NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 19.03.2024 13:38 ast
11:38 msk

За ними не заржавеет
Газета "Время" выяснила, во сколько раз сумма утилизационного сбора на автомобили превышает фактические расходы на переработку старых машин
14.02.2020 / политика и общество

Ирина МОСКОВКА, Юлия ЧАЙКИНА, "Время", 13 февраля

В Казахстане, мягко говоря, довольно высокие тарифы на утилизацию автомобилей, стоимость которой сидит в цене каждой новой машины. Потребители, покупающие авто в официальных салонах и у производителей, сразу платят за то, что когда-то состарившийся железный конь будет принят в переработку и утилизирован. Этот условный налог, или побор, в стоимости электромобиля или гибрида составляет меньше всего - чуть больше тысячи долларов по нынешнему курсу. Столько же (397 650 тенге) приходится выкладывать покупающим обычную машину с двигателем объемом до 1000 кубических сантиметров. Сумма утильсбора за автомобиль с двигателем от одного до двух литров составляет уже 927 850 тенге. 1 325 500 тенге приходится выкладывать владельцу машины с объемом движка от двух до трех литров. Если же вам понравилось транспортное средство с двигателем хотя бы на один кубический сантиметр больше трех литров, то знайте, что вы пожертвуете ТОО "Оператор РОП" (сборщику денег, РОП расшифровывается как "расширенные обязательства производителей") сразу 3 048 650 тенге! С учетом того что в нашей стране новую "ладу" можно купить в салоне за 2,7 млн тенге, возникает справедливый вопрос: разве раздавить прессом автомобиль может стоить больше, чем собрать новый, пусть даже и бюджетный?

Под грифом секретности
Руководство карагандинского ТОО Recy­cling­Company в лице гендиректора Александра РЯБИНИНА, которое утилизирует собранный со всей страны автохлам, говорить о себестоимости утилизации желанием не воспылало.
- Это вопрос к управляющей компании. Мне нет необходимости это знать, потому что те деньги, которые выделяются, распределяются по пунктам сбора, по производству, по металлу, выходящему от нас, - пояснил Александр Геннадьевич.
- То есть РОП выделяет для вас деньги, они должны до вас доходить, но вы не знаете, сколько до вас доходит?
- Мы знаем, сколько до нас доходит. Но почему мы вам должны говорить такие моменты?
- А почему нет? Это секретные сведения?
- Финансовая структура не наша прерогатива… Мы даже с налоговой инспекцией не делимся такими сведениями! - неожиданно признался Рябинин. - Мы не работаем от государства... А вот сколько мы утилизировали автомашин, сколько приняли - это другой вопрос. Это мы можем осветить.
По данным гендиректора Recycling­Company, с момента открытия в начале декабря 2017-го и по 31 декабря 2019 года завод переработал 102 тысячи автомобилей.
- Хорошо, раз цифры по финансированию вы не хотите называть, спрошу по-другому: денег, поступающих из РОП, достаточно или можно было бы побольше выделять?
- Мы, конечно же, хотели бы побольше. Любой бизнес работает, чтобы иметь прибыль. Я думаю, управляющая компания на эту тему разговаривает. Но это не моя ответственность. Моя ответственность - перерабатывать машины.
- Но для вас же нет разницы, какую легковушку утилизировать: с литровым объемом двигателя или с объемом более трех литров? Себестоимость затрат на одну единицу техники наверняка одинакова?
- Для нас разница зависит лишь от комплектации. Нет, к примеру, двигателей и мостов, значит, легче переработать...
После нашего разговора гендиректор RecyclingCompany перезвонил и неожиданно заявил, что нам повезло. Оказалось, что запрашиваемая нами информация вовсе никакая не тайна. Рябинин пообещал предоставить нам финансовые сведения, после того как их скинут ему. Однако с кем он согласовывал этот вопрос, так и осталось загадкой. Как и сами цифры, которые ему, видимо, скидывать передумали, поскольку мы их так и не дождались.

