NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 20:39 ast
18:39 msk

А как там с Баку-Джейханом?
Стоимость и условия строительства нефтепровода определены. Равно как и количество казахстанской нефти для него
28.05.2002 / экономика

Источник: "Нефтегазовая вертикаль", 27 мая

2,9 млрд. долларов - оптимальная цена для основного экспортного трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан
БАКУ. В настоящее время стоимость строительства Основного экспортного трубопровода (ОЭТ) Баку-Тбилиси-Джейхан составляет 2,9 млрд. долларов. Об этом Media-Press заявил президент BP Azerbaijan Дэвид Вудворд. По его словам, "это оптимальная цена для проекта. В будущем, в ходе строительства, если у нас появится возможность уменьшить стоимость проекта, мы это обязательно сделаем".

В настоящее время долевое участие компаний в проекте строительства ОЭТ выглядит следующим образом: ГНКАР - 25%, BP- 38,21, Statoil - 9,58, Unocal - 8,9, TPAO - 7,55, ENI - 5, ITOCHU - 3,4 и Delta Hess - 2,36%. Остаются свободными 12,5%. Получить их могут любые заинтересованные компании, но до санкционирования проекта, которое намечено на конец июня. Если после этого срока спонсорская группа не расширится, то эти 12,5% будут распределены между тремя компаниями - BP, Statoil и TPAO.

Уже в январе 2005 года из турецкого порта Джейхан должен отойти первый танкер с азербайджанской нефтью. Сам экспортный трубопровод будет готов к концу 2004 года. Детальный инжиниринг, проводимый на трассе будущего газопровода, показал, что сегодня проект еще более привлекателен, нежели несколько лет назад.

БАКУ. "Начальные средства на строительство Основного экспортного трубопровода (ОЭТ) Баку-Тбилиси-Джейхан будут вкладываться только со стороны участников спонсорской группы, созданной для финансирования проекта", - заявил журналистам президент британо-американской компании BP Дэвид Вудворд. (BP является оператором спонсорской группы). По его словам, средства, полученные от зарубежных банков и международных финансовых институтов, будут вкладываться в проект не ранее, чем с первой половины 2003 года.

Схема финансирования ОЭТ уже определена: в роли заемщика средств у международных финансовых институтов будет выступать трубопроводная компания BTC co. (Baku-Tbilisi-Ceyhan). Средства для строительства трубы будут распределены в пропорции 30 на 70 . Это означает, что участники BTC co. инвестируют 30% стоимости проекта, а остальная часть будет занята у зарубежных банков.

"Сегодня многие крупные банки и международные финансовые институты убеждены, что даже без казахстанской и других нефтей проект Основного экспортного трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан привлекателен. В любом случае, я уверен, что Казахстан придет в Азербайджан со своей нефтью потому, что ОЭТ - самый конкурентоспособный проект в каспийском регионе. Таких привлекательных проектов в регионе нет и не будет", - заявил не так давно начальник Управления иностранных инвестиций ГНКАР Валех Алескеров. Тогда же, комментируя ход переговоров по вопросу финансирования проекта банками и международными финансовыми институтами, он отметил, что эти переговоры проходят достаточно успешно: "Азербайджан уже многократно доказывал, что он всегда выполняет свои обязательства".

У Азербайджана, учитывая его долю в ОЭТ, не должно возникнуть проблем с погашением займов, взятых под строительство трубы. Республику в этом проекте может представлять афилиированная коммерческая компания ГНКАР, а последняя, принимая во внимание ее участие в многочисленных зарубежных соглашениях на разработку азербайджанских месторождений, уже является кредитоспособной структурой.

"Всем компаниям - участницам проекта по разработке блока месторождений "Азери-Чираг-Гюнешли" (АЧГ) в любом случае придется прокачивать свою нефть по Основному экспортному трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. Согласно контракту, "точка отгрузки для нефти АЧГ - это входной фланец ОЭТ. Других вариантов - нет. Кстати, для "простых" пользователей трубой и для акционеров ставки будут разные: для первых стоимость транспортировки нефти по ОЭТ будет заметно выше, чем для вторых", - заявили Media-Press в ГНКАР.

