NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 20:05 ast
18:05 msk

В "КазТрансОйле" сменилось руководство
После проведения 5-й годовщины и праздничного концерта компанию возглавил Аскар Сманкулов
06.09.2002 / экономика

Генеральным директором ЗАО "КазТрансОйл" назначен Аскар Сманкулов
Kazakhstan today, 5 сентября

Генеральным директором ЗАО "КазТрансОйл" назначен Аскар Сманкулов. Сегодня, 5 сентября новый глава компании был представлен коллективу президентом ЗАО "НК "КазМунайГаз" Ляззатом Кииновым. Об этом KZ-today сообщил пресс-секретарь премьер-министра РК Мурат Бульдекбаев.

37-летний А. Сманкулов работал в компании "КазТрансОйл" с 1997 года. С января 2002 года являлся первым заместителем генерального директора компании.

Как стало известно, возглавлявший ранее ЗАО "КазТрансОйл" Абай Садыков отстранен от занимаемой должности, в связи с переходом на другую работу.

ЗАО "КазТрансОйл" входит в состав национальной компании "КазМунайГаз", образованной в феврале 2002 года со 100% участием государства в уставном капитале.

-----

"КазТрансОйл": Пять лет эффективной деятельности
Алексей Иконников, "Континент", 4 сентября

Куда пойдет наша нефть? Как безопаснее, быстрее и дешевле доставить ее от центра материка к основным мировым рынкам сбыта? Оптимальные экспортные маршруты "черного золота" были в последние годы одним из важнейших вопросов экономической стратегии Казахстана

Наследие

Пролетая на вертолете над пепельно-желтыми бугристыми просторами Мангистау, над голубыми равнинами Северного Прикаспия или песчаными тургайскими степями, вы обязательно обратите внимание на наследие гигантских владений Миннефтепрома СССР - вышки, качалки, цистерны, коммуникации, паутину трубопроводов, протянувшуюся на тысячи километров. Уже с высоты масштабы этой нефтяной империи впечатляют, а ближе, из окна автомобиля, - просто потрясают. Поражает и размах, и география сырьевого хозяйства, и возраст многих объектов. Нефть в Казахстане добывают уже более ста лет.

Строительство всех магистральных трубопроводов в Казахстане велось сообразно с концепцией Единой нефтетранспортной системы Советского Союза. Но в начале девяностых годов вместе с "парадом суверенитетов" эта система распалась и быстро начали рваться традиционные общесоюзные маршруты поставок, например Север - Юг (Омск - Шымкент - Чарджоу). Казахстан, который даже без открытий на Кашагане и связанных с ним проектов был крупной нефтяной державой, в тот момент не имел ни стратегии, ни структурной модели управления трубопроводным транспортом. В то время как экспорт нефти составлял один из основных источников доходов молодого государства, доставка сырья к внешним рынкам оказалась для республики сложным, как политически, так и технически, вопросом. Ситуацию усугубляла внутренняя слабость системы. При этом нужно было быстро выстраивать контакты с независимыми, и притом такими разными, соседями. Вместо единой системы управления нефтепроводами Главтранснефти СССР в бывших союзных республиках образова лись самостоятельные трубопроводные предприятия. Казахстану нужно было по-новому налаживать отношения с ними в области транзита и взаимных поставок нефти.

Таким образом, транспортировка углеводородов стала одним из приоритетов государственной политики в сырьевой отрасли. Требовалось создание структур государственного управления нефтепроводами, упорядочивание межгосударственных отношений в этой области, новая системная организация внутри самой отрасли. С этими целями в 1992 году были образованы государственная холдинговая компания "Мунайгаз", производственные объединения "Южнефтепровод" и "Магистральные нефтепроводы Казахстана и Средней Азии". А спустя пять лет интенсивной приватизации, в условиях уже новых экономических реалий, государство столкнулось с необходимостью более четко регламентировать собственное участие в управлении транспортировкой нефти и газа. Для этого 2 апреля 1997 года и была создана Национальная компания по транспортировке нефти "КазТрансОйл". В ее сегодняшних активах гигантское нефтетранспортное хозяйство - система нефтепроводов общей протяженностью около 6,5 тыс. км, более 2000 км водоводов, резервуарный парк объемом 1млн. 200 тыс. кубометров, 39 комплексов насосно-перекачивающих станций, 18 приемосдаточных пунктов и несколько нефтеналивных эстакад. "КазТрансОйл" предстояло перестраивать все это нефтетранспортное "наследство", доставшееся Казахстану от СССР, сообразно с новыми экономическими задачами и политической ситуацией.

Пять лет единой стратегии

Это удалось сделать с минимальными техническими издержками. Впрочем, на технике - том самом "железе" - мы остановимся ниже, здесь же нужно сказать несколько слов о концепции. Пять лет работы ЗАО "КазТрансОйл" показали, что идея упорядочивания трубопроводной "кровеносной системы" под единой государственной крышей оказалась верной. Совершенно оправданным был отказ от естественного для первых лет приватизации соблазна "раздать" ее по частям кому бы то ни было: инвесторам, самим нефтедобывающим предприятиям, заводам, владельцам нефтетранспортных систем смежных государств.

Ставка в "КазТрансОйл" была сделана на оптимизацию всех существующих маршрутов и, главное, на режим максимального благоприятствования с партнерами и соседями по СНГ. Эта прагматичная политика позволила Казахстану не только развязать транспортные нестыковки, возникшие в годы парада суверенитетов, но и сделать одинаково выгодными для себя некоторые конкурентные маршруты. Одним из результатов открытой и максимально доброжелательной "нефтетранспортной" политики по отношению к соседям стало подписанное недавно межправительственное соглашение между Россией и Казахстаном о транзите нефти на 15 лет. Сюда же можно отнести проект возрождения еще недавно казавшегося "мертвым" южного маршрута по транспортировке сибирской нефти - Павлодар, Шымкент, Чарджоу и НПЗ в туркменском городе Сейди - на рынок Ирана.

В 2001 году компания, назначенная правительством уполномоченным оператором по оформлению транзита отечественной нефти, поставляемой на экспорт, вводит систему единой маршрутизации. Это помогло упорядочить отношения предприятий-экспортеров с партнерами в странах СНГ и резко увеличить транзит отечественной нефти через их территории.

Эти, да и многие другие "прорывы" стали итогом все той же единой системной логики. Правильность выбранной стратегии, как считают менеджеры КТО, подтверждает постоянно растущий объем транспортировки нефти: в 1998 году через трубопроводы "КазТрансОйл" было прокачано около 24 млн. тонн черного золота, в 2001-м - уже 32 млн. тонн. Что далеко не предел, учитывая потенциал новых перспективных маршрутов. А ведь каждая тонна нефти, прошедшая через трубы "КазТрансОйл", - это деньги в казну, это налоги, социальные проекты и инвестиции самой "КазТрансОйл".

Куда пойдет наша нефть?

Оптимальные маршруты доставки нефти к внешним рынкам сбыта - это вопрос, стратегически важный для Казахстана. Не случайно он много раз становился предметом бурных дискуссий в прессе. Наш внутренний рынок нефтепродуктов ограничен, как и рынок всего региона бывшей советской Средней Азии. На севере находится крупнейший конкурент по экспорту сырья - Россия, владеющая наряду с богатейшими ресурсами прямыми трубопроводными коридорами в Европу и к Черному морю. Глубинное географическое положение Казахстана в самом центре Евразии вкупе с относительно высокой себестоимостью (порядка 10-14 долл./баррель) отечественной нефти ставят страну в очень сложные конкурентные условия. Ситуация осложняется тем, что внутренние трубопроводы при Советском Союзе были спланированы не так, как это следовало бы сделать сейчас. Понятно: раньше система обслуживала иные задачи, и перестроить ее под новые не так просто.

Исправление этих недостатков путем строительства дополнительных трубопроводов - задача не столь отдаленного будущего. Кстати, один из самых перспективных проектов (нефтепровод Кенкияк - Атырау) уже начат. Но и ту сеть, что досталась в "наследство" от СССР, можно использовать эффективно. В "КазТрансОйл" сосредоточились на обеспечении производителям выгодных условий поставки нефти как на экспорт, так и на внутренние рынки через обменные операции (куплю-продажу) с российскими нефтяными компаниями. То есть на взаимно выгодных условиях используются "старые проверенные" маршруты общесоюзных поставок.

Другим направлением работы "КазТрансОйл" стало дальнейшее развитие традиционных маршрутов транспортировки нефти, комбинируя трубопроводный, железнодорожный и морской транспорт. Важным звеном этих многочисленных цепочек оказался морской порт Актау, через который только в 2001 году было отгружено 4,8 млн. тонн нефти для дальнейшего транзита через Баку и Махачкалу.

Однако наряду с альтернативными в "КазТрансОйл" форсируют и традиционные маршруты поставок нефти. Основным экспортным направлением для казахстанской нефти остается трубопровод Атырау - Самара, и в числе первоочередных планов компании - расширение его пропускной способности. Прогнозные данные по росту добычи и намерения казахстанских нефтяных компаний в "КазТрансОйл" свидетельствуют, что к 2006-му по этому трубопроводу будет прокачиваться около 25 млн. тонн нефти в год.

О проектах и новых маршрутах можно говорить долго. Их много, и все они, понятно, связаны с затратами. Куда сколько инвестировать и откуда на это брать деньги - вопрос не только стратегический, но где-то и философский.

Инвестиции и "человеческий фактор"

Философский он потому, что одним из главных объектов инвестирования в "КазТрансОйл" является человек. Речь здесь не только о зарплатах, которые позволяют шести с половиной тысячам нефтетранспортников и их семьям жить в достойных условиях, а также существенно стимулируют местный потребительский рынок, строительство и всю сопутствующую инфраструктуру нефтяных регионов. Обучение персонала, строительство социальных объектов, школ, дорог, помощь детям и малообеспеченным, многочисленные социальные проекты "КазТрансОйл" в городах Казахстана, строительство объектов в Астане и Атырау - это тоже инвестиции в "человеческий фактор". В частности, в канун Дня нефтяника КТО сдала в эксплуатацию современный санаторий-профилакторий "Сары-Агаш" в Южно-Казахстанской области.

Скорее всего, для самой компании многие из этих вложений не окупятся никогда, но они поднимают общий жизненный тонус регионов, создавая у людей то самое "настроение большой нефти", о котором так часто пишут СМИ. Можно, конечно, по-журналистски поерничать над этим настроением, можно назвать его эйфорией, "головокружением от успехов", скептически предупреждая, что "когда-то рай закончится", но это, в конечном счете, слова. Посещая поселок трубопроводчиков Каражанбас, встречаясь с людьми в чистом и по-провинциальному очень "продвинутом" Атырау, выезжая на отдаленные нефтеперекачивающие станции в Мангистауской области, мы видели главное: люди спокойно работают и по-настоящему отдыхают.

Они держатся за рабочее место, стремятся расти профессионально. Жизнь в целых регионах стабилизируется, приобретает новое качество. В частности, "КазТрансОйл" называют одним из крупных работодателей и налогоплательщиков в Мангистауской области. В прошлом году объем выплаченных компанией налогов только в этой области достиг двух миллиардов тенге, за первое полугодие нынешнего - более семисот миллионов. Интересно, что предприятия Западного филиала "КазТрансОйл" стали единственными в регионе, сумевшими сохранить важные звенья социальной инфраструктуры, в частности дошкольные учреждения.

Инвестиции - жизненно важный аспект деятельности ЗАО "КазТрансОйл". Проблема в том, что практически одновременно и за короткое время компании нужно поднять ряд очень крупных проектов. Причем без технического перевооружения это практически неосуществимо. 32 процента оборудования линейной части (то есть труб) на сегодня имеет возраст 20-30 лет, 12 процентов - старше тридцати. Более половины действующих печей подогрева нефти старше тридцати лет. Понятно, что устаревает не только железо, но и системы управления, а единая концепция транспортировки нефти требует современного системного контроля, мониторинга всех потоков в реальном времени, а значит - и современных информационных технологий. Три крупные инвестиции специально ориентированы именно на IT. Компания реализует проект SAP R/3 по созданию единой системы управления предприятием в режиме реального времени. В результате другого проекта под названием SCADA на всех объектах магистральных трубопроводов будет сформирована автоматизированная сист ема диспетчерского управления и контроля. Еще один IT-проект - модернизация производственно-технологической связи - ориентирован на создание современной системы волоконно-оптических линий передачи данных вдоль магистральных нефтепроводов. Остальные крупные инвестиции направлены на сами производственные объекты и на новые трубопроводы, о которых мы уже рассказывали. Это нефтепровод Алимбекмола - Кенкияк - Атырау, модернизация головной нефтеперекачивающей станции Кенкияк, строительство ГНПС на станции Жанажол, расширение нефтеналивного терминала в Атырау, полная внутренняя диагностика труб и ряд других очень затратных, но необходимых работ. Кстати, буквально неделю назад "КазТрансОйл" принял первую очередь (16 км) нефтепровода Алимбекмола - Кенкияк, который позволит транспортировать нефть с месторождения Алимбекмола на международные рынки.

Затраты, исчисляемые сотнями миллионов долларов, требуют больших и долгосрочных инвестиций. Часть денег на проектное финансирование "КазТрансОйл" выделяет из собственных средств, часть привлекает на международных рынках капитала. Год назад нефтетранспортники "КазТрансОйл" вышли на эти рынки, разместив еврооблигации на 150 млн. долл. со сроком погашения в 2006 году. Годом раньше были выпущены внутренние облигации на 30 млн. долл. Укрепляя международный имидж, в мае нынешнего года компания получила рейтинг одного из самых консервативных финансовых экспертов мира, агентства Moody`s Investors Service, на уровне Ва2 - один из самых высоких среди рейтингов, которых удостаивались казахстанские корпоративные эмитенты.

Все это в комплексе, как считает генеральный директор ЗАО "КазТрансОйл" Абай Садыков, позволит транспортировать казахстанскую нефть к внешним рынкам по оптимальным тарифам и маршрутам, обеспечивая баланс интересов казахстанского государства и работающих в стране нефтедобывающих компаний. Причем самое главное, что мы при этом получаем, - это реальное обеспечение приоритета государственных интересов в сырьевой отрасли и снижение влияния любых внешних случайных факторов на наш диверсифицированный сырьевой экспорт.

Шагом в том же направлении стало и недавнее создание государственного холдинга "КазМунайГаз", в котором национальная нефтетранспортная компания стала играть стратегическую роль. И в целом на рынке транспортировки нефти СНГ политика "КазТрансОйл" уже привела к некоторым переменам, безусловно, выгодным для Казахстана.

Насколько стабильными окажутся все эти тенденции, наметившиеся за прошедшую "пятилетку нефти", покажет время. Во всяком случае опыт прошедших лет говорит о главном: выбор в пользу единого оператора на рынке транспортировки углеводородов в лице государства оказался правильным.

-----

Концерт звезд классической музыки посвящается 5-летию компании "KазТрансОйл"
КазААГ, 4 сентября

Национальной компании "КазТрансОйл" исполнилось 5 лет, передает Казахское информационное агентство. Небольшой юбилей почти совпал с профессиональным праздником нефтяников, который отмечался 2 сентября.

На свой день рождения компания пригласила звезд мировой величины. Первыми на сцену столичного Конгресс-холла вышли генеральный директор "КазТрансОйла" Абай Садыков, поздравивший своих коллег, и народная артистка СССР Бибигуль Тулегенова, которая спела песни из своего репертуара.

Не меньше восторга зрителей вызвал народный артист СССР Ермек Серкебаев, несколько раз выступив на "бис". Дуэтом с Абаем Садыковым он исполнил песню. Как всегда великолепны были Айман Мусаходжаева и ее "Академия солистов". Молодых артистов Нуржамал Усенбаеву и Майру Мухаммед-кызы, уже заслуживших мировое признание, долго не хотели отпускать со сцены.

Обрадовал зрителей гость из Англии Марат Бисенгалиев. Аккомпанировала ему ректор Казахской национальной консерватории Жания Аубакирова, которая также солировала на этом вечере. Любимые как старшим, так и молодым поколением песни исполнила народная артистка Республики Казахстан Роза Рымбаева.

Приложение:

СМАНКУЛОВ Аскар Султанович
Род. 9 нояб. 1964 г. в гор. Алма-Ате. Женат, имеет дочь и сына.
Оконч. Казахский политехнический институт им. В.И. Ленина (1987 г.), инженер-механик.
После окончания института работал инженером-технологом ПО "Ремдортехника" (1987-88 гг.); зав. отделом Октябрьского райкома ЛКСМК (1988-90 гг.); зам. директора Алма-Атинского филиала СП "Юнитек-Казэкспоцентр" (1990-91 гг.); зам. директора фирмы "Тау" (1991-94 гг.); представитель фирмы "Dow Chemical" в Казахстане (1994-96 гг.); со-президент фирмы "Ак Ерке" (1996-97 гг.); с 1997 г. - вице-президент по производству, по общим вопросам, с апр. 1999 г. - управляющий директор, с янв. 2001 г. - коммерческий директор, с янв. 2002 г. - первый зам. ген. директора ЗАО "КазТрансОйл".
(Д.Ашимбаев "Кто есть кто в Казахстане", А.Credo, 2002, с.416)

* * *

САДЫКОВ Абай Маслахатович
Род. 7 нояб. 1969 г. на ст. Бадам Чимкентской обл. Женат (жена - Абдуллаева Гульбар Акжигитовна), имеет двоих сыновей (Батухан, 1992 г.р., Артыкжан, 1994 г.р.) и дочь (Айганым, 2001 г.р.).
Оконч. Казахский государственный национальный университет им. аль-Фараби (1995 г.), Высшую школу банковского дела (2001 г.), юрист, экономист, кандидат юридических наук (тема диссертации: "Государственное регулирование научно-технического комплекса США (Конституционный аспект)", 2001 г.р.).
Трудовую деятельность начал в 1986 г. рабочим хлопкозаготовительного пункта, работал секретарем судебного заседания Чимкентского обл. суда; менеджер, коммерческий директор ДБФ "Бобек" (1993-95 гг.); коммерческий директор АО "Алтын-Алма" (1995-97 гг.); директор департамента реструктуризации долгов и аналитической работы ЗАО "ННК "Казахойл", зам. ген. директора ТОО "Казахойл-коммерция", зам. коммерческого директора ЗАО "ННК "Казахойл" (1998-99 гг.); управляющий директор - директор департамента малого и среднего бизнеса ОАО "Народный сберегательный банк Казахстана" (1999-2001 гг.); с мая 2001 г. - директор Актюбинского филиала, с сент. 2001 г. - зам. ген. директора по экономике и финансам, с янв. 2002 г. - первый зам. ген. директора, с янв. 2002 г. - ген. директор ЗАО "КазТрансОйл".
Мастер спорта по боксу, по прыжкам с парашютов.
(там же, с. 387).

По информации "Номада", Абай Садыков не смещен, а переведен на должность президента компании "КазТрансГаз" и, одновременно, генеральным директором ЗАО "Intergas C.A.". Он заменил Нургали Ашимова, назначенного накануне первым вице-министром энергетики и минеральных ресурсов.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рейтинг бизнес-деятелей и топ-менеджеров Казахстана за сентябрь 30.09.2002
У Метте появилось черное золото 30.09.2002
Крепнет тенге, растет доверие 30.09.2002
Кто будет греть руки этой зимой? 30.09.2002
Важнейший из приоритетов 30.09.2002
Нефтяные новости 30.09.2002
Озаренные культурой 29.09.2002
Неучтенные траты россиян - $100 млрд 28.09.2002
Торговать выгоднее, чем воевать 28.09.2002
Рейтинг пошел в гору 28.09.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz