Игорь Мальцев, vz.ru
Этого, конечно, следовало ожидать, но мало кто представлял, что деградация общества будет проходить такими ударными темпами. Движения всяческих угнетенных самовыдвиженцев вдруг ощутили свою силу внесудебной расправы в рамках всяческого #metoo и расправили плечи. От того, что они начали творить от имени Тотального Добра, из глазниц Мэри Эстел и Симоны де Бовуар в гробах брызнули кровавые слезы. Не за то они боролись. А за что, кстати, боролись, то уже в ходу в каждой развитой стране. И, стало быть, комсомольскому отряду их самозваных наследниц остаются только тупые манипуляции общественным сознанием и неприкрытое мракобесие. И от воспоминаний о чьих-то ширинках на вечеринках тридцать лет назад после дискотеки они просто обязаны были тронуться дальше: например, докопаться до искусства. Причем вовсе не авангардного или провокационного. А именно что до классики. Потому что, например, классиком уже стал художник Бальтюс – висел себе спокойно в музее Метрополитен в Н-Й и никого не трогал. И тут какой-то малообразованной дряни пришло в голову, что ее оскорбляет картина 1938 года "Мечтающая Тереза", где из наготы только белые трусы. С 1938 года никого не оскорбляли белые трусы юной Терезы, а теперь оскорбили. Пока висела эта картина, немцы убили шесть миллионов евреев и двадцать миллионов русских, белорусский слесарь Освальд завалил Кеннеди, "Лолита" стала бестселлером, штандартенфюрер СС Браун отправил американцев на Луну, на экраны вышла "Глубокая Глотка" и до сих пор поет Макаревич. И никого этот лобок в трусах не оскорблял. А тут вдруг американская тетушка потребовала, чтобы картину изъяли, потому что она "педофилическая", и собрала онлайн-петицию с подписями 8000 таких же тетушек. У руководства "Мета" хватило мозгов послать всю эту публику читать в углу каталог Sears, потому что ничего другого они в жизни и так не прочли. Но обуянные тоталитарным либерализмом граждане – они не только тупые и безграмотные, они еще активные и упертые. И вот уже на лондонской выставке "Портреты Гогена" посетители Национальной галереи видят новые подписи к полотнам художника. Новые, идеологически правильные подписи. Нет, вы не ослышались. Под картиной "У Техаманы много предков" с подростком – любовницей Гогена написано: "Художник неоднократно вступал в сексуальные отношения с молодыми девушками, женился на двух из них и воспитывал детей. Гоген, несомненно, использовал свое положение привилегированного жителя Запада, чтобы максимально использовать сексуальные свободы". Под другой картиной формулировку "отношения с молодой таитянской женщиной" заменили на "отношения с 13- и/или 14-летней таитянской девочкой". Это до боли похоже на предисловия, которые советские коммунистические идеологи печатали в книгах не совсем коммунистических авторов. Там обязательно было про их грубые идейные ошибки и уклонизм. Без этого книга не могла выйти в свет. В общем, Национальная галерея в Лондоне прогнулась под натиском "новой морали", которую навязывают нам бесконечные группки обиженных на все граждан. В принципе, людей, которые не понимают и не знают, что в те годы на каком-нибудь Таити женщины в 13 уже рожали, а к тридцати уходили в мир иной дряхлыми старухами, а в каком-нибудь Уэльсе мальчики работали на шахтах с пяти лет. И к свидетелям эпохи постфактум вряд ли можно предъявлять претензии, словно это повешенный в камере американский мошенник Джеффри Эпштейн. Но у новых пуритан очень узкий подход, который делает их самыми примитивными варварами. И их задача – сделать варварами всех остальных. "Он [Гоген] был высокомерным, переоцененным, покровительственным педофилом", – заявила Эшли Ремер, американский куратор, которая основала интернет-музей, посвященный молодым девушкам в истории и культуре. Ну да, а ты – комсомолка и дура. И что? Методология, основанная на привязке произведения искусства к персоне художника, да еще и вне исторического контекста – это путь в пропасть окончательного невежества, где единственным пророком в белых одеждах останется шведская школьница – вестник Апокалипсиса, а вместо искусства – гора пластиковых бутылок с экологически правильной подписью, заверенной в отделе по идеологии райкома партии "Зеленые". И вот уже у них и Бердслей – это не потрясающий рисовальщик, а поставщик "шок-контента", который может оскорбить зрителя своими фигурами ар-нуво. А Эмиль Нольде уже не лучший акварелист эпохи, а нацист. Фитцджеральд с Хемингуэем – тупо два алкаша, а Уайльд вместо жены трахал юного Дугласа. Стоп – Уайльда они пропускают, потому что он гей, стало быть, идеологически неправильно выносить ему моральные оценки. Он – условный "свой". А Гоген был слишком гетеро, слишком белый, слишком привилегированно-нищий. Просто позор нации, а не Гоген. И таких Гогенов – тыщи, куда ни плюнь. Слюны не наберешь на все ваши обители зла – национальные галереи в каждой стране, забитые идейно вредными картинками, которые намалевали отвратительные похотливые белые мужики, перед которыми бедные женщины вынуждены были позировать голыми, а это – принуждение к проституции, то есть к продаже тела. Вообще-то, по-хорошему, собрать бы все эти картинки и сжечь. Как жгли свои работы великие художники Флоренции, приняв близко к сердцу проповеди Джироламо Савонаролы об очищении. А ведь он дело говорил. Одна беда по сегодняшним меркам – заодно хотел сжечь и всех содомитов. Но его наследницы – чокнутые и наглые тетушки с моралью в очах настолько не образованны ("куратор" – не образование и не профессия), что, скорее всего, и не знают, к чему там призывал Джироламо. Они уже сами себе Савонаролы, которые клеймят картины Гогена за таитянских любовниц, но помалкивают насчет девятилетней Аиши, потому что за это можно и головы лишиться. В прямом, игиловском, смысле слова. Или просто на досуге пичкают семилетних мальчиков гормонами, чтобы они стали трансгендерами в русле новой морали в рамках старых экспериментов доброго доктора Й. Менгеле. Наверное, чтобы не дай Босх, из них не получилось новых Гогенов. Не волнуйтесь – и так и так – не получится. |