NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (сентябрь 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (август 2019)








Поиск  
Вторник 22.10.2019 21:19 ast
18:19 msk

Отчет Максутбека Раханова
"Государство может и обязано оценивать эффективность управления собственностью не только там, где само является собственником, но и на приватизированных предприятиях"
31.08.2002 / экономика

Максутбек РАХАНОВ, председатель Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов РК.
"Панорама", 30 августа

Государственная политика в области управления госсобственностью на ближайшие два года будет направлена на переход от широкомасштабной приватизации к повышению эффективности управления государственным имуществом. Тем самым преследуется цель сохранить и усилить возможности регулирования развития стратегически важных отраслей экономики, а также совершенствовать учет госимущества. Соответственно, приоритетными задачами правительства становятся увеличение доходов республиканского и местных бюджетов за счет неналоговых поступлений от использования госимущества, оптимизация его структуры, улучшение финансово-экономических показателей государственных предприятий и юридических лиц с участием государства.

Новые задачи потребовали совершенствования существующего законодательства. Появилась необходимость четкого разделения функций субъекта права государственной собственности и органа госуправления по отношению к государственным предприятиям, а также изменения порядка продажи имущества таких предприятий. Поэтому 21 мая 2002 года был принят Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственного имущества". Изменения и дополнения внесены в Гражданский кодекс, законы "Об акционерных обществах", "О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью", указы Президента, имеющие силу закона, "О государственном предприятии" и "О приватизации".

До принятия вышеупомянутого закона право государственных предприятий отчуждать закрепленное за ними имущество в виде основных средств и долей в уставных капиталах юридических лиц нарушало интересы государства как собственника, а сам процесс отчуждения был неконтролируемым. Теперь продажа госимущества осуществляется комитетом и его территориальными органами в соответствии с Указом Президента, имеющим силу закона, "О приватизации". При этом средства от приватизации направляются в государственный бюджет.

Одним из проблемных вопросов остается неэффективное использование госимущества. Большинство государственных предприятий имеют неудовлетворительные результаты финансово-хозяйственной деятельности, более трети убыточны. Уровень доходов несопоставим со стоимостью переданного предприятиям в хозяйственное ведение или оперативное управление госимущества. В настоящее время территориальными органами комитета при участии отраслевых министерств и ведомств проводится проверка целевого использования госимущества, переданного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления республиканским государственным предприятиям. По ее результатам предстоит принять решение по дальнейшему использованию выявленного излишнего или используемого не по назначению имущества: либо распределить его между предприятиями, либо приватизировать в соответствии с действующим законодательством.

Есть еще один, очень важный аспект в вопросе собственности и имущественных отношений. Сегодня реальность такова, что наиболее крупные предприятия в стратегических отраслях экономики являются частными, государство как акционер не всегда присутствует в них. Некоторые из них полностью принадлежат иностранным инвесторам. Влияние таких предприятий на экономику страны велико. Следовательно, мы должны знать, куда идут в своем развитии такие предприятия, иметь полную и достоверную информацию об их деятельности и эффективности вкладываемых инвестиций. В ежегодном послании Президента народу Казахстана поставлена задача - добиться полной прозрачности для общества в работе крупных предприятий и инвесторов.

У государства достаточно рычагов контроля за деятельностью предприятий - это налоговые органы, таможенная система, органы юстиции и финансового контроля, охраны недр и окружающей среды, выполняющие свои задачи. Но для того, чтобы видеть перспективу предприятия, принимать упреждающие решения, этого недостаточно. Государство может и обязано оценивать эффективность управления собственностью не только там, где само является собственником, но и на приватизированных предприятиях. Поскольку речь идет о стратегических отраслях, то это напрямую связано с национальной безопасностью нашей страны и ее экономической независимостью.

Комитет государственного имущества и приватизации в соответствии с действующим законодательством является единственным госорганом, осуществляющим постприватизационный контроль. За прошедшее время комитету удалось определить систему взаимоотношений с покупателями государственной собственности, периодичность проверок, рассмотрение их результатов, практические методы решения проблемных вопросов постприватизационного развития мелких и средних предприятий. Межведомственной комиссией, созданной приказом комитета, проведена большая работа по анализу выполнения покупателями инвестиционных обязательств и завершению договоров купли-продажи с целью развития вторичного рынка ценных бумаг.

Однако по крупным приватизированным предприятиям такая система постприватизационного контроля, на наш взгляд, недостаточна. Инвестиционная программа, отраженная в договоре купли-продажи, является лишь частью общей политики инвестора в отношении того или иного предприятия. Прямое исполнение принятых обязательств должно давать безусловный положительный эффект для производства. Но это происходит только там, где при заключении договора купли-продажи инвестор тщательно изучил производство, правильно спрогнозировал развитие экономической ситуации. Как правило, такого расчета не было при приватизации ключевых предприятий нашей экономики в 1996-1998 годах. Поэтому и стали возможны ситуации, когда отсутствует необходимость внесения инвестиций по утвержденным договором направлениям, ибо это подрывает финансовую устойчивость предприятия из-за увеличения кредиторской задолженности, что не может устраивать в первую очередь продавца, то есть комитет. Таким образом, появилась настоятельная необходимость отслеживания инвестиционных обязательств во взаимоувязке с другими сторонами деятельности приватизированного предприятия.

Кроме того, как говорилось выше, государство не может быть равнодушным и к общей стратегии развития крупнейших предприятий, потому что они являются основой нашей экономики и благополучия граждан, то есть экономической и национальной безопасности страны.

Поэтому претворение в жизнь решения правительства "О мониторинге эффективности управления приватизированными организациями в стратегических отраслях экономики РК" от 3 мая текущего года №491 является для комитета стратегической задачей на ближайшее время.

Комитет отчетливо понимает, что положительным результатом мониторинга должно стать достижение баланса интересов собственников и государства на основе равноправного диалога. А также получение достоверной информации о деятельности хозяйствующих субъектов, выявление проблем инвесторов, составление планов совместных действий по повышению экономической эффективности предприятий, улучшению качества и конкурентоспособности продукции, при необходимости согласованная корректировка отдельных положений договоров купли-продажи путем подписания дополнительных соглашений.

При этом важно, чтобы мониторинг, который будет осуществлять комитет, не имел фискальной направленности, а инвесторы, как отечественные, так и иностранные, сохраняли все гарантии, предусмотренные законодательством. Только тогда можно ожидать от них раскрытия всей информации, только так возможно завоевать доверие собственников, достичь понимания того, что экономические цели государства не противоречат целям добросовестных собственников, что баланс интересов возможен.

Система мониторинга уже опробована на объектах госсобственности и там, где государство имеет свою долю. Она базировалась на более раннем решении правительства от 24 июля 2001 года №998 "О внедрении комплексного мониторинга эффективности управления объектами государственной собственности и объектами, в которых государство имеет долю собственности". Данные, полученные в результате мониторинга, используются комитетом при принятии решений по вопросам управления и распоряжения государственными пакетами акций акционерных обществ и решений об их продаже.

Комитет начал разработку закона "О государственном мониторинге собственности в стратегических отраслях экономики РК", который законодательно обеспечит мониторинг и будет являться правовой основой для усиления роли государства в регулировании процессов экономического развития республики.

5 августа текущего года подписано постановление правительства №872, утвердившее Перечень приватизированных организаций в стратегических отраслях экономики, подлежащих мониторингу. Он включает в себя 18 предприятий. В основном это недропользователи. Считаем, что для начала работы данный перечень является оптимальным. Нас не может не волновать состояние экологии в ряде регионов республики и проблемы рачительного использования недр, что имеет прямое отношение к благополучию и здоровью населения.

Завершена разработка Методических рекомендаций по осуществлению мониторинга. Комитет начал работу по мониторингу эффективности управления приватизированными предприятиями. Первые результаты можно ожидать к концу текущего года.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Совместный труд для моей пользы - он объединяет! 31.08.2002
ЦБ утвердил террористов списком 31.08.2002
Отчет Максутбека Раханова 31.08.2002
Путин и экибастузский уголь 30.08.2002
Казахстанский дипломат о нефтяных делах республики 29.08.2002
У "Казатомпрома" завелись друзья в Актау 29.08.2002
Буря в стакане. Компании 29.08.2002
"Казкоммерцбанк" объявил о собрании акционеров 28.08.2002
Серпом по крыльям 28.08.2002
Новое постановление правительства 28.08.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
22.10.19 Вторник
95. НУРПЕИСОВ Абдижамил
78. ПРЕЗЕНТ Григорий
77. МУКАШЕВ Болат
76. ЖОТАБАЕВ Женис
73. САЛИМОВ Бекпулат
72. КУРМАНГАЛИЕВ Айтмуханбет
67. МАТЮХИН Анатолий
65. ИСМАИЛОВ Серик
64. АХАТОВ Амангельды
63. АЛТЫНСАКА Нуржами
63. УМБЕТАЛИЕВ Амангельды
61. УСЕМБАЕВА Жибек
59. НУРБАЕВА Шолпан
58. МАДИНОВ Ромин
57. КЕРТЕШЕВ Талгат
...>>>
23.10.19 Среда
82. САРЖАНОВ Кудайберген
72. МАРТЫНОВ Александр
70. САРТАЕВ Жанбатыр
69. КРАУЗЕ Юрий
68. АБЫЛХОЖИН Жулдузбек
68. БИСЕНГАЛИЕВ Ганимат
64. КАРИМЖАНОВ Бахриден
63. ДЕНЯКИН Александр
63. ЖАКЫПОВ Болат
62. ДЮСЕНОВА Сауле
62. СМАГУЛОВ Сейсехан
61. КУШЕРБАЕВ Жомарт
60. ИБРАЕВ Марат
60. ИБРАЕВА Гафура
56. МОЛДАБАЕВ Каныш
...>>>
24.10.19 Четверг
85. ХОЛОДКОВ Александр
82. ЛЕММЛЕ Вальтер
78. УРМУРЗИНА Гульшара
76. ШВЕДЮК Владимир
73. ТУРСУМБАЕВ Балташ
72. ЖУМИН Канатбек
64. МУСИН Алиаскар
62. БИСЕНБАЕВ Асылбек
59. АГИТАЕВ Садуакас
59. БАРПИБАЕВ Тлектес
59. БЕКМАГАМБЕТОВ Орал
59. КЕНЖАЛИЕВ Малик
57. БАЛГАРИН Амантай
55. УСКЕНБАЕВ Каирбек
53. КУРБАНОВ Ниязбек
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz