NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (сентябрь 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (август 2019)








Поиск  
Среда 23.10.2019 07:47 ast
04:47 msk

"Лучше меньше, да лучше"
Недавно официальная Астана сделала заявление о том, что собирается заметно ограничить приток иностранных инвестиций в экономику республики
23.05.2002 / экономика

Наталья БУЕНКО, "Новости недели", 22 мая

Недавно официальная Астана сделала заявление о том, что собирается заметно ограничить приток иностранных инвестиций в экономику республики. О том, что стоит за этим решением и каким образом предполагается претворять его в жизнь, корреспонденту "НН" Наталье БУЕНКО рассказывает председатель комитета по инвестициям МИД РК Вадим Зверьков.

- Вадим Павлович, недавно вы заявили, что Казахстан ограничит приток иностранных инвестиций в страну. Неужели мы уже достигли того момента, когда можем обойтись собственными средствами?

- Я предлагаю подойти к вашему вопросу диалектически, так сказать, в развитии истории. Прежде всего, Казахстан уже совсем не тот, каким был еще пять-десять лет назад. Когда в 1993 году принимался первый закон "Об иностранных инвестициях", упор делался на активное привлечение зарубежного капитала, и понятно, что наибольший интерес вызывал к себе нефтегазовый сектор. Мы вынуждены были предоставлять различные льготы и преференции по недропользованию.

В последующем мы сместили акцент на то, чтобы привлекать деньги, не связывая при этом государство обязательством по их возмещению, и в 1996 году был принят новый закон "О государственной поддержке прямых инвестиций".

А начиная примерно с 2001 года экономическая ситуация вновь изменилась, как внешняя, так и внутренняя. В стране создан Банк развития, который призван вместе с банками второго уровня вкладывать средства в казахстанские компании. Как только эта схема начнет нормально работать, мы сами сможем финансировать любые инвестиционные проекты.

- Можно ли сказать, что тогда мы вообще обойдемся без иностранного капитала?

- Говорить о том, что Казахстан должен полностью отказаться от внешних займов, пока нельзя. Последние восемь лет мы очень много занимали. Даже был период, когда существовала реальная угроза дефолта по внешнему долгу. Да и сейчас нужно помнить о том, что, пусть через 10-15 лет, нам все же придется возвращать занятые суммы.

Заимствование несет для нас массу неудобств. Например, кредиторы могут навязывать свои условия, вплоть до поставки необходимой техники именно из этих стран. Отныне в государстве есть собственные средства. Конечно, их не хватит на все проекты, но нужно определять приоритеты. Это, видимо, будет неправильно, если мы будем стараться охватить все существующие проекты.

Возьмем, в частности, сферу строительства. Известно, что у нас есть хорошие строительные фирмы. Если же мы привлекаем займы, то на этот рынок приходят иностранные компании. Возможно, вначале качество у них будет и лучше, но если отдавать предпочтение только им, то казахстанские предприятия никогда не научатся работать.

- Каким образом изменится политика Казахстана в данном вопросе?

- Все средства, на которые работают французские, германские, японские компании, это в основном правительственные займы. Так, французы находятся в Казахстане уже пять лет, но ни одна компания не проводила финансирования за счет собственных средств. Теперь мы четко обозначили, что, возможно, в два раза ограничим правительственные займы и основную ставку будем делать на альтернативные источники финансирования.

- Как правительство планирует ограничить приток иностранного капитала? Это будут законодательные нормы?

- Нет, правительство само будет регулировать это в процессе переговоров. Если, предположим, японцы заинтересованы в присутствии своего капитала в нашей стране, то они должны будут согласиться на некоторые условия. Так, мы предлагаем удлинить льготный период кредитования. К тому же обязательным условием является участие консалтинговых компаний Казахстана в этих проектах, а также участие в подрядных и субподрядных работах казахстанских фирм.

Прежде эти условия не всегда соблюдались, но стране нужны были финансовые вливания, а потому мы соглашались на то, что предложат. Кроме того, на нас "давили" международные финансовые институты: "Если вы не выполняете поставленных условий - мы не даем заем". Сегодня Казахстан пришел к тому, что если не будут приниматься наши условия, мы можем отказаться от сделки. Но этого, думаю, не произойдет.

- Вы так уверены? Почему?

- После нашего "пилотного" заявления уже стали приезжать специальные миссии, чего прежде не наблюдалось. Они согласны финансировать проекты из альтернативных источников.

- Давайте еще раз вернемся к вопросу о новой системе финансирования инвестиционных проектов. Здесь особая надежда возлагается на отечественные источники финансирования, а казахстанские банки пока неохотно дают деньги на длительный период. Как быть?

- Да, по объективным причинам проекты теперь становятся все более длительными по своей окупаемости. Да и наши бизнесмены не очень охотно идут в банк за кредитом, поскольку ставка рефинансирования по-прежнему остается высокой. Когда удастся за счет внешних источников обеспечить наши проекты необходимыми средствами, не связанными правительственными гарантиями, это станет реальным успехом нынешнего правительства.

Сейчас же речь идет о максимальном сокращении именно внешних займов, по которым, в случае чего, придется рассчитываться государству. Данный вопрос пока на стадии переговоров. Помимо этого активно ставится вопрос об участии казахстанского капитала за рубежом.

- А нет ли опасности, что бизнесмены выведут свои деньги за границу, вместо того чтобы вкладывать их в отечественную экономику?

- Это хороший вопрос, и ответ на него зависит от внутренней политической и экономической стабильности. В Казахстане сейчас создана стабильная законодательная база. Новым законом об инвестициях, который находится в парламенте, мы уравниваем в льготах и преференциях казахстанских и иностранных инвесторов. Это ведь нормальное явление, когда отечественный бизнес будет приобретать предприятия за рубежом. Рынок расставит все по своим местам.

Здесь главный принцип - максимально совместить интересы страны и отечественных предпринимателей. Государство должно продвигать казахстанский бизнес за рубежом. Так же как внутри страны содействовать созданию новых производств.

- Не секрет, что иностранцы стремятся вложить средства в сырьевой сектор. А как обстоят дела с обрабатывающей отраслью, сельским хозяйством? Как здесь правительство планирует изменить ситуацию?

- Мы хотим провести переориентацию и стимулировать вложение средств не только в сырьевые отрасли, но и в другие сектора экономики. Пока на сельскохозяйственном рынке присутствуют в основном казахстанские компании. Сейчас в этом направлении отрабатывается около десятка проектов. Как только производство той или иной продукции в Казахстане будет налажено, мы постараемся прекратить ее импорт. Если раньше льготы давались минимум на 5 лет, то теперь этот срок сокращен до года, но с возможностью дальнейшей пролонгации.

- Известно, что в некоторых отраслях, особенно в нефтегазовом секторе, льготы еще действуют. Будут ли пересматриваться эти контракты?

- Это извечная тема. Давайте опять вернемся в 1993-1995 гг., когда был другой Казахстан. Тогда льготы и преференции давались по полной программе. Какой-то компании они предоставлялись на 5 лет, затем продлевались еще лет на 15, другой - сразу определяли такой срок. Тогда это было сложно корректировать, хотя все понимали, что бюджет теряет огромные суммы.

- Но тем не менее льготы давались...

- Тогда мы были вынуждены вести такую политику. Иначе к нам не пришел бы "Шеврон", и вообще никто. Существует ошибочное мнение, что в Казахстан все готовы принести свои деньги. На самом деле это не так. Рядом шикарный и благоприятный рынок Китая, где вкладывать можно в десять раз больше. Существуют привлекательные рынки Восточной и Центральной Европы, Латинской Америки и Прибалтики. Мы ведь не случайно вынуждены проводить рекламно-имиджевые кампании, чтобы мир знал Казахстан не только как добытчика нефти и газа, но и как сельскохозяйственную страну.

- Есть ли реальные инвесторы, которые готовы вкладывать средства, скажем, в сельское хозяйство?

- Пока это в основном отечественные инвесторы. Говорить о том, что после предоставления льгот и преференций мы привлечем к нам большое количество иностранных компаний, не берусь и не даю никаких гарантий. У нас низкая покупательская способность, что в первую очередь и настораживает иностранных инвесторов.

