Олег Хе, "Панорама", 13 сентября
В минувший понедельник совет Ассоциации финансистов Казахстана принял отставку своего председателя Ураза Джандосова. Согласно пресс-релизу, исполнение обязанностей главы совета ассоциации возложено на Кадыржана Дамитова, который в настоящее время является заместителем председателя правления "ABN AMRO Bank Казахстан". В прежние годы он возглавлял Национальный банк, был советником Президента республики.
Сорокалетний Ураз Джанодосов возглавил ассоциацию финансистов в декабре 2001 года. В данный момент он является одним из сопредседателей политической партии "Ак жол". Ранее руководил центральным банком, Национальной компанией по управлению электрическими сетями KEGOС, занимал должность заместителя Премьер-Министра.
Спустя два дня после этой отставки председатель Национального банка Григорий МАРЧЕНКО, близко знающий бывшего главу Ассоциации финансистов, в своем комментарии отметил личное право Ураза Джандосова полностью отдаться политической деятельности. "Я считаю, что каждый должен заниматься тем, что у него хорошо получается. И когда люди - хорошие профессионалы и руководители - из финансового сектора уходят в политику, то последний от этого теряет. Приобретает ли что-то политика, мне сложно сказать",- сказал г-н Марченко. Он привел пример, когда в странах бывшего СССР и Восточной Европы председатели центральных банков покидали свои посты ради того, чтобы заняться политической деятельностью, но в итоге уходили из центробанков, а потом и из политики тоже. Впрочем, г-н Марченко не преминул заметить, что у Ураза Алиевича есть еще перспектива вернуться в финансовые структуры.
Однако по стечению обстоятельств Григорию Марченко пришлось комментировать возможность собственной отставки, обсуждавшуюся в отдельных СМИ. Он произнес по этому поводу целый монолог, продемонстрировав здоровое чувство юмора: "Одни пишут: он уже купил квартиру в Москве. Другие: да вы что, у него же особняк в Подмосковье, семья туда уже давно переехала. Непонятно, почему решили, что я в Москву собираюсь? Вот я в Китай недавно ездил, может я квартиру покупал в Пекине или особняк в Бадалине с видом на китайскую стену. Мне, может быть, там больше нравится, и чаю зеленого хорошего побольше, чем в Москве". Уже вполне серьезно г-н Марченко подчеркнул, что никуда уезжать не собирается и никаких заявлений об отставке не писал. "Президент на эту тему тоже никаких намеков не делал",- отметил председатель Нацбанка. По его словам, он за портфель не держится, тем более что в кресле председателя находится без малого 3 года, тогда как его предшественники удерживались в центральном банке в среднем на год меньше.
Григорий Марченко обратил внимание на то, что ложные слухи распускают одни и те же издания: "Те самые люди, которые полтора года назад яростно отправляли меня в Дойче банк в Москву, ни разу не извинились за то, что врали все это время. Теперь точно так же отправляют меня в Центральный банк России". К слову сказать, на место г-на Марченко упомянутые издания прочили вице-премьера Карима Масимова.
Если говорить о Китае, то рабочую поездку в эту страну председатель Нацбанка совершил на прошлой неделе. Привез оттуда несколько новостей. Во-первых, центральные банки двух государства договорились подписать соглашение, которое бы позволяло рассчитываться торговцам в тенге и юанях. Во-вторых, сошлись во мнении, что необходимо разобраться с методикой подсчета двусторонней торговли: "По нашей статистике, объем импорта из Китая в Казахстан в 2001 году составил $172 млн, по китайской - $320 млн, но есть еще статистический бюллетень МВФ, там третья цифра - $600 млн". В-третьих, будет создана рабочая группа с участием центральных банков, таможенных органов и коммерческих банков, чтобы выстроить схему, при которой бы платежи за товар проводились через банковскую систему.
Как сообщил Григорий Марченко, в Китае девальвация юаня не планируется. Зато ведется работа иного плана - полная конвертируемость по капитальному счету. И одна из главных тем, которая их волнует сегодня, - последствия для финансового сектора и структуры внешней торговли после вступления в ВТО. Несмотря на то что в Китае темпы роста ЗВР достаточно приличные ($250 млрд - собственные резервы и еще $110 млрд - в Гонконге), они стали снижаться в последнее время. Одна из причин заключается в том, что импорт растет быстрее экспорта. И все-таки кое-какие защитные меры приняты. У Китая пять лет переходного периода, и, кроме того, он поднял планку допуска иностранных банков и страховых организаций на внутренний рынок. Для того чтобы открыть там дочерний банк, необходимо иметь $10 млрд, филиал - $20 млрд. Это к слову о выходе, а точнее невыходе отечественных банков на китайский рынок. По мнению г-на Марченко, "двигаться" туда нужно было раньше, до того как Китай вступил в ВТО.
