Александр СУХАНОВ, "Око", 13 сентября
Государство, наконец, взялось урегулировать сферу, куда прежде почти не ступала нога чиновника - рекламную деятельность. Проект соответствующего закона уже внесен в парламент. Какие принципиальные положения он содержит, и как повлияет на различных субъектов рекламного рынка республики?
Кислотно-чиновничий баланс
В истории суверенного Казахстана было уже несколько попыток создать закон о рекламе. Однако поставить точку никто не решался - уж больно щекотливое это дело. Ведь такой закон имеет не только экономические, но и огромные социальные последствия. Особенно опасалось правительство трений со средствами массовой информации. Нужно было найти баланс интересов тех, кто рекламу дает, тех, кто ее изготавливает, распространяет, и тех, кто ее "потребляет". И в самой первой статье проекта так и записано: "Целями настоящего закона являются обеспечение необходимых условий для производства, распространения (размещения) и использования рекламы, соответствующих интересам ее потребителей, рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей".
Можно отметить, что в представленном законопроекте акцент сделан, в основном, на защиту казахстанцев от ненадлежащей рекламы.
Рекламоизготовители в законе нигде не упоминаются, кроме как в понятийном аппарате. Впрочем, их деятельность в каком-то специальном регулировании и не нуждается. Это обычные предпринимательские структуры.
А вот многие рекламораспространители, то бишь средства массовой информации, заранее предвидим, могут посчитать свои интересы не до конца учтенными. Дело в том, что в проекте закона предлагаются серьезные ограничения: "Реклама в теле- и радиопрограммах, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, не должна превышать десяти процентов от общего объема вещания в сутки".
Можно предвидеть, что это ограничение вызовет недовольство со стороны теле- и радиоканалов. Хотя цифра 10% не так велика, она, верояно, будет оспариваться.
А еще есть такое положение: "Запрещается прерывать рекламой демонстрацию детских, образовательных, религиозных передач, трансляцию официальных сообщений, а также выступление кандидатов в депутаты представительных органов". Ничего нельзя возразить по поводу официальных выступлений и речей кандидатов. Но вот по поводу детских, образовательных и религиозных передач - вопрос неоднозначный. Кстати, ожесточенные дискуссии по нему велись в России, когда там принимался соответствующий закон. И высказывалось такое мнение, что не стоит лишать указанные передачи рекламы как источника существования. Может, стоит ввести запрет не на всю рекламу, а лишь на рекламу алкоголя, табака, содержащую элементы насилия, жестокости и т.п.? Либо если уж государство озабочено "чистотой" детских, образовательных и религиозных передач, то пусть предложит им альтернативные источники финансирования - например, за счет бюджета.
Что касается печатных СМИ, а также рекламы в Интернете, то для них никаких ограничений по объему нет вообще. И это выглядит достаточно разумно. Потому что любые ограничения означали бы не только ухудшение финансового состояния печатных СМИ, но и лишения доступа многочисленных рекламодателей к этому виду рекламы (самому дешевому). Ведь не секрет, что львиная доля предпринимателей не в состоянии позволить себе пользоваться пусть эффективной, но дорогой телевизионной рекламой.
Прощайте, гоблины!
Как уже было отмечено, закон делает акцент на защите потребителей рекламы. Статья 13 предписывает, что реклама алкогольной продукции должна "сопровождаться хорошо отличимым текстом о вреде ее употребления". "Этому предупреждению должно быть отведено не менее десяти процентов площади всей рекламы и не менее трех секунд эфирного времени рекламного ролика на телевидении". Правда, почему-то ничего не сказано про радио, на котором нельзя посчитать площадь, а за три секунды явно не успеть произнести фразу о том, что "минздрав предупреждает...".
Вообще регулирование рекламы алкогольной, табачной и прочей продукции имеет важнейшее значение. Сейчас в этой сфере наблюдается хаос. И разработчики законопроекта попытались навести здесь порядок. Предусмотрен запрет на "размещение изображений товарных знаков алкогольной продукции в местах, предназначенных для несовершеннолетних, а также ближе ста метров от этих мест и организаций, на общественном транспорте, включая такси".
Наверное, это правильно. Хотя стоило бы уточнить несколько моментов. Во-первых, что такое место, предназначенное для несовершеннолетних? Ведь ретивые чиновники из местных органов власти могут причислить к этому понятию все что угодно. Во-вторых, пояснить, откуда измерять 100 метров - скажем, от дверей школы, или от забора, ограждающего ее территорию. Эти наши опасения не случайны - имеется опыт. Местные органы власти попытались ввести запрет на продажу алкогольных напитков ближе 100 метров от образовательных учреждений. Из-за неоднозначности - откуда считать эту стометровку - возникло много конфликтов с предпринимателями, киоски которых посносили.
Хотелось бы увидеть в законе и разрешение ряда не затронутых в нем действительных проблем существующей рекламной практики. В частности, рынка наружной (визуальной) рекламы. Эти рынки монополизированы акиматовскими конторами, которые, пользуясь отсутствием четкой нормативной базы, проводят рейды и сносят объекты наружной рекламы, не соответствующие, на их взгляд, требованиям. Эта проблема неоднократно поднималась в нашей газете. Однако в новом законе не содержится разъяснений (пусть не на детальном, но хотя бы на концептуальном уровне) относительно требований к наружной рекламе. Единственное, указывается, что размещение объекта наружной (визуальной) рекламы допускается при наличии:
"1) документа, выдаваемого уполномоченным органом по вопросам автомобильных дорог на определенный срок в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, - при размещении объекта рекламы в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования; 2) разрешения, выдаваемого в соответствии с требованиями, установленными к порядку и условиям размещения наружной рекламы в населенных пунктах местными исполнительными органами".
На наш взгляд, этот перечень стоит расширить ссылкой на "иные случаи". Ведь все конкретные возможные места расположения наружной рекламы трудно предусмотреть. Например, рекламный щит может стоять не только возле автомобильной, но и возле железной дороги. Могут применяться рекламные воздушные шары, и если они находятся не в пределах города, то выпадают из сферы регулирования. Поэтому и не мешало бы включить положение, обобщающее все случаи размещения наружной рекламы.
Следует усилить и защиту прав потребителей, которые страдают от произвольного размещения наружной рекламы. Наша газета уже писала об огромном плакате (на несколько этажей), которым просто завесили... окна жилого дома на одной из столичных улиц.
Статья 14 запрещает в рекламе банковских и иных финансовых услуг приводить информацию, "не имеющую непосредственного отношения к рекламируемым услугам или ценным бумагам". Под такую формулировку можно подвести, например, ролики про гоблинов-банкиров, про которых рассказывают всякие истории, не имеющие прямого отношения к банковским депозитам. Впрочем, это относится и к роликам иных банков, обещающих сказочные чудеса.
В законопроект не включено понятие социальной рекламы. Хотя это важное направление, которое нуждается в регулировании. На наш взгляд, в законе должны содержаться как требования к ней, так, может быть, и заложены механизмы, стимулирующие ее применение частными структурами и регламентрирующие ее финансирование государственными органами.
С учетом поправок предлагаемый проект закона о рекламе сможет соблюсти интересы рекламодателей, изготовителей и распространителей рекламы и защитить ее потребителей. |