NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 19.03.2024 11:16 ast
09:16 msk

ЕврАзЭС: процесс пошел?
Н.Исингарин: "Занимаясь много лет проблемами интеграции, постоянно убеждаюсь, как часто благие пожелания наталкиваются на непоколебимую твердость неисполнения министерствами и ведомствами…"
30.05.2002 / экономика

Нигматжан Исингарин, заместитель генерального секретаря ЕврАзЭС
"Континент", 29 мая

Прошедшее в Москве в мае заседание Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества было знаковым по ряду обстоятельств. Во-первых, ЕврАзЭС делает первые шаги, и наблюдателям интересно, в каком направлении они ориентированы. Во-вторых, в отличие от других образований на постсоветском пространстве, каждый саммит ЕврАзЭС - своеобразное подведение итогов интеграции. Наконец, все любопытнее становится интрига по линии СНГ - ЕврАзЭС, не подменит ли новое образование постоянно критикуемое Содружество. Интерес к нынешней встрече был подогрет участием в ней президента Молдовы, обратившегося с просьбой о предоставлении государству статуса наблюдателя как минимум, а в перспективе - и постоянного члена. В последний момент решила понаблюдать за происходящими в ЕврАзЭС процессами и Украина, обратившись с соответствующей просьбой.

Учитывая это обстоятельство, президенты начали свой диалог с рассмотрения организационно-правовых вопросов повестки дня. Было утверждено Положение о порядке приема в члены ЕврАзЭС. Дело в том, что действующие в государстве-кандидате законодательно-правовые положения во внешнеэкономической, торговой, таможенной сферах должны соответствовать принятым в ЕврАзЭС решениям, а само это государство обязано присоединиться к ранее заключенным и ныне действующим в рамках Таможенного союза договорам и соглашениям. Естественно, на это требуется определенное время. Поэтому если государство обратилось с просьбой о членстве в ЕврАзЭС, то вначале принимается политическое решение и после выполнения указанных требований оно становится полноправным партнером. Кстати, в отношении Молдовы был подготовлен и такой вариант решения.

Следующим вопросом стало принятие Положения о статусе наблюдателя при ЕврАзЭС. Здесь основным условием для государства или организации, получивших статус наблюдателя, является требование воздерживаться от действий и заявлений, направленных против интересов Сообщества, а также принятых решений органов ЕврАзЭС и принципов, заложенных в учредительном Договоре от 10 октября 2000 года. Молдова и Украина получили статус наблюдателя, что, безусловно, свидетельствует об интересе к принципам и организации интеграционного взаимодействия в рамках ЕврАзЭС и определенной интриге в отношении СНГ в целом.

Мне представляется, что дальнейшее развитие отношений между СНГ и ЕврАзЭС и даже судьба их зависит от правильного определения роли и места каждого из них в межгосударственном сотрудничестве на постсоветском пространстве. СНГ должно согласиться, что широкой и тесной экономической интеграции в масштабе 12 государств не получается, и это направление взаимодействия все больше становится прерогативой ЕврАзЭС в интересах тех государств, которые его образовали. Содружество нужно, и без работы оно не останется. Есть много проблем в сфере политического сотрудничества, обеспечения безопасности, борьбы с преступностью и наркопроблемой, в сфере гуманитарной, социальной и т. д. ЕврАзЭС может дополнять и поддерживать СНГ углублением экономического взаимодействия.

Второй блок рассмотренных вопросов был посвящен формированию организационно-правовой основы деятельности ЕврАзЭС. Утверждена символика (эмблема и флаг) ЕврАзЭС. Принято Положение о Межпарламентской ассамблее, основными задачами которой определены: формирование согласованной правовой политики ЕврАзЭС; координация законотворческой деятельности национальных парламентов, обеспечивающая реализацию целей и задач Сообщества; содействие созданию организационно-правовых условий для приведения законодательств входящих в Сообщество государств в соответствие с договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС; организация межпарламентского сотрудничества.

Всего же в ЕврАзЭС принято более трех десятков документов, и, как отмечали президенты, по сути уже сформирована нормативно-правовая база для его активной работы. Однако нельзя не отметить и тревожный факт. В предусмотренную учредительными документами Комиссию постоянных представителей государств при ЕврАзЭС - постоянно действующий орган по рабочему рассмотрению всех вопросов - Республика Беларусь и Российская Федерация не смогли в течение прошедшего года назначить своих представителей. Это весьма тревожный сигнал, свидетельствующий об отношении к принятым решениям.

К сожалению, проблемные вопросы этим не ограничиваются. Настоящим испытанием для ЕврАзЭС становится вступление его членов в ВТО. Как известно, Киргизия уже является членом этой организации, и другим странам удалось избежать негативных последствий от ее членства в ВТО только благодаря небольшому объему экономики Киргизии и ее удаленности от торговых путей. Но если в ВТО несогласованно вступит Россия или Казахстан, снизив при этом ввозные пошлины и ограничения на импорт услуг из третьих стран, то режим свободной торговли, да и само ЕврАзЭС потеряют смысл.

Еще в 1997 году между странами Таможенного союза была достигнута договоренность, что "стороны самостоятельно оформляют документы о присоединении к этой международной организации, а в ходе процесса осуществляют координацию действий". В последующем процесс взаимных консультаций углублялся, было проведено полтора десятка встреч экспертов. Однако в преддверии вступления в ВТО Казахстана и России механизма консультаций явно недостаточно, особенно, если учесть тот факт, что информация об элементах формируемых обязательств вступления в ВТО той или иной страны приобретает конфиденциальный характер, и переговорный процесс согласовать не удается.

Этот предмет стал темой многочисленных встреч и дискуссий, в том числе и на прошедшем саммите. Межгоссовет принял решение о совершенствовании взаимодействия государств - членов ЕврАзЭС на переговорах по присоединению к ВТО, в котором наметил ряд организационных действий правительств. Однако говорить, что общий интерес возобладает над желанием отдельного государства "отличиться" в своем стремлении "рвануть" в ВТО, явно преждевременно. Запад старается разобщить действия партнеров, оказывая знаки внимания то одному, то другому в виде признания экономики той или иной страны "рыночной", проводя выборочно антидемпинговые расследования и пр.

Кстати, антидемпинговые действия в отношении предприятий друг к другу - еще один риф на курсе интеграции. После августовского 1998 года дефолта и резкого падения курса рубля в России Казахстан и Беларусь были вынуждены ввести ограничения на поставки резко подешевевших товаров соседа. И это было вполне оправданно, но подобная практика, к сожалению, продолжилась и в последующие годы, уже без должных на то оснований. Около 20 ограничений на поставку продукции из России, по оценке экспертов, примерно на сумму 50 миллионов долларов в год, пыталось провести правительство страны по просьбе казахстанских производителей.

Большой резонанс в обоих государствах получили требования металлургов и угольщиков теперь уже России обложить антидемпинговыми пошлинами поставки конкурентной продукции из Казахстана.

Доля казахстанского, производимого "Испат-Кармет", оцинкованного проката на внутреннем рынке России составляет до четверти потребления, при этом цена продукции на 10-12 процентов ниже российского аналога. В этой ситуации ОАО "ММК" - Магнитогорский металлургический комбинат и "Северсталь" обвиняют казахстанских производителей и требуют проведения антидемпингового расследования, несмотря на то, что металлурги уже получили от правительства России вполне выгодное и корректное в отношении союзника по Сообществу решение об отмене всех экспортных пошлин. В этих условиях вводить "ввозные" пошлины - значит по сути ликвидировать режим свободной торговли между партнерами, базу Экономического сообщества.

Разрушительное воздействие для интеграции двух государств оказывает и требование губернатора Кемеровской области административно и тарифно ограничить поставки экибастузского угля на электростанции Урала и Сибири. Существуют десятки других способов удешевления себестоимости угля внутри государства - налоговые льготы, отмена внутреннего НДС, устранение потерь на производстве и так далее. Но вместо совместной работы на принципах здоровой конкуренции доминирует другой принцип: "зажать" соседа, да еще и партнера по ЕврАзЭС?!

Межгоссовет по инициативе президентов Н. Назарбаева и В. Путина признал применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер во взаимной торговле недопустимым и поручил разработать иные механизмы защиты внутренних рынков и отечественных товаропроизводителей. Но насколько эффективными окажутся эти механизмы и удастся ли избежать торговых войн, опять-таки покажет время.

Один важный документ был принят единодушно, практически без обсуждения - "Основы пограничной политики государств - членов ЕврАзЭС". Документ предусматривает единые взгляды на цели, задачи, принципы, основные направления и механизм реализации пограничной политики. На следующем заседании Межгоссовета предполагается принять 5-6 соглашений и протоколов, конкретизирующих реализацию этого документа.

Положительно, что ЕврАзЭС смогло на практике реализовать идею разделения компетенции различных органов интеграции. Так, глава правительства Казахстана информировал президентов, что он вместе с коллегами или их заместителями за прошедший год принял около десятка решений по вопросам экономического взаимодействия и взаимной торговли.

Ближайшие задачи ЕврАзЭС нашли отражение в решении о бюджетной политике на 2003 год. Кстати, о серьезных и насущных проблемах говорили и президенты в своих выступлениях. Это и общие для всех государств проблемы: формирование общего таможенного тарифа, упрощение таможенных процедур, соблюдение режима свободной торговли, создание общей платежной системы, унификация транспортных тарифов; и специфические для отдельных государств: миграционные процессы, транзит грузов и пассажиров. Все эти проблемы мешают углублению интеграции и требуют незамедлительного решения.

Занимаясь много лет проблемами интеграции, постоянно убеждаюсь, как часто благие пожелания и даже принятые на самом высоком уровне решения наталкиваются на непоколебимую твердость неисполнения министерствами и ведомствами, иными структурами власти. С этим связаны многочисленные огрехи в деятельности СНГ, об эту же "непоколебимую твердость" разбиваются и многие планы ЕврАзЭС.

Примеров много, приведу лишь некоторые. Уже несколько лет даются поручения, собираются эксперты, принимаются решения по унификации и сближению уровня железнодорожных тарифов на сообщения внутри входящих в ЕврАзЭС государств, но российское Министерство путей сообщения твердо стоит на своем неприятии предложений четырех других государств и согласованное решение найти не удается. Энергетики пяти государств добиваются принятия согласованного решения о таможенном оформлении и таможенном контроле электроэнергии, перемещаемой между государствами - членами ЕврАзЭС, но таможенники России слышать не хотят об этом. Четыре года не ратифицируется в Казахстане и Беларуси соглашение об автомобильном сообщении, упрощающее перевозки грузов, поскольку министерства транспорта этих стран против.

Но вернемся к майскому саммиту. Учредительными документами ЕврАзЭС предусмотрено, что председательство в Межгосударственном совете осуществляется государствами - членами Сообщества поочередно, в порядке русского алфавита. Так было и в Таможенном союзе. В октябре 1997 года председателем Межгоссовета Таможенного союза был избран Президент Казахстана Н. Назарбаев, и затем его полномочия продлялись еще 4 раза. На прошедшем саммите полномочия председателя Межгоссовета должны были перейти к другому, но и в этот раз президенты были единодушны: Н. Назарбаев должен продолжить руководство Межгосударственным советом.

Наш рассказ был об одном событии - встрече глав государств Евразийского экономического сообщества, но он не мог не отразить общую ситуацию реального взаимодействия экономик пяти стран, проблем и трудностей интеграционного процесса, усилий тех, кто за и против экономического единения, планов ЕврАзЭС и решений, принимаемых на разных уровнях власти. Непростое и нелегкое будущее ожидает новую организацию. Встреча показала, что процесс пошел, но будет ли он безостановочным, будет ли он идти в том направлении, каким идет весь мир, создавая мощные экономические объединения, покажет время. Подождем.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Мы себе такую задачу, как контроль, даже не ставим" 31.05.2002
Марченко пересчитал свое новое хозяйство 30.05.2002
Проблемы с НПЗ 30.05.2002
Даукеев натурализовался как главный академик 30.05.2002
Состоялось первое заседание Совета директоров ЗАО "НК Казакстан темир жолы" 30.05.2002
ЕврАзЭС: процесс пошел? 30.05.2002
Минтранскому не нравятся ни самолеты, ни авиакомпании 30.05.2002
ЗАО "КазТрансОйл" сообщило о смене руководства 29.05.2002
Все хотят в Курмангазы 28.05.2002
Доллар, евро, юань 28.05.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.03.24 Вторник
83. САТБАЕВ Кабылтай
82. ЕДЫГЕНОВ Ерик
76. ГУЛЯЕВ Владимир
72. АЛТАЕВ Базарбай
72. ПРИМКУЛУЛЫ Керим
67. АМАНЖОЛОВА Дина
67. ДЮСЕМБАЕВ Аскербек
66. УТЕСИНОВ Абдрхан
64. БАЖИРОВ Динмухамед
64. ТУРСУНОВ Куанышпек
64. ХАМЗИН Берикбол
61. АХМЕТБЕКОВ Абай
59. НУРЛЫБАЕВ Кайдар
58. ЕРИН Сергей
58. НАУРЫЗБАЕВ Асет
...>>>
20.03.24 Среда
97. НУРЛЫБАЕВ Абдрахман
80. ДЕВЯТКО Василий
76. ДУЙСЕНОВ Дюсембай
76. ОСПАНБЕКОВ Тулеухан
75. БАПАХОВ Галихан
75. ТАЖИЕВ Сагатбек
74. ЖУКОВ Владимир
72. АМИРОВ Самат
72. БЕЛОРУКОВ Николай
71. ГЕЛЛЕРТ Наталья
71. ЗАГОСКИНА Зинаида
70. ДУЛЫБАЕВ Алиакбар
70. САЛИМЖУАРОВ Гани
69. МУКАШЕВ Каирбек
64. КАЗАНТАЕВ Ганибек
...>>>
21.03.24 Четверг
86. ДУШИМОВ Дмитрий
84. БАЙЗАКОВ Сабит
77. ЖАНТАЕВ Жумабек
74. ЛАВРОВ Сергей
74. НУРМАГАНБЕТОВ Жанмырза
73. АШИМОВ Ундасын
73. КАРМАКОВ Владимир
72. МУСАБАЕВ Хаирбек
68. ЗАХАРОВ Владимир
68. КУШЕРБАЕВ Ерик
67. ЧАЙЖУНУСОВ Сержан
64. ТОКСАБА Абай
64. ШУБИНА Светлана
63. АХМЕТОВ Серик
63. КО Константин
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz