"Нефтегазовая вертикаль", 13 сентября
Казахcтанско-американское СП "Арман" сегодня приступило к транспортировке своей нефти на экспорт по трубопроводной системе Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). До конца года компания планирует прокачать и отгрузить через морской терминал свыше 100 тыс. тонн углеводородного сырья.
Акционер консорциума - "Орикс Каспиан Пайплайн ЛЛС" (входит в американскую группу компаний "Керр МакГи Ойл энд Газ Корпорэйшн") использует свое право на прокачку нефти по КТК для транспортировки сырья СП "Арман", одним из участников которого также является "Керр МакГи". СП "Арман" разрабатывает месторождение Арман на западе Казахстана.
В стадии согласования находится Договор о транспортировке нефти между КТК и ТОО "Торговый Дом "КазМунайГаз" (дочернее предприятие Национальной нефтегазовой компании Казахстана "КазМунайГаз"), которое в счет квоты акционера от Правительства Республики Казахстан будет транспортировать нефть, добываемую ОАО "Эмбамунайгаз".
Для подсоединения новых грузоотправителей к системе КТК в Атырау проложены две нитки трубопровода протяженностью 1,5 км, которые соединили нефтеперекачивающие станции (НПС) "КазТрансОйла" и КТК.
"Появление в трубопроводе КТК нефти нового грузоотправителя означает начало работы Банка качества нефти (БКН), - сказал Генеральный директор КТК Иен МакДональд. - Банк качества нефти КТК - первый на территории бывшего СССР. Он позволит каждому грузоотправителю получать реальную рыночную стоимость своей нефти. Все вопросы, касающиеся характеристик смеси, поступающей в КТК из трубопроводной системы "КазТрансОйла", решены в рамках договора КТК о транспортировке".
Банк качества нефти предусматривает компенсационные расчеты между грузоотправителями в зависимости от качества нефти. КТК будет фиксировать количество и качество нефти в каждой точке входа в систему и на выходе из системы КТК. Технический консультант БКН - компания Пурвин и Герц, участвовавшая в его создании, - ведет расчеты коэффициентов для БКН. Эталоном служит нефтяная корзина, сформированная из 11 сортов нефти. Все финансовые расчеты ведутся через ABN Amro Bank, в который участники Банка качества должны заблаговременно внести обеспечение, чтобы гарантировать наличие средств для осуществления платежей в порядке взаиморасчетов по Банку качества между грузоотправителями. Сумма обеспечения начисляется участнику Банка качества, исходя из принятых заявок.
Со дня пробной загрузки первого танкера "Минерва Александра" 13 октября прошлого года КТК отгрузил на мировые рынки свыше 8 млн. тонн нефти. С начала нынешнего года на Морском терминале КТК было отгружено 7,3 млн. тонн нефти.
В настоящее время по трубопроводной системе КТК ежемесячно транспортируется свыше 1,1 млн. тонн нефти. Продолжается строительство участка трубопровода, который соединит систему КТК с Карачаганакским месторождением в Казахстане. После его ввода в строй в середине 2003 года трубопровод КТК будет функционировать на полную первоначальную мощность по нефти казахстанского происхождения. Сейчас КТК готовит предложения по увеличению пропускной способности трубопроводной системы, чтобы удовлетворить возросший объем заявок на прокачку нефти от грузоотправителей. Расширение системы предполагает строительство дополнительных насосных станций и резервуаров для хранения нефти на Морском терминале.
Доли участия правительств-основателей КТК распределяются следующим образом: Россия - 24%, Казахстан - 19%, Султанат Оман - 7%. Среди частных нефтяных компаний-участников консорциума - Шеврон Каспиан Пайплайн Консорциум Компани (Chevron Caspian Pipeline Consortium Company) - 15%, ЛУКАРКО Б.В. (LUKARCO B.V.) -12,5%, Роснефть-Шелл Каспиан Венчерз Лтд. (Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited) - 7,5%, Мобил Каспиан Пайплайн Компани (Mobil Caspian Pipeline Company) - 7,5%, Аджип Интернешнл Н.В. (Agip International (N.A.) N.V.) - 2%, БГ Оверсиз Холдинг Лтд. (BG Overseas Holding Limited) - 2%, Казахcтан Пайплайн Венчерз ЛЛС (Kazakstan Pipeline Ventures LLC) - 1,75% и Орикс Каспиан Пайплайн ЛЛС, группа компаний Керр МакГи (Oryx Caspian Pipeline LLC, Kerr-McGee Group of Companies) - 1,75%.
-----
Краснодарский край. Каспийский трубопроводный консорциум отгрузил восьмимиллионную тонну нефти "Новороссийский рабочий", 13 сентября
Сотрудники Каспийского трубопроводного консорциума в конце прошлой недели отметили знаменательное событие: с морского терминала этого предприятия на танкер "Астро Сириус" отгружена восьмимиллионная тонна нефти.
Генеральный директор Иен Мак-Дональд в этой связи сказал, что сейчас консорциум готовится принять нефть от новых грузоотправителей в Казахстане, и прогнозы развития нефтяной отрасли этой республики свидетельствуют о необходимости увеличения пропускной способности трубопровода.
В ближайшие несколько недель, по его словам, ряд предложений по расширению трубопроводной системы будет представлен на рассмотрение акционеров. Напомним, что России принадлежит 24% акций КТК.
В городе это предприятие остается одним из основных налогоплательщиков, несмотря на то, что доля поступлений от него после завершения строительства значительно снизилась.
За шесть месяцев этого года от КТК, по данным инспекции МНС по Новороссийску, поступило 7,9 миллиона рублей (в прошлом году за этот же период практически в два раза больше).
Если раньше налоговые поступления от КТК сравнивали с тем, что дает городу морской торговый порт, то в этом году консорциум заплатил в городскую казну меньше, чем ОАО "Новоросцемент".
Однако, напоминают представители консорциума, не надо забывать о субподрядчиках строительства, которые тоже делают отчисления, и о благотворительных взносах предприятия. Только на ликвидацию последствий стихии, как сообщил пресс-секретарь КТК в Краснодаре Виктор Волгин, городу было перечислено 3 миллиона рублей. Сегодня на самом КТК, по словам новороссийского пресс-секретаря Юрия Кривошеева, работает 132 новороссийца.
-----
Первый в РФ частный магистральный нефтепровод объявил о начале работы банка качества нефти АФИ "Консультант", 13 сентября
Первый в РФ частный магистральный нефтепровод - Каспийский трубопроводный консорциум - объявил о начале работы банка качества нефти, сообщила пресс-служба компании. Банк качества нефти предусматривает компенсационные расчеты между грузоотправителями в зависимости от качества нефти.
Банк качества нефти КТК - первый на территории бывшего СССР. Он позволит каждому грузоотправителю получать реальную рыночную стоимость своей нефти, - сказал генеральный директор КТК Иен МакДональд. КТК будет фиксировать количество и качество нефти в каждой точке входа в систему и на выходе из системы КТК. Эталоном служит нефтяная корзина, сформированная из 11 сортов нефти, - говорится в сообщении.
Наиболее активными сторонниками банка качества являются компании, работающие, в основном, на сибирских месторождениях, чья высококачественная нефть смешивается с высокосернистой татарской и башкирской нефтью. В результате смешивания экспортируемая из России нефть оказывается более низкого качества, чем, к примеру, индикативный сорт Brent, и торгуется с дисконтом по отношению к нему, который составляет $1-2. НК ЛУКОЙЛ и Роснефть, через свои "дочки" участвующие в КТК, пока не качают нефть по этому нефтепроводу из-за отсутствия соединения КТК с системой Транснефти. |