Как отметили в Госнефтекомпании, выполнение проекта идет сегодня строго по графику, без отклонений, ОЭТ полностью сбалансирован и самодостаточен. "Сегодня нет острой необходимости привлекать в проект новые компании, однако, если они того хотят, то группа спонсоров открыта. Акционеры "АЧГ", которые не станут участниками ОЭТ, будут платить больше, выступая в проекте лишь транспортировщиками. Если их это устраивает, пусть поступают, как хотят", - сказали в Госнефтекомпании.

На сегодня доли участия в "контракте века" распределены следующим образом: ГНКАР - 10%, BP - 34,1367%, Unocal - 10,0489%, Devon - 4,8175%, ExxonMobil - 8,0006%, Amerada Hess - 2,0825%, Statoil - 8,5633%, Lukoil -10%, TPAO - 6,75%, Itochu - 3,9205%, Delta Oil - 1,6800%.

БАКУ. Французская компания TotalFinaElf близка к присоединению к спонсорской группе, созданной для финансирования строительства Основного экспортного трубопровода (ОЭТ) Баку-Тбилиси-Джейхан. Об этом заявил Дэвид Вудворд, президент британо-американской компаний BP, возглавляющей спонсорскую группу. Пока, по словам Вудворда, нельзя говорить о том, сколько процентов TotalFinaElf "возьмет" в проекте, переговоры с ней пока не завершены.

Отметим, что в настоящее время свободными процентами в проекте остаются 12,5. Получить их могут любые заинтересованные компании, но до санкционирования проекта, которое намечено на конец июня, начало июля. Если после этого срока спонсорская группа не расширится, то эти 12,5% будут распределены между тремя компаниями - BP, Statoil и TPAO. Сегодня доли в $2,9 млрд., распределены следующим образом: ГНКАР - 25%, BP- 38,21, Statoil - 9,58, Unocal - 8,9, TPAO - 7,55, ENI - 5, ITOCHU - 3,4 и Delta Hess - 2,36%.

К проекту на разных стадиях проявляли интерес многие компании. Среди них, канадская Alberta Energy, российская LUKOIL, американские Chevron, ExxonMobil и Conoco, французская TotalFinaElf и другие. В итоге, сегодня получается, что самой "пробивной" оказалась именно TotalFinaElf, которая, кстати, закрыла своей азербайджанский проект по разработке блока месторождений "Лянкяран--Талыш-Дениз". Она пробурила здесь лишь одну разведочную скважину и после неудачи с ней решила отказаться от дальнейшей работы, хотя контрактом было предусмотрено бурение и второй скважины. В связи с этим TotalFinaElf выплатила ГНКАР денежную компенсацию.

Отметим, что не так давно глава TotalFinaElf Тьери Десмарест после встречи с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым заявил, комментируя идею прокладки маршрута Казахстан-Туркменистан-Иран, что мысль о прокачке казахстанского "черного золота" через территорию Ирана "совершенно разумна". Но это не означает, что Астана игнорирует маршрут Баку - Тбилиси - Джейхан. TotalFinaElf, кстати, владеет 28,56-процентным долевым участием в проекте по разработке гигантского месторождения "Кашаган", откуда, видимо, она и намеревается поставлять свою нефть в ОЭТ Баку-Джейхан. Запасы только Восточного Кашагана оцениваются, минимум, в 7 млрд. тонн нефти. По оценкам экспертов, разведанные запасы всего месторождения "Кашаган" составляют 13-14 млрд. тонн.

В целом же, ежегодный объем добычи нефти в Казахстане составляет в настоящее время 35 млн. тонн. Из них 20 млн. транспортируется сейчас через Каспийское море и через Россию. Однако к 2005-2010 годам, после начала разработки "Кашагана", Казахстан увеличит объем добычи еще на 20-30 млн. тонн. Это больше пропускной способности трубопровода Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), в связи с чем неизбежно встанет вопрос о новых путях транспортировки нефти.

Нефть Казахстана может доставляться в Баку либо танкерами, либо по подводному нефтепроводу, который может быть построен специально для этой цели. Однако, не все специалисты согласны с такими вариантами. Например, эксперт азербайджанского института "Гипроморнефтегаз" считает, что строительство подводного трубопровода весьма проблематично с технической точки зрения. Существующие на Каспии водолазные комплексы не позволяют строить и обслуживать нефтепроводы на глубине моря более 200 метров. Даже при строительстве нефтепровода от платформы "Чираг-1" до берега, участки моря глубиной 300-400 м старательно обходились строителями. "Ввоз новой техники из-за рубежа и ее обслуживание обойдутся недешево и окажут негативное влияние на рентабельность проекта", - отметил он.

В случае, если трубопровод от месторождения "Кашаган" до Абшеронского полуострова будет строиться напрямую, прокладка должна будет осуществляться на глубине до 1000 м. Несколько дешевле обойдется строительство подводного трубопровода через туркменский сектор Каспия, но и здесь глубина моря составляет порядка 800 м. При сложившихся "прохладных" отношениях Азербайджана с Туркменистаном получение разрешения на прокладку трубопровода по туркменскому участку моря маловероятно.

Альтернативой могла бы стать транспортировка казахстанской нефти до Баку танкерами, но при ближайшем рассмотрении эта задача выглядит нереально. Суммарная мощность всех танкеров Каспийского морского пароходства чуть более 10 млн. тонн в год. Таким образом, для перевозки 20 млн. тонн нефти (именно столько предполагается получать от Казахстана на первом этапе эксплуатации ОЭТ Баку-Джейхан) понадобится, по крайней мере, вдвое увеличить мощности танкерного флота пароходства.

БАКУ. В ближайшее время спонсорская группа, созданная для финансирования строительства Основного экспортного трубопровода (ОЭТ) Баку-Тбилиси-Джейхан, подпишет контракт с иностранной компаний на выполнение строительных работ азербайджанского и грузинского участка трубы. Об этом Media-Press сообщили в ГНКАР, отказавшись при этом назвать имя компании. Сделать это можно будет только после подписания соответствующего договора, отметили в ГНКАР.

По словам высокопоставленного представителя Госнефтекомпании, строительством азербайджанских и грузинских участков нефтепровода Баку-Джейхан и газопровода Баку-Тбилиси-Эрзерум будут заниматься разные подрядчики. Хотя ранее в той же ГНКАР не раз заявляли, что проекты параллельной прокладки ОЭТ и газопровода Баку-Тбилиси-Эрзерум для поставок в Турцию азербайджанских нефти и газа дополняют друг друга и составляют единый энергетический пакет. И именно этим объясняли, что строительство обоих трубопроводов на территории Азербайджана и Грузии будет вести один подрядчик. Обе экспортные трассы будут проложены по одному маршруту для снижения затрат. "Это хорошо, что будет единый подрядчик. Во-первых, работа будет идти быстрее. Компания, которая будет этим заниматься, сможет одновременно регулировать реализацию и первого и второго проекта. И, что самое главное, это снижение операционных и капитальных затрат", - говорили тогда в ГНКАР. Теперь же ситуация в корне изменилась, и в ГНКАР прокомментировали весьма оригинально: "Тогда предполагалась возможность того, что будет один подрядчик, а теперь - нет".

Отметим, что на сооружение двух трубопроводов понадобится около 880 км 42-дюймовых труб для Азербайджана и около 520 км 42-х и 26-дюймовых труб - для Грузии. Строителям предстоит соорудить 2250 переходов или обходов автодорог и железнодорожных путей, водных преград и других препятствий. Для этого придется соорудить 7 тысяч бетонных укреплений грунта. Уже намечены участки на территории двух стран для ведения работ. В частности, определены по четыре участка в Азербайджане и Грузии, где расположатся строительные лагеря. Столько же - для складирования труб. Помимо этого, уже имеются в наличии другие вспомогательные участки, где разместятся медицинские и другие объекты.

На территории Азербайджана на строительстве двух трубопроводов будет задействовано 1850 человек, Грузии - 2200 работников, несмотря на то, что азербайджанский участок значительно протяженнее грузинского.

Спонсорами ОЭТ стоимостью 2,9 млрд. долларов и пропускной способностью 50 млн. тонн нефти в год пока являются ГНКАР (45%), оператор проекта британо-американская BP (25,72%), американская Unocal (7,74%), норвежская Statoil (6,45%), турецкая TPAO (5,08%), японская ITOCHU (2,96%), американо - саудовский альянс Delta Hess (2,05%) и итальянский концерн ENI (5%).

Акционерами проекта "Шах-Дениз" являются BP-25,5%, норвежская Statoil -25,5%, ГНКАР -10%, российская "ЛУКойл" -10%, французская TotalFinaElf -10%, иранская OIEC -10% и турецкая TРAO - 9%.

После пуска в эксплуатацию Основного экспортного трубопровода (ОЭТ) Баку-Тбилиси-Джейхан нефтепровод Баку-Супса, предназначенный для прокачки ранней нефти с месторождения "Чираг", не останется без работы, заявил журналистам президент Азербайджанской международной операционной компании (AIOC) Дэвид Вудворд. (Напомним, что AIOC занимается разработкой блока месторождений "Азери-Чираг-Гюнешли").

По его словам, в рамках проекта по разработке блока "АЧГ" в сутки будет добываться более 1 млн. баррелей нефти. Это значит, что 1 млн. баррелей сырья будет прокачиваться по ОЭТ, а остальное - транспортироваться по маршруту Баку-Супса. Ранее предполагалось, что запасы "Азери-Чираг-Гюнешли" составляют 4,6 млрд. баррелей нефти, а сейчас эта цифра определена как 5,3 млрд. Таким образом, для отправки на Супсу должно остаться не менее 700 млн. баррелей нефти.

В настоящее время по этому маршруту транспортируется ежедневно 145 тысяч баррелей нефти, добытой с месторождения "Чираг". Применение технологии отдаленного бурения, которое сейчас ведется на месторождении, в конечном счете приведет к увеличению извлекаемых запасов "Чирага" приблизительно на 220 млн. баррелей.

----------

Казахстан рассматривает возможность участия в ряде проектов, альтернативных Каспийскому трубопроводному консорциуму
"Финмаркет.Ру", 27 мая

Казахстан рассматривает возможность участия в ряде альтернативных Каспийскому трубопроводному консорциуму проектов. Об этом, как сообщает агентство CNA, заявил в Астрахани на 2-м международном нефтегазовом саммите "Каспий XXI век: от политики к бизнесу" заместитель директора международно-правового департамента МИД Казахстана Булат Сарсенбаев, отметив, что уже в ближайшее время мощностей КТК будет недостаточно для транспортировки казахстанской нефти.

Представитель МИД Казахстана не уточнил, какие это проекты, однако сказал, что один из них будет проектом по строительству трубопровода с Карачаганакского месторождения, расположенного в казахстанском шельфе Каспия. Он также подчеркнул, что Казахстан по-прежнему намерен активно разрабатывать месторождения Западного Кашагана.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Мы себе такую задачу, как контроль, даже не ставим" 31.05.2002
Марченко пересчитал свое новое хозяйство 30.05.2002
Проблемы с НПЗ 30.05.2002
Даукеев натурализовался как главный академик 30.05.2002
Состоялось первое заседание Совета директоров ЗАО "НК Казакстан темир жолы" 30.05.2002
ЕврАзЭС: процесс пошел? 30.05.2002
Минтранскому не нравятся ни самолеты, ни авиакомпании 30.05.2002
ЗАО "КазТрансОйл" сообщило о смене руководства 29.05.2002
Все хотят в Курмангазы 28.05.2002
Доллар, евро, юань 28.05.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz