АБН, 19 сентября
Санкт-Петербург. На официальном сайте ОАО "АК "Транснефть" размещено выступление доктора экономических наук, главного научного сотрудника института востоковедения РАН Юрия Александрова. В аналитической записке отмечается, что "планы ВР и других компаний, готовящихся строить нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан, в принципе не изменились, но протокол о начале работ еще не подписан. Это должно произойти в начале следующего года.
Пока же продолжается лихорадочный поиск новых партнеров и нефти. Но чем ближе срок начала строительства, тем туманнее перспективы. И если без новых партнеров можно обойтись, то без нефти никак. Речь идет о транзите 50 млн. тонн в год при стоимости проекта в 3,3 млрд. долл., из которых 70% должны поступить в виде кредитов. В принципе нефтепровод Баку - Джейхан в первую очередь рассчитан на транспортировку азербайджанской нефти, которой мало. Во всяком случае, государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР) добывает сейчас около 9 млн. тонн нефти в год, из которых не менее 70% поступает на два бакинских НПЗ, что, кстати говоря, далеко не покрывает их производственных возможностей. Для экспорта остается примерно 2,5 млн. тонн - то есть в два раза меньше даже того объема (5 млн. тонн в год), который по соглашению с Россией должен поставляться в нефтепровод Баку - Новороссийск. В этом году за 8 месяцев добыто около 6 млн. тонн нефти, экспортировано несколько больше 2 млн. тонн.
Главная надежда проекта Баку - Джейхан связана с блоком месторождений "Азери-Чираг-Гюнешли" (АЧГ) в азербайджанском секторе на шельфе Каспия. Отсюда однозначное требование ГНКАР к участникам проекта: вся нефть, добываемая на блоке АЧГ, должна поступать только в этот нефтепровод. Как говорят в ГНКАР, "точка отгрузки - входной фланец нефтепровода Баку - Джейхан". Но в настоящее время перспективы поступления нефти оттуда довольно туманны. Особенно если учесть, что Азербайджан в отличие от России и Казахстана еще не разрешил для себя удовлетворительным образом проблему разграничения морского дна со своими соседями. Прежде всего на юге - с Туркменией и Ираном. В споре с Ираном камнем преткновения стала потенциально богатая углеводородами южная часть структуры АЧГ.
Ю.Александров приводит данные, что "расчеты рентабельности проекта Баку - Джейхан исходят из представления, что нефть для него будет обеспечена в требуемом количестве". Между тем именно это как раз находится под большим вопросом. Слабо обоснован он и с политической точки зрения. Если, скажем, Украина, конечно, не может стать серьезным претендентом на азербайджанскую нефть, то намного важнее проблемы, связанные с Ираном. Дело в данном случае не только в спорных месторождениях на Каспии, весь проект Баку - Джейхан замыслен как альтернатива не только российским интересам, но и иранским. Причем последним даже в большей степени. Располагая Иран на "Оси зла", США не только хотели бы видеть в лице Турции его конкурента на международных нефтяных рынках.
В сущности проект Баку - Джейхан предстает как часть более общей американской стратегии изоляции Ирана на мировой арене исходя из того, что его антиамериканский курс еще долго не изменится. Между тем пока с изоляцией не очень получается. Эту линию не поддерживают даже многие союзники США, а Россия исходит из стратегии, в которой снижение агрессивности иранских политических лидеров увязывается с гармоничной интеграцией страны в мировое экономическое сообщество. Конечно, такие мощные нефтяные компании, как, например, ВР, рыночная капитализация которой почти в два раза превышает суммарную капитализацию не только нефтяных, а всех российских компаний вместе взятых, могут позволить себе рискнуть участием в экономически слабо обоснованном проекте. Но для Азербайджана это чревато впоследствии серьезными проблемами. Тем более что его правящие круги, похоже, вообще избрали несколько авантюристическую стратегию в области экспорта углеводородов. Стоит упомянуть об их намерении выйти со своим экспортным газом на южноевропейские рынки через ту же Турцию. Что также угрожает провалом, учитывая ожидаемый высокий уровень конкуренции на этих рынках в связи с завершающимся строительством трансконтинентального газопровода "Голубой поток" из России и ограниченные возможности турецкого внутреннего рынка газа. Казахстанская нефть течет в другую сторону".
Представитель РАН отмечает, что "надежды лоббистов проекта Баку - Джейхан, видимо, связаны по большей части с нефтью Казахстана. Быть может, такие расчеты оправдают себя в том случае, если казахстанцы через какое-то время не будут знать, куда им девать свою нефть. Но пока этого нет. Сейчас вся деятельность Казахстана по развитию своего экспортного нефтяного комплекса ориентирована в сторону России. Активизировалось строительство нефтепровода Кенкияк - Атырау с целью облегчения доступа нефти с актюбинских месторождений к магистральным трубопроводу Атырау - Самара (и далее на БТС или в Европу через нефтепровод "Дружба") и к системе КТК. В то же время транзит казахстанской нефти по маршруту Актау - Баку - Батуми сократился в 3 раза. |