-----
Председатель Нацбанка "завернул" проект создания биржи в Караганде Олег Хе, "Панорама", 13 сентября
В Нацбанке на рассмотрении находится ряд документов, в том числе по созданию второй фондовой биржи в Караганде (пожалуйста, Панорама №32, 2002 г.). И, по-видимому, Нацбанк не собирается выдавать лицензию бирже, альтернативной KASE. На этой неделе председатель центрального банка Григорий МАРЧЕНКО в резкой форме высказался в отношении проекта. По его информации, карагандинские учредители хотят снизить листинговые требования, что регулирующий орган считает недопустимым. "По таким же листинговым правилам, по которым работает биржа в Алматы, пусть открывается хоть 28 бирж",- сказал он. В то же время авторы нового проекта отрицают, что в их намерения входила либерализация листинговых требований. Единственно, они рассчитывали привлечь клиентов за счет снижения стоимости взноса для первых десяти членов биржи.
Но, по-видимому, нынешние претензии г-на Марченко - лишь формальный повод для отказа. Фактически, и председатель Нацбанка сделал на этом акцент, существует принцип концентрации рынка, и для того чтобы рынок был ликвидным, он должен быть "достаточно большим". То есть речь идет о ликвидности KASE, для поддержания которой требуется энное количество эмитентов и выпущенных в обращение ценных бумаг.
Кроме того, г-н Марченко усомнился в перспективности карагандинской биржи. "Все эти разговоры о том, что в Караганде и области много хороших эмитентов - это блеф, - считает он. - Если эти эмитенты есть, то кто им мешал выходить на KASE. У нас вся биржевая инфраструктура существует с 1998 года, и если за пять лет эти компании не смогли выйти на фондовый рынок, то есть тому причина: нет достаточной "прозрачности" в работе эмитента". Если отталкиваться от этих слов председателя НБ, то можно сделать вывод, что Нацбанк просто пытается снять с себя лишнюю ответственность, ведь если откроется новая биржа, да к тому же в регионе, то ему придется контролировать новую организацию во избежание каких-либо финансовых махинаций. Вот чего, думается, на самом деле опасается центральный банк.
Комментируя другой документ - законопроект о создании кредитного бюро, Григорий Марченко сообщил, что в целом ряде стран существуют подобные институты и для Казахстана такое бюро необходимо. Председатель Нацбанка обратил внимание на быстрый рост кредитования со стороны банков, особенно в отношении физических лиц. "Еще два года назад кредиты давались только корпоративным клиентам, да и то в основном крупным. И вот сейчас начало динамично развиваться ипотечное и потребительское кредитование",- отметил он. Плюс больше стало выпускаться кредитных карточек, которых на руках почти полтора миллиона. "Во всем мире во избежание злоупотреблений со стороны заемщиков (не погасил кредит в одном банке, взял в другом) действует институт кредитного бюро",- сказал г-н Марченко. Естественно, главный вопрос: как оно должно функционировать; быть ему частным или государственным. Глава центрального банка не исключил вероятности появления гибридной схемы, при которой основную базу данных может вести государственный институт при Минфине или Минюсте, а с другой стороны, эти данные могут получать частные кредитные бюро, имеющие лицензию.
"Нужно взвесить все "за" и "против" и принять разумный закон, который бы, с одной стороны, не нарушал принципы коммерческой и банковской тайны, с другой - позволил бы получать и распространять информацию для того, чтобы блокировать недобросовестных заемщиков",- считает руководитель Нацбанка. По мнению г-на Марченко, закон в первую очередь должен определиться с заемщиками-физическими лицами, поскольку именно с ними больше всего возникает проблем. Имеется в виду, что когда в Казахстане 2,5 года назад принималось законодательство о банковской тайне, то оно обеспечивало полную защиту банковской информации именно для физических лиц. "Юридически полной банковской тайны не было и нет. Поэтому споры будут чаще всего возникать вокруг того, как собирать и распространять информацию о физических лицах",- подчеркнул председатель центрального банка. |