Источник: "Новости недели", 29 мая
С точки зрения здравого смысла Марат САФИНОВ
Добиваясь максимальной эффективности деятельности НПЗ, компания "Харрикейн-ШНОС" приняла решение об изменении собственной внутренней организационной структуры. Сутью этих реформ является вывод непрофильных активов, то есть подразделений, непосредственно не связанных с производством нефтепродуктов, из состава "Шимкентнефтеоргсинтеза" (ШНОС) в самостоятельные хозяйствующие субъекты.
Без изобретения велосипеда
Сегментирование - общеизвестная мировая практика, поэтому структурные изменения на ШНОСе вполне понятны и логичны. Практика показала, что предприятиям нефтяного бизнеса эффективнее работать с сервисными компаниями, чем держать в своем штате собственные транспортные, строительные и другие подразделения.
Тем более что это не противоречит первоначальному приватизационному соглашению, а правительство страны было информировано о возможной реструктуризации предприятия.
Вывод строительного, хозяйственного, автотранспортного и ремонтного цехов, а также столовой и службы безопасности из общей структуры ШНОСа не является самоцелью. Специалисты компании, изучая оптимальный уровень рабочей силы для осуществления производственной деятельности завода, руководствовались эффективностью производства и снижением издержек. Сегодня ШНОС производит 50 проц. нефтяных продуктов на рынке Казахстана, и чтобы оставаться в лидерах, предприятию необходимо постоянно работать над повышением конкурентоспособности своей продукции. В конце концов, цена бензина складывается из всех производственных факторов.
Кстати, из выводимых подразделений строительный цех для ШНОСа был прибыльным, но поскольку организационная модель уже выбрана и утверждена, то со всеми непрофильными активами поступили одинаково.
Джентльменский подход
В сегментируемых подразделениях занято около 500 человек. И хотя их не увольняют, а только отделяют от профильного производства, психологически изменение своего положения многими работниками воспринимается негативно. Если раньше труд этих рабочих и цехов растворялся в масштабе всего предприятия, то теперь уровень эффективности будет кристаллизоваться в рамках самих сервисных компаний.
С одной стороны, люди теряют те гарантии в заработной плате, которые дает ШНОС, а с другой - у них появляются новые возможности. Теперь строители, ремонтники и водители не ограничены в поисках заказчиков своих услуг. Сами же новые компании станут самостоятельными юридическими лицами. Например, акций ШНОСа у работников предприятия не стало еще во время работы на нем бывшего президента предприятия Нурлана Бизакова.
Понимая трудности подобного перехода в "свободное плавание", по крайней мере на первоначальном этапе, группа компаний "Харрикейн-ШНОС" пошла людям навстречу. Кроме положенных законом "О труде" письменного уведомления за месяц до сокращения должности, среднемесячной выплаты по истечении срока уведомления, выплат за неиспользованный ежегодный отпуск для людей, работающих в выводимых предприятиях, предусмотрены дополнительные льготы.
Чтобы вновь созданные сервисные компании были экономически обоснованы и оборудованы, передаваемое им от ШНОСа имущество (автотранспорт, ремонтная техника, оборудование и реквизиты столовой и т. д.) оценено по остаточной стоимости. Этим компаниям дано право свободного входа и использования зданий ШНОСа по минимальной арендной плате. Пожалуй, самое главное, что вновь созданным сервисным компаниям будет гарантировано преимущественное право при выборе ШНОСом подрядчика. Как заявил Сейхан Жусупбеков, вице-президент по производству группы компаний "Харрикейн-ШНОС", если эти компании смогут освоить заказ, то к другим подрядчикам завод обращаться не будет. К тому же за первые контракты с сервисными компаниями будет произведена стопроцентная предоплата, чтобы у этих предприятий сразу появились на счетах оборотные средства.
Предусмотрены и некоторые другие моменты. Так, проведены двухнедельные курсы с руководством цехов, на которых за счет "Харрикейна" людей обучали основам ведения бизнеса и другим навыкам, необходимым в современных условиях хозяйствования. Что касается ШНОСа, то план дальнейшего развития предприятия имеется, соответственно, появятся новые рабочие места на нефтегазовых объектах. Работникам, которые продемонстрировали свои навыки и умение работать в команде, будет предоставлена возможность подать заявление на вновь созданные вакантные места, независимо от их местонахождения.
В карете прошлого...
Далеко не все из выводимых работников удовлетворены перспективами трудовой деятельности в сервисных компаниях. Здесь целый комплекс факторов: от привычки работать в огромной надежной структуре до неуверенности в собственных силах. В небольших организациях трудно потеряться и хорошо виден трудовой вклад всех участников производственной деятельности.
В Кызылорде достаточно положительных примеров, когда отделенные подразделения успешно ведут самостоятельный бизнес. Компания CIS (питание), перейдя на самостоятельный режим, увеличила штатную численность с 331 до 354 работников, "Техэнергосервис" (ремонт) - с 35 до 70 человек, а CC CSC (строительство) - вообще с 83 до 728 работников. Поскольку и на ШНОСе люди выходят со средствами производства и другой поддержкой, то кызылординский опыт кажется вполне естественным.
Но не все проходит гладко. Местный профсоюз устраивает различные пикеты и акции протеста с требованием не допустить вывода сотрудников ШНОСа в сервисные предприятия. При этом происходит сознательная подмена понятий, когда выводимых называют "увольняемыми" или "сокращаемыми" и ни словом не упоминают о режиме наибольшего благоприятствования, который менеджмент ШНОСа создает для своих бывших подразделений. Зато постоянно муссируется требование выплатить всем выводимым сотрудникам по 50 тыс. долл. Непонятно, откуда вообще взялась эта цифра? И если с потолка, то почему не 100 тыс.?
Правовых механизмов помешать "Харрикейн-ШНОС" проводить изменение организационной структуры у профсоюза нет, поэтому нагнетается истерия. Компания "Харрикейн" в Казахстане находится на положении "варяга". И будь в проводимых мероприятиях на ШНОСе что-либо нечисто - это сразу бы стало достоянием гласности. А так, воспитанные советской системой профсоюзные функционеры пытаются в условиях рыночной экономики апеллировать к идеологемам, которые и раньше никем всерьез не принимались.
Выход есть
Логика развития требует от современных работников совершенно иных подходов к подобным ситуациям.
"Харрикейн-ШНОС" поступает в соответствии с мировым опытом, но и выводимым сотрудникам следует действовать в соответствии с новыми реалиями.
Сам факт того, что многие сотрудники готовы работать в сервисных компаниях и овладевают необходимыми знаниями, свидетельствует об объективном понимании ими складывающейся ситуации. На этом фундаменте возможно построение реальных отношений социального партнерства.
ШНОС демонстрирует добрую волю, не отправляя избыточных работников на биржу труда, а давая им шанс показать себя в новых условиях. При этом сервисные компании оснащаются необходимой производственной базой и консультативным обеспечением. Но работать на себя люди должны сами.
----------
Нефтяная "пробка" Матвей Соболев
В сложном положении оказались нефтедобывающие компании Тургайского бассейна. Экспортные ограничения, затянувшийся дефицит железнодорожных цистерн, отсутствие доступа к нефтепроводу привели к опасному переполнению нефтехранилищ и стали причиной сокращения нефтедобычи в этом регионе.
"Харрикейн Кумколь Мунай" (ХКМ) и его совместное с российским "Лукойлом" предприятие "Тургай Петролеум" вынуждены временно сократить добычу нефти на своих месторождениях. Обычно эти две компании вместе добывают примерно 19750 т в день, а отгрузка в последнее время составляла не более 8000 т в день.
Совместное предприятие "Казгермунай", реализующее свою нефть самостоятельно, также подверглось экспортным ограничениям и было вынуждено снизить добычу с 3000 до 2034 т в день.
Как известно, в Казахстане поставки на внутренний рынок и экспорт сырой нефти регулирует Министерство энергетики и минеральных ресурсов посредством установления месячных квот по каждой нефтедобывающей компании и по определенным экспортным маршрутам. Последние месяцы квоты для компаний Тургайского бассейна ограничивались, что сделало транспортировку и продажу сырья затруднительной.
"Казахстан темир жолы" предоставляет цистерны по квотам, поэтому железнодорожных емкостей для транспортировки нефти компаниям также не хватает. Они вынуждены арендовать цистерны у трейдеров, а те не всегда имеют их в достаточном количестве.
Трубопровод Атырау-Самара является самым удобным и оптимальным способом транспортировки нефти из Тургайского бассейна. После начала работы КТК в нефтепроводе Атырау-Самара освободились мощности в 9166 т в день, которые прежде использовались для транспортировки тенгизской нефти. Но вопреки ожиданиям ХКМ и "Тургай Петролеум", что освободившиеся мощности будут справедливо и равномерно распределены между нефтедобывающими компаниями Южного Тургая, этого до сих пор не произошло.
Комментируя сокращение нефтедобычи, Бернар Изотье, президент "Харрикейн Хайдрокарбонз Лимитед", заявил:
- Мы сожалеем, что сложившаяся ситуация вынудила нас принять это решение. И надеемся, что эта ситуация изменится в ближайшее время.
Складывается парадоксальная ситуация. Правительственные программы ратуют за увеличение добычи нефти, к этому же призывает и президент страны. Однако ответственные государственные органы, даже при наличии транспортных возможностей, так осложняют ситуацию, что рост производства становится невозможным. Безусловно, все это негативно отразится как на уровне доходов местных и республиканского бюджетов, так и на заработках простых рабочих и способно привести к ухудшению социального положения.
----------
Переоценка мощностей Жай АДАМ
Как стало известно "НН" из информационных источников, национальная нефтегазовая компания "КазМунайГаз" (КМГ) намерена пересмотреть условия или вовсе отказаться от своего участия в проектах ОАО "Атырауский нефтеперерабатывающий завод" (АНПЗ) и ОАО "Херсонский нефтеперерабатывающий комплекс" (ХНПК). В пресс-службе компании, куда мы обратились, подтвердили данную информацию. И объяснили, что такая постановка вопроса вызвана реалиями времени.
Как известно, проектные мощности АНПЗ и ХНПК составляют, соответственно, 5 млн. и 7 млн. т в год. Однако, по заверению сотрудников КМГ, компания не имеет достаточных возможностей для сбыта производимых нефтепродуктов в полном объеме из-за острой конкуренции со стороны расположенных поблизости других нефтеперерабатывающих мощностей. А раз так, то указанные предприятия не имеют и нормальной прибыли для собственного развития. В таких условиях руководство КМГ считает нецелесообразным отвлекать денежные средства из своих доходных проектов на поддержку этих заводов.
Доходность АНПЗ может увеличиться после реконструкции, которую на средства японского займа должна начать в конце текущего года компания Marubeni. Но и здесь предприятию требуются определенные льготы в погашении японского кредита, поскольку собственных денежных средств у АНПЗ недостаточно.
Сегодня мощность загрузки завода составляет 2250 тыс. т нефти в год, на 90 проц. ее обеспечивают добывающие предприятия КМГ. А для выхода на рентабельный уровень АНПЗ нужно загружать нефтью в объеме 3135 тыс. т в год. Недостающие 1150 тыс. т "черного золота" необходимо поставлять с крупнейшего Тенгизского месторождения, разрабатываемого СП "Тенгизшевройл", но этот вопрос до сих пор не решен. Кроме того, в "КазМунайГазе" прогнозируют, что к моменту завершения реконструкции АНПЗ стоимость нефти на мировом рынке будет составлять 27 долл. за барр., а значит, завод будет оставаться все таким же высокочувствительным к колебаниям мировых цен и, соответственно, недобирать необходимого сырья.
В случае с херсонским предприятием ситуация представляется не менее сложной. Напомним, что национальная компания "КазахОйл", правопреемницей которой ныне является "КазМунайГаз", поставляет сюда сырую нефть еще с октября 1999 года. С того времени по март 2002 года на ХНПК было поставлено более 3,4 млн. т казахстанской нефти. В целом, согласно договоренности между "КазахОйлом", группой "Альянс" и "Роснефтью", достигнутой в феврале нынешнего года, на херсонский завод ежегодно должно поставляться 1,8 млн. т "черного золота". В течение следующих трех лет это количество предполагается увеличить до 5,6 млн. т. После нескольких операций по приобретению акций ХНПК, начавшихся еще в октябре 2000 года, в настоящее время опосредованная доля участия КМГ в херсонском заводе составляет чуть более 20 проц.
Детально изучив условия своего партнерства в украинском проекте, КМГ считает возможным более эффективное участие в осуществлении менеджмента на ХНПК. В частности, казахстанская компания намерена добиться увеличения нынешней цены продажи нефти на херсонский завод. Если это будет невозможно, то "КазМунайГаз" примет решение о своем выходе из проекта. Дело в том, что существует большая разница между ценами реализации "черного золота" в ближнее и дальнее зарубежье. Отсюда и возникают значительные финансовые потери. |