Нас назначили спонсорами!
Председатель правления ТОО "Оператор РОП" Медет КУМАРГАЛИЕВ говорит, что главный принцип РОП - это соз­дание целостной инфраструктуры сбора, транспортировки, переработки и утилизации ввозимой либо производимой в Казахстане продукции, отходы которой (после утраты своих потребительских свойств) будут являться наиболее массовым загрязнителем окружающей среды.
- С точки зрения теории формировать такую инфраструктуру можно либо за счет производителей и импортеров определенных видов продукции, либо путем финансирования ее создания, то бишь с помощью утилизационного сбора, - говорит Кумаргалиев. - С 2016 по 2018 год в стране появилось более 20 предприятий по сбору, переработке и утилизации отходов, еще порядка ста собирающих и перерабатывающих отходы ТОО были простимулированы финансово путем выплаты субсидий, размер которых зависит от собранного и переработанного объема мусора. Стимулирование отечественного производства экологически чистых автотранспортных средств тоже одна из функций ТОО "Оператор РОП".
Образно говоря, автовладельцы, покупающие новые машины с 2016 года и до сих пор, статьей 285-2 Экологического кодекса Казахстана назначены спонсорами всех этих чудесных преобразований.
- При нашей поддержке в 10 регионах страны и в столице было установлено 12 196 контейнеров для раздельного сбора, в восьми регионах - 147 приемных пунк­тов, в 11 регионах мы установили и передали на баланс местным исполнительным органам 2321 контейнер для ртутьсодержащих ламп и химических источников питания, - перечислил результаты деятельности своей компании Медет Кумаргалиев.

Расследованием установлено
Самое время обратиться к статистике продаж новых автомобилей, в стоимость которых уже включен утилизационный сбор. По данным "КазАвтоПрома", в 2019 году казахстанцы приобрели более 71,4 тысячи новых легковых автомобилей, потратив на это свыше 654,3 миллиарда тенге.
Поскольку ни РОП, ни его карагандинский партнер цифрами своих доходов не делятся, то возьмем на себя смелость вычислить самостоятельно, сколько могли собрать денег на утильсбор с покупателей в прошлом году.
Статистика по электромобилям в нашей стране настолько ничтожна, что ее вряд ли следует брать в расчет. Гораздо больше казахстанцев уважают машины с движками более трех литров. Но эта категория автолюбителей тоже не является превалирующей из-за высокой цены. Выберем золотую середину - от 2001 до 3000 кубических сантиметров (размер утильсбора на самый казахстанский автомобиль "тойота камри").
В итоге получилась весьма приличная сумма 94 640 700 000 тенге. Конечно, могут найтись критики, которые скажут, что, во-первых, не все купленные машины были именно с таким объемом двигателя, во-вторых, в прошлом году размер МРП был немного ниже, поэтому сумма сбора тоже чуть меньше. Мы признаем, что это не абсолютная цифра, но в меньшую сторону она вряд ли изменится по той простой причине, что мы не брали в расчет продажи автобусов и грузовиков, на которые сумма утильсбора еще выше!
На сайте оператора РОП указано, что за неполные четыре года своей деятельности сборщик денег потратил на разные экологические проекты 114,8 миллиарда тенге. Из них 22 миллиарда с лишним ушло на реализацию двух программ по выкупу старых автомобилей и на скидочные сертификаты для покупки новых. Но о том, что всего за год роповцы собрали только с легковушек не менее 90 миллиардов тенге, наверное, из природной скромности умалчивается.

Официальные цифры
Утилизация одного вышедшего из эксплуатации транспортного средства включает работы по организации сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и утилизации машин. И соответственно, расходы распределяются по разным видам работ, рассказал Медет Кумаргалиев. Так, по его словам, на организацию сбора, транспортировки, переработки направляется порядка 18 900 тенге, на работы по утилизации - около 123 000 тенге. Итого 141 900 тенге за любую единицу легкового автотранспорт­ного средства!
Таким образом, за три года непосредственно на утилизацию 124 768 вышедших из эксплуатации транспортных средств компания по состоянию на 24 января 2020 года потратила всего 17,7 миллиарда тенге.
Классная схема зарабатывания на святом - на экологии!

Где деньги?
По словам Медета Кумаргалиева, с 2016 года большую часть утилизированных машин (78 373 единицы) оператор РОП выкупал у владельцев, из-за чего расходы на утилизацию выше уже названной 141,9 тысячи. Владельцам старых машин выплачивалось от 48 до 150 тысяч тенге за неполную и полную комплектацию соответственно.
Вторая статья расходов РОП - это программа, разработанная для стимулирования сдачи старых машин, предусматривающая скидочные сертификаты, которые можно использовать для покупки новых автомобилей.
В этом случае владельцам выплачивалось от 315 до 750 тысяч тенге в зависимости от категории сдаваемого на утилизацию транс­порта. Скидку в 315 тысяч тенге получали экс-владельцы старых легковушек. 750 тысяч выплачивалось за автобусы.
На эти программы расходы оператора РОП за три с лишним года составили чуть более 22 миллиардов тенге (примерно по 11 миллиардов на программу).

Лепота, да и только
- С момента внедрения РОП в Казахстане появилась новая отрасль - авторециклинг, - поясняет Медет Кумаргалиев. - Для сбора старых автомобилей во всех крупных городах Казахстана были открыты 18 специальных пунктов приема, что позволило осуществить большой охват системой по приему вышедших из эксплуатации транспортных средств.
Действительно, пункты приема старых автомобилей сейчас есть во всех областях. Только вот, как нам поведал Александр Рябинин, на все эти пункты приобретена лишь одна установка для прессования машин в брикеты, которая, словно древний номад, кочует по необъятной стране.
И еще одна деталь: в среднем в автомобиле не менее тонны черного металлолома, который оптовики принимают по 80 тенге за килограмм, плюс не менее 50 кг цветных металлов (цена цветмета начинается с 2000 тенге за килограмм). Итого каждая развалюха с каждых потраченных 142 тысяч тенге дает сборщикам не менее 180 тысяч тенге металлоломом! То есть себестоимость утилизации с лихвой покрывается стоимостью металлолома! Так что этот вид бизнеса мог бы развиваться и без помощи автомобилистов...

Взгляд со стороны
- Я говорил и продолжаю говорить, что вся эта утилизационная кампания напоминает старую байку о том, как Ходжа Насреддин обещал за 10 лет обучить осла разговаривать. Так и здесь. Никто не знает, что за 10 лет случится с моим автомобилем или же с ТОО "Оператор РОП", - высказывает свое мнение председатель Независимого автомобильного союза Казахстана Эдуард ЭДОКОВ. - Да, утилизационный сбор есть во всех странах Европы, в России и Америке. И я за этот платеж. Но платеж, адекватный стоимости авто. И мне непонятно, почему казах­станские собственники новых машин должны платить миллионы за то, что на самом деле стоит 100, ну пусть 200 тысяч тенге?
Кстати, председатель Независимого автомобильного союза почти угадал себестоимость утилизации.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 28.02.2020
Указ Президента Республики Казахстан от 24 февраля 2020 года №272 28.02.2020
Премьер-Министр РК Аскар Мамин провел совещание по вопросам развития рыбной отрасли 28.02.2020
Постановление Правительства Республики Казахстан от 21 февраля 2020 года №77 28.02.2020
Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 февраля 2020 года №83 28.02.2020
Мартовские иды: вернется ли Назарбаев в Акорду? 28.02.2020
Институт этнополитики появится в Казахстане 28.02.2020
В Мажилисе презентован депутатский законопроект по вопросам аудиторской деятельности 28.02.2020
Сенаторы рассмотрели соглашение с Арменией по взаимному признанию официальных документов 28.02.2020
Кыргызстан нарушает правила торговли в рамках ЕАЭС 28.02.2020

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.03.24 Вторник
83. САТБАЕВ Кабылтай
82. ЕДЫГЕНОВ Ерик
76. ГУЛЯЕВ Владимир
72. АЛТАЕВ Базарбай
72. ПРИМКУЛУЛЫ Керим
67. АМАНЖОЛОВА Дина
67. ДЮСЕМБАЕВ Аскербек
66. УТЕСИНОВ Абдрхан
64. БАЖИРОВ Динмухамед
64. ТУРСУНОВ Куанышпек
64. ХАМЗИН Берикбол
61. АХМЕТБЕКОВ Абай
59. НУРЛЫБАЕВ Кайдар
58. ЕРИН Сергей
58. НАУРЫЗБАЕВ Асет
...>>>
20.03.24 Среда
97. НУРЛЫБАЕВ Абдрахман
80. ДЕВЯТКО Василий
76. ДУЙСЕНОВ Дюсембай
76. ОСПАНБЕКОВ Тулеухан
75. БАПАХОВ Галихан
75. ТАЖИЕВ Сагатбек
74. ЖУКОВ Владимир
72. АМИРОВ Самат
72. БЕЛОРУКОВ Николай
71. ГЕЛЛЕРТ Наталья
71. ЗАГОСКИНА Зинаида
70. ДУЛЫБАЕВ Алиакбар
70. САЛИМЖУАРОВ Гани
69. МУКАШЕВ Каирбек
64. КАЗАНТАЕВ Ганибек
...>>>
21.03.24 Четверг
86. ДУШИМОВ Дмитрий
84. БАЙЗАКОВ Сабит
77. ЖАНТАЕВ Жумабек
74. ЛАВРОВ Сергей
74. НУРМАГАНБЕТОВ Жанмырза
73. АШИМОВ Ундасын
73. КАРМАКОВ Владимир
72. МУСАБАЕВ Хаирбек
68. ЗАХАРОВ Владимир
68. КУШЕРБАЕВ Ерик
67. ЧАЙЖУНУСОВ Сержан
64. ТОКСАБА Абай
64. ШУБИНА Светлана
63. АХМЕТОВ Серик
63. КО Константин
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz