую конкуренцию стран с дешевой рабочей силой.
1. Urbanization with and without Industrialization by Douglas GOLLIN, Rémi JEDWAB, Dietrich VOLLRATH.
2. Enhancing the Role of SMEs in Global Value Chains - ОECD publication.
3. Upgrading to Compete Global Value Chains, Clusters, and SMEs in Latin America edited by Carlo Pietrobelli, Roberta Rabellotti


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 28.11.2019
Нурлан Нигматулин: стабильно развивающийся Казахстан – это результат лидерства Елбасы 28.11.2019
"У вас особенный талант" 28.11.2019
Премьер-Министр РК Аскар Мамин провел совещание по вопросам развития строительной отрасли 28.11.2019
Рабочий график первого президента 28.11.2019
Крымбек Кушербаев провел заседание Комиссии по государственным наградам 28.11.2019
Счетный комитет озвучил предложение о регулярном аудите Нацбанка 28.11.2019
Калмуханбет Касымов провел встречу с Секретарем Совета Безопасности Кыргызской Республики Дамиром Сагынбаевым 28.11.2019
Авиационная администрация Казахстана подписала соглашение с Министерством транспорта, коммуникаций и первичного сектора Арубы, а также авиационными властями Бермудских островов 28.11.2019
Казахстан и Кыргызстан подписали соглашение о реконструкции пограничного пункта пропуска 28.11.2019

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz