"Панорама", 13 сентября
Первый вице-министр экономики и бюджетного планирования Наталья Коржова прокомментировала Панораме предлагаемые изменения в бюджетном финансировании социальной сферы, запланированном на следующий год.
Как отмечает г-жа КОРЖОВА, июльским постановлением правительства одобрена Концепция финансирования здравоохранения, в соответствии с которой в течение 3 лет будет осуществляться увеличение бюджетных расходов, позволяющее в результате добиться необходимого уровня финансирования гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Для реализации данной Концепции в бюджете на 2003 год учтены дополнительные расходы на обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи в сумме Т10 млрд, из которых Т1,3 млрд предусмотрено в расходах республиканского бюджета, Т8,7 млрд - в расходах местных бюджетов (пожалуйста, предыдущий номер Панорамы), в 2004 и 2005 годах дополнительные расходы на медицину составят по Т15 млрд. Еще одним приоритетом должно стать увеличение государственных вливаний на развитие села. По данным, приводимым в ответе на запрос, отмечается, что в следующем году планируется увеличить объемы финансирования социальной направленности для сельчан. Они будут дополнительно увеличены на Т10 млрд, из которых Т3,7 млрд будут направлены на строительство сельских школ, Т3 млрд - на строительство туберкулезных больниц, сельских родильных домов, центральных районных больниц. И сумма, которая кажется довольно внушительной - Т3 млрд, - на питьевую воду.
В проекте бюджета на будущий год минимальные размеры заработной платы и пенсии установлены на одном уровне - в размере Т4856, что означает их рост, соответственно, на 16,1% и 12%. Социальную направленность имеет и проводимая индексация заработной платы бюджетников, которая проведена в этом году на 5,8% в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции. Г-жа Коржова также отметила выделение дополнительно Т3,5 млрд на повышение заработной платы "отдельных категорий рабочих с низким уровнем оплаты труда", что позволило увеличить оплату их труда на 15-20% и перейти к единой базе исчисления зарплаты в целом для бюджетников. Комментируя по просьбе Панорамы, возможен ли дальнейший рост бюджетных расходов на социальную сферу и увеличение доли социальных расходов в бюджете в дальнейшем (как известно, этот вопрос в последнее время стал предметом довольно оживленной полемики), первый вице-министр привела некоторые показатели проекта будущего бюджета, определенные бюджетной комиссией. В частности, на расходы по функциональной группе "Здравоохранение" предусматривается Т16,6 млрд, что больше утвержденного плана 2002 года на Т4 ,6 млрд, или 38,3%. Расходы, идущие через само Министерство здравоохранения, должны возрасти на 44%. Затраты по другой функциональной группе - "Социальное обеспечение и социальная помощь" - планируются в размере Т179,8 млрд, что больше расходов этого года более чем на Т10 млрд, или 5,9%.
Финансирование социальных программ Министерства труда и социальной защиты возрастут на 8,4%. Более чем полутора миллионов казахстанцев коснется планируемое повышение пенсий. Как сообщила г-жа Коржова, средний размер пенсий в будущем году составит Т6426, что на Т646 больше существующей "средней пенсии". Повышение, производимое по поручению Президента, составит 12%, что будет несколько опережать рост потребительских цен в этом и следующем году, расходы на выплату пенсий в будущем году посчитаны в сумму Т126 млрд 690 млн. Выплата государственных социальных пособий будет стоить бюджету, если парламентарии согласятся с предложениями разработчиков, почти Т35,2 млрд, с увеличением на Т1,0 млрд по отношению к этому году в связи с ростом размера месячного расчетного показателя.
Среди других пунктов роста социальных выплат обращает на себя внимание намерение начать выплаты единовременных компенсаций в соответствии с Законом "О реабилитации жертв массовых политических репрессий" (в будущем году соответствующие расходы составят Т810 млн, а оставшаяся сумма задолженности будет поэтапно погашена в течение 2 ближайших лет), а также планы погасить задолженность по надбавкам к пенсиям граждан, пострадавших вследствие испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне, сложившуюся в1995-1997 годах.
Отвечая на вопрос о том, на каком уровне находится бюджетное администрирование, связанное с социальными статьями, и удалось ли добиться прогресса в целевом использовании этих денег, Наталья Коржова заметила, что на заседании правительства, состоявшемся в конце апреля, Минфину было поручено принять меры по выплате заработной платы "бюджетникам". По итогам семи месяцев эти выплаты были осуществлены за счет средств республиканского бюджета на 100% и составили Т24,36 млрд.
По состоянию на 1 августа были целиком профинансированы также все расходы по пенсиям и пособиям. По оценкам первого вице-министра, "в последние годы бюджетное администрирование в целом улучшилось, в том числе по социальным расходам". В связи с этим "следует отметить возросшую роль Комитета казначейства в части недопущения нецелевых расходов еще на стадии предварительного контроля за исполнением бюджета". Г-жа Коржова также считает, что "целесообразность введения в текущем году процесса паспортизации бюджетных программ не вызывает сомнений". "Вместе с тем практика показывает, что необходимо дальнейшее совершенствование и уточнение требований к оформлению паспортов бюджетных программ, например в части установления критериев определения эффективности".
Сам характер финансовых нарушений изменился качественно. Если раньше имелись факты недостачи и хищения денежных средств и материальных ценностей и необоснованных различных доплат, то теперь они "в большей части проявляются в виде использования средств не по назначению и на цели, не предусмотренные программой и бюджетной классификацией".
Рассуждая на тему адресной социальной помощи и выплат, связанных с высоким уровнем коммунальных тарифов, а также их посильности для местных бюджетов, первый вице-министр отметила, что в соответствии с законом адресная социальная помощь оказывается в денежной форме за счет средств местных бюджетов в пределах сумм, предусмотренных соответствующим бюджетом, и назначается уполномоченным органом. Кроме того, акимам областей, помимо выплаты пособий, "необходимо развивать проведение активной политики занятости, основанной на мерах, предупреждающих безработицу, поддержку малого и среднего бизнеса; обеспечивать организацию и расширение видов общественных работ, совершенствовать подготовку и переподготовку безработных с учетом потребностей рынка труда". Размер и порядок жилищной помощи также целиком определяется местными представительными органами.
Николай ДРОЗД.
P.S. Традиционно одним из главных вопросов в бюджетном процессе становится проблема возможности "конвертирования" экономического роста в возрастание социальных расходов. На сей раз, однако, исполнительная власть захватила инициативу в этом вопросе, объявив о довольно серьезных новациях в финансировании социальной сферы. Тем не менее вопросы о том, не занижает ли правительство размер вероятных доходов будущего года, остается открытым, как и то, удастся ли парламентариям добиться каких-либо уступок в процессе обсуждения бюджета, а также то, где именно могут быть сделаны уступки. |