NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 19.03.2024 15:05 ast
13:05 msk

"Правительственный час" в Мажилисе: "Об эффективности реализации государственной политики по адресной социальной помощи"
За последние 14 лет расходы на социальную сферу выросли в три раза, а пособия и выплаты регулярно получали свыше 1,5 млн.граждан
10.12.2019 / политика и общество

Нур-Султан, 9 декабря, Дом Мажилиса

Сегодня в Мажилисе состоялся "правительственный час", посвященным вопросам эффективности реализации государственной политики по адресной социальной помощи.
Подчеркнув важность темы, заместитель Председателя Мажилиса Гульмира Исимбаева, акцентировала внимание на мерах социальной поддержки многодетных и малообеспеченных семей, которые реализуются сегодня согласно политике Первого Президента Казахстана-Елбасы Нурсултана Назарбаева и поручениям Главы государства Касым-Жомарта Токаева.
За последние 14 лет расходы на социальную сферу выросли в три раза, а пособия и выплаты регулярно получали свыше 1,5 млн.граждан.
При этом вице-спикер Мажилиса напомнила об одобренных депутатами Палаты законодательных поправках относительно обязательного соцстрахования, соцобеспечения и ГЧП в сфере здравоохранения. Данный законопроект предусматривает изменения в действующую систему АСП, основной из которых стала возможность отдельного начисления пособия для многодетных семей.
Однако проблемные вопросы в данной сфере остаются и являются очень актуальными.
О ситуации депутатам доложил Министр труда и социальной защиты населению Биржан Нурымбетов. В частности, отмечено, что на начало ноября текущего года порядка 456,5 тыс. семей, или около 2,1 млн. человек, получили реальную поддержку от государства, в том числе 53% семей - многодетные. Это в 7,7 раза превышает аналогичные показатели по получателям в 1 квартале текущего года. В 1,8 раза увеличился и средний размер назначенной АСП, размер которой в настоящее время составляет 12,4 тыс. тенге. Впервые в бюджете на выплату АСП было предусмотрено 245 млрд. тенге, из которых за 10 месяцев уже израсходовано 66,5%, или свыше 163 млрд. тенге.
Говоря об одобренном Мажилисом законопроекте, министр выразил уверенность, что новый документ который изменит действующую систему предоставления АСП. Главным ориентиром станет мотивация к труду, обеспечение прозрачности и справедливости в отношении учета доходов малообеспеченных граждан и размеров господдержки.
Предусматриваемое отдельное госпособие многодетным семьям будет предоставляться независимо от дохода как признание авторитета многодетных матерей, повышение материального благополучия в их семьях, стимулирование рождаемости в стране.
Таким образом, для более 340 тыс. многодетных семей, имеющих 4-х и более несовершеннолетних детей, будет установлено новое госпособие в дифференцированных размерах, кратных к МРП, от 42 496 тенге до 74 388 тенге в 2020 году, в зависимости от количества детей в семье.
Как отметил министр, эта новая норма будет введена с одновременной отменой фиксированной выплаты на детей при назначении АСП.
АСП будет назначаться тем, кто по факту в ней нуждается, кто оказался в трудной жизненной ситуации и самостоятельно выйти не имеет возможности.
В законопроекте предусмотрена компетенция центрального исполнительного органа на утверждение критериев определения нуждаемости в адресной социальной помощи для участковых комиссий.
Продолжая тему, Председатель Комитета Мажилиса по социально-культурному развитию Гульшара Абдыкаликова подчеркнула, что с 1 апреля этого года был увеличен критерий оказания адресной социальной помощи с 50 до 70% от прожиточного минимума, а на каждого ребенка из малообеспеченной семьи установлен гарантированный размер социальной помощи.
Однако реализация мер поддержки малообеспеченных граждан выявила ряд серьезных недостатков, снижающих эффективность АСП нового формата. Прежде всего, это отсутствие системной работы, что привело к негативным результатам: снижению мотивации к поиску работы, желанию длительного нахождения на соцобеспечении, формальному изменению семейного статуса или местожительства с целью получения большей социальной помощи.
Кроме того, это и поверхностный подход местных акиматов к решению проблем малообеспеченных граждан.
По мнению Г.Абдыкаликовой, главным элементом нового формата соцподдержки семьи должен стать механизм индивидуального сопровождения семьи.
При этом отмечено, что на практике социальное сопровождение осуществляется формально и сводится к мониторингу своевременности и полноты обязательных пенсионных взносов получателей АСП, участвующих в мерах содействия занятости. Одна из причин подобной ситуации – выполнение данной работы сотрудниками центров занятости, в компетенцию которых входит, прежде всего, содействие занятости, а не решение данных вопросов.
Председатель Комитета Мажилиса считает, что акиматам следует изменить данный подход: сопровождение семьи необходимо возложить на отделы соцзащиты на местах и сельских акимов.
В ходе обсуждения на заседании прозвучало также выступление депутата Мажилиса Ирины Унжаковой. По ее мнению, требуется оптимизировать практический механизм формирования и распределения гарантированного социального пакета. В частности, по данным Министерства труда и социальной защиты, у нас наблюдается значительная региональная дифференциация бедности. Так в 2018 году она составила 11,7 раза между, например, Туркестанской областью и городом Нур-Султаном. В то же время из республиканского бюджета через целевые трансферты планируется финансировать социальный пакет детей от 1 года до 6 лет, в который войдут гигиенические принадлежности и питание.
Кроме того, заслуживает внимания необходимость обеспечения полной прозрачности не только процесса формирования и предоставления гарантированного социального пакета, но и ответственности за его эффективность и качество всех вовлеченных государственных структур и учреждений.
В развитие темы "правительственного часа" выступила в числе других и депутат Айзада Курманова, обратившая внимание на участившиеся публикации в СМИ о получателях АСП, проживающих в особняках, имевших несколько автомашин, внушительных размеров земельные участки и личные подсобные хозяйства. По мнению депутата, многочисленные факты злоупотреблений и нарушений в выдаче АСП показывают неэффективную работу участковых комиссий и слабое администрирование.
В завершении "правительственного часа" депутаты Мажилиса приняли соответствующие Рекомендации.

---

Перспективы реформирования АСП обсудили в Парламенте РК
enbek.gov.kz, 9 декабря

В Мажилисе Парламента РК состоялся правительственный час на тему "Об эффективности реализации государственной политики по адресной социальной помощи", в ходе которого Министр труда и социальной защиты населения РК Биржан Нурымбетов подробно рассказал депутатам и представителям СМИ о новых механизмах оказания АСП.
В начале своего выступления глава МТСЗН РК напомнил о трех этапах становления социальной модели Казахстана. По его словам, на первом этапе (1991 - 1999 годы) перехода к социально ориентированной рыночной экономике предпринимались меры, направленные на снижение темпов падения уровня жизни населения. Первыми были введены семейные пособия на детей (1991 год), которые выплачивались независимо от доходов семьи, их цель была компенсировать рост цен и удорожание продуктов питания, детской одежды. Для внедрения системы социальной защиты малообеспеченного населения в 1999 году был принят закон "О прожиточном минимуме".
На втором этапе в Казахстане реализована государственная Программа по борьбе с бедностью (2000 - 2001 годы). Ее основной целью стало сокращение бедности через социальную поддержку и расширение занятости.
В 2002 году вступил в силу закон "О государственной адресной социальной помощи". C 1 января 2003 года было введено единовременное пособие на рождение ребенка. А в 2006 году был принят закон "О государственных пособиях семьям, имеющим детей", и в дополнение к пособию на рождение ребенка были введены пособия по уходу за ребенком по достижению им возраста одного года (независимо от дохода семьи для неработающих мам), а также пособие на детей до 18 лет из малообеспеченных семей с доходами ниже стоимости продовольственной корзины.
"Подготовка к реформированию АСП началась на третьем этапе в рамках сотрудничества со Всемирным банком. Так, в период с 2014 по 2017 годы в стране был реализован пилотный проект "Өрлеу", в результате внедрены система социальных контрактов для получателей, условность получения помощи, а также практика сопровождения малообеспеченных семей. На эти цели из бюджета было направлено 14,8 млрд тенге. Продолжая реформу адресной соцпомощи, в 2018 году мы впервые изменили критерий, устанавливаемый к уровню дохода для определения права на назначение АСП, подняв его с 40 до 50% от прожиточного минимума (далее – ПМ). В результате количество получателей АСП увеличилось в 20 раз в сравнении с 2017 годом", – сообщил Биржан Нурымбетов.
Министр также добавил, что в этом году для реализации поручения Главы государства, данного на XVIII съезде партии "Hұp Отан", механизм назначения адресной соцпомощи был изменен. С 1 апреля текущего года пороговый уровень для назначения АСП увеличен с 50% до 70% ПМ, каждому ребенку из малообеспеченной семьи размер АСП был установлен фиксировано в сумме 20 789 тенге или 70% ПМ. Кроме того, был продлен срок оказания безусловной денежной помощи с 3 до 6 месяцев, обусловленной денежной помощи с 6 до 12 месяцев.
"В результате на начало ноября текущего года порядка 456,5 тыс. семей или около 2,1 млн человек получили реальную поддержку от государства, в том числе 53% – это многодетные семьи. Это в 7,7 раза превышает аналогичные показатели по получателям в 1 квартале текущего года. В 1,8 раза увеличился и средний размер назначенной АСП. Впервые в бюджете на выплату АСП было предусмотрено 245 млрд тенге", – констатировал Биржан Нурымбетов.
Переходя к перспективам развития системы адресной соцпомощи, глава МТСЗН РК напомнил, что в Послании народу Казахстана от 2 сентября Глава государства поставил перед Правительством РК задачу скорректировать механизм выделения АСП в целях обеспечения ее прозрачности, справедливости и мотивации к труду, а также внедрить гарантированный соцпакет для детей из малообеспеченных семей.
"Мажилисом Парламента одобрен законопроект, который изменит действующую систему предоставления АСП, главным ориентиром станет мотивация к труду, обеспечение прозрачности и справедливости в отношении учета доходов малообеспеченных граждан и размеров господдержки. Предлагаемые меры будут реализовываться в комплексе, государственная помощь будет включать в себя: поддержку многодетных семей, модернизированную адресную социальную помощь, гарантированный социальный пакет для детей из малообеспеченных семей", – сказал Биржан Нурымбетов.
Так, законопроект предусматривает с 1 января 2020 года выплату госпособия семьям, имеющим 4 и более детей несовершеннолетних детей или студентов очной формы обучения в возрасте до 23 лет. Данное пособие будет назначаться вне зависимости от доходов семьи, в дифференцированных размерах: с 4-мя детьми – 42 496 тенге; с 5-ю детьми – 53 127 тенге; с 6-ю детьми – 63 757 тенге; с 7-ю и более детьми – 74 388 тенге.
Новые подходы оказания АСП предусматривают: ежеквартальное назначение адресной соцпомощи; сохранение действующего порогового критерия для назначения АСП – среднедушевой доход на каждого члена семьи должен составлять менее 70% от прожиточного минимума; определение размера АСП для всех членов семьи как разницы между среднедушевым доходом и чертой бедности; усиление требований к трудоспособным гражданам, в случае их отказа от трудоустройства выплата АСП будет прекращаться всей семье; увеличение срока проведения обследования материального положения семьи с 3 до 7 дней, с усилением роли участковых комиссий в этом процессе.
В рамках предоставления гарантированного социального пакета предлагается обеспечить детей из малообеспеченных семей в возрасте от 1 года до 6 лет продуктовыми наборами и гигиеническими принадлежностями, в возрасте от 6 до 18 лет – горячим питанием в школах, учебными принадлежностями и школьной одеждой, также им будут возмещаться расходы на проезд до школы. Медицинская помощь, в том числе стоматологическая, детям до 18 лет будет предоставляться в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и обязательного социального медицинского страхования.
Кроме того, министр подчеркнул, что новый механизм АСП будет реализован посредством информационной системы "Е-халык", что дает новое развитие двум направлениям.
Во-первых, это новая взаимосвязь с реализацией Госпрограммы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства "Еңбек". Теперь обязательное условие для трудоустройства малообеспеченных и охвата их другими мерами занятости потребует от центров занятости новой активности в поиске вакантных мест и эффективного взаимодействия с работодателями и малообеспеченными гражданами.
Во-вторых, уже сегодня в "Е-халык" реализован новый модуль "Электронная социальная карта". В данной системе сформированы социальные карты почти 7 млн казахстанских семей (18,5 млн человек), позволяющие определять уровень их благополучия.
"В перспективе реализация проекта "Электронная социальная карта" местными исполнительными органами позволит повысить качество предоставляемых социальных услуг, переводя их в проактивный формат, то есть услуги будут оказываться, не дожидаясь заявителя, при выявлении трудной жизненной ситуации. В этой работе немаловажную роль будут выполнять социальные работники. Их сигнал станет основным для активных слаженных действий межведомственных региональных групп, предоставляющих всевозможные социальные услуги на местах уязвимым категориям населения", – резюмировал Биржан Нурымбетов.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 31.12.2019
Правительство утвердило План законопроектных работ на 2020 год 31.12.2019
Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 декабря 2019 года №935 31.12.2019
Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 декабря 2019 года №959 31.12.2019
Рабочий график первого президента 31.12.2019
Куда пропали полтора триллиона долларов? 31.12.2019
Рабочий график главы государства 30.12.2019
Премьер-Министр РК А. Мамин поручил всесторонне расследовать причины авиакатастрофы и оказать помощь семьям погибших 30.12.2019
Мажилисмены выразили соболезнования в связи с крушением самолета 30.12.2019
Елбасы Нурсултан Назарбаев выразил соболезнования в связи с крушением пассажирского самолета 30.12.2019

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.03.24 Вторник
83. САТБАЕВ Кабылтай
82. ЕДЫГЕНОВ Ерик
76. ГУЛЯЕВ Владимир
72. АЛТАЕВ Базарбай
72. ПРИМКУЛУЛЫ Керим
67. АМАНЖОЛОВА Дина
67. ДЮСЕМБАЕВ Аскербек
66. УТЕСИНОВ Абдрхан
64. БАЖИРОВ Динмухамед
64. ТУРСУНОВ Куанышпек
64. ХАМЗИН Берикбол
61. АХМЕТБЕКОВ Абай
59. НУРЛЫБАЕВ Кайдар
58. ЕРИН Сергей
58. НАУРЫЗБАЕВ Асет
...>>>
20.03.24 Среда
97. НУРЛЫБАЕВ Абдрахман
80. ДЕВЯТКО Василий
76. ДУЙСЕНОВ Дюсембай
76. ОСПАНБЕКОВ Тулеухан
75. БАПАХОВ Галихан
75. ТАЖИЕВ Сагатбек
74. ЖУКОВ Владимир
72. АМИРОВ Самат
72. БЕЛОРУКОВ Николай
71. ГЕЛЛЕРТ Наталья
71. ЗАГОСКИНА Зинаида
70. ДУЛЫБАЕВ Алиакбар
70. САЛИМЖУАРОВ Гани
69. МУКАШЕВ Каирбек
64. КАЗАНТАЕВ Ганибек
...>>>
21.03.24 Четверг
86. ДУШИМОВ Дмитрий
84. БАЙЗАКОВ Сабит
77. ЖАНТАЕВ Жумабек
74. ЛАВРОВ Сергей
74. НУРМАГАНБЕТОВ Жанмырза
73. АШИМОВ Ундасын
73. КАРМАКОВ Владимир
72. МУСАБАЕВ Хаирбек
68. ЗАХАРОВ Владимир
68. КУШЕРБАЕВ Ерик
67. ЧАЙЖУНУСОВ Сержан
64. ТОКСАБА Абай
64. ШУБИНА Светлана
63. АХМЕТОВ Серик
63. КО Константин
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz