Александр ТАЛАНОВ, "Экспресс-К", 17 сентября
- Ибрай Карабаевич, сейчас часто говорят о предстоящей либерализации рынка связи. Насколько "Казахтелеком" готов к этому?
- Ну что я могу сказать о либерализации? Это, наверное, неизбежный и правильный курс. Она должна привести к повышению конкурентности на таком довольно монопольном рынке. И это пойдет только на пользу нашему потребителю. И я надеюсь, что в дальнейшем этот процесс приведет к тому, что качество услуг связи, качество универсальных услуг, которые должны предоставляться всеми операторами - участниками этого процесса, заметно возрастет. Да и для "Казахтелекома" как бизнес-компании, ориентированной прежде всего на продвижение в конкурентной среде, это тоже приведет к оздоровлению.
Но вопрос либерализации - это вопрос не только плюсов и преимуществ, о которых мы говорим. Это еще и вопрос ответственности, которая перед нами стоит, и обязательств, которые мы несем. Вам наверняка известна ситуация с кросс-финансированием, когда за счет высокорентабельных услуг - междугородной и международной связи - финансируется убыточная местная и особенно сельская связь. Президент нашей страны объявил, что текущий год и два последующих будут посвящены развитию села, и в этой ситуации игроки на рынке телекоммуникаций должны так же справедливо разделить эти обязательства. Как разделить обязательства, каковы механизмы этого - вопрос сложный, и этими вопросами сейчас интенсивно занимается Министерство транспорта и коммуникаций. Мы участвуем в этом процессе активно, и я думаю, что вопрос либерализации должен быть решен правильно как с позиции выигрыша конечных потребителей, так и в отношении справедливого разделения обязательств.
- А что сейчас необходимо "Казахтелекому" для того, чтобы в условиях либерализации компания продолжала развиваться успешно? Какова оптимальная схема выживания в условиях либерализации рынка связи?
- Лекарства от всех болезней не существует. Когда республики СССР провозгласили независимость, экономическая и политическая ситуация в странах Центральноазиатского региона сложилась различная. Те реформы, которые провозгласил наш президент, оказались правильными, и результат налицо: Казахстан - лидер по многим вопросам в развитии на постсоветском пространстве. И если говорить конкретно о телекоммуникациях, то я уверен, что "Казахтелеком" будет выполнять свои обязательства. У нас есть текущие сложности, но они могут быть и должны быть решены.
- Например?
- К текущим вопросам я бы отнес проблему системы повременного учета стоимости местных соединений - СПУС. Она уже внедряется, и согласно постановлению правительства мы должны перейти на нее к 2004 году. Но здесь есть проблемы законодательного характера. Например, сейчас на рассмотрении в сенате находятся поправки к закону "О связи". В них говорится, что и юридические, и физические лица имеют право на выбор между повременной или фиксированной оплатой телефонных переговоров. Если говорить о физических лицах, то я могу привести такие цифры. Когда в Караганде началось внедрение "повременки", то внутригородской трафик уменьшился в три раза. Безусловно, это можно объяснить психологическими причинами. Сейчас же, после перехода на десятисекундный биллинг и введения права выбора для физических лиц, наблюдается тенденция к постепенному увеличению трафика. И я считаю, что физические лица имеют право на выбор.
Но по отношению к юридическим лицам мне хотелось бы высказать свою точку зрения. Безусловно, юридические лица и госучреждения наверняка предпочтут фиксированную абонентскую плату.
- А почему?
- Да потому, что на сегодня те расчеты, которые проводились для них, являются явно заниженными. С другой стороны, неотъемлемое право любого хозяйствующего субъекта - это право всегда минимизировать свои затраты. Но за счет чего это будет происходить? Если дать им возможность перейти на фиксированную абонплату, то тогда трафик, исходящий из госучреждений и от юридических лиц, быстро возрос бы по сравнению с входящим трафиком. Это же все очень просто: человек, сидящий на "повременке", звонит на работу своим товарищам, родителям или детям и говорит: "Перезвоните мне". Впрочем, то же самое будет и при повременке. Как бы мы быстро и эффективно ни продвигались, ментальность наших клиентов все-таки, скажем так, не идет в ногу со временем. Все же у нас остается принцип: если это не мое, то можно относиться к нему, как раньше мы относились ко всему государственному при Советском Союзе. И это, увы, правда. И никто не будет оценивать затраты бюджета, а ведь это увеличение может повлечь за собой уменьшение расходов на социальные пособия и прочее.
Если юридические лица будут платить по фиксированному тарифу, то теряется весь смысл внедрения "повременки" - правильное перераспределение расходов на связь между малоговорящими и многоговорящими, между населением и предприятиями. Я уже не говорю о том, что в складывающейся ситуации местная связь так и останется убыточной, и у нас уже не будет тех условий для реинвестирования. И я как менеджер национальной компании хотел бы пожелать сенаторам при рассмотрении этих вопросов подходить к решению этой проблемы комплексно.
Вы знаете, что по итогам прошлого года наша компания выплатила значительные дивиденды акционерам, причем произошло это впервые. А поскольку нашим основным акционером является государство, то тем самым мы пополнили госбюджет.
Не все вопросы, которые сейчас у нас есть, решаются так, как нам хотелось бы. Это не только вопрос по СПУС, но и вопрос с альтернативными операторами, к которым, я подчеркиваю, мы относимся с должным уважением. Они работают хорошо. Но в настоящий момент сеть телекоммуникаций общего пользования (СТОП) - это не только сеть "Казахтелекома". Это и присоединенные сети. И на этих сетях не везде решен вопрос того же повременного учета.
- А в случае либерализации все должны будут переходить на повременный учет и предоставлять альтернативу?
- Да, это должны будут делать все операторы, потому что это - единое требование к сети. И если оператор развивает свою сеть и присоединяется к СТОПу, то он становится ее частью. И тогда те требования и те обязательства, которые ложатся на "Казахтелеком", должны в той же мере ложиться на других операторов. Таковы основные проблемы по СПУС.
Текущих проблем в "Казахтелекоме" всегда много, но я думаю, что они решаемы. И мы их решаем, и результат данных решений - наше продвижение вперед, наши финансово-экономические показатели.
- Но если вернуться к вопросу о юридических лицах, разве нельзя им сделать такую фиксированную плату, которая покрывала бы все затраты?
- Конечно, это можно сделать. Но давайте обратимся к простой статистике. Я могу вам задать встречный вопрос: когда в последний раз повышалась абонентская плата?
- Не помню…
На самом деле мало кто помнит. Но все помнят, когда увеличились тарифы на тепло, на горячую воду, на газ… И давайте в этой ситуации посмотрим на наши результаты. У нас идет крупномасштабная цифровизация наших сетей. Мы по некоторым направлениям даже опережаем наши планы. Но это опять инвестиции. А тем временем мы все еще живем по тарифам, которые были установлены более трех лет назад.
Конечно, можно было бы дать юридическим лицам право на выбор. Но все прекрасно понимают, что юридические лица - наиболее активная часть пользователей, постоянно загружающая сеть. И только повременная оплата позволит привести стоимость услуг в соответствие с потребляемым количеством услуг. При этом изменение доходов оператора и соответственно расходов предприятий будет происходить пропорционально изменению объема создаваемой нагрузки, т. е. объема потребляемых услуг. И этот подход, по моему мнению, является наиболее обоснованным и справедливым. |