Досье "НН"

За 11 месяцев 2001 года группой компаний "Харрикейн" было приобретено оборудования, материалов, товаров и услуг на сумму около 442 млн. долл., из которых около 398 млн. долл., или 90 проц., приходится на казахстанских подрядчиков и поставщиков. Из этой суммы "Шымкентнефтеоргсинтез" (ШНОС) затратил более 315 млн. долл., из которых более 309 млн. долл., или 98 проц., приходится на казахстанских подрядчиков и поставщиков; а "Харрикейн Кумколь Мунай" (ХКМ) - более 126 млн. долл., из которых около 88 млн. долл., или 69 проц., приходится на казахстанских поставщиков.

За 2001 год предприятия Евразийской промышленной Ассоциации (ЕПА), куда входят ОАО ТНК "Казхром", ОАО "Алюминий Казахстана", ОАО "Евроазиатская энергетическая корпорация", ОАО "ССГПО" и др., приобрели у отечественных товаропроизводителей оборудования и материалов на сумму более 9 млрд. тенге. По информации пресс-службы ЕПА, эта сумма на 80 проц. превысила первоначальные намерения ассоциации и составила почти пятую часть республиканской программы по импортозамещению.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Мы себе такую задачу, как контроль, даже не ставим" 31.05.2002
Марченко пересчитал свое новое хозяйство 30.05.2002
Проблемы с НПЗ 30.05.2002
Даукеев натурализовался как главный академик 30.05.2002
Состоялось первое заседание Совета директоров ЗАО "НК Казакстан темир жолы" 30.05.2002
ЕврАзЭС: процесс пошел? 30.05.2002
Минтранскому не нравятся ни самолеты, ни авиакомпании 30.05.2002
ЗАО "КазТрансОйл" сообщило о смене руководства 29.05.2002
Все хотят в Курмангазы 28.05.2002
Доллар, евро, юань 28.05.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
23.10.19 Среда
82. САРЖАНОВ Кудайберген
72. МАРТЫНОВ Александр
70. САРТАЕВ Жанбатыр
69. КРАУЗЕ Юрий
68. АБЫЛХОЖИН Жулдузбек
68. БИСЕНГАЛИЕВ Ганимат
64. КАРИМЖАНОВ Бахриден
63. ДЕНЯКИН Александр
63. ЖАКЫПОВ Болат
62. ДЮСЕНОВА Сауле
62. СМАГУЛОВ Сейсехан
61. КУШЕРБАЕВ Жомарт
60. ИБРАЕВ Марат
60. ИБРАЕВА Гафура
56. МОЛДАБАЕВ Каныш
...>>>
24.10.19 Четверг
85. ХОЛОДКОВ Александр
82. ЛЕММЛЕ Вальтер
78. УРМУРЗИНА Гульшара
76. ШВЕДЮК Владимир
73. ТУРСУМБАЕВ Балташ
72. ЖУМИН Канатбек
64. МУСИН Алиаскар
62. БИСЕНБАЕВ Асылбек
59. АГИТАЕВ Садуакас
59. БАРПИБАЕВ Тлектес
59. БЕКМАГАМБЕТОВ Орал
59. КЕНЖАЛИЕВ Малик
57. БАЛГАРИН Амантай
55. УСКЕНБАЕВ Каирбек
53. КУРБАНОВ Ниязбек
...>>>
25.10.19 Пятница
80. КОСЕНКО Виктор
79. ЕСКЕНДИРОВ Кайрулла
77. КАЙРУЛЛАЕВ Корганбек
74. БАЙГУТ Мархабат
74. КАЛИЕВ Кудайберген
72. АЛИБАЕВ Айтбай
70. РЫСКАЛИЕВ Амангельды
68. ИЗБАНОВ Мухит
67. ТУЛЕНБАЕВ Мурат
65. БУЛЕГЕНОВ Ергали
65. МАХАРИНЕЦ Юрий
65. ФАТКУЛЛИН Рашид
62. ЖАСУЗАКОВ Сакен
62. КАРАМАНОВ Серик
62. ХАКИМОВ Шамиль
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz