NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (сентябрь 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (август 2019)








Поиск  
Суббота 19.10.2019 07:05 ast
04:05 msk

Серпом по крыльям
В минувшую пятницу приостановлена лицензия авиакомпании "Пиран" - единственного предприятия, осуществляющего тренинг владельцев частных самолетов. Деятельность его не укладывается в прокрустово ложе критериев авиационной безопасности, установленных Министерством транспорта и коммуникаций
28.08.2002 / экономика

Алексей БАНЦИКИН, "Экспресс-К", 27 августа

Вместе с "Пираном" еще семь отечественных авиакомпаний разом лишились права на полеты в небе Казахстана. Таково было решение Координационного совета по авиационной безопасности при Министерстве транспорта и коммуникаций. Любопытно, что карающая длань совета на этот раз обрушилась на малые авиапредприятия, занятые в сфере химической обработки сельхозугодий.

Даже у простака, не смыслящего в паркетных интригах, не могло остаться никаких сомнений: участь предприятий была предрешена задолго до заседания совета. Так требовали "законы жанра": кандидатуры проштрафившихся были намечены в тиши кабинетов и оглашены при большом стечении прессы. Все, как в старые, добрые партийные времена. Присутствие операторов телекомпаний подхлестывало служебное рвение членов совета. Временно исполняющий обязанности председателя совета, вице-министр транспорта Нурлан Нигматулин был холодно-ироничен, деловит и преисполнен чувства собственной значимости. Под стать ему выглядел экс-председатель соответствующего комитета, бывший депутат парламента, а ныне советник премьера Анвар Баталов, - красив, горделив и непреклонен. Руководители авиакомпаний, повествуя об экономических позициях своих предприятий, путались в словах и междометиях, словно троечники у школьной доски.

Первой под пресс совета попала авиакомпания "Сангал". Деятельность узкопрофильного предприятия, занимающегося подготовкой парашютистов для КНБ и АЧС, была признана не соответствующей требованиям авиационной безопасности: нет собственной ремонтно-технической базы, собственного тренажера для пилотов АН-2 (самолеты именно этой модели на вооружении у "Сангала") и т.д. и т.п. Доводы о том, что авиакомпания имеет соответствующие договоры с аэропортом Караганды и Академией гражданской авиации, отметались как несущественные. Лишь слезные мольбы исполнительного директора "Сангала" о продлении действия лицензии на период общекомандных учений возымели действие на членов комиссии. Еще бы, ведь срыв масштабного мероприятия, да еще под эгидой "комитета", - дело нешуточное!

Неистовую принципиальность члены комиссии проявляли по отношению к компаниям-"маломеркам". Угрозу авиационной безопасности усматривали в том, что предприятия имеют лишь около пяти-семи "бортов", арендованных у других "кандидатов в банкроты", и летный состав, перетекающий из компании в компанию. Факт обладания сертификатом соответствия летной годности во внимание не принимался. Любопытно, что сертификат и лицензия выдавались при непосредственном участии все тех же Комитета по гражданской авиации и Авиационно-технической инспекции. Вот только вопроса об ответственности авиационных властей на заседании почему-то не возникало. Одна за другой приостанавливались лицензии авиакомпаний "Центробанк", "Орлан-2000", "Эйр Лайнс-Фламинго", "Нордэйр" и других участников авиарынка химической обработки полей. То обстоятельство, что у большинства компаний чисто сезонный характер работы, при котором создавать громоздкую авиатехническую инфраструктуру с экономической точки зрения просто нецелесообразно, членов комиссии не смущало. Принцип отъема лицензий реализовался согласно поговорке: "Вали кулем - потом разберем!".

Под серп комиссии угодила и вышеупомянутая авиакомпания "Пиран". Имея легкомоторный самолет "Цесна", уникальное предприятие вот уже несколько лет осуществляет подготовку так называемых "приват-пилотов", проще говоря, частных владельцев легкомоторных авиа. И самолет, и все сопутствующее оборудование, и учебный центр - все сертифицировано по стандартам международных организаций MAK и ICAO. Но непреодолимым барьером на пути продления лицензии для компании стала именно "малочисленность" самолетного парка.

- Это, как если бы я закупил один грузовик и назвался автокомбинатом! - возмущался вице-министр Нигматулин.

- Но ведь нет в законодательстве иной формы хозяйствования для компаний подобного типа. Как же нам еще называться, если согласно действующему законодательству, я иначе не могу подняться в небо? - недоуменно вопрошал президент компании Александр Перевозников. Вопрос его так и повис в воздухе. Члены комиссии, посчитав себя компетентнее западных коллег, выдавших фирме сертификат, опустили перед ней "небесный шлагбаум".

Карающий серп комиссии навис и над другим предприятием. ТОО "Тянь-Шань" - единственная авиакомпания, имеющая в своем распоряжении тяжелые вертолеты МИ-2 и МИ-8. Основной профиль компании: обслуживание противопожарных соединений лесной инспекции МПРОС и войск АЧС. На заседание совета руководитель предприятия прилетел из киргизского поселка Кант, где разбился автобус с казахстанскими гражданами. Несколько членов комиссии усомнились в исправности авиапарка предприятия и отложили рассмотрение лицензионного дела. Примечательно, что конкретных претензий компании высказано не было. Они исчерпывались "сомнениями".

Объективность комиссии хорошо иллюстрирует пример с авиакомпанией "Южная". 28 мая экипаж ее самолета взлетел с полосы одного из аэропортов Ближнего Востока, заметил неполадку и вернулся назад. По мнению председателя Комитета гражданской авиации Берика Омарова, причиной инцидента послужил дефект двигателя, что оспаривает руководство компании. Примечательно, что в основе заключения комитета лежат протоколы госавиаинспекции. Однако, по заявлению руководителя инспекции Амантая Жолдыбаева, сотрудники вверенного ему учреждения участия в расследовании обстоятельств происшествия не принимали. Кому верить?

Подведем итоги. Практика показывает, что далеко не все компании соответствуют требованиям, выдвигаемым Минтранскомом. Низкая платежеспособность клиентов и нехватка оборотных средств не позволяют им иметь собственную ремонтно-техническую базу, свои тренажеры и в полной мере следовать другим критериям "авиационной безопасности". Но насколько эти критерии применимы по отношению к компаниям, имеющим малый объем работ? Средняя авиакомпания, занятая в сфере химической обработки полей, получает доход от 50 до 200 тысяч долларов. Это, согласитесь, несопоставимо с суммами, потребными для строительства собственной авиатехнической инфраструктуры. Гораздо проще и выгоднее арендовать все требуемое, тем более что другие предприятия всегда идут навстречу. Кстати, всегда ли наличие своего тренажера говорит о том, что летный состав компаний регулярно проводит на нем занятия?

Похоже, что Минтранском прореживает ряды авиакомпаний, руководствуясь опытом финансистов, некогда громивших "расплодившиеся" банки второго уровня. Вот только к чему это приведет в таких деликатных (и, что немаловажно, пока еще конкурентных) сферах, как санавиация и сельхозхимавиация? К тому, что на рынке воцарится еще один монополист, диктующий цену? Пыл, с которым Минтранском выполняет поручение главы государства по наведению порядка в небе Казахстана, безусловно, вызывает одобрение. Но какую угрозу представляют собой авиапредприятия малой авиации?


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Совместный труд для моей пользы - он объединяет! 31.08.2002
ЦБ утвердил террористов списком 31.08.2002
Отчет Максутбека Раханова 31.08.2002
Путин и экибастузский уголь 30.08.2002
Казахстанский дипломат о нефтяных делах республики 29.08.2002
У "Казатомпрома" завелись друзья в Актау 29.08.2002
Буря в стакане. Компании 29.08.2002
"Казкоммерцбанк" объявил о собрании акционеров 28.08.2002
Серпом по крыльям 28.08.2002
Новое постановление правительства 28.08.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.10.19 Суббота
89. ШАРМАНОВ Турегельды
86. МАШКЕЕВ Аукен
72. ГАРКАВЕЦ Александр
72. ШАРИПОВА Найля
69. АКАЖАНОВА Гульмая
66. ШАТАЕВ Мурат
64. КОСУБАЕВ Есетжан
64. ХАЙРАЛИЕВ Серик
63. КЕНШИМОВ Жумабек
63. ОТАРБАЕВ Рахимжан
57. КОШЕКОВ Мурат
57. ТУЯКБАЕВ Ерлан
54. БОТАКАНОВА Толганай
51. ЛЕПСКАЯ Елена
49. МЫНШАРИПОВА Сая
...>>>
20.10.19 Воскресенье
83. РАХИМБАЕВ Избасар
79. ПУТИНЦЕВ Владимир
76. РАХМАНБЕРДИЕВ Орынбай
72. ТОЛЕПБАЕВ Бегим
72. ШАРДИНОВ Ахметжан
71. ЗУЕВ Анатолий
70. КАЛМЫКОВ Амангельды
70. УЛЬРИХ Эрих
68. ДЮСЕМБИН Ихсан
67. БЕКЕТАЕВ Бакытжан
65. ДЖУНДИБАЕВ Валерий
65. САДЫКОВ Алмас
64. АБДРАХМАНОВ Булат
64. АБУСЕИТОВ Кайрат
64. ТОХСЕИТОВА Гульнар
...>>>
21.10.19 Понедельник
90. РУДЕНКО Георгий
73. КУНАНБАЕВ Сапарбек
71. НУРЖАНОВ Омарбек
70. НАУРЫЗБАЙ Жумагали
67. ИЗБЕРГЕНОВ Мунал
63. АЛДАШЕВ Рустем
63. ЕРТЛЕСОВА Жаннат
62. БАЙЖАНОВА Дарига
62. ДАРБЕКОВ Булат
61. КОЖАМЖАРОВ Темирболат
61. МЫНЖАНОВ Марат
61. ТАКЕНОВ Болат
56. НУРКЕНОВ Аманбай
50. АКТАЙ Арман
50. МУХАМЕДИЕВА Бибигуль
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz