NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 09:48 ast
07:48 msk

От перехода на мажоритарную систему толку не будет
Казахстанский политолог Данияр Ашимбаев прокомментировал предложение бывшего посла Казахстана в Грузии Ермухамета Ертысбаева о проведении референдума по изменению Конституционного закона о выборах и закона "О политических партиях" и обвинение Армана Шураева в адрес Нурлана Нигматулина о том, что он "задушил" традиционные СМИ
25.11.2019 / политика и общество

vteme.kz, 22 ноября

Известный казахстанский политолог Данияр Ашимбаев прокомментировал предложение бывшего посла Казахстана в Грузии Ермухамета Ертысбаева о проведении референдума по изменению Конституционного закона о выборах и закона "О политических партиях" и обвинение Армана Шураева в адрес Нурлана Нигматулина о том, что он "задушил" традиционные СМИ.
Напомним, Ермухамет Ертысбаев в интервью Tengrinews.kz прокомментировал обращение инициативной группы граждан по проведению республиканского референдума, которая предложила изменить Конституционный закон "О выборах в Республике Казахстан", в том числе с введением системы выборов по одномандатным округам и одинаковому соотношению с пропорциональной системой и изменить закон "О политических партиях", в том числе с уменьшением количества членов партии при ее государственной регистрации с сорока до одной тысячи человек.
Ермухамет Кабидинович высказал сомнение, что "власть пойдет на изменение пропорциональной системы выборов (по партийным спискам) на мажоритарно-пропорциональную".
"Снижение численности партии с 40 000 до 1000 тоже в высшей степени сомнительно: вместо политического плюрализма мы получим анархию и охлократию. Политическая модернизация нужна, и Президент на это настроен, но не надо гнать лошадей: вспомните распад Союза 30 лет назад. Для референдума нужно 200 тысяч граждан по закону. С другой стороны, если реально эти 200 000 граждан потребуют референдума, то он должен состояться. Хотя возникает вопрос: относятся ли такие вопросы (изменение выборной схемы) или снижение порога для регистрации партии к важнейшим вопросам государственной жизни, как прописано в законе о референдуме?" - отметил Ертысбаев.
По словам Данияра Ашимбаева, комментарий Ертысбаева "выглядит исключительно как самореклама".
"Промолчу по поводу того, что экс-советник и экс-посол особо не возмущался, когда переходили с мажоритарной системы на пропорциональную или ужесточали закон о партиях, - написал политолог на своей странице в Facebook. - С "мажоритарки" ушли не из-за того, что власть там вечно боролась с оппозицией, а из-за беспрецедентной, особенно в последние годы, электоральной коррупции и информационных войн окружного масштаба. Реально округов, где против власти шла именно оппозиция было немного. В основном драки шли между представителями местного истеблишмента. Помнится, в одном из округов в 2004 году выдвинулись два заместителя акима области, которых еле-еле развели по сторонам.
Знакомый главврач в 2003-м жаловался на коллегу, который оптом продал 100 голосов пациентов и сотрудников его конкуренту. Нынешняя модель в существующем виде плоха тем, что партийные списки и депутаты оторваны от регионов. Партии (особенно главная) слишком завязаны на центр, что раздражает и местные элиты, и население, которое в депутатах Мажилиса не видит своих представителей. Здесь решением видится не метание между электоральными системами, а хотя бы адаптация пропорциональной системы к региональным интересам. По опыту той же ФРГ, скажем. Можно и нужно ввести национальное, региональное и гендерное квотирование партийных списков. Подобные предложения вносились в рамках рабочей группы НСОД.
Простой переход полностью на мажоритарную систему, на мой взгляд, никакого толку не даст.
Что касается минимальной численности партий, то снижение в принципе возможно и даже нужно, причем достаточно радикальное. Партии должны иметь определенное количество филиалов в ключевых регионах и не должны отстаивать интересы отдельных социальных, национальных, религиозных или иных групп. С остальным разберется электорат.
Хочу напомнить, что конституционное большинство "Нур Отана" возникло как явление только в 2007 году, а до этого власть спокойно работала с парламентом, независимо от наличия конституционного или даже формального большинства пропрезидентской партии. Работать было конечно сложнее, но она была основана на качестве, а не на количестве.
Важный вопрос - это реформа Сената. Ситуация, при которой треть депутатского корпуса назначаема, а не избираема, плохо влияет на легитимность всей парламентской системы.
К тому же, если посмотреть на руководство верхней палаты, то спикер, оба вице-спикера и 2 председателя комитета из 6 - не избранные, а назначенные. Тут единственным решением может быть сокращение числа президентских сенаторов и регулирование процедуры их выдвижения.
В конституции сказано, что назначаются они "с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества". Тогда лучше уже прописать, что это за интересы, кроме временного трудоустройства разных руководящих работников...", - отметил Ашимбаев.
Что касается обвинений члена национального совета общественного доверия (НСОД) и медиаменеджера Армана Шураева в адрес спикера мажилиса Нурлана Нигматулина, оно прозвучало на Форуме стратегических инициатив, прошедшем в Нур-Султане.
"В последние годы, особенно, я могу сказать, в бытность, когда был руководителем администрации президента господин Нигматулин, который сейчас заявляет разные демократические вещи в парламенте, якобы борется с коррупцией. На самом деле это человек, который задушил СМИ напрочь. Поэтому нет никакого доверия к традиционным СМИ", - заявил Шураев.
Как сообщило kz.media, по мнению Шураева, проблема в том, что в стране не осталось независимых СМИ, и виноваты в этом те, кто сегодня у власти.
"Я думаю, что государство само себе очень большую головную боль нажило этим самым. Потому что государство говорит: "Давайте бороться с коррупцией". На самом деле, чтобы бороться с ней, первое условие – это независимые СМИ, независимые журналистские расследования. У нас все это запретили просто напрочь. У нас должны быть все частные СМИ. И никакого госзаказа не должно быть. Это такой наркотик для СМИ, игла, с которой они не могут соскочить, к сожалению", - подчеркнул Шураев.
В свою очередь Данияр Ашимбаев в своем посте отмечает, что тезис про "удушение свободы слова" в современных условиях превратился в идеологический жупел:
"Функционирование СМИ определяется его бюджетом, т.е. владельцами, спонсорами или заказчиками, а также рекламой и "монетизацией" популярности. В чистом виде независимых СМИ на информационном рынке практически нет. Что интересно: многие журналисты, считающие, что работают в независимых или даже оппозиционных СМИ, не хотят знать, откуда издание получает финансирование.
Многие "расследователи" элементарно не в состоянии написать материал, выходящий за рамки оплаченного топика. Такова, к сожалению, наша реальность.
Другой парадокс: государственный, особенно идеологический аппарат очень не любят "несогласованный контент", а усредненный госчиновник патологически обожает читать именно разоблачения, прогнозы и слухи. ГосСМИ так и не научились генерировать интересный и качественный продукт, при этом сжирая миллиарды и миллиарды.
Сокращение числа государственных СМИ необходимо, как и серьезная реформа государственной информационной политики и размещения госинформзаказа. На в этом году из республиканского бюджета на последний "выкатили" почти 43 млрд. тенге, что, мягко говоря, представляется чрезмерным и неоправданным. В то же время полностью отказываться от него нецелесообразно - но при условии качественных реформ, а заодно отказа от распределения средств только среди госСМИ. Нужны изменения правил игры: авторитетный арбитраж информационных споров, декриминализация статьи о клевете, налоговые льготы, гранты на развитие независимых СМИ.
Что касается арбитража, то вспомнился такой случай. После ареста Сейтказы Матаева и массовых допросов медийных менеджеров возникла сильная напряженность. Позвонили то ли с АП, то ли с профильного министерства и спросили: кто мог бы данный конфликт урегулировать? Ответил: единственного человека, кто мог бы вам помочь, вы только что сами посадили...
Уголовные дела против Матаева или Бигельды Габдуллина может и имели под собой какое-то формально-правовое обоснование, но с политической точки зрения были большой ошибкой государственной власти.
С другой стороны, обвинения в адрес Нурлана Нигматулина, высказанные Арманом Шураевым, в "удушении свободы слова", на мой взгляд, не слишком объективны.
Если подходить даже с формально-либерального подхода к этой теме, то список "душителей" надо начинать совершенно с других имен и совершенно другого исторического периода. Кроме того, насколько мне известно, в бытность руководителем администрации президента, Нигматулин несколько раз тормозил попытки некоторых ретивых силовиков и идеологов начать уголовные преследования в отношении ряда СМИ и их руководителей. Поэтому вешать "индивидуальные" ярлыки, на мой взгляд, неоправданно.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 28.11.2019
Нурлан Нигматулин: стабильно развивающийся Казахстан – это результат лидерства Елбасы 28.11.2019
"У вас особенный талант" 28.11.2019
Премьер-Министр РК Аскар Мамин провел совещание по вопросам развития строительной отрасли 28.11.2019
Рабочий график первого президента 28.11.2019
Крымбек Кушербаев провел заседание Комиссии по государственным наградам 28.11.2019
Счетный комитет озвучил предложение о регулярном аудите Нацбанка 28.11.2019
Калмуханбет Касымов провел встречу с Секретарем Совета Безопасности Кыргызской Республики Дамиром Сагынбаевым 28.11.2019
Авиационная администрация Казахстана подписала соглашение с Министерством транспорта, коммуникаций и первичного сектора Арубы, а также авиационными властями Бермудских островов 28.11.2019
Казахстан и Кыргызстан подписали соглашение о реконструкции пограничного пункта пропуска 28.11.2019

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz